[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Шолохов М.А. - великий русский писатель
NikolayДата: Суббота, 28 Май 2011, 10:55 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(11 (24) мая 1905 — 21 февраля 1984)


— великий русский советский писатель и общественный деятель, публицист и журналист; лауреат Нобелевской премии по литературе (1965), Ленинская премия (1961) и Сталинская премия первой степени (1941); академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), всемирно известный классик русской литературы.

М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенская (ныне Ростовской области). Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865—1925) — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать — Анастасия Даниловна Черникова (1871—1942) — дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. В годы Первой мировой, Гражданской войны учился (1914—1918) в Москве, в г. Богучаре Воронежской губернии, в станице Вёшенской, окончил 4 класса гимназии.

В 1920—1922 годах жил с семьёй в станице Каргинской. Участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослых хуторян, вел перепись населения, служил в станичном ревкоме, работал учителем начальной школы, делопроизводителем заготовительной конторы. После окончания ростовских налоговых курсов получил назначение на должность продовольственного инспектора в станицу Вукановскую, затем вступил в продотряд, участвовал в продразверстке. В 1922 году, во время работы по продразверстке, М. А. Шолохов был приговорен к расстрелу, причем красными. «Я вел крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… — рассказывал позже писатель. — Два дня ждал смерти… А потом пришли и выпустили…». Расстрел был заменен условным сроком наказания — трибунал принял во внимание его несовершеннолетие. В октябре 1922 года М. А. Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Б. Шкловский, О. М. Брик, Н. Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ.

В 1923 году в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 году в той же газете — его первый рассказ «Родинка». В декабре 1923 года М. А. Шолохов вернулся в Каргинскую, а затем — в станицу Букановскую, где 11 января 1924 года женился на М. П. Громославской (1901 - 1992), дочери бывшего станичного атамана. После возвращения в Каргинскую у Шолоховых родилась старшая дочь Светлана (1926), затем сыновья Александр (1930 - 1990, г. Ростов-на-Дону), Михаил (1935, г. Москва), дочь Мария (1938, ст. Вёшенская).

В 1923 году фельетоны М. А. Шолохова публикуются в газетах. Начиная с 1924 года в журналах появляются его рассказы, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (1928 — 1-2 тт., 1932 — 3 т., 4 т. опубликован в 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах; это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий, называют эпопеей. Писатель-коммунист, в годы Гражданской войны бывший на стороне красных, Шолохов значительное место в романе уделяет белому казачеству, а его главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования так и не «приходит к красным». Это вызвало нарекания коммунистической критики; однако столь неоднозначный роман был лично прочитан И. В. Сталиным и одобрен им к печати. Во время Второй мировой войны «Тихий Дон» был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе, а после войны переведён и на восточные языки, на Востоке роман также имел успех. Роман «Поднятая целина» (т. 1 — 1932, т. 2 — 1959) посвящён коллективизации на Дону и движению «25-тысячников». Здесь высказана авторская оценка хода коллективизации; образы главных персонажей и картины коллективизации не однозначны. Второй том «Поднятой целины» был утрачен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен позже. Впоследствии М. А. Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и недописанного романа «Они сражались за Родину» (1942—1944, 1949, 1969), рассказ «Судьба человека» (1956). В 1941—1945 гг., работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти» (1942), а в первые послевоенные годы — несколько публицистических текстов патриотической направленности («Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.).

В 1965 году получил Нобелевскую премию по литературе - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Шолохов — единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия руководства СССР.
До конца дней жил в своём доме в Вёшенской (в наше время музей). Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Нобелевскую — на постройку школы в Вёшенской. Увлекался охотой и рыбной ловлей. С 1960-х годов фактически отошёл от литературы. Писатель умер от рака гортани 21 февраля 1984 года.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Шолохов,_Михаил_Александрович)
***


Валентина Оберемк.
Светлана Шолохова, «Папа даже на охоту без мамы не ходил»


— ОДНАЖДЫ папа посмеялся над фамилией своего друга Василия Кудашова, сказав: «Ну что за фамилия, куда шел?» На что тот ему ответил: «А ты шел и охал». Но по жизни мой отец никогда не охал и все переносил стойко, — рассказывает дочь писателя Светлана.
Шолохов считался одним из лучших писателей Советского Союза, его книги печатались огромными тиражами, с ним искали встречи известнейшие люди, но вдруг самый главный роман — «Тихий Дон» — перестали переиздавать. Прошел слух, что сам Сталин запретил, потому что обиделся на писателя.

— Никто не знает, на что он обиделся. Но в 12-м томе собрания сочинений Сталина появилось письмо Кону, в котором вождь писал, что Шолохов в «Тихом Доне» допустил ошибки. Какие это были ошибки, не уточнялось. После этого папу перестали печатать и переиздавать «Тихий Дон». Он писал Сталину с просьбой принять его и объяснить, в чем заключаются его ошибки. Но Сталин сослался на занятость и отказал. И потом, сколько ни пытался отец попасть к нему на прием, тот его так и не принял. А вот почему, никто так и не знает. Но «Тихий Дон» потом боялись переиздавать до самой смерти Сталина.
…Наш дом в войну был разбит, а дача в Подмосковье отцу была не нужна — он никуда не хотел уезжать из родной Вешенской. Поэтому отец попросил, чтобы вместо дачи ему построили дом на родине. За строительство взялся отдел ЦК. И во время этой стройки комитетчики так проворовались, что вместо 300 тысяч рублей дом обошелся в 900. Управляющий делами при Сталине Крупин свалил вину на отца и потом скрупулезно из всех гонораров отца вычитал его долг.

Мне кажется, что все легенды, которые были сочинены об отце и «Тихом Доне», уже можно собрать в отдельный том. Я сама читала и смеялась, что мой папа был разведчиком у Деникина и что в подвале нашего дома сидел умалишенный, который и написал «Тихий Дон». Кстати, считают, что отец собирался писать продолжение «Тихого Дона». Это тоже неправда. Он поставил точку и ничего больше добавлять не собирался.
Мама была старше папы на три года. Но когда он посватался и мама спросила: «Сколько тебе лет?» — он ответил: «Мы с тобой ровесники». Узнала она, что он ее обманул, уже когда в семье были дети. Родители всегда были вместе. Папа даже на охоту и рыбалку маму с собой возил, говорил ей: «Поедем охотиться». Она пыталась отговориться: «Мне некогда». Но он настаивал и уже в машине шутя журил ее: «Ну что за непутевая бабенка у меня жена: сидела бы дома, штопала мужу носки, так нет, она тащится на охоту». Но сам быть без нее нигде не мог. Для него это и не охота была, и не рыбалка, если ее нет рядом. Кстати, она стреляла не хуже, чем он, и как рыбак была гораздо терпеливее.
Дорогие подарки в семье Шолоховых дарить было не принято, но по случаю получения Нобелевской премии писатель вывез всю свою семью за границу.

— Сталинскую премию в 41-м году папа отдал в Фонд обороны, Ленинскую — на восстановление школы, в которой он когда-то учился, Нобелевскую же оставил себе. Он потратил ее на то, чтобы показать нам, детям, Европу и Японию. Там ограничения для нас были только в плане общения: за границей мы жили в посольстве, поэтому папа не мог встречаться с теми, с кем бы хотел. В плане передвижения же никто нам препятствий не чинил. На машине мы объездили вдоль и поперек и Англию, и Францию, и Италию.

Шолохов, как говорит его дочь Светлана, действительно никогда ни на что не жаловался и не охал. Даже когда ему поставили смертельный диагноз — неоперабельный рак горла, он отказался от обезболивающих, чтобы иметь возможность разговаривать со своими близкими.

— После жуткой контузии, которую он получил во время авиакатастрофы при перелете из Москвы в Куйбышев, у отца случился инсульт, затем второй. Потом начался сильнейший диабет, к которому добавился и рак. У него были жуткие боли, но он вел себя так стойко, что никто никогда бы не подумал, что он ужасно страдает. Я была с ним в больнице в Москве перед самой его смертью. Врачи меня просили: «Светлана Михайловна, уговорите его уколоть обезболивающее, это же такая боль!» Папа на все уговоры отвечал: «Никакой боли у меня нет, и уколы не нужны». Потом вообще попросил забрать его из больницы, сказал: «Вызывай самолет, мне здесь делать нечего». Он боялся, что его похоронят в Москве. Он знал, что ему осталось недолго. И мы улетели в Вешенскую. 21 февраля 1984 года папы не стало.
(Источник: http://peoples.ru/ или http://www.mikhailsholohov.ru/lr-ar-aaa-981/)
***


Игорь Изгаршев.
Михаил Шолохов, жизнь не по лжи


УЖЕ при жизни он был признан великим и стал единственным из пяти русских писателей, получивших Нобелевскую премию, будучи гражданином страны. (Иван Бунин, Иосиф Бродский и Александр Солженицын получили награду, находясь в эмиграции, а Борис Пастернак от премии был вынужден отказаться.)
Лауреатом премии он стал «за бескомпромиссное изображение человека XX века». Однако для всех Шолохов прежде всего автор «Тихого Дона».
Первые две книги были изданы в 1928–1929 годах. На 24-летнего писателя обратили внимание. Мировая же слава к Шолохову пришла несколько лет спустя, после того как были напечатаны 3-я и 4-я книги.

На встречу с вождем он опоздал
КСТАТИ, третью книгу «Тихого Дона», в которой речь идет о Гражданской войне, сперва не хотели публиковать. Судьбу и романа, и самого писателя решил Сталин, встречу с которым Шолохову организовал хорошо к нему относившийся Горький.
Встреча вождя и молодого писателя состоялась на даче Горького. Шолохов приехал первым и, увидев, что главного гостя еще нет, отправился на рыбалку. На реке, как водится, время пролетело незаметно. Сталин встретил опоздавшего Шолохова недружелюбно. Разговор получился довольно жестким.
«Почему вы пишете с сочувствием к белому движению? Корниловы у вас там, Лисницкие…» — начал с вопроса Сталин. Оказалось, что перед встречей он прочел весь роман. Шолохов не растерялся: «А белые на самом деле были значительными людьми. Тот же генерал Корнилов сумел пробиться на самый верх, родившись в бедняцкой семье. Ел за одним столом с рядовыми. А когда бежал из австрийского плена, то несколько километров нес на себе раненого солдата». Сталину ответ не понравился: «У советского писателя должен быть отбор — что писать, а что нет». «Так ведь я это в роман и не вставил», — парировал Шолохов. «Ну хорошо, будем печатать», — в конце концов согласился вождь.
Он, кстати, настаивал, чтобы Григорий Мелехов (первоначально героя звали Абрам Ермаков) в финале романа стал советским человеком, чуть ли не коммунистом. Шолохов пытался, но в конце концов так и не смог наступить на горло собственной песне. Над окончанием романа он работал в Москве, гостя у своего друга Василия Кудашева. Тот вспоминал, что Михаил как-то поздно ночью разбудил его: «Нет, Вася, не могу. Вот какой будет финал». И прочитал то, что вскоре стало известно всему миру.
С именем Василия Кудашева связана история пропавшей рукописи «Тихого Дона». Шолохов познакомился с Василием, когда приехал в Москву поступать в МГУ. Но, как сын состоятельных родителей и к тому же беспартийный, не прошел отбора.
Не поступив в университет, Михаил Александрович вернулся к себе в Вешенскую. Но, когда приезжал в столицу, всегда навещал Кудашева. И в один из приездов оставил в его квартире в Камергерском переулке рукопись двух первых книг «Тихого Дона».
Уже после смерти писателя стало известно, что владеет ими дочь Кудашева. Когда женщины не стало и ее дочь тоже умерла, права на реликвию перешли к дальней родственнице Кудашевых. Ее завалили предложениями продать рукопись, в том числе и через аукцион «Сотбис». Предлагали большие деньги. Но она не поддалась на уговоры и решила рукопись за границу не отдавать. В. Путин, бывший тогда премьер-министром, распорядился найти необходимую сумму для приобретения рукописи государством. После того как 885 страниц (605 из них написаны рукой самого писателя, остальные переписаны его женой) рукописного текста попали в распоряжение специалистов, стало окончательно ясно, что автор романа — Михаил Шолохов.

Вернувшись в 50-е годы из ссылки, Солженицын отправил Шолохову письмо
РАЗГОВОРЫ о том, что первая книга «Тихого Дона» написана не Шолоховым, появились еще в 1929 году. Была создана специальная комиссия, вынесшая решение об авторстве Шолохова. Вторая волна обвинений (говорили, будто Михаил Александрович позаимствовал роман у казацкого писателя Крюкова) появилась в 70-е годы.
«Почему? — рассуждает профессор, завотделом новейшей русской литературы Института мировой литературы им. Горького Александр Ушаков. — Да завистников у Шолохова было слишком много. Предисловие к изданной за границей книге «Стремя «Тихого Дона» написал Солженицын. Вернувшись в 50-е годы из ссылки, Александр Исаевич первым делом отправил Шолохову письмо, в котором назвал его великим писателем. Но когда Шолохов выступил против присуждения повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Ленинской премии, тот, видимо, затаил на него обиду. Уехав жить на Запад, Солженицын — мне это точно известно — стал искать человека, который написал бы антишолоховскую книгу. И, разумеется, нашел. Кстати, когда в нашем распоряжении оказалась рукопись «Тихого Дона», безоговорочно подтверждающая авторство Шолохова, мы предложили Александру Исаевичу взглянуть на нее. Он отказался, сославшись на множество дел».
Взаимоотношения Шолохова с коллегами по цеху — отдельная тема. Алексей Толстой относился к нему довольно сдержанно. Когда в 40-м году зашла речь о присуждении «Тихому Дону» Сталинской премии, Толстой выступил против. Вместе с Фадеевым они настаивали на том, что роман нуждается в доработке, ему не хватает более советского финала. Правда, когда дело дошло до голосования, все деятели культуры — члены комитета по присуждению премии единогласно высказались за «Тихий Дон».
Впрочем, «виновником» положительного решения был сам Сталин, накануне голосования обронивший в разговоре: «Решать, конечно, писателям. Но мне как читателю роман нравится». Тот факт, что читателю Сталину нравится писатель Шолохов, и решил исход дела. Как несколькими годами ранее решил и саму судьбу писателя.

Писателя пытались сделать главой заговора
ДЕЛО в том, что в середине 30-х годов на Шолохова готовилось покушение. НКВД Ростовской области, где тот жил, сфабриковало дело, в котором Шолохов фигурировал как глава местного контрреволюционного заговора. Но один из чекистов успел предупредить писателя. И тот кружными путями, нарочно запутывая следы, уехал в Москву. Добравшись, тут же позвонил секретарю Сталина Поскребышеву. «Не бойтесь, вас позовут», — сказал тот.
Звонка из Кремля Шолохов стал дожидаться в компании Александра Фадеева. Приятели крепко выпили. И вдруг звонок — в Кремль! Поскребышев, видя, в каком состоянии находится Шолохов, попытался отпоить его чаем. Но Сталин почувствовал запах: «Товарищ Шолохов, говорят, вы слишком много пьете!» На что писатель ответил: «С такой жизни запьешь, товарищ Сталин!» И подробно рассказал вождю, что привело его в Москву. После этого разговора Сталин собрал заседание Политбюро, вызвал все руководство НКВД. А через какое-то время там начались серьезные кадровые перестановки.
Шолохов прекрасно понимал, что происходит в стране. Он не был наивным человеком. Наоборот, был довольно практичным и всегда дистанцировался от власти. «Помню, в 54-м году вместе с тогдашним руководителем нашего института Анисимовым мы шли на открытие Второго съезда Союза писателей, — вспоминает профессор Александр Ушаков, — и на улице встретили пошатывающегося Шолохова. «Миша, ты что, пьяный?» — спросил наш директор. «У меня друг из лагерей вернулся, — сказал Шолохов. — 17 лет отсидел. Ни одного целого пальца нет».
С новым руководством страны — Хрущевым и Брежневым — Шолохов общего языка найти не сумел. Закончив «Они сражались за Родину», отослал рукопись Брежневу. Тому роман настолько не понравился, что он даже ничего не ответил. И тогда Шолохов, по словам родственников, сжег рукопись. Хотя, по мнению специалистов, по своей мощи этот роман мог бы сравниться с «Тихим Доном». То, что в конце концов было издано, — далеко не первоначальный вариант, созданный писателем.
Но в историю он все равно вошел как автор великого романа «Тихий Дон». Кампанию по присуждению Шолохову Нобелевской премии стал вести английский писатель лорд Сноу, большой почитатель шолоховского таланта. Так получилось, что за год до этого, в 64-м году, Нобелевскую премию присудили Жану Полю Сартру, который отказался ее принять со словами: «Я не буду получать Нобелевскую премию, пока ее лауреатом не станет Михаил Шолохов».
Для самого Шолохова присуждение Нобелевской премии стало полнейшей неожиданностью. Хотя цену себе, как большому писателю, он знал всегда. Недаром на полях рукописи «Тихого Дона» рядом с автографом «М. Шолохов» он старательно выводил: «Л. Толстой».
«На мой взгляд, Шолохов — самый большой писатель ХХ века, — считает Александр Ушаков. — Тем, которые он затрагивал, не касался никто. Он же писал о главных проблемах столетия, о том, что человека, как и его Григория Мелехова, всегда будут кромсать войны. По уровню понимания века и места человека в нем Шолохову нет равных. Талант Шолохова — это талант пророка».
(Источник: http://peoples.ru/ или http://www.mikhailsholohov.ru/lr-ar-aaa-984/)
***


Екатерина Рогожникова.
Летописец советской эпохи (2005г.)


К столетнему юбилею Михаила Шолохова о его политическом прошлом почти забыли.
«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу».
Шолохов М.А.

24 мая исполняется 100 лет со дня рождения писателя Михаила Александровича Шолохова - лауреата Нобелевской премии и одной из крупнейших фигур официальной советской литературы. Вековой юбилей писателя отмечают не только торжествами на его родине и в столичном Большом театре: ЮНЕСКО объявило 2005-й год годом Шолохова, в Москве откроют еще один его памятник - на Гоголевском бульваре, а созданная при Институте мировой литературы РАН "шолоховская группа" выпустила целую серию монографий и сборников статей о писателе, опубликовала сборники его писем. При этом личность и творчество Шолохова до сих пор являются предметом споров в кругах литературоведов и историков. Эти дискуссии в преддверии важной даты не только не затихли, но, наоборот, стали звучать громче на почве возросшего интереса к юбиляру. В частности, до сих пор никак не закроется одна из самых острых тем - подлинность авторства "Тихого Дона", самого главного романа Шолохова, принесшего ему Нобелевскую премию.
Михаил Шолохов умер более 20 лет назад, в 1984 году, однако вплоть до начала подготовки к нынешнему юбилею никто так и не собрался написать его биографию. О писателе, одном их немногих русских, пополнивших список нобелевских лауреатов по литературе, можно было узнать либо из кратких биографических справок, либо съездив на его родину - в станицу Вешенская в Ростовской области, где потомки Шолохова создали его музей. В преддверии юбилея писателя его детям и внукам пришлось давать бесчисленные интервью, в которых они делились своими воспоминаниями и историями, переданными через поколения. Благодаря этому реальные факты биографии Шолохова, о котором ходило множество самых невероятных слухов еще при жизни, пополнились интересными подробностями.

Без прикрас
Шолохов родился на хуторе Кружилин станицы Вешенской Донецкого округа в крестьянской семье. Революция и последовавшая за ней гражданская война не позволили будущему писателю завершить образование. В период с 1918 по 1922 годы Шолохов участвовал в мероприятиях новой власти, работая учителем по ликвидации безграмотности, статистиком, делопроизводителем, продовольственным инспектором. В 1922 году он даже был осужден на год заключения условно за превышение полномочий в качестве члена комбеда. Тогда же он отправился в Москву поступать в институт, но провалил экзамены на рабфак и пошел работать.
В 1923 году Шолохов встречается с поэтами и писателями группы "Молодая гвардия", а уже на следующий год в газете "Юношеская правда" был опубликован его фельетон "Испытание". В следующем году увидел свет первый рассказ Шолохова "Родинка". В середине 1920-х в газетах и журналах появляются его рассказы, впоследствии объединенные в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (1926). В конце 1926 года писатель, вернувшись в Вешенскую, начинает писать "Тихий Дон", первая книга которого публикуется в начале 1928 года. В следующем году отдельными изданиями выходит вторая книга романа. Работа над третьей книгой прерывается из-за начала работы над романом "Поднятая целина". В 1932 году выходит первая книга этого романа, Шолохов работает над второй книгой, а также дописывает третью и пишет четвертую части "Тихого Дона".
В годы Великой Отечественной Шолохов работал в Совинформбюро, являлся фронтовым корреспондентом "Правды" и "Красной Звезды", участвовал в боях под Смоленском. В 1942 году он был контужен и уже не смог восстановить здоровье до конца жизни. "У него было смещение всех внутренних органов. Он постоянно кашлял, поперхался, очень долго болел. У него голова была распухшая до такой степени, что ни одна шапка на нее не влезала", - вспоминает Светлана Шолохова. Впоследствии из-за подорванного здоровья врачи запретили Шолохову работать по ночам, а при четырех детях в доме тишина была обеспечена лишь в темное время суток. Тогда писатель стал рано ложиться, чтобы вставать в 3-4 утра и садиться за работу.
Война нанесла ущерб не только здоровью, но и творчеству Шолохова, на первый взгляд такой же невосполнимый: еще не законченная рукопись второй книги "Поднятой целины", хранившаяся в доме писателя, исчезла вместе со многими другими бумагами. Возможно, она была среди других документов архива писателя, который в начале войны, перед отъездом в эвакуацию, было решено зарыть в дубовом ящике на сеновале. В 1942 году этот ящик был отдан на хранение властям и дальнейшая его судьба неизвестна: "...Пришли товарищи из НКВД и райкома и сказали, что их архивы вывозятся в безопасное место, и предложили архив отца отдать им на сохранение". Дочь Шолохова, Светлана, рассказала в интервью изданию ГАЗЕТА.GZT.RU, что вторая книга "Поднятой целины" была восстановлена писателем только благодаря его феноменальной памяти. По ее словам, для того, чтобы заново написать продолжение романа, Шолохову даже не понадобилось перечитывать первую часть. Завершение "Поднятой целины" было опубликовано только в 1960 году.
Еще в военные годы Михаил Шолохов начал публикацию глав из нового романа "Они сражались за Родину". В 1950-ые он работает над его продолжением, однако произведение так и останется незаконченным. Тогда же писатель публикует рассказ "Судьба человека". По словам Светланы Шолоховой, историю, которая легла в основу рассказа, ее отцу рассказал совершенно незнакомый человек. Шолохов встретил его по пути на охоту - он ехал на машине и предложил подвезти встретившихся на пути мужчину с мальчиком. В дороге попутчик и рассказал писателю свою историю. Встреча произошла недалеко от Вешенской в 1956 году, и тогда же Шолохов написал рассказ.

"Правда" не аргумент
Возвращаясь к роману "Тихий дон", который принес писателю мировую известность и в 1965 году - Нобелевскую премию, следует отметить, что сомнения в авторстве Шолохова появились в литературоведческих кругах сразу после выхода первых двух книг - в 1929 году. Тогда была созвана писательская комиссия, члены которой изучили рукописи романа, дневники Шолохова (в то время они были еще целы) и признали авторство доказанным, о чем и было сообщено в газете "Правда".
Однако незадолго до смерти писателя дискуссия на эту тему началась вновь и продолжается до сих пор. Долгое время сторонники авторства Шолохова не могли доказать свою правоту из-за того, что не располагали оригинальной рукописью "Тихого Дона". Однако в 1980-ые она была обнаружена у родственницы жены Василия Кудашева, близкого друга Шолохова. Выкупить ее Российская академия наук смогла только в 1999 году. За прошедшие шесть лет был проведен ряд экспертиз, в том числе графологическая, текстологическая и другие, показавшие, что автором романа действительно был Михаил Шолохов.
Однако этого доказательства, по всей видимости, оказалось недостаточно. Буквально на днях в Москве были обнародованы очередные видео- и письменные материалы, рассказывающие о судьбе донского писателя и политика Федора Крюкова, который, по одной из традиционных "апокрифических" версий, был истинным автором "Тихого Дона". В них приводятся новые доводы в пользу того, что Крюков написал основную часть романа, а Шолохов внес лишь некоторые дополнения и выпустил книгу под своим именем.
Если на подобные слухи писатель уже в 1929 года предпочитал не обращать внимания, то недовольство властей по поводу слишком смелого содержания "Тихого Дона" игнорировать было нельзя. По некоторым данным, публикация отрывков третьей книги романа было приостановлено из-за того, что начальнику ОГПУ Ягоде не понравилось описание восстания казаков против расказачивания. Считается, что тогда и вплоть до выхода последней части романа в 1940 году Шолохова поддерживал Сталин и только благодаря этому удалось опубликовать "Тихий Дон" без вмешательства органов цензуры. В 1941 Шолохов получил за роман Сталинскую премию, оказавшись в числе первых ее лауреатов.

Государственный деятель
Интересно, что "Тихий Дон" получил признание не только в Советской России, но и за рубежом, среди русских эмигрантов. Писателю удивительным образом удалось найти отклик и у сторонников коммунистического курса, и у изгнанников. Возможно, дело тут в том, что его взгляд был настолько объективен, насколько это было возможно в условиях советской действительности.
Но несмотря на то, что Шолохов в своих сочинениях не приукрашивал события советского времени, показывая и трагическую их сторону, он всегда выступал на стороне власти и занимал высокое общественное положение. В 1932 году Шолохов вступил в ВКП(б), стал секретарем Союза писателей, выезжал с делегациями за рубеж. В 1937 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР. В 1960 году посетил США вместе с Хрущевым, позднее последний приезжал гостить в Вешенскую. В 1961 году Шолохов стал членом ЦК КПСС.
Солженицын назвал его как-то "палачом Шолоховым", и надо сказать, что у диссидентов были причины ненавидеть успешного советского писателя. Он не скупился на резкую критику в адрес не только автора "Одного дня Ивана Денисовича", но и других опальных литераторов - Пастернака, Синявского, Даниэля. Не удивительно, что после начала перестройки "летописец советской эпохи" Шолохов (как его называли при Сталине) был поначалу отнесен к апологетам сталинизма и "кровавой коллективизации". Бывшие диссиденты до сих не простили Шолохова и призывали россиян отказаться от празднования юбилея.

В новом веке
"Сейчас часто говорят о так называемом литературном авангарде, понимая под этим моднейшие опыты преимущественно в области формы. На мой взгляд, подлинным авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века. И реализм в целом, и реалистический роман опираются на художественный опыт великих мастеров прошлого. Но в своем развитии приобрели существенно новые, глубоко современные черты. Я говорю о реализме, несущем в себе идею обновления жизни, переделки ее на благо человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме, который мы называем сейчас социалистическим. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им пути борьбы."

Из нобелевской речи М. Шолохова
Однако время идет, и Шолохов, как и другие "деятели культуры" советского времени, стал восприниматься именно с точки зрения масштаба его творчества. В связи со 100-летним юбилеем писателя готовится к выпуску первое научное собрание его сочинений, куда войдут заново выверенные тексты, что называется "без купюр", снабженные полноценными комментариями специалистов. Помимо этого, будет издано факсимильное издание сохранившихся рукописей "Тихого дона". Увидеть факсимиле рукописей Шолохова уже сейчас можно на сайте Интернет-библиотеки "Русская литература и фольклор". Осенью в Москве пройдет научная конференция, посвященная наследию писателя.
Готовиться к празднованию юбилея Шолохова в станице Вешенская начали за два года до заветной даты. На подновление внешнего вида родины писателя, а также на подготовку к проведению торжеств государство выделило около 450 миллионов рублей, и было для чего - не исключено, что среди 100 тысяч ожидаемых гостей будет и российский президент. Правда, не обошлось и без скандала. Несколько московских писателей, среди которых были Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, Сергей Викулов и Егор Исаев, подписали открытое письмо, в котором призвали Минкульт не тратить лишние деньги и провести торжества по случаю 100-летия Шолохова в Москве, а не в Вешенской. Ответом им было письмо донских казаков, обвинивших столичных литераторов в "финансовом интересе" и снобизме. При этом земляки Шолохова угрожающе пригласили московских писателей в Вешенскую, на празднование юбилея, недвусмысленно предупредив гостей, что за их безопасность не ручаются.
Но к самому Шолохову эти дрязги уже отношения не имеют. Для нового поколения россиян Шолохов - не выразитель идей советского народа и не борец с формалистами, а автор одного из самых объемных произведений в школьной программе, которое легло в основу не менее монументального фильма Сергея Герасимова с одноименным названием. Правда, сам Шолохов остался собой недоволен и признался как-то, что, было бы здоровье, переделал бы прославившую его книгу от начала до конца...
(Источник: http://vip.lenta.ru/ или http://www.mikhailsholohov.ru/lr-ar-aaa-983/)
***
Прикрепления: 3206630.jpg (12.4 Kb) · 8920968.jpg (7.8 Kb) · 1742943.jpg (10.6 Kb) · 7605904.jpg (31.3 Kb) · 3192090.jpg (22.7 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов