[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Серебряный век (начало-середина ХХв) » Антокольский П.Г. - русский поэт, переводчик, эссеист (Классик советской поэзии)
Антокольский П.Г. - русский поэт, переводчик, эссеист
Nikolay Дата: Пятница, 02 Сен 2011, 08:48 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8927
Награды: 168
Репутация: 248


АНТОКОЛЬСКИЙ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
(19 июня (1 июля) 1896 года в Санкт-Петербурге - 9 октября 1978 в Москве)


- известный русский и советский поэт, переводчик, эссеист и публицист, Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Биография
П. Г. Антокольский родился 19 июня (1 июля) 1896 года в Санкт-Петербурге. Внучатый племянник скульптора М. М. Антокольского. Его отец Григорий Моисеевич (умер в 1941 году) работал помощником присяжного поверенного в частных фирмах, позже, вплоть до 1933 года, служил в советских учреждениях. Мать Ольга Павловна (умерла в 1935 году) посещала знаменитые Фребелевские курсы. В 1904 году семья переехала в Москву. Учился на юридическом факультете МГУ (не закончил). Печататься начал в 1918 году. Первую книгу стихотворений издал в 1922 году. В 1919—1934 годах работал режиссёром в драматической студии под руководством Е. Б. Вахтангова, затем в Театре имени Е. Б. Вахтангова. В годы революции дружил с М. И. Цветаевой.
Интересовался историей и духовной жизнью Ордена тамплиеров; под влиянием идей мистических идей написал для Театра имени Е. Б. Вахтангова инсценировку по роману Г. Уэллса «Когда спящий проснется».
Во время войны руководил фронтовым театром. Весной 1945 года приехал в Томск в качестве режиссёра Томского областного драматического театра имени В. П. Чкалова.
Поэма «Сын» (1943, посвящена памяти его погибшего на войне сына Владимира).
Переводил произведения французских, болгарских, грузинских, азербайджанских поэтов. Среди переводов — повесть Виктора Гюго «Последний день приговорённого к смерти».
П. Г. Антокольский умер 9 октября 1978 года. Похоронен в Москве, на Востряковском кладбище, рядом с умершей десятью годами ранее его женой и музой, актрисой Вахтанговской студии З. К. Бажановой.

Произведения
Поэмы
«Сын» (1943)
«В переулке за Арбатом» (1954)
Cборники стихов
«Мастерская» (1958)
«Сила Вьетнама. Путевой журнал» (1960)
«Высокое напряжение» (1962)
«Четвёртое измерение» (1964)
«Повесть временных лет» (1967)
«О Пушкине» (1969)
«Конец века» (1977)
Сборники статей
«Пути поэтов» (1965)
«Сказки времени» (1971)
«Время» (1973)
«Путевой журнал писателя» (1976)
Стихотворения и поэмы, 1982

Награды и премии
Сталинская премия второй степени (1946) — за поэму «Сын» (1943)
орден Ленина
орден «Знак Почёта»
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Антокольский,_Павел_Григорьевич )
***


Автобиография Павла Антокольского

Я родился в 1896 году, 1 июля, в Петербурге. Отец мой был неудачливым адвокатом, постоянно носившимся с планами переустройства своей жизни и судьбы. А мать истово растила и воспитывала четырех маленьких детей-погодков, из которых я был старшим и к тому же единственным мальчиком. Главным увлечением моего детства было рисование акварелью и цветными карандашами. Любимая тема - большая голова из пушкинского "Руслана и Людмилы". Впоследствии ее сменило изображение Иоанна Грозного, в чем можно усмотреть влияние статуи моего деда, скульптора М. М. Антокольского.
В 1904 году наша семья переехала в Москву. Я очень хорошо помню первые дни в новом шумном городе, который показался слишком деревянным и низкорослым, помню крики газетчиков на Страстной площади о смерти Чехова и о Цусиме. В скором времени я поступил в гимназию, которую и окончил в 1914 году. Через год я уже был студентом юридического факультета. Однажды на одной из стен каменного сводчатого вестибюля в старом университетском здании на Моховой я прочел рукописное объявление о том, что существует некая "студенческая драматическая студия под руководством артистов Художественного театра". Объявление это определило судьбу мою на долгие годы. Осенью 1915 года стучался я в подъезд дома в Мансуровском переулке и скоро очутился в крохотной комнате, обитой серой дерюгой, где происходили сборища молодежи и занятия студии. Я был принят в число равных, узнал Евгения Багратионовича Вахтангова, тогда еще совсем молодого и отнюдь не знаменитого режиссера и педагога. Актер из меня не вышел, но в этой студии я перепробовал все театральные профессии: играл на сцене, передвигал и приколачивал декорации, пробовал силы в режиссуре, писал стихотворные пьесы...

