• Страница 1 из 1
  • 1
Штыгашев П.Т. - хакасский поэт, фольклорист и публицист
NikolayДата: Понедельник, 06 Июн 2011, 19:11 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
ШТЫГАШЕВ ПЕТР ТАРАСОВИЧ
(12 июня 1886 – 1943)


- известный хакасский поэт, прозаик, публицист, фольклорист и педагог; один из зачинателей хакасской литературы.

П.Т. Штыгашев родился 12 июля 1886 года в деревне Верхний Матур Таштыпского района в семье бедного охотника. С 11 лет пошел учиться в местную церковно-приходскую школу. Закончив школу, в 1900 году поступает в Бийское миссионерско-катехизаторское училище. В 1908 году после окончания училища возвращается в родную школу в качестве учителя. После недолгой работы рядовым учителем он становится директором Матурской, затем Кандырлинской и Усть-Сосинской, Усть-Есинской школ. С 1930 года руководит Черногорским горно-промышленным училищем. В 1939 году его избирают в городской Совет народным депутатом. В последние годы жизни Петр Тарасович работал в Хакасском книжном издательстве.
Еще в годы учительства он записывал народные песни, легенды и предания, обрабатывал их и создавал свои оригинальные произведения ("Проводник", "Терке-волостной старшина", "Слуга Апон").
П.Т. Штыгашев оставил после себя много неопубликованных произведений, которые внесли бы достойный вклад в развитие хакасской литературы.

Чаща золотом горит,
Над улусом, вдоль дорог
Вихрь листьями сорит,
Горстью сыплет на порог.
(Источник - http://gorod.abakan.ru/culture/writers)
***

Библиографическая справка

Петр Тарасович Штыгашев - один из зачинателей хакасской литературы - родился 12 июля 1886 года в селе Верхний Матур Таштыпского района Хакасии. Закончил церковно - приходскую школу и Бейское мессионерское училище, но не стал церковным служителем, а посвятил жизнь просвещению своего народа. С 1908 года работал учителем в хакасских школах, с 1930 года - директором Черногорского горно-промышленного училища, последние годы - в Хакасском книжном издательстве.
Записывал народные песни, легенды и предания, обрабатывал их и создавал свои оригинальные произведения.. Его творчество - достойный вклад в развитие хакасской литературы. Умер П.Т. Штыгашев в 1943 году.

ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ
На хакасском языке
Художественнай произведениелернiн сборнигы (Сборник художественных произведений) / Коков М.С., Аршанов М.А., Штыгашев П.Т. - Абакан, 1949. - 150 с.
(Избранные стихи). - Абакан, 1969. - 27 с.

ПУБЛИКАЦИИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ И СБОРНИКАХ
На хакасском языке
Хакас чиринин пайы. - Арыг санас. - Часхы. - Куску. - Чабас чсуг. - Маннай - вожак. - Теерке-кенес: Стихтар // Хакас. альманах. - 1940. - № 1. - С. 129-138.
Абаканнан Енисей: Кип-чоох. - Полган нимелер: Та-нохаданар // Хакасский фольклор. - Абакан, 1946. - С. 120-126,143-144.
Анисанын тогызы. - Чалчы. - Теерке кнес. - Маннай вожак. - Куску. - Часхы. - Лениннi сагысха алганы. - Хакас чи-рiнiн пайы. - Арыг санас. - Чабас суг: Стихтар // Хакас поэзиязынын антологиязы. - Абакан, 1960. - С. 96-101.
Лениннi сагысха кирiп: Стихтар // Ленинненер коглес-чебiс. - Абакан, 1969. - С. 12-13.
Анисанын ыры: Стихтар // Хакас литературазы: 7 кл. - Абакан, 1988. - С. 22.
Маннай вожак. - Чалчы. - Колхозниктерге. - Часхы. - Куску: Стихтар // Хакас литературазы: 10 кл. - Абакан, 1990. - С. 147-150.
Хакас чирiнiн пайы. - Чабас суг: Стихтар // Класста нимес хыгырыг: 5 кл. - Абакан, 1990. - С. 86-88.

На русском языке
Весна: Стихи / Пер. А.Ойслендера // Поэты Хакасии. - Абакан, 1949. - С. 29-30.
Весна. - Осень. - Тэрка, волостной старшина. - Таежная река: Стихи / Пер. А.Ойслендера, В.Ильиной, А.Гатова и др. // Поэты Хакасии. - М., 1950. - С. 30-39.
То же // Поэзия Хакасии. - М., 1955. - С.19-26.
То же // Навеки вместе. - Красноярск, 1958. - С. 14-19.
Проводник: Стихи / пер. Г.Сысолятина // Абакан. - 1958. - N 10. - С. 36.
Тэрка, волостной старшина. - Весна. - Таежная река. - Проводник. - Осень: Стихи / Пер. А.Готова, А.Ойслендера, Т.Стрешневой и др. // Антология хакасской поэзии. - Абакан, 1961. - С. 75-78.
Таежная река: Стихи // Литература Хакасии: 5-9 кл. - Абакан, 1992. - С. 117-118.
(Источник - Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова; http://www.nbdrx.ru/chit/lm/souz/souz26.asp)
***

Творческая работа Беляевой Светланы
(Хакасия, Матурская общеобразовательная школа, 2010 г.)


Переселение инородцев на Матурскую землю
Девятнадцатый век. Улус Матур, расположенный на самой окраине между Восточной и Западной Сибирью кузнецкого округа, Томской Губернии, Кондомско- Карачерской волости , заселяли исключительно одни инородцы, которые делились на несколько народностей. Одни из них вели кочевую жизнь, а другие оседлую. Социальные и духовные условия жизни инородцев зависели от обитаемых ими местностей. Особенно отличались черновые кочевники, которые разбросаны были по горной местности. Ни о каком просвещении не могло быть и речи. Главное для них была вера во влияние духов и обоготворенных людей. Они увековечили предания давно умерших людей. Тазлам Штыгашев (прадед поэта) был именно такой коренной черновой кочевник и принадлежал к шорцам. Кочуя по верховьям реки Марса, в дремучем лесу, он в начале XIX века с другими кочевниками разных волостей, в связи с голодом, выбрался в пределы земледельческого пространства Восточной Сибири, а именно в Минусинский округ, и поселился на реке Матур. Так прадед Петра Штыгашева оказался в Хакасии.

Биография поэта
Трудно представить, что 100 с лишним лет назад на Советской улице стоял крестовый дом недалеко от магазина «Радуга» напротив дома Дубровиных, где жил Пётр со своими родителями. Он родился в 1886 В селе Верхний Матур Таштыпского района в семье охотни¬ка Тараса Матвеевича Штыгашева, родного брата Иоанна. У Тараса было два сына Евтропий и Пётр и дочь Федора. Семья Штыгашевых, трудолюбивая, жили скромно, но в достатке. В то время на В - Матуре жили только Штыгашевы, а на Н - Матуре – Кызынгашевы . Штыгашевы занимались охотой, близкие родственники Петра были служителями церкви, родной дядя Иоанн Штыгашев служил священником. Тогда на Матуре мало кто обучался грамоте, но дед Матвей первый из Матура отправил своих сыновей учиться в миссионерскую школу на Алтай. В это время люди на Матуре были самого тёмного рассудка, старики опасались в отношении религии, что из-за учения Ульгень (верховное божество) наложит свой гнев на улус. Но Матвей был настойчивый и глубоко убеждённый в важности грамоте, поэтому не слушал стариков. В 1900 году Пётр окончил матурскую церковно-приходскую школу и поехал учиться в Томск, в миссионерско - катехизаторское училище, где готовили служителей церкви. По окончании семинарии он работал учителем Матурской школы, помогал дяде восстанавливать Матурскую церковь после пожара.
Работал вУсть-Сосинской, Усть-Киндирлинской, Усть-Есинской школах. В 1931 году облоно направляет его в Черногорское горнопромышленное училище, где он про¬работал 11 лет. В 1939 году жители Черногорска избрали его депутатом горсовета. В 1941 году его как образованного человека посылают в книжное издательство, где он проработал до 1942 года. Также Пётр Тарасович был в составе комиссии по составлению хакасских учебников. В 1943 году после продолжительной болезни его не стало.

Темы, волновавшие поэта
Среди писателей того времени Петр Тарасович по возрасту был старшим. Его молодость прошла в дореволюционное время. Одной из главных тем его Творчества является жизнь бедняков, ибо он сам видел жизнь народа. Наблюдательность, любовь к устному творчеству своего народа помогли ему написать яркие произведения поэзии о дореволюционной жизни хакасского народа.
В стихотворении "Чалчы" ("Батрак") поэт показал подавленного, приниженного нуждой батрака, смирившегося со своим тяжелым положением. Стихотворение передает своеобразие эпохи, когда жизнь хакасских бедняков протекала в жесткой нужде, забитости, невежестве. Один бедный Апон Батрачил у попа. Шесть лет проработал, Всегда в долгу оставался.
Петр Штыгашев, как и другие поэты Хакасии, показал в своих стихотворениях два различных периода в жизни народа — прошлое и настоящее. Он приветствует по¬беду Советской власти и полностью переходит на ее сторону, пропагандирует новую жизнь. В стихотворении "Маднай-вожак" показана жизнь охотника-бед¬няка, своего земляка. Здесь он знал тайгу, как свои пять пальцев. Геологи из Минусинска приезжали к нему на поиски золота и других драгоценных металлов. Он их водил, показывал заветные места, поэтому его называли вожаком. Конечно, безграмотного охотника обманывали, за труд не пла¬тили, скупщики задаром брали у него меха. Таким образом, читатели узнают, что эксплуатация была не только в степных районах Хакасии, но и в тайге.
Следующим этапом его творчества является показ роста самосознания трудового народа, об этом он повествует в стихотворении "Теерке кнес" ("Теерке — волостной старшина"). В основе данного стихотворения — переосмысленный автором рассказ, записанный от старика Арика Казагашева. Это стихотворение — новый шаг по пути художественного обобщения и типизации. Хакасские бедняки показаны уже не такими бесхарактерными и смиренными, как Апон и Маднай Жадный, ловкий Теерке богател за счет трудового народа, собирал большие налоги. Ради обогащения не гнушался никакими средствами:

Строгий был князь Теерке,
В узде держал народ;
Кто прерикался с ним,
Бич испытывал на спине.
В то время к баю приезжали русские богачи;
Они приезжали не зря,
Хотели что-то получить.
Угощаясь с гостями,
Продавал князь земли,
Скрывая от народа,
Сочинял документы.
Землю хотели обратно взять
Жадного бая избили
Однако, как хищные коршуны
Кинулись на них хакасские и русские баи.
Нескольких избили, руководителей выслали навсегда.

В заключение стиха делается вывод:

С чёрными мыслями кровопийцы
Были сосланы как класс,
Ненасытный князь Теерке
Вместе с ними был сослан.

В своих произведениях поэт сравнивает старую, знакомую еще народу жизнь с новой действительностью.
Например, в стихотворении 'Труд Анисы" говорится о том, как раньше люди жили в темноте, со¬блюдая старые обряды:

Это похоже на сон,
Как темная ночь.
Современное поколение теперь
Не поверит нашим рассказам

Дальше повествуется о жизни Анисы в советское время:

В колхозе я работаю,
Много у меня дел,
Ежедневно норму выполняю,
Силы своей не жалею.
Если наступит праздник,
Смотрю игры и веселье,
В свободное от работы время
В школе учусь читать и считать.

Во время Великой Отечественной войны он выступает против фашизма:

Агрессивные фашисты к нам,
Как голодные звери пришли…

Современные филологи о творчестве первого поэта Хакасии
Дмитрий Чанков, профессор ХГУ им. Н.Ф. Катанова писал, что У Петра Штыгашева особый стиль и язык стихотворений. Его стихи, как первого хакасского поэта, возникли как продолжение фольклорных традиций - песен, и тахпахов, они были выразителями чувств народа. На те или иные события в жизни. Для народной, песенной поэтики определяющей чертой было строфическое построение. И Петр Штыгашев как начинающий поэт придерживался этой традиции. Его стихи, написанные в форме хакасского фольклора в простой доступной форме читались легко и были понятны читателю. По некоторым данным, первые стихи на хакасском языке были написаны Петром Штыгашевым, а его переводы церковных молитв дореволюционного времени на хакасском языке в притаежных селах и исполняются при выполнении ритуалов до сих пор. Как истинный патриот, он любил Хакасию и воспевал ее красоту в своих стихах.

В нашей хакасской земле
Все богатство есть
Рыба, зверь, птица,
И дорогие металлы
Живописные места малой Родины Штыгашева являлись источником творчества. Река Матур, которая вдохновила на творчество когда - то великого художника Сурикова, не оставила равнодушным поэта, он написал стихотворенье « Таежная река».

Впервые творчеством Штыгашева занялся Дмитрий Чанков, профессор ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Он по крупинкам собирал его произведения, опубликованные в газете "Хызыл аал", в номерах альманаха. Нашел его семью в Черногорске, его дочь, у которой хранились рукописи произведений, еще не опубликованных в печати. Составил сборник, который вышел в 1949 году. Второй раз стихотворения Штыгашева были опубликованы в "Антологии хакасской поэзии" в 1960 году. Отдельный сборник вышел в 1969 году.
(Источник - http://school-226.edusite.ru/DswMedia/petrshtyigashev-poyet-zemlyak.doc)
***

Весна

Зима слабеет с каждым днем –
И лед, теплом гонимый,
Трещит. ломаясь, под огнем весны непобедимой
Спеша домой издалека, курлычут птицы в небе,
И просыпается река, услышав птичий щебет.
По улице Колхозный скот, поднявшись ранней ранью,
В луга знакомые идет под песенку чабанью.
Весенний сев в стране моей шумит, до срока начат.
Да будет жизнь еще светлей, а наш колхоз — богаче!
И дождик брызжет с высоты, и травы расцветают,
И вслед прохожему цветы головками кивают!
***


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: