 
  СИДОРОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ 
 (13 июня 1891 – 30 июня 1978) 
 - известный советский историк искусства, книговед и библиофил, поэт и публицист, член-корреспондент АН СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1936). 
 Учился в Московском университете (1909‒13). Преподавал в МГУ (в 1916‒31 и 1942‒50; профессор с 1925), Московском полиграфическом институте (1938‒64). Работал в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1916‒21 и 1927‒36). Труды С. охватывают широкий круг проблем культуры и искусства. Основные исследования С. посвящены рисунку, искусству книги и книговедению. Принёс в дар государству собранную им большую коллекцию графики русских и иностранных художников. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. 
 Соч.: Русская графика за годы революции. 1917‒1922, М., 1923; Рисунки старых мастеров. Техника. Теория. История, М. ‒ Л., 1940; История оформления русской книги, М. ‒ Л., 1946; 2 изд., М., 1964; Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; Рисунок русских мастеров (2-я пол. XIX в.), М., 1960; Русская графика начала XX в., М., 1969; Книга и жизнь. Сб. книговедческих работ, М., 1972. 
 (Источник - Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978; http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/132164/Сидоров) 
 *** 
  
 
 Алексей Сидоров  
 1891, с. Николаевка Путивльского уезда Курской губ. (ныне Сумская обл.Украины – 1978, Москва 
 Сидоров Алексей Алексеевич с 1902 жил со своей семьёй в Москве, учился в гимназии Медведниковых. В 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1913 по отделению истории искусств и археологии настолько успешно, что был оставлен при кафедре и командирован для продолжения образования в Италию, Австрию и Германию (1913–1914). Там он приобщился к масонским кругам и дошёл до высоких степеней масонского посвящения. После сдачи магистерских экзаменов в 1916 был назначен приват-доцентом, преподавал в университете до 1931, дойдя до звания профессора. В том же звании преподавал позже в Московском архитектурном и Московском полиграфическом институтах, работал в музеях и многочисленных общественных организациях. Коллекционер и пропагандист книги, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Испытывал глубокий интерес к мистике и мистицизму, собрал самую полную и общирную библиотеку по этим вопросам (передал её в научную библиотеку Московской духовной академии в Сергиевом Посаде). Был причастен к Ордену тамплиеров. 
 (Источник - Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...; http://www.poesis.ru/poeti-poezia/sidorov_aa/biograph.htm) 
 *** 
  
 
 Алексей Алексеевич Сидоров родился (12) июня 1891 года в селе Николаевка Путивльского уезда Курской губернии. Ныне это село находится за границей России — в Сумской области Украины. О родителях своих он никогда ничего не рассказывал. Поговаривали, что среди его близких родственников был его полный тезка, московский цензор Алексей Алексеевич Сидоров, написавший книжку «Исторический очерк русской печати в Привислинском крае» и напечатавший ее в Варшаве в 1886 году. Младшего Алексея Сидорова воспитывали тетки. Учился он в Москве в Медведниковской гимназии, которую окончил в 1909 м с золотой медалью. После этого поступил на историко филологический факультет Московского университета, по окончании которого в 1913 году был оставлен на кафедре истории и теории искусств, где готовился к профессуре под руководством профессоров В.К.Мальмберга и Ивана Владимировича Цветаева (1847—1913), отца известной впоследствии поэтессы Марины Цветаевой. Цветаев пригласил Сидорова в основанный им в 1911 году Музей изящных искусств, и Алексей Алексеевич стал его первым экскурсоводом. В 1913 1914 годах Сидоров слушал лекции в Мюнхенском университете и вернулся на родину перед самым началом войны. 
 (Источник - http://www.litres.ru/pages/biblio_authors/?subject=181792) 
 *** 
 ПОЭЗИЯ 
 Не юношей невинным избран я, 
 Как Данте, у порога посвящений 
 «На полпути земного бытия» 
 Я опустился на колени. 
 Смыкалось вкруг меня небытиё, 
 Усталость тяжкая владела мною, 
 Минувшее взносило остриё 
 Над жизненною крутизною. 
 Давно последний разрешён вопрос, 
 Исполнены грозящие расплаты. 
 Но я смотрел, как ширился и рос 
 Над алтарём огонь крылатый. 
 Была часовня строгая темна, 
 Но в огневеющем прозрачном мраке 
 В заветные слагались письмена 
 Неизъясняемые знаки. 
 Моей любви необычайный суд 
 Вершил таинственные начертанья, 
 И тридцать дней я горький пил сосуд 
 Сурового самосознанья. 
 И что же? Вот: в отливы янтаря 
 Небесный свод окрашен на востоке. 
 Слепительная да начнёт заря 
 Грядущего иные сроки! 
 26 июля 1926 
 *** 
 Это было мигом между снами, 
 Можно было двери запереть. 
 Опускалась медленно над нами 
 Сумерек серебряная сеть. 
 Это было не в обычной жизни – 
 Лишь одно касание руки 
 И заплачет о былой отчизне 
 Тихо веющая тень тоски. 
 Эта боль вовеки не престанет, 
 Это пламя будет вечно жечь; 
 Высоко над головой воспрянет 
 Посвящающий на битвы меч. 
 Красной розой плачет Сердце Мира. 
 Роза Белая – слеза планет. 
 В сумерках – ты слышишь. Мира, Мира! 
 Зов звезды и ангельский привет? 
 Строгий гончий вышел для ловитвы 
 Острый плуг распахивает новь. 
 Слышишь сумеречные молитвы? 
 Крыльями да станет нам любовь! 
 28 января 1926 
 *** 
 В перламутре тает алмаз, 
 Догорает огонь сапфирный, 
 Если феи в последний час 
 Расстилают чары над миром, 
 И ночные чертят пути, 
 Серебристые клонят лица, – 
 Рукояткой меча крестись, 
 Заблудившийся бедный рыцарь! 
 В вековую грустную жуть 
 Заплетут, качаясь, лианы 
 Навсегда затерянный путь 
 На лужайки Броселианы. 
 Опускайся, новая ночь! 
 Утро будет светлей и жальче. 
 Кто сумеет тебе помочь, 
 Обезумевший в роще мальчик? 
 Подойди, смотри и молчи, 
 Погрузив своё сердце в пламя. 
 Только так сбережёшь лучи – 
 Золотую фейную память! 
 *** 
 Свет погашен. Мы опять с тобою. 
 Ты опять со мной, моя мечта! 
 Сумерки неслышною тропою 
 За звездой уводят голубою, 
 Отворяют тесные врата. 
 Фея вечера невидно нижет 
 Бусы счастья на шнурок мечты. 
 Наклонись ко мне опять поближе – 
 Ты ль не видишь, зоркая? Взгляни же, 
 Как светло сиянье. Это – ты. 
 *** 
 Три рыцаря зелёным утром 
 Встречаются от трёх сторон. 
 (Неуловимым перламутром 
 Переливался небосклон.) 
 Один из встречных – вождь сражений, 
 Другой – познания герой. 
 Но третий – преклонял колени 
 Перед единой Госпожой. 
 И перед знаками другими, 
 Покорствуя иной судьбе, 
 Её серебряное имя 
 Начертано в его гербе. 
 И на вопросы – «Кто ты, странник? 
 Остановись и расскажи!» 
 Звучит ответ: я верный данник 
 Моей единой Госпожи! 
 *** 
 Одиночество! Злая горечь, 
 Ты томительна и строга. 
 Одиночество! Это море, 
 Чьи невидимы берега. 
 Ты изведало все измены – 
 Только он навсегда душист 
 На сухие улицы Вены 
 Прилетевший с Кавказа лист. 
 Только молится утром рано, 
 Чтобы стала тоска легка, 
 Крестоцвет святого Стефана, 
 Устремившийся в облака. 
 1927, Вена. 
 Каббалистическая ночь 
 Пройдём, спеша, мгновенья малых зол. 
 Дня водомёт восплещется короче. 
 И вот душа, мудрейшая из пчёл, 
 Сбирает мёд с цветов небесной ночи. 
 Излистаны старинные тома, 
 Чертящие границы гороскопа. 
 Все истины вскрывает эта тьма, 
 Блестящие глаза Макропросопа! 
 В прозрачном мраке пламенных вершин, 
 Оград неизречённого возмездья, 
 Слагаясь в знаки Алеф, Мем и Шин 
 Лежат великолепные созвездья. 
 А мы читаем строки стройных строф, 
 Что пишет нам прадедовая вера, 
 Да познаваем, кажется, Айн-Соф 
 По письменам небесного Катера! 
 31 августа 1939, Коктебель 
 *** 
 (Андрей Никитин. ROSA MYSTICA. Поэзия и проза российских тамплиеров. М.: Аграф, 2002; http://www.poesis.ru/poeti-poezia/sidorov_aa/frm_vers.htm) 
 ***