Меню

Поиск


О писательском призвании - Литературный форум

  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Наше творчество » Творческая гостиная » О писательском призвании (Каким должен быть писатель, чтобы оставить добрый след)
О писательском призвании
Адела_Василой Дата: Четверг, 27 Мар 2014, 18:07 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
О писательском призвании

Иногда я задумываюсь – кто такой писатель? Всем понятно, что писатель – это человек, обладающий даром ясно, логично, красиво и увлекательно описывать мир, людей и события, вне зависимости от того насколько реально и правдоподобно все это. И все же, кто он такой и что он может? Каков он и каким быть должен?
Как только не называют писателей – и мастерами слова, и врачевателями человеческих душ, и знатоками человеческих душ… В каждом из этих определений, безусловно содержится зерно истины. Но этих определений мало, они вряд ли помогут разобраться в огромном разнообразии тех личностей, которых именуют писателями. Чтобы разобраться, надо бы поделить их на категории, упростив эту нелегкую задачу. А для этого надо выбрать удачные критерии… лучше меньше, если нельзя ограничиться одним.
В выборе критериев, мне кажется, важны следующие аспекты:
1. Умение логично, доступно и грамотно излагать свои мысли. Это – критерий мастерства. Сюда можно бы добавить изящество стиля, образное мышление, способность к анализу, умение обобщать, владение такими приемами, как сарказм, ирония, юмор и всеми теми качествами, которые повышают «эстетичность» текста.
2. Целевые установки. Очень важно, какие цели ставит перед собой писатель, чего он хочет добиться, воздействуя на читателя.

Ограничимся пока этими двумя критериями и будем надеяться, что их не понадобится больше. Пользуясь первым из них, причем только первой фразой из пункта 1 мы уже можем подразделить огромную армию пишущих на писателей и, простите, графоманов. Остальные перечисленные в этом пункте качества применимы для определения класса писателя, уровня его мастерства.
Что же касается целевых установок – вот они-то и помогут нам разобраться, кто такой писатель и каким он должен быть. На мой взгляд, если не вдаваться в частности, возможны две целевые установки:
А). Формировать или модифицировать мировоззрение читателя, склонив его к своей точке зрения.
Б). Развлечь читателя.
Понятно, что эти две цели не взаимоисключающие, однако в применении к конкретному писателю одна из них является главной, а вторая – вспомогательной или даже неосознанной. Ясно, что ярко выраженный писатель типа А является в большей или меньшей степени философом, стремящимся завоевать адептов и изменить мир (к лучшему или к худшему – это уже другой вопрос), а ярко выраженный представитель типа Б – скорее всего лишь бизнесмен, стремящийся реализовать свой более или менее интеллектуальный товар. Я намеренно исключила из рассмотрения «личную» составляющую писательской мотивации – желание добиться успеха и известности, так как она характеризует всех представителей этой профессии, как и всякой другой, мало-мальски творческой профессии. И совсем не принимаю во внимание «романтическую» составляющую, которую характеризуют сентенции типа: «Писатель – это тот, кто не может не писать».
Вот теперь мы подошли к самой сути вопроса: каков писатель и каким должен быть. Итак, допустим, что писатель Y - писатель типа А, а писатель Z - писатель типа Б. (Я не использовала букву Х потому, что она уже достаточно скомпрометирована в русском языке – во избежание двусмысленности изложения). Можем ли мы теперь сказать, что Y – это хороший писатель, а Z – плохой? Или наоборот? Очевидно, нет, так как в это понятие мы вкладываем нечто большее, чем мастерское владение словом и выбор цели из тех, что были предложены выше.
Итак, хотим мы или не хотим, возникла необходимость подключить еще (хотя бы) один критерий для прояснения этого вопроса. И это, мне кажется, должен быть нравственный критерий, хотим мы этого или нет. В самом деле, ведь арбитром здесь выступает общество – ему принадлежит последнее слово. Следовательно, деятельность писателя должна быть необходима и полезна обществу в целом, способствовать его продвижению вперед. Ведь нравственность – это осознанная необходимость жизни в обществе себе подобных.
Творчество писателя должно быть нравственным, вне зависимости от того, относится ли он к типу А или к типу Б, и должно способствовать росту нравственного самосознания чеовеческого индивидуума. Писателя, соответствующего этому критерию, мы можем отнести к категории хороших писателей, даже если его уровень мастерства не столь высок, однако чем выше его мастерство, тем лучше. Наоборот, писателя, действующего вразрез с нравственной позицией общества, даже если уровень его мастерства очень высок, назвать “хорошим писателем” язык не повернется, ведь его творчество деструктивно! Нельзя назвать хорошим писателем того, кто пропагандирует расовую ненависть, насилие, сексуальные извращения и иные пороки, как нельзя назвать хорошим врачом того, кто обладая высокими профессиональными знаниями врача, использует их во зло конкретному человеку и обществу в целом. Ведь, будучи “врачевателем душ”, писатель просто обязан подчиняться принципу “Не вреди”, как и любой другой врачеватель.


Поэзия - это состояние души.
 
Адела_Василой Дата: Четверг, 27 Мар 2014, 18:11 | Сообщение # 2
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Хочу добавить к этому мысли, высказанные в небольшой полемике под этим произведением на сайте Проза.ру.

Уважаемая Адела!
Выделил для себя три момента в Вашей статье:
1) "совсем не принимаю во внимание «романтическую» составляющую, которую характеризуют сентенции типа: «Писатель – это тот, кто не может не писать»".
2)"деятельность писателя должна быть необходима и полезна обществу в целом"
3) "Творчество писателя должно быть нравственным"

По 1): мне кажется, эту "романтическую" составляющую нельзя отбрасывать, потому что писатель - раб рока (пардон за выспренность). От него не зависит, хочет он - не хочет и даже может - не может. Он слышит от кого-то внутри себя: "Надо, федя!" и говорит ему "Есть!", "Йес!" и т.д. И, не задумываясь более ни о чем, пишет, бедняга, пишет... Часто сходя от этого с ума, а заодно сводя и других.
По 2) и 3) полностью с Вами согласен - но опять-таки дополню: нравственному обществу. А безнравственному никакие писатели не нужны, т.к. они ему не помогут. И вряд ли писатели в одиночку смогут что-либо изменить. Хотя кто сказал, что общество наше безнравственно? телек и те, кто в телеке? Так они еще не общество. Вообще непонятно кто.
Что-то я ушел не туда.
Замечательная статья!
Спасибо.
Всего Вам доброго,

Виорэль Ломов 17.12.2010 16:07

Добавить замечания
Спасибо за добрую рецензию! Боюсь, что я ответила Вам недоброй... не люблю в людях проявлений высокомерия, даже незначительные, которые часто остаются незамеченными. Ничего не поделаешь, у меня высокий порог чувствительности в том, что касается даже мелких оскорблений человеческого достоинства, непонимания чужих чувств и чужой боли. Для писателя это должно быть естественным состоянием души, мне кажется.
Что касается первого пункта: "раб рока" - это не для истинных писателей, а для графоманов (уж Вы меня извините, это не в Ваш огород камешек, просто я так думаю, а Вас я совсем не знаю). Истинный писатель - это глубинно думающий человек, в перспективе лет - мудрец. А мудрец, даже не вполне сформировавшийся, обладает внутренней свободой. Ему никто ничего не диктует ни сверху, ни изнутри, он сам себе говорит "надо", потому что он - это его собственная совесть, его собственное желание, его собственная внутренняя мотивация. И пишет он так, как хочет, как думает, как любит и ненавидит. Когда писатель пишет - он общается с миром, делится с ним своими мыслями, чувствами, наблюдениями. Он пишет - и мыслит, пишет, и страдает, смеётся, радуется, любит и ненавидит (да, да, и ненавидит тоже!). Кому-то достаточно пообщаться с друзьями, членами семьи, сослуживцами, а ему этого мало. Он общается с миром, потому что такой у него масштаб - если говорить о настоящих талантах, о тех, кто имеет что сказать и умеет это делать. Правда пообщаться с миром хотят и менее заметные личности - иногда потому, что их не удовлетворяет тот круг общения, который у них сложился, а иногда потому, что они преувеличивают масштабы своей собственной личности. Вот они и вливаются в неразливанное море графоманства, но в этом нет ничего плохого. Настоящие таланты в нём крепнут и закаляются, учатся плавать и выживать, остальное уйдёт в "песок истории" - простите за неуместную, быть может, метафору.
А согласиться с тем, что "не задумываясь более ни о чем, пишет, бедняга, пишет..." - я не могу. Меньше всего я склонна видеть "бедняг" в тех замечательных людях, философах и учителях человечества, которые прокладывали путь в будущее своими идеями. Неужели Сократ, который не написал ни строчки, принципиально отличается от тех мудрецов и философов, которые записывали свои мысли и учения? Спасибо его ученикам, они сделали это за него. Возможно, он не делал этого из скромности, но он тоже общался с миром, посредством своих учеников. А если взять других, которые писали? Чем Вольтер напоминает "беднягу" из Вашей сентенции? Вольтер, с его гордым духом свободы, с его неистребимыми сарказмом и иронией, с его насмешливостью и остроумием... Чем напоминает "беднягу" Бернард Шоу? А сходят с ума только люди, склонные к этому по строению своей психики, и ещё те, кому слишком много довелось пережить потрясений, что не всегда в человеческих силах. А писателям иногда и вправду достаётся, если только они пишут не детективы или одни любовные романы. Но это и есть плата за их внутреннюю свободу.
Что касается "нравственного общества", то его никогда и не было. Оно тщится быть нравственным, но идёт привычным путём, периодически нарушая свои же нравственные законы. Борьбу добра со злом никто не отменял, и конца ей не будет, увы! Но здесь и сейчас мы должны за это бороться, начиная прежде всего с самих себя. И писатели - не "развлекатели", а именно писатели, в этой борьбе должны быть впереди. Потому что они - Совесть и Разум Человечества.
Вот и меня потянуло на пафос и большие буквы...
И Вам всего доброго!