В 1917 году я и сам не заметил, как порвал с университетом, сначала ради службы в революционной милиции и в жилотделе Моссовета, но, вернее всего, ради студии, которая в скором времени превратилась в "Театр Народа" в здании у Каменного моста. Там мы давали открытые публичные представления для красноармейцев, для граждан Москвы.
В 1918 или 1919 году я ушел от Вахтангова, последовательно служил в разных московских театрах, а в 1920 году стал усиленно посещать Кафе поэтов на Тверской - странное учреждение, где у бедных неизвестных поэтов совсем не было слушателей за исключением нескольких командированных. Именно тут мне суждено было встретиться с В. Я. Брюсовым. Это был отличный организатор и руководитель поэтической молодежи. Он отдавался этому делу с огнем, с полемическим неистовым задором. Брюсову понравились мои стихи, и в 1921 году он первый напечатал их. Так началась профессиональная жизнь для меня. Она сопровождалась выступлениями в переполненной до отказа аудитории Политехнического музея, припадками лихорадочного писания и полного отказа от него ради гастрольных актерских поездок.

Потом я вернулся к Вахтангову. В ту пору он был уже тяжело болен и строил свой театр, так называемую Третью студию МХАТа. Купеческий особняк на Арбате казался старомодным парусником в дубовой обшивке, который спешно переделывают в линейный быстроходный корабль с винтами. Ему предстояло далекое плаванье по времени. И действительно, новый корабль отчалил из верфи в вечер премьеры "Принцессы Турандот".
В ясный майский день 1921 года мы хоронили Вахтангова. Тяжелый гроб утопал в венках и в охапках подмосковной сирени. По Арбату к Новодевичьему кладбищу его несли на руках. Было великое множество народа. Ученики Вахтангова были ошеломлены своим ранним сиротством.
В течение всех 20-х и первой половины 30-х годов я проработал в вахтанговском театре как режиссер и сорежиссер. Параллельно шла и литературная жизнь. Выходили первые книжки стихов и первые поэмы. Пребывание вместе с вахтанговцами за рубежом - в 1923 году в Швеции и Германии, в 1928 году в Париже - дало новые темы и новый ракурс на пережитое ранее. За рубежом я гораздо отчетливее, нежели раньше, ощутил себя советским человеком, представителем нового, более справедливого мира и общества. Вехами тех лет были для меня первая книжка стихов (1922), книжка "Запад" (1926), поэма "Робеспьер и Горгона" (1928), книжка "Действующие лица" (1932), а особенно поэма "Франсуа Вийон", в которой более всего проявились признаки моего тогдашнего романтического стиха и стиля, а также мечты о театре поэта.

Тогда же, во второй половине 30-х годов, я всерьез начал работать как переводчик советских братских поэтов, узнал Грузию, Азербайджан, Армению. Работа развернулась широко и крупно. Исторический и социальный кругозор для меня сразу расширился. Книжка тех лет недаром называется "Большие расстояния". Из написанного в те годы должен отметить поэму "Кощей" и ряд стихов, впервые открыто публицистических, открыто "гражданских". Для меня они были завоеванием нового плацдарма в работе, освоением области, до тех пор недостижимой. Поворот в работе проходил нелегко, был медленным, неуверенным. Что-то во мне противилось и все-таки отмирало. Это "что-то" называется романтической юностью.

22 июня 1941 года после митинга в Союзе советских писателей я подал заявление о желании стать членом великой партии коммунистов и вскоре был принят.
Началась новая, а если отсчитывать крупно - вторая часть жизни. Началась она под грохот московских бомбежек, под гул вражеских самолетов, под вспытками зенитного огня.
Летом сорок второго года я проводил в армию единственного сына, Владимира, окончившего школу артиллеристов-противотанкистов. Не прошло и месяца после нашего прощания на Киевском вокзале, когда пришло извещение, что младший лейтенант Владимир Павлович Антокольский пал смертью храбрых 6 июля 1942 года. Вскоре я начал писать поэму "Сын".

В те годы я вообще писал много, как никогда прежде и как никогда потом: стихи, поэмы, очерки, статьи. Несколько раз в качестве военного корреспондента был на фронте, в Орловщине, на Украине, в Польше. Разъезжал по фронтовым дорогам с бригадой актеров.
Война была проверкой сил, духовных и физических, для всех нас, школой жизни, школой труда. Инерция этого движения сохранилась и в послевоенные годы.

После войны появились молодые поэты, пришедшие из армии и ею воспитанные. Потрясающий душевный и исторический урок войны был темой их первых книг. Дружба с ними стала потребностью для меня. Среди них называю Семена Гудзенко, юношу, полного жизненных сил, блестяще одаренного, так много обещавшего и так трагически рано ушедшего от нас.
Моя работа продолжается, а вместе с ней и биография.
Ведь работа поэта - это его путь, жизнь, личная и общественная. На протяжении пути с поэтом, как с любым человеком и гражданином, многое происходит: он изменяется сам, растет, мужает, даже стареет. Меняется окружающая жизнь, и, если кругозор поэта достаточно широк, все эти жизненные перемены составляют содержание его творчества.
Сегодня я так же страстно люблю историю, как любил ее двадцатилетним юношей, накануне Октябрьской грозы. В одной из моих последних поэм сказано:
Прошло вчера. Приходит завтра.
Мне представляется порой,
Что время - славный мой соавтор,
Что время - главный мой герой.

Я мог бы поставить это четверостишие эпиграфом ко всей моей работе. В нем сказано главное.
(Источник публикации: Русская советская поэзия 50-70х годов. Хрестоматия. Составитель И.И. Розанов. Минск, "Вышэйшая школа", 1982)
(Источник - http://www.litera.ru/stixiya/articles/113.html )

***


Об Антокольском (Кругосвет)

Русский поэт, переводчик, эссеист. Родился 19 июня (1 июля) 1896 в Санкт-Петербурге в семье адвоката. С детства увлекался рисованием, впоследствии оформил некоторые свои книги. В 1904 семья переехала в Москву, где в 1914 Антокольский окончил гимназию, затем посещал лекции в университете им. А.Л. Шанявского, поступил на юридический факультет Московского университета (курса не окончил). С юношеских лет увлекаясь театром, играл в любительских спектаклях, сочинял пьесы, с 1915 работал в драматической студии Е.Б. Вахтангова (в первой половине 1930-х годов – режиссер в Театре им. Евг. Вахтангова). Тогда же начал пробовать себя в поэзии.
В 1920 в "Кафе поэтов" на Тверской познакомился с В.Я. Брюсовым, который опубликовал несколько стихотворений Антокольского в альманахе "Художественное слово". В 1922 вышел первый поэтический сборник Антокольского "Стихотворения". В 1923 и 1928 побывал в Швеции, Германии, Франции, вынашивая планы создания "театра поэта". "Ораториальное" (определение Л. Озерова) начало, сопряженное с лиризмом и острым чувством времени – прошлого и настоящего, – стало отличительной чертой поэзии Антокольского. Определяющим для нее, по признанию поэта, явилось влияние А.Блока, хотя видны также черты поэтики И.Сельвинского, В.Маяковского, Б.Пастернака). Романтическим пафосом проникнуты стихи сборников "Запад" (1926), "Действующие лица" (1932), драматические поэмы "Робеспьер и Горгона" (19280, "Франсуа Вийон" (1937) и др.
Во второй половине 1930-х годов, обратившись к творчеству грузинских, азербайджанских, украинских и армянский поэтов (С.Чиковани, Т.Табидзе, С.Вургун, М.Бажан, Л.Первомайский, Е.Чаренц, Н.Зарьян и др.), Антокольский создал образцы отечественной переводческой школы, внося также мотивы "братских" культур в собственные произведения (сборники "Большие расстояния", 1936; "Пушкинский год", 1938, и др.). Высоким уровнем мастерства отличаются и переводы Антокольского с французского языка (сборники "Гражданская поэзия" "Франции", 1955; "Медная лира", 1970).

В Великую Отечественную войну Антокольский был военным корреспондентом. В 1942 на фронте погиб его единственный сын, которому поэт посвятил поэму "Сын" (1943; Государственная премия, 1946).
Антокольский – автор многочисленных стихотворений, поэм, речей и эссе, где героями выступают люди разных времен и народов, исторические лица и литературные персонажи – Эсхил и Гулливер, Шекспир и Ньютон, Петр I и Пушкин, Бальзак и Эйнштейн, конкистадоры и санкюлоты. Среди его произведений – поэмы "Чкалов" (1942), "Коммунистический манифест" (1948), "В переулке за Арбатом" (1954), "Зоя Бажанова" (1969, посвящена жене, актрисе Театра им. Евг. Вахтангова), книги стихов ("Мастерская", 1958, "Высокое" "напряжение", 1962, "Четвертое измерение", 1964, "Повесть временных лет", 1969, "Ночной смотр", 1974; "Конец века", 1977), литературно-критических статей ("Поэты и время", 1957; "Пути поэтов", 1965), стихотворно-прозаических очерков ("О Пушкине", где стихи и баллады на пушкинские темы чередуются с аналитическими заметками на полях; "Сила Вьетнама", обе 1960).
При сдержанности официальной критики в отношении Антокольского и даже – на рубеже 1940–1950-х годов – резких обвинениях в защите декадентства и пренебрежении традициями национальной культуры Антокольский вошел в историю русской советской литературы 20 в. как один из ее признанных классиков.
Умер Антокольский в Москве 9 октября 1978.
(Источник: Энциклопедия Кругосвет; http://www.litera.ru/stixiya/articles/489.html )
***


Об Антокольском (Строфы века)
Евгений Евтушенко


...Павел Григорьевич Антокольский родился в Петербурге в семье адвоката. Умер в Москве...
Да, литературен, да, насквозь... Но щедрая первоклассная литературщина лучше художественно нищенской "самостоятельности". Стиль Антокольского - это открытая реминисцентность. Ученик Вахтангова, связанный всю жизнь с кулисами и как режиссер, и как любовник, он не случайно с гордостью написал: "Служба государству - есть театр". Он не был поэтом тяжелого веса - его интеллигентность была облегченной. Но он свободно себя чувствовал как актер в разных декорациях: и в мастерской Иеронима Босха, и на санкюлотских баррикадах, и на машкерадах времен Пушкина. Любовь в его поэзии тоже была поставлена по-вахтанговски: "Я рифмовал твое имя с грозою, золотом зноя осыпал тебя..." Легкость отношения к жизни помогала ему уживаться даже с диктатурой, и реальность арестов и расстрелов он видел сквозь легкий богемный флер. Потеря юноши-сына в начале Второй мировой вознесла его на леденящий пик настоящих страданий, и он написал свою поэму "Сын", во время чтения которой на моих глазах встала вся нетопленая Коммунистическая аудитория Московского университета зимой 44 года: "В ладонях греются билеты. Солдат идет на костылях, и в летчицких унтах поэты и в офицерских кителях. Отец показывал мне. Я же смотрел, смущен и бестолков, и мне казался богом Яшин и полубогом А. Сурков. Был Долматовский важный, строгий, еще бросавший женщин в дрожь. Был Коваленков тонконогий на балетмейстера похож. Но вышел зоркий, как ученый, поэт с тетрадкою в руке, без галстука, в рубашке черной и мятом сером пиджаке... В молчанье гордом и суровом, поднявшись, мерно хлопал зал, и на виду у всех Софронов слезу платочком вытирал..." Софронов - с заплатами на лоснящихся шевиотовых штанах - впоследствии стал одним из ярых проводников "разгрома космополитов", который задел и Антокольского. В своих последних стихах, напечатанных лишь посмертно, Антокольский дал понять, что на самом деле он не все чувствовал так легко, как это казалось со стороны. Он был обожаемым воспитателем трех плеяд поэтов - и поколения Симонова и Алигер, и поколения Гудзенко и Межирова, и поколения Евтушенко и Ахмадулиной. Уникальное в советской поэзии стихотворение на смерть царской семьи было напечатано в 1922 году, и этот первый вариант до сих пор не переиздавался.
(Источник публикации: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995)
(Источник - http://www.litera.ru/stixiya/articles/3.html )

***

* * *
История! В каких туманах
Тебя опять заволокло?
В чьих мемуарах иль романах
Сквозь непромытое стекло
Ты искаженно проступила
И скрылась? И торчат из тьмы
Чертогов рухнувших стропила,
Где наши пращуры детьми
Играли в Кира иль в Тимура...

Нет! Этого не может быть!
Нельзя так немощно и хмуро
Свою обязанность забыть.

Прямей смотри в живые лица,
В сердца и действия людей.
Чтоб их весельем веселиться,
Искусством ПРАВДЫ овладей.

Ты и сама живая Правда.
Архив долой, раскопки прочь.
Ты не вчера, а только завтра.
Пляши и пой, плачь и пророчь!

Ты не Помпея, не Пальмира,
Не спекшаяся в лаве мышь.
На роковых распутьях мира
Ты в трубы грозные гремишь!
Январь 1969
(Павел Антокольский. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград: Советский писатель, 1982)

***

* * *
Поэзия! Я лгать тебе не вправе
И не хочу. Ты это знаешь?
- Да.

Пускай же в прочно кованной оправе
Ничто, ничто не сгинет без следа,-
Ни действенный глагол, ни междометье,
Ни беглый стих, ни карандашный штрих,
Едва заметный в явственной примете,
Ни скрытый отклик, ни открытый крик.

Все, как умел, я рассказал про Зою.
И, в зеркалах твоих отражена,
Она сроднится с ветром и грозою -
Всегда невеста, никогда жена.

И если я так бедственно тоскую,
Поверь всему и милосердна будь,-
Такую Зою -
в точности такую -
Веди сквозь время в бесконечный путь.

И за руку возьми ее...
И где-то,
Когда заглохнет жалкий мой мятеж,
Хоть песенку сложи о ней, одетой
В ярчайшую из мыслимых одежд.

Поэзия! Ты не страна.
Ты странник
Из века в век - и вот опять в пути.
Но двух сестер, своих союзниц ранних -
Смерть и Любовь -
со мною отпусти.
Январь-март 1969 г.
(Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Редакторы А. Краковская, Ю. Розенблюм. - Москва: Художественная литература, 1977.)

***


Антокольский – один из активных пропагандистов и переводчиков поэзии разных стран. Его литой стих, вобравший в себя богатейшие традиции классической русской поэзии, экспрессивен и горяч. Любимая муза поэта – муза истории. Поэт вошел в историю русской советской литературы 20 века, как один из ее признанных классиков.

Павел Григорьевич Антокольский родился (19 июня) 1 июля 1896 года в Санкт-Петербурге. Вскоре семья переехала в Москву, где Павел окончил гимназию, а затем поступил на юридический факультет Московского университета, но долго там не проучился.
Еще с юношеских лет он увлекся театром, играл в любительских спектаклях и сочинял пьесы. В 1915 году Антокольский поступил в студенческую драматическую студию, руководимую Вахтанговым, где проявил себя как талантливый актер. А после Октябрьской революции он уже сам режиссер Театра им. Е. Вахтангова. Тогда же Антокольский начал пробовать себя в поэзии.
В 1920 году Павел Григорьевич познакомился с Брюсовым, которому понравились стихи начинающего поэта, и он опубликовал их в альманахе. А вскоре вышел первый сборник Антокольского «Стихотворения», принесший славу ему славу и популярность. Ранним стихам поэта свойственна романтичность, широкое вхождение в мир русской и западной истории и многокрасочный Восток.
Пребывание в 1920-х годах в Швеции, Германии и Франции дало поэту новые впечатления и материал для создания поэм и книги стихов «Запад». Европа и ее богатейшая история стали надолго темами творчества Антокольского, он опубликовал несколько поэтических сборников.
В 1930-х годах развернулась бурная переводческая деятельность Павла Григорьевича. Он обратился к творчеству поэтов Грузии, Азербайджана, Украины и Армении, создал образцы отечественной переводческой школы, внося мотивы культур этих стран и в собственные произведения. Высоким уровнем мастерства отличаются переводы Антокольского и с французского языка.
В Великую Отечественную войну Павел Григорьевич был военным корреспондентом и руководил фронтовым театром. Важнейшим произведением той поры стала трагическая поэма «Сын», которую поэт посвятил памяти сына, погибшего на фронте. Это произведение было удостоено Сталинской премии.
В послевоенные годы, не прекращая интенсивного творческого труда, поэт много путешествовал, создавая прекрасные произведения. Он автор многочисленных стихотворений, поэм, литературно-критических статей, прозаических очерков, речей и эссе, где героями выступают люди разных времен и народов, исторические лица и литературные персонажи.
Наиболее полно творчество Антокольского представлено в книгах: «Мастерская», «Высокое напряжение», «Четвертое измерение», «Повесть временных лет», «Конец века», а среди его известных произведений – поэмы «Чкалов», «В переулке за Арбатом», «Коммунистический манифест» и другие.
Умер Павел Григорьевич Антокольский 9 октября 1978 года в Москве
(Источник - Проект «Календарь событий»; http://www.calend.ru/person/5372/ )
***
Прикрепления: 3438627.jpg(13.3 Kb) · 3565604.jpg(8.4 Kb) · 8833030.jpg(6.6 Kb) · 2008006.jpg(9.3 Kb) · 7852595.jpg(10.1 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Серебряный век (начало-середина ХХв) » Антокольский П.Г. - русский поэт, переводчик, эссеист (Классик советской поэзии)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: