КЕТЛИНСКАЯ ВЕРА КАЗИМИРОВНА
(28 апреля (11 мая) 1906 - — 23 апреля 1976)
- известная русская писательница, сценарист, журналист и публицист; лауреат Сталинской премии третьей степени (1948).
В. К. Кетлинская родилась 28 апреля (11 мая) 1906 года в Севастополе в семье морского артиллерийского офицера, поляка Казимира Филипповича Кетлинского, с 1917 года контр-адмирала и Главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов (Главнамура), фактически коменданта Мурманска. В 1918 году он был убит неизвестными, скорее всего, революционными матросами, но Кетлинская впоследствии создала легенду, что его убили белые, так как он перешёл на сторону красных. Трудовую деятельность начала с 13 лет на заводе, с 1920 года на комсомольской и партийной работе. С 1923 года жила в Ленинграде. Работала в Госиздате.
Идеологически выдержанные произведения о строителях нового коммунистического общества получили признание. В блокадном Ленинграде была на руководящих должностях идеологического фронта. Наиболее известные произведения: «Мужество» (1938) — о строителях Комсомольска-на-Амуре, «В осаде» (1947) — о блокадном Ленинграде. В дотелевизионный период её произведения легли в основу радиоспектаклей, регулярная трансляция которых осуществлялась на всю страну и оказывала идеологическое влияние на население страны. В Комарово находится дача, где в свое время жила Вера Казимировна.
Жила в доме № 9 на правом берегу канала Грибоедова вместе с другими известными советскими писателями и поэтами. В. К. Кетлинская умерла 23 апреля 1976 года. Похоронена на Комаровском кладбище Санкт-Петербурга.
Сочинения
Натка Мичурина, 1929
Рост, 1934
Мужество, 1938
Рассказы о ленинградцах, 1944
В осаде, 1947
Дни нашей жизни, 1952
Китай сегодня и завтра. Очерки, 1958
Иначе жить не стоит, 1960 (попытка откровенно написать о сталинском произволе 1937 года)
День, прожитый дважды, 1964
Вечер, окна, люди. Воспоминания, 1974.
(Источник – Либрусек; http://lib.rus.ec/a/5771)
***
Русская советская писательница В.К. Кетлинская родилась 28 апреля (11 мая) 1906 года в Севастополе в семье морского офицера. Ее отец – Казимир Филиппович Кетлинский (1875-1918), правильнее по-польски – Китлинский, происходил из польских дворян, окончил Морской Кадетский корпус и Артиллерийский офицерский класс, участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов, получив Золотую саблю с надписью “За храбрость”, затем служил в штабе начальника морских сил Черного моря. Он был награжден многими орденами, в том числе Офицерским крестом французского ордена Почетного Легиона (1914). В сентябре 1916 года Казимир Кетлинский был назначен командиром строящегося в Тулоне (Франция) крейсера «Аскольд». В июне 1917 года он на крейсере прибыл в Мурманск, в сентябре 1917 года был назначен главнокомандующим Мурманским укрепрайоном и отрядом судов Кольского района (Главнамур), фактически комендантом Мурманска, с производством в контр-адмиралы. Он достаточно лояльно отнесся к установлению Советской власти, но 1 января 1918 года был арестован и помещен под домашний арест, 3 января освобожден. Жизнь контр-адмирала Кетлинского кончилась трагически – 28 января при загадочных обстоятельствах он был тяжело ранен по дороге из Центромура к штабу неизвестными преступниками и скончался 10 февраля 1918 года.
Потеряв отца в 12 лет, Вера рано начала свою трудовую деятельность. Уже с 13 лет она трудилась на заводе, затем много работала на комсомольской и партийной работе. Ей приходилось очень непросто, ведь в наследство ей, прежде всего, досталась биография ее отца, бывшего царского адмирала, пусть и перешедшего потом в Красную армию. Это раздражало многих ее товарищей по работе, доставляя Кетлинской немало неприятностей. Проблем добавляли и таинственные обстоятельства гибели ее отца. Сначала считалось, что его убийство – это месть белогвардейцев, но затем родилась темная и неясная, но упорная история, что отец Кетлинской был убит красными, некими революционными матросами. Якобы именно поэтому Кетлинская воспитывалась за счет государства, а ее мать получила пенсию и продолжала получать, несмотря на новую версию событий. С 1922 по 1924 год Кетлинская была на комсомольской работе в Олонецком уезде. В 1927 году она вступила в Коммунистическую партию, а в 1928 году первое ее произведение – рассказ “Девушка и комсомол” – появляется в печати. Уже в первых рассказах и повестях В.К. Кетлинской четко обозначена ее главная тема – жизнь рабочего класса, рабочей молодежи, новой советской женщины, вопросы любви и секса при социализме. Популярной становится посвященная этой теме повесть Кетлинской «Натка Мичурина» (1929). Новое поколение, выросшее в годы революции, проявляло суровую враждебность к старым ценностям, особенно к тем, которые были связанны с чем-то прекрасным, эстетически выверенным и романтическим. Галстуки, расчески и чистая одежда были отброшены, и отвращение ко всему изысканному и возвышенному распространилось на вопросы любви и секса. Молодежь не признавала никакой любви, считала ее “буржуазными штучками, мешающими делу, развлечением для сытых”. Так, например, по опросу 1920 года 48% респондентов считали, что любви нет. Типичными ответами опроса 1929 года были: "Любовь – инстинкт сексуального удовлетворения", "Любви нет – есть физиологическое явление природы", "Только физиология – ничего больше". В повести Веры Кетлинской можно прочитать следующее: "Послушай, Наташа дорогая, ты мыслишь просто как женщина и ты не можешь понять, что мыслить так уже не модно и глупо. Почему мы должны быть привязаны друг к другу? Тебе нравится Силантьев – хорошо, это твое дело. Прошлой ночью я доставил удовольствие Ивановой и себе – что в этом плохого?"
В том же 1929 году В. Кетлинская в соавторстве с В.Слепковым участвует в сборнике “Жизнь без контроля. Половая жизнь и семья рабочей молодежи”. Она активно выступает за создание нового социалистического быта, который «раскрепощает женщину, дает ей возможность участвовать в процессе производства», за равноправие женщин, за создание домов-коммун: «Быт тянет назад выбивающуюся к общественной жизни женщину, заставил не одну девушку вернуть комсорганизации свой комсомольский билет. Представим себе дом-коммуну с хорошо налаженным коммунальным питанием, стиркой, уборкой, уходом за детьми, читальнями, культработой. Разве сами собой не уничтожатся кухонные дрязги, порабощение женщины?» Таким образом, в сборнике предполагалось, что именно объективная привязанность женщины к домашнему хозяйству мешает ей активно участвовать в жизни общества. В начале 1930-х годов Вера Кетлинская начинает работать в издательстве “Молодая гвардия”, она была назначена в редколлегию детского журнала “Еж”. Нужно сказать, что в 1931-1932 годах детские газеты и журналы публиковали в основном материалы, связанные с развитием промышленности и сельского хозяйства СССР, а также материалы, посвященные различным политическим событиям в мире. Публицистические и документальные жанры настолько разрослись и укоренились в детской периодике, что практически вытеснили другие, более близкие ребенку жанры. Причем, качество подобного рода публикаций оставляло желать лучшего – написанные сухим, скучным языком, они представляли собой чаще всего нагромождение множества малодоступных пониманию ребенка событий и фактов. Номера «Ежа» за эти годы от первой до последней страницы также были отданы под самые злободневные темы, выдвинутые временем. Однако их публицистика по своему качеству существенно отличалась от продукции других изданий. Ярко и убедительно со страниц «Ежа» звучали и «Война с Днепром» С.Маршака, и очерки М.Ильина о первой пятилетке, и пламенные корреспонденции Б.Житкова, и нестандартные публицистические работы Н.Олейникова, Л.Савельева, Е.Шварца, С.Безбородова, В.Кетлинской, С.Бочкова. Их авторы, как и все, говорили со своими читателями о сложнейших вопросах современности и о задачах, стоящих перед юными пионерами, но делали это не педантично и декларативно, а увлеченно и страстно. Сотрудничая с «Ежом», Вера Кетлинская пишет повесть для детей “История одного лагеря” (1931) о юных пионерах.
Позднее Вера Кетлинская начала работать в «Комсомольской правде» и как корреспондент этой газеты много ездила по стране, была свидетелем и беседовала с очевидцами и участниками многих событий. В результате материалов, собранных во время журналистских командировок, выходят из печати первые романы В.К. Кетлинской – “Рост” (1934) и «Мужество» (1938), которые рассказывали читателям о мужестве и трудовом героизме строителей первых пятилеток. В романе «Мужество» автор показывает трудности и духовный мир строителей нового города в тайге, и легко угадать, что прообразом этого города послужил Комсомольск-на-Амуре. В своих романах Вера Кетлинская поднимает вновь проблемы жизни и взаимоотношения молодёжи 1930-х годов, но проблемы эти – вечные, что делает книгу глубоко современной и актуальной. Роман «Мужество» стал одним из самых популярных произведений Веры Кетлинской. В это время Вера Кетлинская была замужем за известным художником Евгением Кибриком (1906-1978), учеником П.Н. Филонова. Молодые жили в самом центре Ленинграда, и в их маленькую надстройку часто приходили в гости художники и музыканты, актеры и поэты, их друзьями были актеры Борис Коковкин и Федор Никитин. У нее была и общественная, партийная работа, и писательство. Казалось бы, все есть для счастья. Но вскоре все переменилось, ее семейное счастье оказалось разрушенным. Внезапно от нее ушел муж, он просто сообщил ей, что полюбил другую, и попросил понять его. Кетлинская осталась в пристройке с матерью и грудным ребенком. Затем пришли темные и трагические времена в партийной жизни, и появилась вызванная вечными ее врагами тень несчастного ее отца, но Кетлинская всегда проявляла невиданную выдержку и никогда не жаловалась на жизнь.
Врагам не удалось справиться с ней, и к 1941 году Кетлинская занимала достаточно высокое место в писательской иерархии, состояла в правлении и в секретариате Ленинградского отделения Союза Писателей, выходили ее книги. Когда грянула война, В.К. Кетлинская оказалась первым секретарем Союза. По делам службы ей приходилось ежедневно встречаться с писателями, литераторами, проявлять мужество и силу воли, хотя это было невероятно трудно. Она осталась в блокадном Ленинграде, ее мать и маленький сынишка переселились в бомбоубежище, мальчик заболел воспалением легких. В самые трудные дни блокады Кетлинская разрывалась между работой и домом, справляясь со всеми проблемами с присущей ей ответственностью и достоинством. Многие ленинградские писатели поддерживали с Кетлинской дружеские отношения, тогда как другие члены Союза, стоявшие от нее дальше, прониклись к ней самой искренней и прочной ненавистью. Все дело в том же, что Вера Казимировна с полной верой и с полной последовательностью проводила ту линию, которую ей указывали, не подмигивая и не показывая большим пальцем через плечо: дескать, не я виновата, а высшие силы, мной руководящие. Она брала всю тяжесть в эти тяжелые времена на свои плечи, распоряжалась и приказывала от своего имени, ни на миг не позволяя себе усомниться в правильности приказов, которые отдавала от своего имени и от всего сердца. Вот этого ей долго не могли простить, даже и в послевоенные годы, упорно не желая выбирать ее в правление Союза Писателей. Даже среди людей вполне порядочных Кетлинская вызывала сильнейшее раздражение, но ведь сердиться в те годы писателям было больше не на кого. Кетлинская для многих из них олицетворяла голод, холод, блокаду, чувство беспомощности. И все же она вела большую работу, руководила отделением Союза Писателей. В годы блокады по-прежнему созывались собрания правления Союза для обсуждения очередного номера журнала «Звезда», а когда завывала сирена и наступал вынужденный перерыв, все спускались в бомбоубежище, а попросту говоря, в гардеробную Дома писателя в полуподвале.
В годы блокады Кетлинская продолжала писать. В июле 1942 года вышел ее небольшой рассказ “На одной из крыш” – о Ленинграде, о страшной блокадной зиме 1941-1942 годов, и о надежде на скорый мир, о том, что жизнь продолжается: “Старый музыкант играл в своем разгромленном жилище, подняв взгляд к рваной дыре в потолке. Наверху, над домами, посвистывали снаряды”. В эту зиму приходилось думать не только о выживании, о кусочке блокадного хлеба. Кетлинской приходилось заниматься пропагандой, агитацией, вопросами идеологии. В блокадном Ленинграде она была на руководящих должностях идеологического фронта. Нельзя было упоминать слово “голодающий”, хотя едва ли не каждый страдал дистрофией. Холод и грязь – «трудности», смерти нет, есть «потери». Вера Казимировна неустанно хлопотала об облегчении участи оставшихся в осажденном городе писателей, хотя и удавалось ей сделать совсем немного. О себе думала в последнюю очередь, делила последний кусок хлеба с родными. В блокаду от голода умерла ее мать, которую Кетлинская очень любила – маленькая черноглазая старушка, всегда в шарфе, завязанном на голове, всегда светски оживленная, не теряющая надежды. В 1942 году Вера Казимировна второй раз вышла замуж. Ее муж – писатель и критик Александр Ильич Зонин (1901-1962) – был незаконно репрессирован, освобожден по состоянию здоровья и реабилитирован. Его первая жена перед войной была расстреляна за участие в оппозиции, сам он отделался только исключением из партии, сохранив свободу и орден Красного Знамени, но постоянно находился в тяжелом психологическом состоянии. Они отпраздновали свою блокадную свадьбу так: каждый из гостей принес кроху своего пайка, но в Союзе Писателей многие еще долго рассказывали о пире, который закатила Кетлинская, когда люди кругом гибли с голоду.
Когда же война, наконец, окончилась, Кетлинская столкнулась с проблемами другого рода. В стране наступил мир, но в Союзе Писателей мира не было. В августе 1946 года, на заседании в Смольном, том самом, что было посвящено журналам «Звезда» и «Ленинград», Кетлинская держалась храбро, выступила едва ли не единственная с вполне трезвым словом, где заступилась за О.Берггольц, а враги ее, как всегда оживающие в трудные для Союза времена, зашевелились. Снова появилась тень отца. Один из самых свирепых ораторов кричал тогдашнему секретарю Александру Дементьеву: «Ты хочешь въехать в коммунизм верхом на адмиральской дочери!» И вдруг, к величайшему огорчению врагов, в 1948 году Вера Казимировна получила Сталинскую премию за роман «В осаде» (1947) о блокадном Ленинграде, о подвиге ленинградцев в годы войны. Жила она все так же спокойно, достойно. Писала, вела семью, которая выросла, - почти в 40-летнем возрасте она родила сына от Зонина, темноглазого, нежного, необыкновенно трогательного Володю. На ее попечении был и старший сын Сергей, и сын Зонина от первого брака, курсант морского военного училища. Казалось, в семье все хорошо, благополучно, несмотря на периодические безумства ее мужа, но вдруг, как это случалось в те немирные послевоенные годы, – Зонин исчез. Трудно передать, что пережила Вера Казимировна в это нелегкое время, она осталась одна с тремя детьми. Позднее выяснилось, что ее муж арестован, пронесся слух, что она собирается в Москву, в ЦК заявить, что она не верит в виновность своего мужа, но не успела. Ее вызвали и объяснили, какой нехороший человек Зонин и Вера Казимировна уверовала в это свято, без малейшего притворства. Она пожаловалась друзьям, что Зонин скрыл от нее ряд фактов из своего прошлого и отказалась от него со свойственной ей железной последовательностью. Она даже не пошла к нему на свидание, когда его высылали, а в Союзе Писателей времена делались все более тяжелыми, но Кетлинская с вызывающей уважение храбростью занимала позицию вполне ясную. Она одна решалась выступить на общем собрании прямо против скопившейся в союзном воздухе мути, указывая на могучих и мстительных виновников этой мути. Спокойно, достойно, степенно говорила она, и ни один человек не осмелился возразить ей по существу, и речь ее признали даже вечные враги ее. На съезде выступала она ясно, смело, последовательно, открыто.
И снова она писала, вела общественную работу, построила себе дачу в Комарово, что было далеко не просто. Она жила в мире, сознательно упрощенном, отворачиваясь от фактов, закрывая то один, то другой глаз, чтобы видеть только то, что должно; но веровала, веровала с той энергией, что дается не всякому безумцу. Несмотря на все потери и трудности она жила в покое, и ничто не могло нарушить этого покоя. Но времена менялись, и Зонина вдруг освободили – по болезни, по акту о состоянии здоровья. Таких называли, по установившейся терминологии, актированными, в отличие от реабилитированных. Вероятно, и сам Зонин не верил, что Кетлинская примет его, ведь его дело не было пересмотрено! Когда, при освобождении, Зонину предложили выбрать город, он назвал не Ленинград, а Новгород. Но в этот момент Кетлинская изменила себе, изменила своей железной последовательности, усложнила созданный ею мир. Она забыла о том, что Зонин скрыл от нее нечто неслыханно преступное в своем прошлом, и приняла его. Она занялась поправкой его здоровья, хлопотала вместе с ним о пересмотре дела. А Зонин, впадая в безумие, жаловался, что попал в плохой концлагерь: все шпионы да антисоветские люди – лишь процентов пять невинно осужденных. Он жил на даче у Кетлинской, а она писала, вела свою выросшую семью, поместила в июле 1955 года в «Литературной газете» большую статью «Человек и его дело» о романе на производственные темы. Выходят ее роман «Дни нашей жизни» (1952), комедия «Да, вот она, любовь» (1954), затем, в 1960 году, очередной идеологически выдержанный роман о строителях нового коммунистического общества – «Иначе жить не стоит», рассказывающий о молодых учёных-новаторах, раскрывающий социально-нравственные конфликты в ученой среде. В 1964 году был опубликован сборник рассказов «День, прожитый дважды», в который вошла и повесть «Плато выше туч»; в 1972 году – книга воспоминаний Кетлинской «Вечер. Окна. Люди». Выходят ее повести, рассказы и очерки. Ее произведения не раз ложились в основу радиоспектаклей, регулярная трансляция которых осуществлялась на всю страну и оказывала идеологическое влияние на население страны.
В 1967 году по сценарию Веры Кетлинской на киностудии “Мосфильм” снимается фильм «Они живут рядом» (режиссер Григорий Рошаль). Фильм, созданный в жанре социальной драмы, снимался в рамках подготовки к 50-летию Октябрьской революции и рассказывал о судьбе ученого Калитина и его сына Игоря, принявшего решение идти в науке своим путем, вопреки желанию отца. Фильм затрагивает и конфликт между двумя учеными, бывшими друзьями, Калитиным и Даниловым, и семейный конфликт профессора Калитина с сыном, который решил перейти в институт, возглавляемый Даниловым, и размышления персонажей о прожитом, и осуждение беспринципного карьериста Лузгина – коллеги Калитина. И хотя фильм этот не вошел в число шедевров киноискусства, но запомнился зрителям, благодаря игре замечательных актеров – в фильме снялись Федор Никитин, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Руфина Нифонтова, Тамара Семина, Александр Борисов, Петр Глебов и другие. В 1981 году, уже после смерти Кетлинской, был снят фильм “Мужество” (режиссер Борис Савченко) по ее одноименному роману. До конца жизни Вера Кетлинская жила в «писательском доме» на набережной канала Грибоедова, № 9. В этом в доме в разные годы жили О.Д. Форш, В.Я. Шишков, В.А. Каверин, Е.Л. Шварц, Ю.П. Герман, В.А. Рождественский, Б.В. Томашевский, М.М. Зощенко, другие известные советские писатели и поэты. Летом она жила на даче в Комарово, продолжала писать, иногда публиковалась в газетах, была членом редколлегии журнала “Аврора”. Лауреат Государственной (Сталинской) премии, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и большого количества медалей, известная писательница, участница героической обороны Ленинграда и просто очень сильная женщина умерла 23 апреля 1976 года, лишь двух недель не дожив до своего 70-летия. Похоронили Веру Казимировну Кетлинскую на Комаровском кладбище близ Ленинграда. Сейчас книги Кетлинской читают мало. Как яркий представитель социалистического реализма в литературе, она писала в основном о рабочем классе, о рабочей молодёжи – темы, которые сейчас мало кого интересуют. И все-таки ее произведения получили широкое читательское признание, ведь они остроконфликтны, посвящены актуальным темам современности, изображают труд и человека в процессе его труда, а значит, настанет их время и к ним вернется их былая популярность.
(Источник - http://funeral-spb.ru/necropols/komarovo/ketlinskaya/)
***
И это все о ней…
Вера Кетлинская, руководившая в 1941 году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, «обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности», но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна.» Кетлинская направила Ольгу в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.
***
В 1981 году на телеэкранах страны прошел семисерийный телесериал «Мужество» по одноименному роману Веры Кетлинской о строительстве в тайге нового города Комсомольска-на-Амуре в 1932 году, об энтузиазме строителей-комсомольцев.
***
Романы Веры Кетлинской, как и прочие собрания советских классиков, я стал коллекционировать - подбирать в самом конце 80-х, когда они хрустящие обложками, так никогда и никем и непрочитанные, оказывались уложенными в стопки у мусорных баков. Горбачевская "перестройка" внесла заметную смуту в умы отечественного гегемона, и то что ещё вчера казалось кладезем книгочейной мудрости, что десятилетиями упорно издавалось мульонными тиражами, настойчиво пропагандировалось на каждом углу, и за что их авторы награждались государевыми премиями, строили себе дачи в Комарово, и горделиво носили имя советских классиков, а о них самих любимых и их "бессмертном творчестве", кропались кандидатские и докторские диссеры, в мгновение ока, обратилось в макулатуру. В 89-м я впервые открыл у могилы Веры Казимировны, один из её производственных романов, и с первых же станиц был увлечён и захвачен, стихией особливого религиозного опыта и сознания: партийные ритуалы, святые мощи у кремлевской стены, свод сакральных текстов, обязательных для отскакивания от зубов, чтимые символы - звезда, красное знамя, пионерский галстук, парт- или комсомольский билет: "Клара схватилась за сердце – нет, не за сердце, за карман спецовки, где лежал маленький красный билет". («Мужество» В. Кетлинской). Партия, в ея романах, занимает сакрально место Церкви, парторг – непременно духовный наставник, ежили хотите, духовный гуру, партбилет – сродни символу веры, принятие в партию – великая мистерия и конечно же таинство…
***
В 30-х годах Вера Кетлинская много ездила по стране как корреспондент газеты «Комсомольская правда», была свидетелем и беседовала с очевидцами и участниками многих событий. В романе автор показывает нам трудности и духовный мир строителей нового города, и легко угадать, что прообразом этого города послужил Комсомольск-на-Амуре.Автор в романе «Мужество» поднимает проблемы жизни и взаимоотношений молодёжи 30-х годов 20-ого века, но проблемы эти – вечные, что делает книгу глубоко современной и актуальной.
***
"Мы бежали, мы тоже были слабы, но мы бежали на наших непрочных, распухших ногах за этим вагоном. Я помню, как кричали: «Позвони ещё!» Такой радостью был этот трамвайный вагон". Это строки воспоминаний ленинградской писательницы Веры Кетлинской. "На углу улицы Гоголя какая-то старушка упала на колени и осеняла крестом медленно и торжественно двигавшийся вагон трамвая. А вожатая вела вагон, не вытирая слёз радости. Она вела вагон, и плакала, и не скрывала своих слёз..."
***
В своих воспоминаниях Вера Кетлинская пишет о знакомстве с Лебедевым: «Были с Олей (Бергольц) на даче у Бориса Лавренева. Прекрасно отдохнули. Встретили там начинающего поэта-мариниста военного моряка Алексея Лебедева. До чего ж он был красив, стройный и толково стихи читал.… Глядя на его румянец, улыбку, так и хотелось проглотить его, как сдобную булочку…»
***
Из воспоминаний Веры Кетлинской, жившей в блокадном Ленинграде: " Потребность поделиться с друзьями, поддержать товарищей была тогда великой доброй силой, помогавшей не поддаться упадку и звериной жадности изголодавшихся людей. Физические силы таяли, а духовная жизнь была напряженной. Она поднимала в истощённом организме какие-то неведомые, почти невероятные резервы сил и выносливости. Во мраке блокады и ожесточения небывалой войны сияли основные немеркнущие понятия: родина, мать, друзья, боевое товарищество... Ленинградцы ощущали силу этих понятий всем сердцем."
***
«Все чаще рвались в городе немецкие снаряды. И как только начинался обстрел, сандружинницы бежали туда, где снаряды падают. Все прячутся, а дружинница идет по своему кварталу, смотрит – где попадание, кому надо оказать первую помощь...», – это рассказ о санитарных дружинницах из произведения Веры Кетлинской «Вера Щекина».
***
Биографическая справка Р.В. Шошина
Кетлинская Вера Казимировна [28.4(11.5).1906, Севастополь - 23.4.1976, Ленинград] — прозаик.
Родилась в семье морского офицера. Работала техническим сотрудником в Красной Армии, затем была на комсомольской работе в Мурманском, Петрозаводском и Олонецком уездах; училась в Ленинграде в Институте внешкольного образования, откуда ушла на производство — была прядильщицей и текстильщицей на ленинградских фабриках «Нева» и «Возрождение», совмещая работу на производстве с выполнением обязанностей пропагандиста культуры в комсомольской организации.
Небольшие рассказы, очерки и стихи начала печатать в газете Мурманска, Петрозаводска и Ленинграда в 1921-1922, они публиковались под псевдонимами, как и статьи о работе комсомольских ячеек.
В 1927 вышла отдельным изданием первая книга Кетлинской «Девушка и комсомол» — популярная брошюра о жизни девушек-работниц. Проблемы этики, семейных отношений в среде рабочей молодежи составили основу содержания первого крупного художественного произведения Кетлинской повести «Натка Мичурина» (1929). Аналогичным проблемам посвящен роман «Рост» (1934), идея книги выражена уже в ее названии; подробно воспроизведены образ парторга фабрики Антона Кострова, проблемы партийного руководства, участия интеллигенции в народной жизни.
В 1929 Кетлинская была направлена на работу в редакцию ленинградского отделения Гослитиздата, где 4 года работала главным редактором детской секции. Многое осталось в личном архиве неопубликованным, например, повесть «Стиль» (1934), киносценарий «Год рождения семнадцатый» (1935), написанный в соавторстве с Р.Музыкант.
Став в 1934 разъездным корреспондентом «Комсомольской правды», Кетлинская познакомилась с Дальним Востоком и там нашла тему для своего нового романа, который стал наиболее значительным ее произведением в предвоенные годы,— «Мужество» (1938). Он посвящен социалистическому освоению Дальнего Востока. Постоянный интерес к современности, публицистичность дарования, ощущение остроты проблем, волнующих общество, нашли здесь плодотворное творческое воплощение. Это не был наезд репортера, это было откровение, автор в Комсомольске-на-Амуре делил со своими героями трудности жизни и работы в тайге. «О чем бы ни писала Кетлинская — о заводе, о стройке, об ученых, о партийных работниках,— сразу видно, что она не на время, не на командировочный месяц, а навсегда погружена в окружающую ее жизнь» (Рахманов Л.— С.494).
Роман «Мужество» вызвал широкий читательский отклик, ему был посвящен целый ряд материалов в печати: Усиевич Е. «Мужество» // Правда. 1938. 16 нояб.; Серебрянский М. «Мужество» // Литературное обозрение. 1939. №1; Крекшин Е. Молодые люди нашего времени // Знамя. 1939. №2; Севрук Ю. Об искусстве романиста // Литературная учеба. 1939. №4, и др. Критики отмечали, что автор детально, вдумчиво и со знанием дела раскрывает конкретные коллизии строительства в глухой тайге, очерчивает многочисленные образы истинных энтузиастов стройки — здесь и комсомолец Сергей Голицын, и инженер Костько, нанайская девушка Мооми, партийные активисты Морозов, Драченов, Круглое. Тогда же композитор Н.Макарова написала оперу «Мужество» (см.: Мартынов И. Нина Макарова. М., 1973. С.38-42).
Во время Великой Отечественной войны Кетлинская работала ответственным секретарем Ленинградского отделения СП СССР. На этом посту в ее обязанности входило многое: «трудоустройство писателей в армейские и городские газеты, на радиовещание, выступления в госпиталях, эвакуация всех, кого можно и нужно эвакуировать, ежедневные заботы и хлопоты о водопроводе, отоплении, противопожарных средствах и ПВО...» (Рахманов Л.— С. 496). Кетлинская выступала в прессе со статьями и очерками, писала и для зарубежной печати, немало ее очерков и рассказов осталось на страницах фронтовых и армейских газет.
Обороне Ленинграда посвящены сборники рассказов и очерков Кетлинской «Рассказы о ленинградцах» (1944) и роман «В осаде» (1947). В центре романа — коллектив большого машиностроительного завода с его трудовыми, по существу боевыми буднями. «Роман полон событиями прочувствованными, продуманными, выстраданными»,— писал о нем Вс.Вишневский (Труд. 1948. 8 апр.). Интересны и содержательны персонажи романа Мария Смолина, Ольга Трубникова, Вера Подгорная, капитан Каменский и др. Для творческой манеры Кетлинской было характерно постоянное стремление к новому, от одного замысла автор переходил к другому, вот почему многое осталось неопубликованным — комедия «Успех», либретто опер «Мужество» и «Сила войны».
В 1952 вышел новый роман Кетлинской «Дни нашей жизни», посвященный проблемам рабочего класса на примере ленинградского завода. И здесь судьбы героев правдиво отразили многие существенные коллизии и конфликты современности, что отмечалось в печати (Кондратович А. Завод и люди // Новый мир. 1952. №12; Штут С. Почувствовать красоту деяния // Литературная газета. 1954. 7 дек.; Макогоненко Г. Против «тления слова-сырца» // Новый мир. 1954. №12).
Народ поднимал страну из руин и пепелищ, потому «производственная» тема, тема строительства, оказывалась на переднем плане в литературе. Новаторам производства и науки, борцам за технический прогресс был посвящен роман Кетлинской «Иначе жить не стоит» (1960). Автор показывает, как высокая новаторская цель вызывает подъем научной мысли, борьба с консерваторами и карьеристами становится школой мужества, гражданского роста. Это подтверждают судьбы главных положительных героев — инженера Мордвинова, изобретателя Светова, производственника Липатова. Общее дело сближает, но различное к нему отношение со стороны разных персонажей порождает новые конфликты, и снова автор анализирует сложные многоплановые отношения людей, сплетения их судеб.
Для творчества Кетлинской характерна многожанровость, разносторонний охват жизни.
В 1945 Кетлинская публикует повести «Золотой мост» и «На берегу Невы».
В 1958 издает книгу очерков «Китай сегодня и завтра». Комедия «Да, вот она любовь!» (1954) была поставлена на сцене Театра им. Евг. Вахтангова в Москве.
В 1964 Кетлинская издает сборник рассказов «День, прожитый дважды», в 1967 драму «Прошу слова!». Часто выступает со статьями и очерками о Ленинграде и ленинградцах, по вопросам литературы в «Ленинградской правде», «Правде», «Литературная газ.», «Известиях» и др.
Активно участвуя в литературно-общественной жизни, Кетлинская была избрана членом правления СП СССР. Постоянными были помощь молодым писателям и встречи с молодыми читателями. Кетлинская была одним из инициаторов создания в Ленинграде молодежного журнала «Аврора», который начал выходить в 1969.
В 1974 отдельной книгой издается повесть «Вечер. Окна. Люди». Новую жизнь обретают прежние произведения Кетлинской, драма «Мужество» в инсценировке И.Мурзаевой была поставлена в театрах Москвы и Комсомольска-на-Амуре. По роману «Мужество» был поставлен многосерийный телефильм и написана опера «Город юности» (либретто С.Северцева, музыка Г.Шантыря), она также шла на сцене.
В 1982 в прессе продолжали отмечать популярность романа «Мужество» (Дальний Восток. 1982. №5. С.150). Произведения Кетлинской переведены на иностранные языки.
Р.В.Шошин
(Источник - http://www.az-libr.ru/Persons/000/Src/0010/c17a0f9d.shtml)
***