Адела Василой 17.12.2010 17:41

Добавить замечание.
Наверное, Вы правы. Тут еще дело в недосказанности. По большому счету, я имел в виду и говорил (но недосказал) то же, что и Вы. Я рад, что Ваша точка зрения целиком совпадает с моей. Я ее, правда, не люблю озвучивать, т.к. могу (как могу) писать лишь романы. Во всяком случае, мои "Мысли" и то, что я пытался изложить - лишь осколки написанных (и быть может, еще ненаписанных) романов, в которых я ни с кем и ни с чем не соглашаюсь и не спорю.
Но, право же, как здорово, что на этом сайте есть такие "привереды" как Вы!

Виорэль Ломов 17.12.2010 18:46


Поэзия - это состояние души.
 
Адела_Василой Дата: Четверг, 27 Мар 2014, 23:12 | Сообщение # 3
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Законы и правила , продиктованные обществом, не столько условны, сколько необходимы для его нормального функционирования - другое дело, что они никогда не возникают в законченном виде, а подвергаются многочисленным "корректировкам", чтобы соответствовать условиям существования в данном отрезке времени и общественному менталитету, который тоже меняется со временем, под давлением обстоятельств общественной жизни. Всё это находится в постоянном движении, брожении, метаморфозе - кто-то чувствует "дыхание времени" и оглашает новые истины, но до поры, до времени их не слышат. Они не находятся вне времени - а просто впереди, на передовых рубежах. А другие с ворчанием тащатся позади... :))

Поэзия - это состояние души.
 
libolev Дата: Пятница, 28 Мар 2014, 01:40 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Адела, можно вопрос... Вам какой Маяковский больше нравится - тот, который писал "флейту-позвоночник", или более поздний, который написал поэму "Владимир Ильич Ленин"?
 
Адела_Василой Дата: Пятница, 28 Мар 2014, 17:37 | Сообщение # 5
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Мне никакой Маяковский не нравится, уж Вы мне простите эту ересь.
И возможно, именно потому, что конъюнктурщик.


Поэзия - это состояние души.

Сообщение отредактировал Адела_Василой - Пятница, 28 Мар 2014, 17:40
 
libolev Дата: Пятница, 28 Мар 2014, 18:42 | Сообщение # 6
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
не извиняйтесь, мне тоже не нравится. дело вкуса. но... поэт гениальный, этого не отнять.
собственно, почему спросил... ранний Маяковский, мне намного ближе и понятнее. "флейту-позвоночник" вряд ли можно отнести к попытке развлечь читателя... но и назвать это попыткой "Формировать или модифицировать мировоззрение читателя"(с) я бы тоже не рискнул. а вот после ( поэма "Ленин"), это уже несомненное формирование и т.д. и, одновременно, коньюнктура. причем уровень мастерства не меняется. как тут можно соотнести эти вещи с понятием нравственности? и насколько далеки границы нравственности от близко лежащего ханжества? тем более, что "нравственные позиции общества" бывают оооооочень разными...
 
Адела_Василой Дата: Пятница, 28 Мар 2014, 19:18 | Сообщение # 7
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Стихи, которые особо не затрагивают никаких нравственных и мировоззренческих тем, как ни странно, тоже формируют и нравственность, и мировоззрение читателя - возможно, черезопосредованное обращение к его эмоциональности и эстетическому чувству. А откровенные "поучалки" и "назидалки", как правило, при столкновении с незаурядной, сильной личностью терпят фиаско... или вообще добиваются обратного эффекта. Такие люди тонко чувствуют фальшь - их не обманешь напускным пафосом и экзальтацией "патриотических чувств". Но большинство, к сожалению, поддаётся психической атаке на их эмоциональность, особенно если её с детства подпитывают такой "жвачкой". Она становится для них привычным ингредиентом духовного формирования и воспитания личности.

Поэзия - это состояние души.
 
libolev Дата: Пятница, 28 Мар 2014, 19:30 | Сообщение # 8
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
о "назидалках" лучше не надо)))))))).
я о другом, Адела... "флейта-позвоночник" не зря называют эротической лирикой. для того времени это было очень смело, если не сказать большего. тем не менее никто, насколько я знаю, не счел её безнравственной. любовная лирика без тени эротизма вообще довольно пресная штука... именно те, кто пишет слюнявое мыло, называя его любовной лирикой, и есть самые непримиримые борцы за нравственные устои. разве нет?
а так называемые сильные личности частенько бывают просто упрямцами, да к тому же - и недалёкими. история знает массу примеров, и я уверен - каждый из пользователей ресурса знает таких людей в своём собственном окружении...
 
irtya Дата: Пятница, 28 Мар 2014, 21:53 | Сообщение # 9
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11221
Награды: 248
Репутация: 465
Цитата Адела_Василой ()
Мне никакой Маяковский не нравится, уж Вы мне простите эту ересь. И возможно, именно потому, что конъюнктурщик.

Маяковский - беспринципный человек и приспособленец?..

Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.


он писал о том времени, в котором жил. Таких "конъюктурщиков" и сегодня немало. Но талантливых среди них единицы.

И, возвращаясь к теме о писательском призвании (Каким должен быть писатель, чтобы оставить добрый след) - прежде всего он должен быть искренним.
Другое дело, что такое "добрый" след?


Ирина Кузнецова

авторская библиотека
 
Адела_Василой Дата: Пятница, 28 Мар 2014, 21:54 | Сообщение # 10
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Думаю, что для обсуждения любовной лирики надо открывать другую тему. К тому же, у людей разные "мерки" в отношении "необходимй дозы эротики" в ней, и диапазон мнений достаточно широк. Поэтому Вашу точку зрения вряд ли мжно считать абсолютной истиной. :)) Да и степень восприятия эротики индивидуальна - кому-то и тромбон может показаться фаллическим символом, а для другого и флейта - довольно сомнительная аналогия, тем более, что речь идёт о водосточных трубах. Как говорят нередко, каждый понимает в меру своей испорчнности. . :))

Поэзия - это состояние души.
 
libolev Дата: Пятница, 28 Мар 2014, 22:39 | Сообщение # 11
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
и об эротике не надо... я хотел на примере Маяковского показать, что один автор может выражать свои мысли и чувства очень по-разному. и ставят себе разные задачи и цели. а критерии нравственности для разных людей, могут быть так же различны, как критерии эротичности))))))))))). biggrin
 
libolev Дата: Суббота, 29 Мар 2014, 09:46 | Сообщение # 12
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
ошибаетесь, флейта-позвоночник написана в начале 1915-го года, то есть - до революции. то время, о котором говорите Вы, было несколько позже))))).
 
Адела_Василой Дата: Суббота, 29 Мар 2014, 20:53 | Сообщение # 13
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Цитата irtya ()
Маяковский - беспринципный человек и приспособленец?..

Да, Ирина. Он писа так, как от него ожидали верхи, используя для этого всю мощь своего таланта - и сделал успешную поэтическую карьеру. В его пафосе и страстности, с которой он писал на патриотические темы было нечто истерическое и надрывное, будто он сам хотел себя в этом убедить для своей же пользы. Но спорить по этому поводу не буду - это просто моё мнение. Не нравится он мне, короче. Ни как поэт, ни тем более, как личность.


Поэзия - это состояние души.
 
Адела_Василой Дата: Суббота, 29 Мар 2014, 20:56 | Сообщение # 14
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Цитата irtya ()
Другое дело, что такое "добрый" след?

А вот как раз насчёт этого мнение большинства совпадает. Или я ошибаюсь?
Для меня добрый след - это такого рода творчество, которое ни в ком не вызывало желание сделать подлость и зло другому человеку, а наоборот, воспитывало в читателе стремление уважать людей и делать добро. Поэтому призывы к насилию, например, даже во имя "прекрасной цели", не являются добрым делом. Потому что как раз насчёт "прекрасности" цели мнения могут быть не просто разными, а диаметрально противоположными. Классические примеры: Гитлер, Ленин, Сталин. Они ведь тоже призывали к насилию ради "прекрасной цели", и народ им верил. Но такого шлейфа несчастий, бед и убийств редко за кем из "великих" тянется - что там древние войны по сравнению с современными! Что там народные бунты по сравнению с октябрьской революцией!


Поэзия - это состояние души.

Сообщение отредактировал Адела_Василой - Суббота, 29 Мар 2014, 21:10
 
libolev Дата: Суббота, 29 Мар 2014, 21:04 | Сообщение # 15
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Адела, а почему Вы не допускаете мысли, что Маяковский был убеждённым сторонником революции, и верил в то, что писал? вот Вы в соседней ветке повесили гражданскую лирику одного стихирского автора, Станчика. охарактеризовали его, как скромного и порядочного человека. и я Вам охотно верю. автор верит тому, что пишет, излагает свою искреннюю точку зрения. а вот сами стихи, уж извините, чистая агитка на тему "почем опиум для народа", причем и неважно сделанная. и как с этим быть?

в конце концов дело же не в Маяковском и его творчестве, можно привести и другие примеры. есть немало авторов, у которых имеются прекрасные стихи, и совершенно откровенные реверансы в сторону власти, или конъюнктуры. как можно о таких авторах судить? хорошие они или плохие?
 
Адела_Василой Дата: Суббота, 29 Мар 2014, 21:22 | Сообщение # 16
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Цитата libolev ()
один автор может выражать свои мысли и чувства очень по-разному. и ставят себе разные задачи и цели. а критерии нравственности для разных людей


А разве это может нам помешать подумать и порассуждать о том, какими эти цели и критерии должны быть? Различия в способе выражения своих чувств и мыслей не имеют отношения к этим целям - чем разнообразнее литература - тем лучше для читателей. Все дороги ведут в Рим, что так, что этак. А если цели плохие, антигуманные, то - в Тартар! :))


Поэзия - это состояние души.
 
Адела_Василой Дата: Суббота, 29 Мар 2014, 21:29 | Сообщение # 17
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Цитата libolev ()
в конце концов дело же не в Маяковском и его творчестве, можно привести и другие примеры. есть немало авторов, у которых имеются прекрасные стихи, и совершенно откровенные реверансы в сторону власти, или конъюнктуры. как можно о таких авторах судить? хорошие они или плохие?


Увы, деальных люде не бывает, с этим я согласна, поэтому, естественно, о каждом человеке надо судить по всей совокупности его дел. Да и не ставила я перед собой цели "классифицировать" авторов по их "хорошести" - вон на Стихире сколько таких "классификаторов", меня от них тошнит уже. И каждый танцует от своей печки, естественно.


Поэзия - это состояние души.
 
libolev Дата: Суббота, 29 Мар 2014, 21:47 | Сообщение # 18
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
разумеется... но ведь и мы не лучше, Вы танцуете от "Вашей печки", я - от моей... всё относительно.
в статье Вы попытались "классифицировать" авторов. сложная задача... мне кажется, что основное, что нельзя забывать - "благими намерениями вымощена дорога в ад". это давняя истина. и никакие целевые установки и почее тут не помогут. уровень мастерства - тоже. Вы же сами видите рейтинг стихиры. там редко бывают хорошие писатели... это, скорее, исключение из правил.
мне кажется, что надо давать пищу для размышления, и минимально "увлекать читателя" за собой. то есть излагать так, чтобы он мог принимать решения сам. помните -

бойтесь только того,
като скажет - я знаю, как надо.

очень верно, на мой взгляд.
 
aleg Дата: Суббота, 29 Мар 2014, 23:07 | Сообщение # 19
Постоянный участник
Группа: Автор
Сообщений: 222
Награды: 6
Репутация: 27
«Мастерство» - вот что главное!

Мне претит сравнение писателя с врачом. Писатель не врачеватель, настоящий писатель, это - санитар.
Какое - то произведение нанесет духовную травму. Какое-то, возможно излечит. Но такое произведение должно быть мастерски написано и только в этом случае, будет служить поводом к тому или иному действию.
Бездарный текст, коих множество, не заставит взять нож и пойти убивать, а настоящее произведение, сможет остановит и маньяка.
И пусть, писатель « от Бога» безнравственен и порочен, но он Писатель с Большой Буквы.
И его мировоззрение «обухом не перешибить». Если он велик, таковым и останется.
И никаким принципам он подчиняться не сможет. Подчинение - смерть для таланта.
Но, если общество ( а что такое – общество?) посчитает труды такого таланта деструктивными, оно уничтожит и его и его произведения.
Вы затронули очень деликатную тему, однозначно ответить на которую, не возможно.
А Владимира Владимировича я уважаю со школьной скамьи.
И пусть он конъюнктурщик, и пусть он славил партию и Ленина.. Но, как он это делал! О творчестве его, не относящемуся к Советско- светским восхвалениям, не говорю, там все написано достойно и велико!
С уважением, А.Г.


Сообщение отредактировал aleg - Суббота, 29 Мар 2014, 23:42
 
Адела_Василой Дата: Воскресенье, 30 Мар 2014, 11:23 | Сообщение # 20
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Цитата libolev ()
в статье Вы попытались "классифицировать" авторов. сложная задача... мне кажется, что основное, что нельзя забывать - "благими намерениями вымощена дорога в ад"


Я не пытаюсь никого классифицировать, я пытаюсь проанализировать основные "составляющие" литературного процесса. Если так рассуждать, как Вы, то и думать ни о чём не надо, и тем более излагать это письменно, чтоб и другие прочитали - молчи, мол, в тряпочку, и без тебя у каждого своя "печка". Вот Вы как раз - в деликатной такой форме - пытаетесь мне внушить, что это не моё дело, потому что у каждого своё мнение... Сама по себе задача совсем не деликатная. Да, у каждого своё мнение, и я своё никому не навязываю - может быть, слишком убедительно, но это мой стиль. :)) А если Вас он не убеждает, так и радуйтесь, что избегнете моих заблуждений, зато у Вас будут свои.
Что касается афоризма о дороге в ад - это относительная истина, и касается она только одной стороны "процесса" - на самом деле все понимают, что на деле это не совсем так. Возможно, что хороших путей мало, гораздо меньше плохих, но они есть. Этот афоризм обращает наше внимание на эту особенность, призывая к осторожности, только и всего. Принимать его за абсолютную истину не стоит, я думаю, тем более использовать его для того, чтобы "парализовать" всякую деятельность вокруг себя. Свобода слова - для всех, понимаете?


Поэзия - это состояние души.
 
Адела_Василой Дата: Воскресенье, 30 Мар 2014, 12:04 | Сообщение # 21
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Цитата aleg ()
Мне претит сравнение писателя с врачом. Писатель не врачеватель, настоящий писатель, это - санитар.


То, что писатель - врачеватель человеческих душ, это не я придумала. А вот Вы считаете его санитаром - это Ваше право. Хотелось углубить эту аналогию, и посмотреть, что из этого получится. "Санитарами" в природе называют хищников и падальщиков, которые избавляют популяции других животных от больных и слабых животных, а заодно и от трупов - всё это необходимая работа, необходимая, хоть и неприяная (это со стороны, им, может быть, и приятная). Но как-то трудно представить конкретные действия писателей-санитаров - убивать словом довольно-таки нелегко, поэтому вряд ли они смогут очистить общество от душевнобольных, монстров и падали. А поскольку писатель, по Вашему мнению, не врачеватель, то излечить или исправить их он тоже не в состоянии. А вот мобилизовать армию адептов, чтобы они воплотили его идеи в жизнь - это он может. Тогда его писанина становится политикой, которая "движет массы", а массы могут натворить немало бед. Как оно и случалось не раз в истории, чему я приводила примеры. И "зачистка" человеческой породы от "нежелательных элементов" оборачивалось большой бедой для человечества, и под вращающиеся колёса политической машины попадали именно "слабые" с точки зрения политического быдла - добрые, интеллигентные, совестливые люди, женщины и дети, которые не могут себя зашить... то есть, в некотором смысле - будущее человечества, несущее в себе зародыш нового, лучшего человеческого существа. Но этот зародыш давили, не сомневаясь в величии вождей и теории. Вот таким манером "слово" нередко становилось "материальным". Я бы назвала такого рода литературное творчество "литературным бандитизмом" - всякие призывы к насилию ради "великой цели" являются порочными и деструктивными изначально. Да, такие писатели могут обладать немалым мастерством, но человечество должно остерегаться их. И уж во всяком случае, к настоящей литературе они отношения не имеют.

Есть ещё такое понятие - писательская совесть. Писатель должен стремиться к дору, к процветанию человечества, иначе он человечеству не нужен. Причём этого можно достичь самыми разными средствами - описывая зло можно вызвать к нему отвращение, и это благо. И чем выше мастерство, тем сильнее воздействие писателя на человеческие души, тут я с Вами соглашусь.

Цитата aleg ()
И пусть, писатель « от Бога» безнравственен и порочен, но он Писатель с Большой Буквы.


Если он "безнравтвенен и порочен", то вряд ли эти качества "от Бога" - это я Вам говорю, как атеист. А само величие, как свойство человеческой личности без стремления к добру ничего не стоит. Великие преступники всегда были, но они не должны быть идеалом для человечества... хотя бывали.


Поэзия - это состояние души.
 
Геннадий_Трохин Дата: Воскресенье, 25 Май 2014, 23:14 | Сообщение # 22
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 69
Награды: 2
Репутация: 9
Прочёл вашу писанину о писательстве. Извините, но рассуждения ваши об этом наивны и выспренны. Вы романтизируете и идеализируете эту прфессию. Ну что это: врачеватель, спаситель человеческих душ! Этим должен заниматься психиатр или психотерапевт. Ну куда ещё ни шло - инженер человеческих душ. Эту характерную черту у писалей подметил ещё А. М. Горький. Перед тем как сесть за письменный стол, нужно чтобы жизнь тебя основательно потрепала, научила хорошо разбираться в людях, уметь общаться с представителями разных сословий и социалных групп, познать их быт и привычки. Хорошо бы приобрести хотя бы одну прфессию, а лучше несколько. Всё это называется человеческим материалом и он должен храниться в твоей голове, а лучше в твоём блокноте. Среди писателей много одиноких людей, потому что специфика их работы располагает к этому. В их среде немало пьющих, особенно среди поэтов. Мне приъходилось встречать таких: вроде бы талантливый, а... душа с надломом. Меняют жён, как перчатки. Изъяны в психике, в сексуальной жизни. За примерами далеко ходить не надо: Достоевский проигрывал свои гонорары в карты и в казино. Паталогическая страсть к этому раззорила его брата, который был первым и единственным издателем его литературных эпусов. А что стало с его жёнами?.. А как он сам кончил свою жизнь?.. Маяковский делил свою сожителницу, стервозную Лили Брик, с её мужем, заключив с ними тройсвенный союз... А Оскар Уайльд на долгие годы на вершине своей славы сел в тюрьму за сексуалные извращения. Лермонтов был невыносим в общении со своими товарищами и фактически сам спровоцировал дуэль. И. С. Тургенев был тайным агентом 3-его охранного отделения, в переводе на современный язык, был резидентом российской контрразведки за рубежом по борьбе с радикальными террористическими организациями всех мастей и социал-демократами, в том числе. Был в чине генерал-майора. А ведь все они - прекрасные писатели, врачеватели и наставники наших душ. Может, главное педназначение их - показать жизнь человеческую во всех её проявлениях, чтобы стыдно стало за этих героев, за их жизнь, а, может, наоборот - гордится надо ими. Я что-то не знаю таких авторов, которые превозносили бы в своих сочинениях зло. Добро всегда стремится победить зло. Самое главное для автора - это качественный текст, чтобы слова , как наждаком, задевали сердце, чтобы читатель поверил автору и его тексту. А изящество силя? Вообще-то стиль характеризует индивидуальность автора, его непохожесть на собратьев по перу. Это связано с особенностью построения предложения, с расположением знаков препинания и др.

Моя копилка

Сообщение отредактировал Геннадий_Трохин - Четверг, 04 Сен 2014, 21:26
 
Литературный форум » Наше творчество » Творческая гостиная » О писательском призвании (Каким должен быть писатель, чтобы оставить добрый след)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: