[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Постмодернизм (середина ХХв) » Сургучёв И.Д. - русский писатель, драматург, журналист (Забытые имена)
Сургучёв И.Д. - русский писатель, драматург, журналист
Nikolay Дата: Воскресенье, 10 Июл 2011, 10:43 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248


СУРГУЧЁВ ИЛЬЯ ДМИТРИЕВИЧ
(27 февраля 1881, Ставрополь, Россия — 19 ноября 1956, Париж, Франция)


- русский писатель, драматург, публицист и журналист; яркий представитель зарубежных русских литераторов первой волны русской эмиграции.

Родился в семье разбогатевшего крестьянина, переселившегося в город. Родители мечтали видеть сына Илью священником и определили его в духовное училище, а затем в Ставропольскую духовную семинарию. Далее предстояло продолжить духовное образование в Московской академии. Но он поступает в Санкт-Петербургский императорский университет на факультет восточных языков Петербургского университета. По окончании, в 1907 году, ему предложили остаться на кафедре, но он отдал предпочтение литературной деятельности и возвратился в Ставрополь. Здесь Илья Дмитриевич был одним из организаторов издания журналов «Ставропольский сатирикон» и «Сверчок». Начал печататься в студенческие годы в ставропольской газете "Северный Кавказ", в петербургских журналах «Вестник Европы», «Журнал для всех» и др.

В 1912 году в сборнике «Знание» (№ 39) вышла повесть «Губернатор», имевшая большой успех. В 1913 году в Александрийском театре Петербурга была поставлена первая пьеса «Торговый дом» с Марией Савиной в главной роли. По просьбе присутствовавшего на спектакле Константина Станиславского следующую свою пьесу «Осенние скрипки» Сургучев в 1915 году передал в Московский Художественный театр. Резко отрицательно восприняв большевистский переворот, примкнул к Белому движению. Заведующий одного из отделений «Осведомительного агентства» или сокращенно «Осваг» Добровольческой армии. С войсками генерала Врангеля переехал в Крым, где издавал собственную газету. В 1920 году с частями белой армии добрался до Константинополя, жизнь в котором нашла отражение в написанной здесь пьесе «Реки Вавилонские». В 1921 поселился в Праге, сотрудничал с литературными и театральными эмигрантскими кругами. В организованном им русском театре были поставлены «Осенние скрипки» и «Реки Вавилонские».

В 1924 переехал в Париж и с 1925 до конца жизни печатался в журнале «Возрождение». С 1930 в составе редакции «Возрождения» вел отдел прозы и очерка. Опубликовал в журналах «Возрождение», «Грани» и др. множество рассказов и очерков на темы жизни русской эмиграции и воспоминания о Северном Кавказе и студенческих годах; издал сборник «Эмигрантские рассказы» (1927), роман «Ротонда» (1952), повесть «Детство императора Николая II» (1953). Работал в последние годы над незавершенной пьесой «Вождь» о Сталине, который в молодости, скрываясь от полиции, служил в доме отца Сургучева лакеем-поваром. Отрывок из этой пьесы под названием «За чахохбили» опубликовал в журнале «Грани» (1954, № 20). В Париже основал в 1942 «Театр без занавеса», в котором в течение двух лет ставились пьесы, скетчи, водевили, оперетты, балетные интермедии, выступали певцы и певицы, скрипачи и пианисты, блистали актеры из театра Никиты Балиева «Летучая Мышь», сам Сургучев читал свои рассказы и играл в пьесе Аркадия Аверченко «Старики». В Париже несколько раз ставилась пьеса «Осенние скрипки», существует ее экранизация на французском языке. В конце жизни задумал роман о русской жизни «Ночь», действие которого должно было охватывать период от начала века до событий послевоенного времени; отрывки романа публиковались в журнале «Возрождение». Рассказы и пьесы переведены на иностранные языки, пьесы ставились в Германии, скандинавских странах. Похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
(По материалам Интернета)
***


«Душа его с Россией не рассталась…» - о жизни и творчестве писателя-эмигранта И.Д. Сургучева.

В государственном архиве Ставропольского края хранятся документы, связанные с биографией, творчеством и общественной деятельностью Ильи Дмитриевича Сургучева. Не так давно появились новые материалы. Среди них рассказы И. Сургучева «Английские духи», «Следы вчерашнего», «Прихожане прелестной Мариэтты», «Кровь цветов», «Еленучча» и пьеса «Реки Вавилонские».

Отец писателя Д.В. Сургучев перебрался в Ставрополь из Калужской губернии. Женат был на Софье (в метрических книгах Соломониде) Петровне Маковозовой. Дмитрий Васильевич, видимо, был человеком зажиточным: купил в городе имение.

В семье рождалось много детей, но часть из них рано умерли. Сохранились свидетельства о брате Ильи Сургучева Иване, который служил дьяконом Рождества-Богородицкой церкви станицы Бекешевской Кубанской области, и сестрах Серафиме и Елизавете. Родители мечтали видеть сына Илью священником и определили его в духовное училище, а затем в Ставропольскую духовную семинарию. Далее предстояло продолжить духовное образование в Московской академии. Но он поступает в Санкт-Петербургский императорский университет на восточный факультет. Ему легко давались иностранные языки. Кроме ряда восточных, он хорошо владел французским и немецким.

В студенческие годы Илья Дмитриевич женился. В 1902 г. у него с женой Ольгой Григорьевной родилась дочь Клавдия, а в 1904 г. - Вера. Старшую из дочерей отец любовно называл Колокольчиком, а младшую - Елочкой. К сожалению, в марте 1907 г. в возрасте 25 лет Ольга Григорьевна умерла от хронического воспаления легких. Об этом печальном событии писатель упоминает в биографической новелле «Профессор».

Литературная биография Ильи Сургучева началась еще в годы учебы в университете. Писал рассказы, главным образом в миролюбовском «Журнале для всех», «Вестнике Европы» Ковалевского.
Молодого писателя заметили с первых шагов. Официальная критика отмечала психологизм, импрессионистскую манеру его письма. «Илья Сургучев, - писал критик В. Львов-Рогачевский в статье «В мире звуков» (журнал «Современный мир» № 8 за 1912 г.), - художник, влюбленный в звуки, в песню, в мечту, в нежные мелодии рояля, в неясное и далекое. Часто музыка в его произведениях подчеркивает грубость и пошлость жизни».

В 1908 году И. Сургучев окончил университет. Ему предложили остаться на кафедре монгольской словесности для подготовки к профессорскому званию. Он отдал предпочтение литературной деятельности и возвратился в Ставрополь. Здесь писатель объединяет вокруг себя журналистов, литераторов. Илья Дмитриевич был одним из организаторов издания в Ставрополе художественно-сатирических журналов «Ставропольский Сатирикон» и «Сверчок», где проявился его талант сатирика.

И. Сургучев вел и большую общественную работу, избирался гласным Ставропольской городской Думы. В 1910 г. избран председателем железнодорожной комиссии, добивающейся того, чтобы Армавиро-Туапсин- ская железная дорога прошла через Ставрополь, и многое сделал для этого.

В 1912 г. при содействии М. Горького и И. Бунина в 39-м томе сборника товарищества «Знание» вышел роман И. Сургучева «Губернатор». Старый боевой генерал, управляющий губернией, неизлечимо болен и знает, что скоро умрет. Приближение смерти дало губернатору понять, что «нужно исправить все зло, которое он сделал на земле». Он словно проснулся от долгого сна и стал замечать окружающее. В романе много страниц посвящено родному городу. Перед читателем проходят: Николаевский проспект с «дремлющим густым зеленым бульваром, как бы мечом рассекающим улицу надвое, Ташлянское предместье, здание полиции с пожарной каланчой, дом полицмейстера, «в котором когда-то проездом на Кавказ жил три дня Пушкин», губернаторский дом, сад Иоанно-Марьинского монастыря...».

Роман получил положительную оценку Максима Горького. В письме к И. Сургучеву в Ставрополь 19 декабря 1911 г. Алексей Максимович писал: «...Мне кажется, Вы написали весьма значительную вещь, и несомненно, что Вы большой поэт, дай Вам Боже сил, здоровья, желаний! Еще раз скажу - человечно написано, матерински мягко, вдумчиво... Взволновал меня Ваш «Губернатор», с головы до пят взволновал».

После издания романа Илья Сургучев заявил о себе как драматург. В 1913 г. вышла его пьеса «Торговый дом». Герои произведения списаны с представителей известного на Ставрополье купеческого рода Меснянкиных. Постановку осуществил Александринский театр в сезон 1913-1914 гг. Роль владелицы торгового дома с успехом сыграла известная актриса М. Савина.

Следующая пьеса «Осенние скрипки», образы которой взяты также из жизни Ставрополя, шла во многих театрах страны. В 1915 г. она была поставлена на сцене Московского художественного театра В. Немировичем- Данченко. В роли главной героини выступила замечательная актриса О. Книппер-Чехова. Постановка «Осенних скрипок» не так давно осуществлялась и в Ставропольском крайдрамтеатре.
Интерессный документ, открывающий еще одну страницу из жизни писателя, хранится в крайгосархиве. Это фотокопия донесения комиссара 7-й армии Юго- Западного фронта от 15 октября 1917 г. (подлинник находится в Российском государственном историческом архиве). Этим комиссаром Временного правительства был не кто иной, как И. Сургучев. В донесении он сообщал, что в армии «безотрадная картина общего падения духа и дисциплины. Необходимы особые меры поднять армию, оградить от безответственных сил...».

И. Сургучев не принял революцию. В памфлете «Большевики на Ставрополье», изданном в 1919 г., он рассказал о том, как губернский Ставрополь захлестнула волна «красного» террора. Писатель считал, что рус­ский человек заболел «страшной болезнью, он начал осквернять свою землю, свои храмы, убивать своих родных...».

В 1920 г. Илья Сургучев уезжает из России. Как многие эмигранты того времени, он оказывается в Стамбуле. Этот период жизни писатель отразил в пьесе «Реки Вавилонские». Она шла на сценах Парижа, куда перебрался И.Сургучев.

Вопреки утверждению, что И. Сургучев не преодолел творческий кризис, мало писал, его литературное наследие парижского периода говорит о другом. В 1928 г. выходит роман «Ротонда». Так назывался парижский ресторан, где собиралась литературная богема. Публикуются «Эмигрантские рассказы», этюды о Тургеневе, Флобере, повесть «Детские годы императора Николая II».
Любовь к театру привела И. Сургучева к созданию в Париже «Театра без занавеса», где шли водевили, миниатюры, со своими произведениями выступали писатели и поэты.
Пьесы Ильи Сургучева в переводах ставились на иностранных сценах, например, пьеса «Письма с заграничными марками» шла в Королевском театре в Стокгольме, в Национальном театре в Осло и в берлинском театре драматурга Кайзера.

Илья Сургучев избирался председателем союза русских писателей. В последние годы жизни был литературным советником журнала «Возрождение». Его коллега И. Мартыновский-Опышня вспоминал о И. Д. Сургучеве: «В эмиграции он не стал пессимистом, нытиком, как все писатели, оторванные от России, бодрость духа во всем, до последней минуты сохранил он».

Скончался И. Сургучев 19 ноября 1956 г. Похоронен на «русском кладбище» Сен-Женевьев- де-Буа в предместье Парижа.
Илья Дмитриевич все же вернулся в горячо им любимый город. Вернулся в своих произведениях с их философскими размышлениями, лиризмом, чувством природы, милыми женскими образами, с его мечтами о жизни «ясной и легкой, прекрасной и счастливой». Душа писателя витает над улицами и бульварами Ставрополя, ведь никто лучше не рассказал о них.
И вселяют оптимизм оказавшиеся на удивление актуальными написанные И. Сургучевым незадолго до смерти строки: «...И не было ни войн, ни революций. Стоит, как град Петров, Россия и никакие врата адовы не одолеют ее».
(Источник - Государственный архив Ставропольского края; http://www.stavarhiv.ru/news/dusha-ego-s-rossiej-ne-rasstalas-o-zhizni-i-tvorchestve-pisatelya-emigranta-i-d-surgucheva-news-9.html)
***


Илья Сургучев
Марина Лашко, Роман Гапонов

(Компания «АТВ-Медиа Холдинг», Программа «Архив программы «Утро на АТВ»», 16 марта 2006 г.)

Кто-то из классиков сказал, что в небольшом городе, как в капельке воды, отражается вся страна, ее история и культура. И надо знать эту историю, и стараться сберечь и приумножить то, что есть.

В дни празднования 125-летия ставропольского писателя Ильи Дмитриевича Сургучева в Ставрополь из Москвы прибыла Татьяна Николаевна Ильинская — единственная из прямых потомков писателя — и приняла участие в ряде культурных мероприятий, посвященных памяти литератора.

Будучи давним другом краеведческого музея, Т. Н. Ильинская передала в фонды ценные семейные реликвии и издания своего деда эмигрантской поры.
Внучка ставропольского писателя Ильи Сургучева приехала на родину деда с целью увидеть город, о котором так много писал ее знаменитый родственник.

Татьяна Ильинская — внучка И. Сургучева:
«Я-то видела этот облик, просто мыслила себе. Единственное, меня поразила роща. Когда я пришла, оказалось, что на том же самом месте и этот пруд, и домик, и горбатый мостик. И вдруг я увидела воочию. Я, например, представляла какое-то грандиозное озеро, а вдруг — небольшой пруд».

Предки Ильи Сургучева — крестьяне из Калужской губернии. В Ставрополе Сургучевы стали купцами первой гильдии и построили гостиницу. После окончания Ставропольской мужской гимназии, Илья Дмитриевич поступил в Петербургский Императорский Университет на отделение восточных языков.

Татьяна Николаевна:
«Он нашел здесь какой-то манускрипт, перевел его и переслал в императорский университет. Ему предлагали карьеру ученого, но он же увлекся театром и писательским трудом».

«Письмо»:
Когда отовсюду выползают и начинают ворчать старики,- плохие провинциальные старики, уже умирающие и еще не знающие что такое смерть; когда адвокаты, самые интересные люди в городе, идут в клуб, играют и за весь вечер проигрывают в стукалку по три с полтиной».

Александр Фокин — преподаватель филологии — прочитал произведение Ильи Сургучева «Губернатор». С тех пор начал изучение биографии писателя, который долгое время считался запрещенным. Александр Алексеевич говорит, что если внимательно читать произведения Сургучева, то можно многое узнать о судьбе автора и его современниках.

«КИТЕЖ»: После смерти моей матери все, жившие под зеленой крышей нашего дома на Первой Ясеновской, разлетелись в разные стороны и отцовский дом, уютный и сладостный, опустел и отдан внаймы какому-то неизвестному мне «хозяйственному» человеку.
Илья Сургучев дружил с Максимом Горьким, который уважал писательский талант Ильи Дмитриевича. Единственное, что раздражало Горького в молодом ставропольском писателе так это его подчеркнуто интеллигентный стиль в одежде.
Александр Фокин — доцент кафедры истории и новейшей литературы СГУ:
«Максим Горький говорил так: «Опять Сургучев вырядился в ультрамодный костюм и галстук».

Сургучев был известен еще и как покоритель женских сердец. На этой почве у него даже был разлад с Максимом Горьким.
Александр Фокин — доцент кафедры истории и новейшей литературы СГУ:
«Жена Горького была влюблена в Сургучева. Они встречались очень часто, потому что Сургучев бывал у Горького на Капри и со своей женой».

«Губернатор»: Часов в семь с половиной пошли в театр. Вечер был чудесный, наступивший после дня сразу, без сумерек, словно потушили большую лампу — и сделалось темно.
До революции произведения Ильи Сургучева ставились не только в Ставропольских театрах. На столичных подмостках играли пьесы «Торговый дом», «Осенние скрипки», произведения о жизни маленького южного города. Когда началась революция, Сургучев написал памфлет «Большевики в Ставрополе». Новая власть ему этого не простила. В 1919 г. писатель уезжает за границу одновременно с Куприным, Буниным и Шмелевым. Попадает сначала в Турцию, затем в Прагу, где организует театр.

Уже в эмиграции Илья Дмитриевич пишет рассказ о Ставрополе, правда в его произведении маленький южный город называется Китеж.
«Китеж»: «Теперь мой Китеж затонул. Его древнегреческое имя заменено именем Советского маршала.

Последние годы он прожил в Париже в крохотной квартирке вместе со своими любимцами — двумя огромными котами. Написанный им незадолго до смерти рассказ «Китеж» был последним приветом родному городу — Ставрополю, который Сургучев очень любил. Писателю уже не суждено было вновь увидеть его.

Татьяна Николаевна: «Мне кажется надо сделать его или почетным гражданином. Все-таки он столько писал о городе и так воспел, что буквально все писатели знали, что такое Ставрополь».

Читатели нынешнего поколения смогли узнать писателя Сургучева только в 1983 году, когда была переиздана повесть «Губернатор». Сюжет произведения основан на реальных событиях в период правления на Ставрополье губернатора Никифораки.
Марина Лашко, Роман Гапонов
Компания «АТВ-Медиа Холдинг», Программа «Архив программы «Утро на АТВ»», 16 марта 2006 г.
(Источник - http://www.atvmedia.ru/index.php?report=11499)

***


Илья Дмитриевич Сургучев родился в городе Ставрополе в семье крестьянина. Литературная биография Ильи Дмитриевича началась еще в студенческие годы с публикаций очерков и рассказов («Трешница», «Неудавшаяся жизнь» (1898 г.)) в газете «Северный Кавказ», петербургском «Журнале для всех», «Вестнике Европы». В первых же своих произведениях он вплотную подошел к проблеме, впоследствии ставшей ключевой в его творчестве. Писатель противопоставляет жизнь и «не жизнь». Жизнь понимается Сургучевым как нечто абсолютное, как целостность, которую мы можем осознать лишь на фоне смерти. В сентябре 1898 года в пяти номерах газеты печатается повесть «Из дневника гимназиста», подписанная сначала инициалами, а затем псевдонимом «И. Северцев». Эту повесть Сургучев и считал первой своей публикацией. Одним из значительных произведений писателя является повесть «Губернатор». В ней И. Сургучев затронул комплекс вопросов, глубоко волновавших многих писателей-реалистов: добро и зло в сферах общественного бытия губернских городов России, застой провинциальной жизни, засасывающей и убивающей все живое, светлое; трагическое одиночество страдающей человеческой души; смерть, любовь, красота; отношения между простыми людьми и стоящими у власти; подъем демократических настроений народных масс, их протест против политического гнета, общественных государственных порядков, порождающих косность, бездушие, деспотизм. Многие страницы «Губернатора» посвящены родному г. Ставрополю. Перед читателем проходит главная Николаевская улица (ныне проспект К. Маркса) с булыжной мостовой, магазинами, окружным судом; описаны Ташлянское предместье, кафедральная гора с собором и электрической станцией, губернаторский дом и многое другое. Все в повести достоверно и точно. В ней легко угадываются некоторые известные в истории края лица: губернатор – ставропольский губернатор Никифораки, ротмистр Клейн – ротмистр Фридрихов, архиерей Герман – архиерей Агафадор. Это придает чтению особый интерес и злободневность. Широко известен драматургический талант Сургучева. В 1913 году в Александрийском театре с успехом прошла пьеса «Торговый дом». В 1914 году ее включили в репертуар Малого театра. Годом позже в Московском художественном театре режиссером В. И. Немировичем-Данченко были поставлены его «Осенние скрипки». Сюжет этой пьесы был навеян подлинными событиями, происшедшими в доме ставропольского купца Мясникина, большого самодура и в то же время тонкого ценителя искусств и знатока театра. В роли Варвары с успехом выступила замечательная актриса, впоследствии народная артистка СССР, О.Л. Книппер-Чехова. Спектакль «Осенние скрипки» с успехом вновь поставлен на сцене Ставропольского академического театра драмы в 1999 году. Скончался И.Д. Сургучев в 1956 году в Париже, одинокий, всеми забытый. Последний его рассказ назывался «Китеж» и был последним приветом родному городу Ставрополю, который он так любил.


Произведения автора: Сургучев, И.Д. В поезде: Рассказ //Ставроп. правда. – 1990. – 13 окт. Сургучев, И.Д. Ванькина молитва: Рассказы. – Ставрополь: Краев. типография; М.: Центр-«ЛР», 2000. –64 с.– (Писатель и эпоха. ХХ век. Б-ка писателей Ставрополья для школьников) Сургучев, И. Д. Губернатор: Повесть / Вступ. ст. Л.Г. Огудиной. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1983. – 238 с. Сургучев, И. Д. Детство императора Николая II: Повесть. – М., 1993. – 49 с. Сургучев, И. Д. Китеж: Рассказ // Ставропольский хронограф на 1996 год: Библиогр. указ. лит. – Ставрополь, 1996. – С. 208-214 Сургучев, И. Прихожане прелестной Мариэтты: Рассказ // Ставроп. правда. – 2003. – 14 марта. – С.4 Сургучев, И. Д. Реки Вавилонские: Пьеса // Литература русского зарубежья. Т. 1, кн. 1. – М., 1990. – С. 255-290 Сургучев, И. Д. Ротонда: Роман из жизни эмиграции. – Париж: Возрождение, 1928. – 320 с. _ Сургучев, И. Д., Ильинская Т. Н. «Трубы лета, скрипки осени…». Преддверие. Следствие: Рассказы // Ставрополье. – 1991. - № 1. – С. 8-35 Литература о нем и его творчестве Беликов, Г. «Душа его с Россией не рассталась» // Лит. Ставрополье. – 2005. – N 1. – С. 152-171 Беликов, Г. Париж – «город-светоч», миллион огней // Ставроп. правда. – 1995. – 12 янв. Блохин, Н. Вспоминая с любовью… // Кав. здравница. – 2006. – 18, 25 марта, 1 апр. – С. 5 Громова, Е. Аще забуду тебя, Иерусалиме!.. // Ставроп. правда. – 2006. – 3 фев. – С. 3 Громова, Е. Илье Сургучеву грозила 1040-я статья // Ставроп. правда. – 2000. – 19 мая. – С. 3 Душа его с Россией не рассталась: Сургучевские чтения – 94: Библиогр. и метод. материалы / Ставроп. краев. науч. б-ка им. М. Ю. Лермонтова. – Ставрополь, 1994. – 17 с. Загайнова, М. И тихий домик на Ясеновской // Ставроп. правда. – 2001. – 2 марта. – С. 3 Иванова, Е. Слово , рожденное любовью // Веч. Ставрополь. –2006. – 25 фев. – С. 5 Ивановский, В. Бытоописатель и летописец в одном лице // Ставроп. губ. ведомости. – 2005. – 27 авг. – С. 5 Илья Дмитриевич Сургучев //Библиогр. указ. лит. к знаменательным и памятным датам по Ставропольскому краю на 1996 год. – Ставрополь, 1996. – С. 48-55 Кругов, А.И. Илья Дмитриевич Сургучев // Ставропольский хронограф на 1996 год: Указ. лит. – Ставрополь, 1996. – С. 48-55 Литература Ставрополья первой четверти ХХ века. И.Д. Сургучев «Губернатор» // Ахвердова, Е.И. Литературная жизнь Ставрополья. – Ставрополь, 2001. – С. 59-65 Марченко, Т.Н. Сургучев // Литература русского зарубежья. 1920-1940.– Т.Н. Марченко, Д.Д. Николаев. - Вып. 2. – М., 2000.– С. 85-116 На рубеже веков: Личности, которые внесли вклад в жизнь Ставропольского края на рубеже веков //Ставрос-Юг. – 2001. – № 5-6. – С.2-4 Огудина, Л. «Губернатор»: Перелистывая страницы старых книг // Ставрополье. – 1982. – № 1. – С. 60-70 Селунская, И. Воскрешение «Китежа» // АиФ : Сев. Кавказ. – 2006. – N 11, март. – С. 6 Сургучев, И. Д.: Библиогр. справка // Владиславлев М.В. Русские писатели: Опыт библиогр. пособий по новейшей русской литературе. – Л., 1924. – С. 409 Сургучев, Илья Дмитриевич: Библиогр. материалы // История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: Библиогр. указ. – М.; Л., 1963. – С. 393-39
(Источник - http://krkrub.kubannet.ru/navig/page/69/message/291/)
***


Сургучев Илья Дмитриевич

В предреволюционные годы имя Ильи Дмитриевича Сургучева (1881—1956) стояло в одном ряду с ведущими писателями-реалистами Буниным, Леонидом Андреевым, Куприным, — хотя и было лишено столь шумной популярности.И.Д.Сургучёв родился в Ставрополе 27 февраля 1881 года. И именно ему благодаря величайшей любви к родным пенатам довелось ввести этот провинциальный город на южной окраине России в отечественную литературу. Ставрополь, его жители - современники писателя - стали главными героями произведений И.Д.Сугручёва. Родители мечтали видеть сына Илью священником и определили его в духовное училище, а затем в Ставропольскую духовную семинарию. Далее предстояло продолжить духовное образование в Московской академии. Но он поступает в Санкт-Петербургский императорский университет на восточный факультет. Ему легко давались иностранные языки. Кроме ряда восточных, он хорошо владел французским и немецким. В студенческие годы Илья Дмитриевич женился. В 1902 г. у него с женой Ольгой Григорьевной родилась дочь Клавдия, а в 1904 г. – Вера. Старшую из дочерей отец любовно называл Колокольчиком, а младшую – Елочкой. К сожалению, в марте 1907 г. в возрасте 25 лет Ольга Григорьевна умерла от хронического воспаления легких. Об этом печальном событии писатель упоминает в биографической новелле «Профессор». Литературная биография Ильи Сургучева началась еще в годы учебы в университете. Писал рассказы, главным образом в миролюбовском «Журнале для всех», «Вестнике Европы» Ковалевского. Молодого писателя заметили с первых шагов. Официальная критика отмечала психологизм, импрессионистскую манеру его письма. «Илья Сургучев, - писал критик В. Львов-Рогачевский в статье «В мире звуков» (журнал «Современный мир» № 8 за 1912 г.), - художник, влюбленный в звуки, в песню, в мечту, в нежные мелодии рояля, в неясное и далекое. Часто музыка в его произведениях подчеркивает грубость и пошлость жизни». В 1908 году И. Сургучев окончил университет.Ему предложили остаться на кафедре монгольской словесности для подготовки к профессорскому званию. Он отдал предпочтение литературной деятельности и возвратился в Ставрополь. Здесь писатель объединяет вокруг себя журналистов, литераторов. Илья Дмитриевич был одним из организаторов издания в Ставрополе журналов «Ставропольский сатирикон» и «Сверчок», где проявился его талант сатирика.И. Сургучев вел и большую общественную работу, избирался гласным Ставропольской городской думы. В 1910 г. избран председателем железнодорожной комиссии, добивающейся того, чтобы Армавиро-Туапсинская железная дорога прошла через Ставрополь, и многое сделал для этого.Почти постоянно — вплоть до эмиграции в 1919 году — проживая в Ставрополе, писатель находился как бы в стороне от бурной литературной жизни обеих столиц. Однако повесть Сургучева «Губернатор», его пьесы «Торговый дом» и «Осенние скрипки», поставленные соответственно питерским Александрийским и Московским Художественным театрами, принесли ему всероссийское признание. Столь же доброжелательно встречались критикой и читателями его психологически заостренные и филигранно отточенные рассказы, периодически печатавшиеся в сборниках «Знание» и повременных изданиях. Интерес к внутреннему миру человека, эмоциональная напряженность и драматизм фабулы составляют стержневую основу художественного дарования писателя, жившего в сложную эпоху общественно-социальных контрастов, отразившего их в своем творчестве.

Резко отрицательно восприняв большевистский переворот, И. Д. Сургучев примкнул к Белому движению и прошел с ним весь тернистый путь борьбы. Заведующий одного из отделений “Осведомительного агентства” или сокращенно “Осваг” Добровольческой армии. А дальше — традиционные этапы русского беженства: Константинополь, Прага, Париж. В эмиграции — как, впрочем, и в России — Сургучев писал немного. Но, как и прежде, это были яркие и взволнованные отклики на будни полуголодного беженского существования. И как «прежде», произведения Сургучева — будь то «Эмигрантские рассказы», роман «Ротонда» или пьеса «Реки Вавилонские» — доброжелательно встречались читателем, переводились на иностранные языки. Заядлый театрал, прославившийся еще в дореволюционной России, главным образом, как драматург, он затеял в 1942 году и около двух лет длил существование «Театра без занавеса». Это были программные вечера-спектакли по воскресеньям, сначала в стенах парижской консерватории, потом в уютном зале на улице Гужон, где на сцене ставились водевили, миниатюры, скетчи, оперетки, балетные интермедии, выступали певцы и певицы, скрипачи и пианисты, блистали актеры из театра Никиты Балиева «Летучая Мышь», сам Сургучев с успехом читал свои рассказы и даже играл барина в пьесе Аркадия Аверченко «Старики». Положительно воспринял нападение Германии на СССР. Газета «Русские Новости» сообщала 3 августа 1945 года о его аресте: "Ярый поклонник антибольшевистской идеологии, человек, лично близкий к Жеребкову, Сургучев был одним из столпов его газеты с первых же ее номеров." (Юрий Жеребков при немецкой оккупации Парижа возглавлял Управление делами русской эмиграции во Франции и под вывеской этого ведомства издавал прогерманскую газету «Парижский вестник».) В июле и августе 1942 года он опубликовал на страницах «Парижского вестника» ряд пронемецких и антисоветских фельетонов под общим названием «Парижский Дневник». Позднее, сделавшись, очевидно, более осмотрительным, Сургучев от писания подобных статей воздерживался, но продолжал деятельно работать в газете почти до самого ее закрытия. Арестован Сургучев именно за эти фельетоны, восхвалявшие немецев и глубоко враждебные Франции. Его «досье» передано судебным властям, и процесс Сургучева состоится в недалеком будущем. В ожидании его заключенный находится в тюрьме Френ». После освобождения и оправдания на судебном процессе, ханимался далее литераторской деятельностью. Коллекционер. Он был завсегдатаем «блошиных рынков». В лучшие времена стены картины были настолько плотно увешаны иконами, лубочными картинками, гравюрами и масляной живописью, что за ними невозможно было понять, какого цвета обои. По углам растрепанными колоннами высились пачки старых книг. Илья Сургучев избирался председателем союза русских писателей. В последние годы жизни был литературным советником журнала «Возрождение». Его коллега И. Мартыновский-Опышня вспоминал о И. Д. Сургучеве: «В эмиграции он не стал пессимистом, нытиком, как все писатели, оторванные от России, бодрость духа во всем, до последней минуты сохранил он».Скончался И. Сургучев 19 ноября 1956 г. Похоронен на «русском кладбище» Сен-Женевьев-де-Буа в предместье Парижа.
(Источник – Общественно-исторический клуб «Белая Россия»; http://www.belrussia.ru/page-id-1017.html)
***
Прикрепления: 0127614.jpg (29.8 Kb) · 3379582.jpg (5.5 Kb) · 6434831.jpg (14.0 Kb) · 9822673.jpg (9.2 Kb) · 5980578.jpg (16.1 Kb) · 4890731.jpg (12.5 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Постмодернизм (середина ХХв) » Сургучёв И.Д. - русский писатель, драматург, журналист (Забытые имена)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: