[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Никулин Л.В. - писатель, поэт, журналист, сценарист,дипломат
NikolayДата: Вторник, 10 Май 2011, 15:04 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

НИКУЛИН ЛЕВ ВЕНИАМИНОВИЧ
(урожденный Лев Владимирович Ольконицкий)
(8 (20) мая 1891 - 9 марта 1967)

- известный русский писатель (фантаст), поэт, журналист, сценарист и дипломат; лауреат Сталинской премии третьей степени (1952), один из основателей журнала «Иностранная литература».

Родился в семье актера в Волынской губ. С 1911 года, учась в Московском коммерческом институте, начал сотрудничать в сатирических журналах и газетах (стихи, фельетоны, рецензии). Участвовал в гражданской войне, работая в культпросвете Красной армии. В 1921 года с советской дипломатической миссией ездил в Афганистан. С 1922 года целиком отдался литературной деятельности. Совершил ряд поездок во Францию, Италию, Германию, Испанию, Турцию и пр. Первые литературные воспоминания Никулина отмечены явным влиянием буржуазной эстетствующей поэзии эпохи реакции. Ранние стихи, объединенные в сборник «История и стихи Анжелики Сафьяновой» [1918], несмотря на некоторую дозу авторской иронии по адресу «маленьких Ренье из подмосковной дачи», не подымаются над уровнем «салонной» поэзии, эпигонски разрабатывающей темы И. Северянина и А. Ахматовой.

Октябрьская революция резко изменила направленность творчества писателя. В годы гражданской войны он обращается к героической агитке, революционной лирике, политической сатире (сборник стихов «Страдиварий», пьеса «Последний день Парижской Коммуны» и пр.). Часто примитивные по своим художественным средствам, эти произведения показательны как решительный разрыв Никулина с эпигонским эстетизмом начальной поры. Как писатель Никулин получил известность с переходом к художественной прозе [1923 — 1924]. Художник мелкобуржуазной интеллигенции, тесно связанной с богемно-артистической средой, Никулин сочетал в своем творчестве увлечение романтико-авантюрными мотивами революционной борьбы (роман «Хмель», 1923) с иронически-скептическим отношением к буржуазно-мещанской действительности. Последнее нашло свое выражение в частности в целой серии юмористических рассказов об обывателях, приспособленцах, бюрократах и т. п., трактованных в общем довольно безобидно и зачастую анекдотически («Банный лист», «Серафим Жеребецкий», «Вторая Мещанская» и пр.), и в ряде острых, но неглубоких зарисовок мещанской ограниченности западно - европейской цивилизации («Парадиз» и пр.). Представляет интерес попытка Никулина создать жанр революционно-приключенческого романа. Борьба оппозиционной и правительственной партий Гюлистана (Афганистан) за обладание неким дипломатическим документом, разоблачающим продажность министров, составляет содержание романа «Никаких случайностей» [1924]. Роман, знакомя читателя с обстановкой Афганистана, с методами дипломатии империалистических государств в полуколониальных странах, обладает известной социально-познавательной ценностью. Однако в следующем романе того же типа — «Тайна сейфа» [1925], — сюжетно более изощренном, от "революционной романтики" не остается следа. В дальнейшем Никулин центр тяжести с чисто фабульных эффектов переносит в плоскость игры острыми психологическими коллизиями («Матросская тишина», «Путешествие на Пигаль» и др.). Но психологическое содержание образов зачастую лишено социально-типического значения, заострено на необычности положения.

Разработка авантюрных сюжетов дополняется у Никулина тяготением к большим историческим темам, к широкому охвату действительности («Голые короли», 1926; «Адъютанты господа бога», 1927). «Адъютанты господа бога» — исторически-документальное повествование о разложении и распаде Российской империи в 1914 — 1917. Добросовестно использовав исторические материалы, Никулин все же не сумел показать исторического движения, борьбы классов, приведшей к Октябрьской революции. На первом плане оказались такие эпизоды, как расстрел Мясоедова, деятельность Охранного отделения, убийство Распутина и т. п., тогда как роль революционной организации, фигуры большевиков и рабочих остались очерченными схематично и бегло. Узость горизонта мелкобуржуазного интеллигента, не умеющего за внешностью явлений разглядеть и ощутить логику социально-исторического процесса, преодолевается Никулиным в последних его произведениях 1930 — 1932 годов. Очерки Никулина «Письма об Испании» [1930] и в особенности двухтомный роман «Время, пространство, движение» [1931 — 1932] — яркие примеры быстрого идейно-художественного роста писателя, обусловленного решающими успехами соцстроительства. Тенденция художественного развития Никулина — стремление к углубленно-реалистическому изображению действительности. В «Письмах об Испании» Никулин сумел со страны «плаща и шпаги» снять условную оперную маску, в самом пресловутом бое быков увидеть «особую отрасль чисто испанской промышленности», за пышными экзотическими декорациями разглядеть гнет фашистской диктатуры Примо де Ривера и зреющие силы революции. Реалистичен и автобиографический роман «Время, пространство, движение» — наиболее значительное произведение Никулина. В замысел Никулина входило дать не просто рассказ о своей жизни, а «отражение истории в человеке», свой личный биографический опыт, судьбу своего «сверстника» представить как типическую историю «молодого человека XX столетия». Никулин раскрывает социальный смысл жизни поколения мелкобуржуазной интеллигенции, выраставшего в эпоху реакции после 1906 года, впоследствии вовлеченного в движение революционного пролетариата, из «спутника революции» ставшего ее «участником». Роман Никулина — «человеческий документ» современной эпохи, он многозначителен, поскольку автор обнажает социальную почву, на которой возникали романтические шатания «молодого человека XX столетия»: среду либеральных литераторов и аристократической богемы, «платонических социалистов» и прекраснодушных мечтателей, восхищающихся героями «индивидуального террора». Страницы романа, на κоторых показаны Одесса эпохи реакции и предвоенный Париж с русской политической эмиграцией, — наиболее яркие по социальному типажу. В жанровом отношении роман «Время, пространство, движение» представляет собой своеобразное явление. В книге нет ни организованного романического сюжета, ни хронологической последовательности мемуарного изложения. Действие эпопеи развивается крайне свободно и непринужденно, повинуясь ассоциациям автора, прерываясь комментирующими лирико-публицистическими отступлениями, вставными новеллами-биографиями различных эпизодических персонажей. В итоге получается объединенный единством лирической повествовательной интонации, не чуждой легкой иронии, своеобразный монтаж литературных портретов (Л. Рейснер, Маяковского, Куприна, Вертинского, народовольца-эмигранта О. А. Слейцова и пр.), литературных пейзажей, зарисовок городов и нравов, отдельных новеллистических эпизодов из жизни героя-автора и т. п. В своей автобиографической эпопее Никулин подвел итог прошлому той части советской интеллигенции, которая нашла свое место в рядах революционного пролетариата.

Библиография: I. Страдиварий, Стихи, кн. II, изд. "Обелиск", Киев, 1919; Последний день Парижской Коммуны, Пьеса, Самарское отделение Гиза, Самара, 1921; Четырнадцать месяцев в Афганистане, изд. "Красная новь", М., 1923; Красный флот, Поэма, изд. "Крокодил", М., 1923; Хмель, Роман, изд. "Накануне", Берлин, 1923; То же, изд. 2-е, Л. — М., 1925; Никаких случайностей (Дипломатическая тайна), Кинематографический роман, изд. "Пучина", П., 1924; То же, изд. 2-е, "ЗиФ", М., 1925; Тайна сейфа, Роман, изд. "Пучина", Л., 1925; Голые короли, Роман с эпилогом, изд. "Пролетарий", [Харьков], [1926]; Адъютанты господа бога, Роман-хроника, изд. "Молодая гвардия", [МЛ, 1927 (было три издания в 1927); Кольцо "А", Юмористические кинорассказы, изд. "Кинопечать", М. — Л., 1927; Матросская тишина, Повести и рассказы, изд. "Круг", [МЛ, 1927; Банный лист, Рассказы, изд. "ЗиФ", М. — Л., 1927; Продавцы тайн, Сатирический роман, изд. "Молодая гвардия", [М.], 1928; Инженер Мерц (Высшая мера), Пьеса, изд. МОДПиК, Л. — М., 1928; Склока, Комедия, изд. "Теакинопечать", [М.], 1928; Вокруг Парижа, изд. "ЗиФ", М. — Л., [1929Ί; Высшая мера, Повести и рассказы, изд. "Федерация", М.,.[1929]; Таракановщина, Сатирическая комедия, изд. "Теакинопечать", М., 1929; Письма об Испании, изд. "Федерация", М., 1930 (изд. 2-е, М., 19'31); Записки спутника, "Издательство писателей в Ленинграде", Л., [1932]; Аттестат зрелости, Повесть, изд. Жургазобъединения, М., 1932 (Библиотека "Огонек"); Время, пространство, движение, [Автобиографическая повесть], 2 тт., изд. "Советская литература", М., 1933.

II. Рецензии: Правдухин В., "Красная новь", 1925, IV; Лелевич Г., "Молодая гвардия", 1925, II — III (о "Тайне сейфа"); Фохт У., "Книгоноша", 1926, № 35 (о "Голых королях"); Селивановский А., "На литературном посту", 1927, VII; Лежнев А., "Красная новь", 1927, V (об "Адъютантах господа бога"); Фиш Г., "Звезда", 1928, II; Ежов И., "Красная новь", 1928, II (о "Матросской тишине"); Шафир А., "Новый мир", 1929, № 10; Манфред А., "Книга и революция", 1929, № 4 (о сб. "Высшая мера"); "Книга и революция", 1929, № 10; Николаева Т., "Литературная газета", 1931, № 7 ("Вокруг Парижа"); Семенов Б., "Книга и революция", 1930, № 28; Рыкова Н., "Звезда", 1931, № 3 ("Письма об Испании"); Тагер Е., "Художественная литература", 1932, № 8; Скоблин Ю., "На литературном посту", 1932, № 11 (см. об этом отзыве замечания в "Литературной газете", 1932, № 32, 17 июня, подпись: Мих); Розовская Б., "Ленинград", 1932, № 7; Дымшиц Ал., "Залп", 1932, № 9; Усиевич Е., Романтики прошлого и пафос революции, "Литературная газета", 1932, № 32, 17 июня; Горький М., Письмо Льву Никулину, "Литературная газета", 1932, № 32; Оксенов И., "Новый мир", 1933, № 4 (о "Записках спутника"); Никулин Л., Книги и путешествия, "Литературная газета", 1933, № 32.
III. Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928.
Е. Тагер.
(Источник - Большая биографическая энциклопедия; http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/92282/Никулин)
***

Л. В. Никулин родился 8 (20) мая 1891 в Житомире в семье актёра. В 1910 окончил коммерческое училище в Одессе. В 1910—1911 учился в Сорбонне, в 1912—1918 — в Московском коммерческом институте. В 1919 работал в бюро печати Украины и в агитпросветуправлениии КВО. В 1919—1921 был начальником политпросветчасти Политуправления БФ. Участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. В 1921—1922 заведовал бюро печати советского Полпредства, а затем был секретарём Генерального консульства в Кабуле. В 1933—1938 работал в редакции «Правды». Литературной деятельностью занимается с 1910. В 1927 принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Один из авторов книги "Канал имени Сталина" (1934). Член ВКП (б) с 1940. В начале Великой Отечественной войны эвакуировался с семьёй в Челябинск, где был назначен директором Челябинского областного книжного издательства (ныне Южно-Уральское книжное издательство). Неоднократно выезжал на фронт, печатал военные корреспонденции в газетах «Известия», «Правда», журналах «Крестьянка», «Огонёк», «Красноармеец», «Работница». Для Челябинского театра драмы написал пьесы «Душа Москвы» и «Земляки». Один из основателей журнала «Иностранная литература».
Л. В. Никулин умер 9 марта 1967 в Москве.
Брат — драматург Юрий Вениаминович Никулин (1907—1958), племянник — актёр Валентин Юрьевич Никулин.

Награды и премии
- Сталинская премия третьей степени (1952) — за роман «России верные сыны» (1950)
- орден Трудового Красного Знамени
- орден «Знак Почёта», медали
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Никулин,_Лев_Вениаминович)
***

ЛЕВ НИКУЛИН
Лев Кассиль
(Никулин Л.В. Мертвая зыбь: Роман. - Петрозаводск: Карелия, 1987)

Он начал писать и печататься тогда, когда люди моего поколения лишь учились еще читать. Имя Льва Вениаминовича Никулина стало известно уже с 1910 года. Но по-настоящему определил он свою писательскую дорогу и заслужил признание после Октябрьской революции. Я помню, как в годы студенчества зачитывались его романом «Никаких случайностей» («Дипломатическая тайна»), вышедшим в 1927 году в «Роман-газете». А лет двенадцать спустя, когда мне довелось вместе с нашими советскими моряками совершить плавание в Испанию, где в те годы шла жестокая гражданская война, где народ стремился не допустить к власти фашистов, мы читали на нашем корабле «Письма об Испании» Льва Никулина, которые вышли еще в 1930 году и получили высокую похвалу А.М. Горького. «Время, пространство, движение» - так назвал писатель одну из своих завоевавших наибольшую известность книг. И этот краткий очерк о нем можно было бы так и озаглавить: «Время, пространство, движение писателя».
Надо ли напоминать сегодняшнем читателю о таких книгах, как «Люди русского искусства», в которой запечатлены выразительные портреты виднейших деятелей нашего театра, музыки, поэзии. Или о таких, как роман «России верные сыны». Или о двухтомном романе «Московские зори». Или о волнующей книге «Тухачевский», которой писатель утолил естественный благородный интерес советских людей к жизни и деятельности одного из наших революционных полководцев.

А вот не так давно романист дал нам новую книгу – «Мертвая зыбь». Увлекательный, почти приключенческий сюжет опирается здесь на точные, досконально изученные автором исторические факты. Да, это подлинно роман - хроника. Многое из того, что может показаться нам сегодня почти невероятным, чем-то смахивающим на авантюрные ходы тех фабул, которыми пользуются авторы так называемых детективных сочинений, в данном случае полностью соответствует исторической правде, событиям, происходившим на самом деле. В основе романа - дерзостно-смелая и хитроумная операция, организованная и блестяще осуществленная по инициативе Ф.Э. Дзержинского против монархистов, действовавших подпольно в молодой Советской стране. Это происходило, когда, как пишет автор в своем кратеньком вступлении-эпиграфе к роману, «свирепые штормы гражданской войны» уже стихли, но контрреволюционная «стихия не угомонилась», действуя исподтишка, проникая в нашу страну из-за рубежа, стараясь тайно расшатать устои Советской власти. То действительно была уже «мертвая зыбь», но и она могла причинить немало бед и зла молодому государству трудящихся. И чекистам, во главе с Дзержинским, пришлось проявить не только высокую отвагу, но и исключительную изобретательность. Опытный литератор, отлично владеющий многообразными жанрами, Л.В. Никулин сумел превосходно организовать и построить свой роман-хронику. Книга читается, начиная буквально от первой строки, с захватывающим интересом. Широко и точно даны картины жизни тех лет в Советской стране и за рубежом. Документальная точность не помешала автору добиться широких художественных обобщений, помогающих сегодняшнему читателю всерьез и взволнованно осмыслить трудные героические годы в жизни нашей родины. Помимо пленительной и суровой фигуры Дзержинского, в романе запечатлены полновесные образы его сподвижников, среди которых прежде всего хочется назвать А.X. Артузова. Выразительно обрисованы и враги, каковых нелегко было тогда обезвредить.
Своей новой, потребовавшей длительной и кропотливой работы, книгой Л.В. Никулин еще раз подтвердил, что он по-прежнему весь в работе, в движении... Он то и дело выступает перед читателями в клубах, Домах культуры, по радио с воспоминаниями о Горьком, о Маяковском, ездит во Францию, раскапывает там ценнейшие материалы о жизни Бунина, Куприна, работает в редколлегиях журналов...
И, читая книги Никулина или слушая в большом переполненном университетском или клубном, молодежном зале его выступления, всегда безукоризненно скомпонованные и в то же время оставляющие впечатление свободной артистической импровизации, не веря белоснежной «профессорской» седине, которую мы уже знаем не одно десятилетие, - каждый раз ловишь себя на том, что начинаешь мысленно подсчитывать: «Постойте! Сколько же ему лет? Нет, неужели 75?..» Да, счет этот уже немалый, но те, кто прочтет новую книгу Льва Вениаминовича Никулина, убедятся, что возраст не мешает постоянному движению писателя через годы, пространство и страницы новых его книг.
Лев Кассиль
(Источник - http://lib.ru/PRIKL/NIKULIN_L/mertzyb.txt)

***

Лев Вениаминович Никулин (Лев Владимирович Ольконицкий) (1891-1967), русский советский писатель, сценарист, один из основателей журнала "Иностранная литература". Родился 20 мая 1891 года в Житомире. Окончив в 1910 году Одесское коммерческое училище, уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне. С 1911 года Лев Никулин студент Московского коммерческого института. Все смелее заявляет о себе как литератор. Первая книга писателя "14 месяцев в Афганистане" - результат пребывания там Никулина с советской дипломатической миссией, была опубликована в 1923 году. Лев Вениаминович работает много и плодотворно. Выходят в свет его романы: "Никаких случайностей" (1924), "Время, пространство, движение" (1933).

В 1941 году Никулин эвакуируется в Челябинск и до конца 1942 года работает директором Челябинского областного книжного издательства. Лев Вениаминович много ездит по области, пишет о самоотверженном труде людей в тылу. Многие очерки и рассказы вошли в сборник "Урал Южный" (1943). После войны выходят в свет романы: "Московские зори" (1954-1957), "Мертвая зыбь" (1965). В 1950 году роман "России верные сыны" удостоен Государственной премии СССР.

Перу Льва Никулина принадлежат книги о выдающихся деятелях литературы и искусства: "Люди русского искусства" (1947), "Федор Шаляпин" (1954), "Чехов, Бунин и Куприн" (1960). В 1962 году были изданы мемуары "Люди и странствия. Воспоминания", а в 1963 опубликован очерк "Тухачевский". Умер Лев Вениаминович 3 марта 1967 года в Москве.

Крым в творчестве писателя
Лев Никулин впервые приехал в Севастополь в 1909 году восемнадцатилетним юношей. Именно здесь он начинает писать. Газета "Крымский вестник" публикует несколько его стихотворений. 1910 год. Никулин снова в Крыму. В течение месяца живет в Балаклаве, осматривает Ялту, морем отправляется на Кавказ. Пребывание на крымской земле и морское путешествие найдут отражение в романе "Московские зори". В 1916 году по сценариям Никулина снимаются фильмы "Над безмолвием вечности" и "Скерцо дьявола", писатель присутствует на съемках в Мисхоре. Никулин частый гость Крыма. Лечится, отдыхает и работает в Ялте. В 1938 - 1939 годах вместе с А. Фадеевым работает над киносценарием "Перекоп". В 1954 году по приглашению Морской библиотеки Никулин приезжает в Севастополь. Выступает на литературном вечере. В дар библиотеке передает роман "России верный сыны" и очерк "Федор Шаляпин".
(Источник – Литературный Крым; http://lyrica.crimea.edu/pi/nikulin/niku.html)
***

Никулин Лев Вениаминович
/Лев Владимирович Ольконицкий/
Писатель, сценарист.

Родился 20 мая 1891 года в Житомире в семье известного театрального деятеля. Ушел из жизни 9 марта 1967 года в Москве.
Окончил Одесское коммерческое училище (1910), прослушал курс лекций в Сорбонне (1910-1911, Париж). Учился в Московском коммерческом институте. Печатался с 1910 года. В кино с 1915 года.
В годы Гражданской войны был политработником в Красной Армии.
В 1919 году - сценарист кинофабрики Наркомвена Украины "Красная звезда" и Всеукраинского комитета.
С 1921 года - на дипломатической работе. В 1941 - 1945 - фронтовой корреспондент.
По роману Л.Никулина "Мертвая зыбь" режиссером С. Колосовым поставлен 4-х серийный художественный фильм "Операция "Трест" (1968).
(Источник - http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/empire/40882/bio/)
***

Прикрепления: 6390643.jpg (9.8 Kb) · 9390900.jpg (47.7 Kb) · 8368064.jpg (39.3 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов