ЛИХОДЕЕВ (ЛИДЕС) ЛЕОНИД ИЗРАИЛЕВИЧ
(14 апреля 1921 — 6 ноября 1994)
- российский поэт, писатель, исторический прозаик, драматург, сценарист и публицист.
Родился 14 апреля 1921 в городе Юзовка, ныне город Донецк, Украина. Учился в Одесском университете, летом 1941 года невоеннообязанный Лиходеев добровольцем ушел на фронт, где работал газетчиком. В 1944 году по болезни демобилизован. Работал в Краснодарской газете, затем, переехав в Москву, учился в Литературном институте им. А.М.Горького. Начал публиковаться в 1948 году как поэт (сборники стихов «Покорение пустыни», 1953; «Своими глазами», 1955; «Открытое окно», 1957, содержащие главным образом стихотворные репортажи с больших строек и сатирические стихи в духе В.В. Маяковского). С 1957 года выступал как очеркист («Поездка в Тофаларию,» 1958; «Волга впадает в Каспийское море», 1960; «Местное время», 1963; «Колесо над землей», 1971) и автор художественных повестей («История одной поездки», 1957; «Я – парень сознательный», 1961), в которых уже проявился почерк будущего Лиходеева – острого полемиста и сатирика, главной мишенью которого становится мещанская психология, собственнические инстинкты, шаблонное мышление, ханжество, пошлость, демагогия, лицемерие и эстетическое убожество («Хищница», «Духовная Сухаревка», «Нравственность из-за угла», «Овал», «Флигель-аксельбант», «Цена умиления», «Винтики-шпунтики» и др. фельетоны, опубликованные преимущественно в «Литературной газете», «Комсомольской правде», журнале «Крокодил» и вошедшие в сборники фельетонов, иронических или весело-поучительных рассказов и повестей о современности: «Волга впадает в Каспийское море», 1960; «Мурло мещанина», 1962; «Цена умиления», 1967; «Звезда с неба», 1969; «Искусство – это искусство...», 1970; «Закон и обычай», 1980, и другие).
Сатирическому письму Лиходеева присущи особые броскость и резкость, порою карикатурность, пристрастие к ироническим афоризмам и парадоксальным ассоциациям, постоянное ощущение читателя, к которому фельетонист обращается с дружеской, порой панибратской интонацией. Остротой социальной критики отличается книга Лиходеева «Гвоздь в сапоге» (написана в 1975 году), мягким, лиричным юмором и в то же время тонкостью масштабного социального анализа – романы о современности «Я и мой автомобиль» (1972), «Боги, которые лепят горшки» (1983) и «Семь пятниц» (1986); яркий сарказм отличает постперестроечный обличительный роман Лиходеева «Средневозвышенная летопись» (1992).
Менее известен Лиходеев как исторический прозаик (книга «Поле брани, на котором не было раненых», 1990, посвященная трагической судьбе русского интеллигента – участника Октябрьской революции, а также произведения о П.Г. Заичневском, известном революционере, родоначальнике «русского якобинства», о Н.И. Бухарине и др.). С историей страны связаны также автобиографическая повесть «Жили-были дед да баба» (1993) и более всего роман-эпопея «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала» (1990 – 1991), сочетающая ностальгическую исповедальность с фактографической насыщенностью и силой общественного темперамента.
Активный публицист, Лиходеев часто выступал с проблемными статьями – о частной собственности, суде присяжных, национальной политике государства, по правовым вопросам и др. Автор пьес «Шаги на рассвете» (1961), «Отель «Голубой жираф» (1968).
Умер Лиходеев в Москве 6 ноября 1994. Награжден тремя боевыми наградами за участие в военных действиях Великой Отечественной войны.
***
АФОРИЗМЫ
Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал со временем. В них встретится тот, кто еще не родился, с тем, кто ушел навсегда. Встретится, чтобы найти друг друга для беседы…
***
Когда жене не хватает пищи для разговоров, она начинает есть мужа.
***
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе
***
ВОСПОМИНАНИЯ О ПИСАТЕЛЕ
Петровский Артур В.
Из досужих разговоров господина сочинителя с господином профессором
(Отрывок из воспоминаний о Л. И. Лиходееве)
…Выслушав мой рассказ, Лиходеев заключил:
- Как я понимаю, Вы таким образом сдали экзамен по практической психологии. А к экзаменам в аспирантуру Вас допустили? Не помешала Ваша принадлежность к упомянутым насекомым?
- Допустили. Я их благополучно сдал. И Вы по праву именуете меня господином профессором. В прежние, давние времена то, что сейчас называется аспирантурой, действительно именовалось подготовкой к получению профессорского звания.
- Так Вы, как я понимаю, не жалеете, что так и не стали «добровольным помощником» славных чекистов. Нехорошо это, господин профессор, непатриотично!
Что я мог ответить? Что было, то было. Чего не было, того не было и быть не могло. Масштаб, с которым следует подойти к человеку, нередко осознаешь с опозданием. Иногда с фатальным опозданием. Писатель Леонид Лиходеев, если уж прибегнуть к «гамбургскому счету», мог быть отнесен к верхней части «литературной табели о рангах». Его знали как блестящего сатирика, смеялись, читая его юмористические книжки. Друзья имели возможность убедиться, что он еще и превосходный художник — уж очень хороши были его дружеские шаржи. Между тем пройдут годы и, оставив позади суету нашего смутного времени, читатели и критики оглянутся и все расставят по местам. Тогда станет ясно, что Лиходеев был литературной звездой первой величины, одним из наиболее ярких дарований второй половины нашего века.
Я лежал в больнице, когда узнал, что он умер и уже похоронен. Навсегда останется горечь, что не простился, что встречался с ним реже, чем мог и хотел.
...Захлопнул том его романа «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала». Невольно подумалось, что последний календарный листок оторвался, закружился в воздухе и куда-то исчез. Начала жизни моего друга я не застал, к концу опоздал...
***
Из воспоминаний дочери Л. Лиходеева
…Перед войной отец учился в Одесском университете. В начале войны, имея по состоянию здоровья «белый билет», ушел добровольцем на фронт. Служил во фронтовых газетах, но не только: в 42-м за участие в боях по сдерживанию немецкого наступления получил медаль «За боевые заслуги».
Учился в Литературном институте. В 1949-м, не опубликовав ни строчки, был упомянут в разгромной «правдинской» статье о космополитизме.
Кислород был перекрыт. По сути, это был запрет на профессию. Как литератору, ему помогли выжить в редакции журнала «Смена», где Лиходеев публиковался анонимно и отвечал на письма читателей.
Начинал в печати как поэт. В поэтическом сборнике, вышедшем в 1955-м, «Своими глазами», — стихи о родном городе Сталино.
С середины пятидесятых Лиходеев активно печатается в «Литературке»: его фельетоны направлены против показухи, демагогии, «экономического вранья».
В 69-м выходит книга для детей «Звезды с неба». Книга веселая. Он обладал уникальным даром писать смешно. И этим даром щедро делился с многочисленными учениками…
***
Виктор Шендерович
Когда-то я занимался у великого стилиста-фельетониста Леонида Лиходеева. Мы вслух читали свои работы, а потом он сказал: «Виктор, ну-ка дайте сюда ваш текст. Вот смотрите: на эту фразу смеялись, а тут нет, а тут хохотали… Знаете, почему? Смеялись там, где правда...
***