Nikolay | Дата: Понедельник, 30 Май 2011, 22:47 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
|
ДЮРРЕНМАТТ ФРИДРИХ ЙОЗЕФ (5 января 1921, Конольфинген — 14 декабря 1990, Нёвшатель)
— известный швейцарский писатель, публицист, драматург и художник-экспрессионист; один из мастеров психологического детектива.
Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене, деревне в швейцарском кантоне Берн. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт — протестантский священник в деревне. Спустя 3 года родилась сестра Врони. В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн. Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее. Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни. Он менял школы, потому что-то то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей. Впоследствии окончил Цюрихский и Бернский университеты, где изучал философию, филологию, естественные науки, историю искусства и живопись. Ещё в Конольфингене он начал рисовать кистью и карандашом — склонность, которую он ощущал на протяжении всей своей жизни. Позже он иллюистрировал некоторые из своих собственных произведений, делал наброски, иногда даже эскизы декораций и костюмов для спектакля. Его картины были выставлены в 1976 и 1985 в Нойнбурге, в 1978 в Цюрихе. Несмотря на свой талант к живописи Дюрренматт в 1941 году начал изучать философию, естественные науки и германистику; сначала в Цюрихе, но после первого семестра уже в Берне. Там он жил в у своих родителей на Лаубеггштрассе в мансарде, которую обставил большими панно, которые позже были закрашены и только в начале 1990-х годов были обнаружены и отреставрированы. С учёбой он не торопился и уже в 1943 году предпочёл карьере в университете карьеру писателя.
Начало литературной карьеры В 1945—1946 гг. была опубликована первая пьеса «Ибо сказано». В 1947 г. она была поставлена на сцене. В 1946 г. Дюрренматт женится на актрисе Лотти Гайслер, и они переезжают в Лигерц на озере Билер. Там в 1950 г. был написан криминальный роман «Судья и его палач», который, однако, в узком смысле криминальным романом не является. Это произведение принадлежит сегодня к обязательным для прочтения в немецких школах. Первые годы Дюрренматта как свободного писателя (до 1952 г.) были тяжелы в финансовом отношении как для него самого, так и для его большой, состоявшей из 5 человек, семьи. Потом ситуация улучшилась, особенно за счёт заказов радиостанций; появились некоторые радиопостановки. Кроме того, издательство «Verlag der Arche» стало для него постоянным. В дальнейшем Дюрренматт начал писать детективы, которые частично публиковались как романы с продолжением в швейцарской газете «Der Schweizerische Beobachter». В 1952 г. семейство Дюрренматтов поселилось надолго в Невшателе.
Признание как драматурга В 1950 году вышла в свет его пьеса «Брак господина Миссисипи», которую можно было бы обозначить как его первый большой успех на сцене немецкого театра. Всемирную известность он получил с комедией «Визит старой дамы» (1956).[1] «Физики», пьеса, которую он сам относил к комедии, стала самой успешной постановкой театральных сезонов 1962/63 и 1982/83 годов. Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады. Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте. В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии, также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце. В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта, перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха, и в конце концов в Дюссельдорфе. Там состоялись 2 его пьесы «Портрет планеты» и «Titus Andronicus». Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964—1965) в Вене. В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера…
Публицистика Дюрренматт как автор эссе, докладов, речей критиковал международную политику. Он много путешествовал, например, в 1969 в США, в 1974 в Израиль, в 1990 в Польшу и Освенцим. Так возникли «Записки из Америки» (1970) и публицистический текст «Я поддерживаю Израиль» (1973). В 1990 году широкую известность получили речи, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву, которые появились под заголовком «Надежда Канта».
Последние годы В 1983 умирает его жена Лотти. В 1984 Дюрренматт женился на актрисе, кинопродюсере, журналистке и водителе Феррари — Шарлотте Керр. Вместе они поставили фильм «Портрет планеты» и пьесу «Ролевые игры». 14 декабря 1990 Дюрренматт умер в Нёвшателе. Шарлотта Керр написала книгу воспоминаний «Женщина в красном пальто», в котором она рассказывает о времени, проведённом вместе с Дюрренматтом. Дюрренматт завещал свои произведения государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив. (Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Дюрренматт,_Фридрих) ***
Биографический очерк Татьяны Шабалиной
ДЮРРЕНМАТТ, ФРИДРИХ (D;rrenmatt, Friedrich) (1921–1990), швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих литературных международных и национальных премий, в том числе – Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу (середина 1980-х) и др. Родился 5 января 1921 в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970–1980-х его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе. В 1935 семья переехала в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум, который закончил в 1941. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее «от противного», в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические «успехи» и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы учебы в гимназии писатель впоследствии считал «самым неприятным временем» свой жизни. В 1941 поступил в Цюрихский университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали работы С.Кьеркегора и французских экзистенциалистов – их идеи нашли свое отражение в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования оказалась неудачной: в 1943 он оставляет университет и посвятщает себя литературе. Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных драматургов 20 в.: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско и др.). К 1945–1946 написана первая пьеса Ибо сказано, которая была поставлена в 1947. Особенного успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь: Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не только пьесы (Слепой, 1948; Ромул Великий, 1949), но и детективы, которые публикуются с продолжением в газете «Швайцер беобахтер», а также заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем. Первый творческий и коммерческий успех принесла ему пьеса Ромул Великий. В 1950 этот успех был подкреплен постановкой следующей пьесы – Брак господина Миссисипи, после которой автор был признан драматургом национального масштаба. К этому времени сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии. В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта, однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость. Именно эта проблематика легла в основу пьесы, принесшей Дюрренматту мировую известность – Визит старой дамы (1957). Кроме славы, пьеса приносит автору и долгожданное материальное благополучие. В 1960-е он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью. Из других пьес наиболее известны Ангел приходит в Вавилон (1953), Физики (1962), Играем Стринберга (1970). Творческое наследие Дюрренматта весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес, эссе. Среди них – сборник рассказов Город (1952), детективные произведения Судья и его палач (1952), Подозрение (1953), Обещание (1958), Правосудие (1985); повести Грек ищет гречанку (1955), Авария (1956), Поручение (1988), сборник статей Проблемы театра (1955), публицистические произведения Записки из Америки (1970), Я ставлю себя позади Израиля (1973), Соответствия (1976). В 1990, в период общественного переустройства стран социалистического лагеря, широкую известность получили две речи Дюрренматта, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву. Скончался Ф. Дюрренматт 14 декабря 1990, в Невшателе, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея. Татьяна Шабалина (Источник - http://www.proza.ru/2009/03/26/1012) ***
Переписка: Макс Фриш – Фридрих Дюрренматт Перевод с немецкого и вступление Евгении Кацевой (Извлечение)
Дорогой господин Дюрренматт, благодарю Вас за быструю присылку первого и второго актов “Миссисипи”1, которые я так же быстро проглотил. Так как завтра я уезжаю в Авиньон, я, к сожалению, могу написать Вам только мало и бегло. Я считаю, что первый акт великолепен по ситуации и развитию; удовольствие доставляет разыгрывание козырей — в абсурдности ситуации, пока она неожиданна, заключена большая сила. Мы немного уже касались этих вещей в разговоре; мои вскользь сделанные замечания — это очень личные ощущения, которые потом при чтении, в особенности второго акта, вновь возникли. Мне кажется, растянутая во времени абсурдность не может создать плодотворного климата. Опасность кроется в постоянном заострении, постоянной экстремальности примеров — это утомительно, и, кроме того, без присутствия на первом плане обыденного я легко теряю масштаб, представляющий неслыханное именно как неслыханное. Возможно, чего-то не хватает просто во мне, которому вдруг не хватает воздуха — я этого совершенно не ощущал в “Анабаптистах”. Я иногда задаюсь вопросом, до какой степени легитимным может быть воздействие экстремального, которое меня ошеломляет; у меня тогда, как я уже говорил, возникает тоска по более гуманному климату, по умеренности даже в бурлеске, который легко оказывается в пространстве, где попросту все возможно и все безразлично. Ситуация, констелляция этих трех людишек — я не решаюсь даже сказать человек — так бесспорно многозначительна — Вы сами чувствуете, что эта пьеса с точки зрения ремесла завидная удача, хотя второй акт (тут я расхожусь с Вашим мнением) мне не кажется уже решенным; я не верю, что Джон2 нажмет на курок, а ведь это важная опора во всей постройке. Почему я не верю? Согласен, он достаточно ослаблен, по крайней мере по логике; но не по жизненности. Миссисипи считает, что одолел его, что, кстати, дается ему явно с трудом; но Джон — он, правда, находится в безумном положении — но для подобного сорта людей (он ведь не из интеллектуалов) он, на мой взгляд, многовато теоретизирует. Он делает это благодаря драматургическим приемам и философским познаниям автора, но — черт меня побери — он не сам делает это! Миссисипи не обладает для меня ничем гипнотическим, интеллекта недостаточно; Жану3, который вынуждает фройляйн Юлию взять в руки бритву, легче, потому что она существо податливое и Жан полностью играет на ее инстинктах, при которых аргументы являются только возбудителями страстей и страхов, здесь же аргументы, именно как аргументы, должны убивать. Я пишу то, что приходит в голову, притом после первого прочтения! Может быть, дело не в Миссисипи (apropos: я считаю, что сплин в связи с Моисеевым законом4 мог бы чаще проявляться), но в том, что он, хотя и сбит по понятным причинам с толку, не впадает в смятение, а в свою очередь миссисипствует, ведет разговор, в какой он никогда не мог бы вступить, и поскольку здесь так много резонерской дискуссии, я не верю в ее конец, лишь понимаю, что пьеса вертится вокруг этого конца, и потому принимаю его — как абсурдный образец заранее заданного свидетельства, но не как событие, вырастающее в образец. Я не знаю, дорогой Дюрренматт, видите ли Вы, в чем здесь для меня трудность, и даже если я один такой, то это еще ни о чем не свидетельствует. Есть еще и другие вещи, менее центральные, которые мне мешают, заострения, некая чрезмерность с посещением казни; присущая Вашему дарованию гротескность, должно быть, нечто очень трудное, она линза для столь многого, чего иначе не сделать зримым, и вдруг, когда ее оказывается слишком много, она вообще уже ни о чем не говорит, как бы отбрасывает назад, люди превращаются в кукол — у Ведекинда, подумал я, это все люди из плоти и крови, ситуация безумная, но никак не абстрактная — все это очень личные ощущения, выражение, может быть, личной пристрастности; возможно, у меня раньше, чем у других, обрывается нить восприятия происходящего всерьез, человеческого участия. Я с большим любопытством жду третьего акта! Надеюсь, Вас не задевает то, что я говорю. Это не умаляет моего восхищения, о котором я уже не раз говорил, а только обостряет мое личное желание, чтобы для будущих посевов Вы использовали более “гуманный климат”; у меня в самом деле такое ощущение, что абсурдное, пусть и великолепное, непременное, то и дело плодотворное, долговременным быть не может. Передайте сердечный привет Вашей жене, я желаю ей всего доброго с маленьким лигерцерцем5, и Вам самому желаю всего доброго Сердечно Ваш Фриш __________ 1 Речь идет о первоначальном варианте комедии “Брак господина Миссисипи”. В отличие от швейцарских театров, решительно не принявших пьесу, Фриш отнесся к ней положительно, возражая лишь против ее чрезмерной заостренности. Тем не менее премьера пьесы, состоявшаяся в 1952 году в Мюнхене, имела большой успех, Дюрренматта сравнивали с величайшими комедиографами Аристофаном, Свифтом. В основе пьесы — извечный спор: можно ли спасти мир с помощью религии или идеологии. 2 Джона — революционера, идейного антагониста прокурора Флорестана Миссисипи — Дюрренматт позднее переименовал во Фредерика Рене Сен-Клода. 3 Жан, Юлия — персонажи “натуралистической драмы” Августа Юхана Стриндберга (1849—1912) “Фрёкен Юлия” (1948). 4 Одна из основных идей Миссисипи — справедливость на Земле можно установить с помощью Моисеевых законов, в то время как Сен-Клод настаивает на необходимости революций. 5 19.09.1949 у Дюрренматта родилась дочь Барбара. 9. Фридрих Дюрренматт — Максу Фришу [без даты и адреса отправителя] (Источник - http://magazines.russ.ru/inostran/2002/9/kacez.html) ***
Фридрих Дюрренматт Дарья Завьялова
Швейцария в воображении многих людей представляется маленьким горным раем с множеством курортов, на которых любили отдыхать различные известные личности, от Гоголя до Владимира Ильича. Славная шоколадом и сыром страна представляется местом, где жизнь неспешна и спокойна, где можно отдыхать не только телом, но и разумом. Наверное, поэтому кажется, что курортная Швейцария мало приспособлена для того, чтобы рождать на свет выдающихся деятелей культуры и искусства. Гениям нужны трудности для проявления таланта, а какие могут быть трудности в Швейцарии? Действительно, великих выходцев из этой страны известно в мире куда меньше, чем из других стран Европы, но в этом горном крае родились Феликс Валлотон, Жан-Жак Руссо, Джоанна Спайри, Макс Фриш. И, конечно, один из лучших писателей Швейцарии Фридрих Дюрренматт, самым известным произведением которого в России является, пожалуй, трагикомическая пьеса «Визит старой дамы», по которой в 1989 году Михаил Казаков снял фильм «Визит дамы». Будущий мастер психологического детектива, прозаик, публицист и драматург родился 5 января 1921 года в деревне Конольфинген, что в кантоне Берн. Интересно, что семья Фридриха имела к искусству отношение косвенное - дед был политиком консервативного толка, но при этом писал сатирические стихи, а отец был протестантским священником. «Профессия» отца весьма своеобразно повлияла на будущее творчество Фридриха: как он сам потом признавался, все время кого-то отпевали, кого-то хоронили, и это определило частое присутствие смерти в его произведениях. Кроме этого, возможно, строгое воспитание и совершенно определенное положение отца в обществе, ограждавшие мальчика от сверстников, стали причиной того, что Фридрих начал рисовать и делал это весьма талантливо. Это увлечение Фридрих пронес через всю жизнь: позже он сам делал иллюстрации к своим литературным произведениям, иногда создавал эскизы декораций и костюмов к постановкам. А еще позже, в 1970-80-х годах, в Цюрихе и Невшателе проходили выставки живописных и графических работ Дюрренматта. В 1935 году семья Дюрренматтов перебралась в Берн. Там Фридрих посещал Бернскую Свободную гимназию, а потом Гумбольдтианум, который и закончил в 1941 году. Стоит сказать, что учился Фридрих далеко не отлично, в среднем на три с минусом, да и школы менял - где его не устраивали методы преподавания, а где он не устраивал учителей своим поведением. После Гумбольдтианума Фридрих отправляется в Цюрихский университет (а потом в университет Берна), где, несмотря на талант к живописи, начинает изучать философию, германистику и естественные науки. Впрочем, классического образование Дюрренматт так и не получил - через два года он вообще бросает университет и посвящает себя писательству. Первую пьесу «Ибо сказано» Дюрренматт написал в 1945-1946 году, через год, в 1947 году, ее поставили. Особого успеха постановка не имела, зато Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайслер. Нельзя сказать, что их семейная жизнь была легка и безоблачна, особенно учитывая, что у супругов было пятеро детей. Первые годы финансовое положение семейства было довольно трудным, и Дюрренматт, кроме пьес, начинает писать детективы, которые публикуются в газете «Беобахтер» (Beobachter). Примерно в тот период был написан условно криминальный роман «Судья и его палач», который сейчас является обязательным для прочтения в немецких школах. Финансовое положение улучшилось в 1952 году - Дюрренматт заключает договор с радиостанциями на несколько радиопьес. Успех, творческий и коммерческий, принесла пьеса «Ромул Великий» (Romulus der Grosse), а вышедшая затем пьеса «Брак господина Миссисипи» (Die Ehe des Herrn Mississippi) этот успех только закрепила, сделав Дюрренматта драматургом национального масштаба. В 1957 году выходит пьеса, которая принесла Дюрренматту мировую известность, «Визит старой дамы» (Der Besuch der alten Dame), где в полной мере выражены все основные темы творчества драматурга - предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость. Поскольку Дюрренматт считал, что время трагедий уже прошло, и только комедия способна отразить весь трагизм современной жизни, драматург передает его через гротескное комическое несоответствие. После выхода «Визита старой дамы» финансовые проблемы семейство Дюрренматтов больше не тревожили. После «Визита старой дамы» одна за другой следуют различные престижные премии, например, литературная премия Шиллера, медаль Бубера-Розенцвега, австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера, также Дюрренматту была присуждена степень почетного доктора Темплского университета Филадельфии, звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце. Ну и конечно Дюрренматт не прекращает писать: за свою жизнь он сочинил 23 пьесы, множество романов, новелл, рассказов, эссе и радиопьес. Скончался Фридрих Дюрренматт 14 декабря 1990 года в Невшателе, не дожив месяц до своего семидесятилетия. (Источник - http://cirkul.info/article/fridrikh-dyurrenmatt) ***
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |