[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ардаматский В.И. - писатель, журналист, сценарист и актер
NikolayДата: Пятница, 08 Апр 2011, 18:15 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

АРДАМАТСКИЙ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
(25 сентября (8 октября) 1911 — 20 февраля 1989)

— известный российский журналист, киносценарист, писатель и актер, лауреат Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1983).

Родился в деревне Духовщина Смоленской области, в семье учителя. С 1929 года - радиожурналист. Автор повестей и романов о милиции, разведчиках и чекистах; многих повестей и рассказов, связанных с военными событиями, в том числе с обороной Ленинграда, в котором он провёл первую, самую трудную блокадную зиму 1941 - 1942 годов. Многие его произведения были экранизированы.

Считался весьма одиозной (даже зловещей) фигурой среди литературных диссидентов и прочих шестидесятников. Особенно часто подвергались критике фельетон «Пиня из Жмеринки», вышедший в 1953 году в «Крокодиле».
Отмечен многочисленными советскими литературными премиями, в том числе и премией КГБ СССР в области литературы и искусства. Наиболее известные произведения – «Сатурн» почти не виден» (о работе советской разведки на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны) и «Возмездие» (о проведенной чекистами операции по захвату контрреволюционера Бориса Савинкова).
***

Произведения

Безумство храбрых (1962)
Бог, мистер Глен и Юрий Коробцов
Возмездие (1968)
Встречи (рассказы) (1956)
«Грант» вызывает Москву
Дорога чести
Дорога бесчестья
Звёзды в полдень (1961)
Ленинградская зима (1971)
Они живут на Земле
Он сделал всё, что мог
Опасный маршрут
Ответная операция
Первая командировка
Перед штормом
Последний год (1916-й)
Райцентр
«Сатурн» почти не виден (1963)
Суд
Туристическая поездка в Англию
Умение видеть ночью
Я 11-17

Сценарии
1967 — Путь в «Сатурн» (по роману «Сатурн почти не виден»)
1967 — Конец «Сатурна» (по роману «Сатурн почти не виден»)
1968 — Крах (фильм)
1972 — Бой после победы (по роману «Сатурн почти не виден»)
1974 — Совесть
1976 — Опровержение (фильм)
1980 — Синдикат-2 (по роману «Возмездие»)
1983 — Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова
***

Василий Ардаматский
Опасный маршрут
(Отрывок из повести)

Глава первая

Передо мной – довольно пухлая папка с надписью «Дело». У этого «Дела» есть свой номер, и состоит оно почти из двухсот страниц, аккуратно подшитых и подклеенных. Поперек папки стелется размашисто-небрежная резолюция: «В архив»

И эта аккуратная папка и резолюция «В архив» никак не вяжутся в моем представлении с тем, что рассказывает мне об этом деле сидящий передо мной совсем еще молодой человек с умными, усталыми глазами… Рассказывая, он то и дело внезапно умолкает, открывает папку, отыскивает нужную страницу, всматривается в нее, и на лице у него появляется недовольное выражение, будто то, что он прочитал, ему либо непонятно, либо почему-то не удовлетворяет его. Тогда он закрывает папку и отодвигает от себя, чтобы через несколько минут снова взять ее в руки. Потом я понял: да, этот человек никогда не сможет равнодушно читать страницы дела, и ему всегда будет казаться, что сухой, протокольный текст, густо заполнивший страницы документов, всего не расскажет, ибо в этой папке была частица жизни этого человека, его сердце и нервы…

Пододвинув папку ко мне поближе, он сказал:
– В общем, здесь есть всё, кроме… – Он недоговорил, помолчал, махнул рукой и рассмеялся: – В общем, здесь всё.
Я открыл первую страницу дела…
«Телефонограмма. № 1/ПО. Принята в 4 ч 17 м.
Из Лесной.
Вернувшийся из ночного колхозник артели „Рассвет“ Петруничев Илья Семенович сообщил, что в два часа ночи в районе Черного бора кружил самолет, который затем улетел на запад.
Передал дежурный райотдела РКМ…
Принял дежурный Управления госбезопасности…»
«Телефонограмма. № 2/ПО. Принята в 4 ч 21 м.
Из штаба ВВС округа.
В 2 ч 24 м в 70 км от Черного бора нашими истребителями сбит самолет неизвестной принадлежности. Идет выяснение.
Передал дежурный по штабу…
Принял дежурный Управления госбезопасности…»
«Телефонограмма № 3/ПО. Принята в 17 ч 42 м.
Из Управления милиции города.
На восточной окраине города возле 101-го почтового отделения обнаружен оставленный владельцем мотоцикл ижевской марки № 1207. Машина зарегистрирована в Лео ном районе.
Передал начальник оперативного отдела РКМ…
Принял дежурный Управления госбезопасности…»
Все эти телефонограммы были приняты в один и тот же летний день 195… года.
И вот я перелистываю дело – страницу за страницей.

1
Самолет летел в бездне ночного неба. Летел он, словно забытый землей. Радиомаяки не подавали ему сигналов. Авиационные диспетчеры, обязанные беспокоиться о всех самолетах, об этом самолете даже не думали. Аэродромные радисты переговаривались с радистами всех проносящихся сквозь ночь машин, а с радистом этого тяжелого корабля они связи не держали.

Другие самолеты летели с зажженными сигналами, и людям с земли казалось, что в черном небе плывут разноцветные звезды. А этот летел, погасив огни, летел на огромной высоте, и его никто не видел и не слышал.

Разбейся этот самолет, и никто не узнал бы ни имени погибших, ни даже того, какой стране принадлежал самолет. У членов экипажа в карманах не нашли бы документов, а на обломках крыльев не оказалось бы опознавательных знаков. На штурманской карте не был бы обнаружен маршрут полета, и нельзя было бы даже установить, откуда и куда летела эта машина.

Впрочем, у единственного пассажира самолета документы были бы найдены, но люди с недоумением гадали бы – кто же он, этот человек, ибо в их руках оказалось бы сразу несколько документов, все на разные фамилии, но с фотографией одного и того же сорокалетнего мужчины, с красивым, мужественным лицом и удивительно спокойными глазами…
Но с самолетом пока ничего не случилось, и он продолжал лететь в бездне ночного неба. Одинокий пассажир – обладатель нескольких документов – дремал, откинувшись на спинку сиденья, зажатого в тесном отсеке позади пилотской кабины.

Перед лицом пассажира замигал красный глазок сигнальной лампочки – летчик хотел разговаривать с пассажиром. Ленивым движением пассажир взял с коленей радионаушники.
– Слушайте! Слушайте! – Голос у летчика низкий с хрипотцой, наушник с ним еле справляется, и пассажир напряженно вслушивался. – Сейчас один час семнадцать минут. Начинаю снижение. Через десять минут можете снять кислородную маску и готовиться к прыжку. Через сорок минут будьте готовы прыгать.

Красный глазок еще раз мигнул и погас. Пассажир посмотрел на часы…
Одновременно с этим на земле посмотрел на часы молоденький офицер, посмотрел и торопливо записал время – наконец-то земля увидела странный самолет. Это была уже советская земля. Локаторный пост воздушной службы нащупал самолет невидимым лучом, и на экране поста самолет возник еле приметной движущейся точкой. Тотчас же зазвонили телефоны, и по проводам в разных направлениях полетели стремительные слова приказаний…

Самолет снижался быстро. У пассажира заломило в ушах, и он перестал слышать гул моторов. Посмотрев еще раз на часы, он сорвал с лица маску. Видимо, самолет находился еще на большой высоте – пассажиру стало трудно дышать: он судорожными глотками захватывал воздух открытым ртом и испуганно смотрел перед собой, точно боясь, что он вот-вот умрет от недостатка кислорода. Его рука уже потянулась за маской, но в это время дышать стало легче, и он бросил маску за спинку сиденья.

Несколько минут пассажир сидел неподвижно. Матовый круг в стене отсека скупо освещал его напряженно-сосредоточенное, как у глухого, лицо, на котором тугая кислородная маска оставила красные полосы. Лицо его было не только красивое и мужественное, но и умное. Высокий, выпуклый лоб обрамляли густые каштановые волосы, на висках чуть тронутые сединой. Прямой с маленькой горбинкой нос. Волевой подбородок. Пристальные серые глаза. До сих пор он был укутан в меховую полость, а сейчас он ее сбросил и оказался в поношенном сером пиджаке, под которым виднелась вышитая украинская рубашка. Мятые брюки были заправлены в простые сапоги.

Под потолком вспыхнула яркая лампочка. Пассажир, не вставая с кресла, раздвинул ноги, согнулся и начал отвинчивать замки люка, вделанного в пол отсека. Затем он встал, поднял с пола туго набитый рюкзак и тщательно приладил его на спине. Он даже попрыгал, чтобы проверить подгонку заплечных ремней. Потом он вытащил из-под кресла плоский ранец с парашютом и, перепоясавшись ремнями, приладил его на груди. К поясу он пристегнул лопатку с коротким черенком.

Лампочка под потолком замигала. Пассажир рывком открыл люк – в отсек ворвался рев моторов, в лицо пассажиру упруго ударил воздух. Он сдвинул на глаза автомобильные очки, опустился на колени и быстрым, ловким движением, головой вперед, нырнул в люк…
***

Прикрепления: 8956352.jpg (29.5 Kb) · 0152467.jpg (9.9 Kb) · 5380185.jpg (25.0 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов