Меню

Поиск


Висенте Алейксандре - испанский поэт и эссеист - Литературный форум

  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Сюрреализм (ХХв) » Висенте Алейксандре - испанский поэт и эссеист (Один из основателей испанского серрюализма в поэзии)
Висенте Алейксандре - испанский поэт и эссеист
Nikolay Дата: Вторник, 15 Ноя 2011, 13:50 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8927
Награды: 168
Репутация: 248


АЛЕЙКСАНДРЕ – И – МЕРЛО ВИСЕНТЕ
(Висенте Пабло Марселино Сирило Алейксандре и Мерло_
(26 апреля 1898 г. – 14 декабря 1984 г.)


- знаменитый испанский поэт, эссеист и литературный критик, представитель «поколения 27 года»; основатель испанского сюрреализма в поэзии, лауреат Нобелевской премии по литературе 1977 года «За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами».

Биография
26 апреля 1898 — родился в Севилье в семье железнодорожного инженера.
1900 — семья переезжает в Малагу, здесь проходит детство поэта.
1909 — семейство перебирается в Мадрид. Семейные путешествия во Францию, Англию, Португалию.
1914 — поступает на юридический факультет Мадридского университета.
1917 — знакомится со своим сверстником, таким же молодым поэтом, будущим выдающимся филологом-испанистом Дамасо Алонсо, открывает для себя стихи Рубена Дарио.
1920 — заканчивает университет по специальности «торговое право». Преподает в торговой школе, служит по ведомству Андалусских железных дорог, печатает экономические заметки в столичном «Финансовом еженедельнике». В севильском журнале «Греция» появляется (ещё под псевдонимом) первое стихотворение Алейсандре.
1925 — у поэта обнаруживается тяжелый туберкулез, развивается нефрит, он долгие месяцы прикован к постели (после 1927 практически безвыездно живёт в деревенском доме в селении Мирафлорес с северу от Мадрида).
1926 — цикл из пяти стихотворений Алейсандре публикуется в журнале Ортеги-и-Гассета «Ревиста де Оксиденте».
1927 — знакомится с Федерико Гарсиа Лоркой.
1928 — первая книга стихов «Округа». Открывает для себя труды З.Фрейда, стихи Лотреамона, произведения и манифесты французских сюрреалистов.
1932 — переносит серьёзную операцию (у него удаляют почку). Выходит книга стихов «Клинки словно губы».
1933 — национальная премия по литературе.
1935 — в Мехико публикуется сборник поэтической прозы «Земная страсть» («здесь скрыта вся моя позднейшая поэзия», писал Алейсандре). Выходит книга лирики «Гибель или любовь»; обе книги отмечены сильным влиянием сюрреализма.
1936 — начало Гражданской войны. Написанные в манере народных романсов стихи Алейсандре «Безымянный ополченец» и «Расстрелянный» становятся фронтовыми листовками. На смерть Лорки Алейсандре откликается элегией «Погребенный». После победы франкистов поэт надолго прекращает печататься.
1944 — книга стихов «Тень рая».
1950 — сборник стихов «Один на один с миром». Избран членом Испанской королевской академии, произносит речь «Жизнь поэта: любовь и поэзия». Мадридский журнал «Инсула» посвящает поэту специальный номер.
1951 — книга стихов «Последнее рождение»
1954 — сборник лирики «История сердца».
1955 — книга «Некоторые черты современной испанской поэзии».
1958 — сборник эссе о писателях-современниках «Встречи».
1962 — сборник стихов «В обширных владениях» (премия испанской критики). Подписывает коллективный манифест против репрессивной политики Франко.
1964 — антология стихов испанских поэтов нескольких поколений «В честь Висенте Алейсандре».
1965 — сборник стихов «Именные портреты».
1968 — книга «Стихи завершения» (премия испанской критики). Сборник эссе писателей и литературных критиков мира «В честь Висенте Алейсандре». Первое «Полное собрание сочинений» Алейсандре (в одном томе).
1974 — сборник стихов-диалогов «Беседы о познании» (премия испанской критики).
1977 — Нобелевская премия по литературе (Александре, который по состоянию здоровья не может приехать в Швецию, представляет его друг, испанский поэт Хусто Хорхе Падрон). Выходит второе «Полное собрание сочинений» поэта.
14 декабря 1984 — скончался в Мадриде.

Библиография
Ámbito, Málaga (6.º Suplemento de Litoral), 1928.
Espadas como labios, M., Espasa-Calpe, 1932.
La destrucción o el amor, M., Signo, 1935 (Premio Nacional de Literatura 1933).
Pasión de la tierra, México, Fábula, 1935 (2ª edición aumentada- Madrid- Adonais- 1946).
Sombra del Paraíso, M., Adán, 1944.
En la muerte de Miguel Hernández, Zaragoza, Cuaderno de las Horas Situadas, 1948.
Mundo a solas, M., Clan, 1950.
Poemas paradisiacos, Málaga, El Arroyo de los Ángeles, 1952.
Nacimiento último, M., Ínsula, 1953.
Historia del corazón, M., Espasa-Calpe, 1954.
Ciudad del Paraíso, Málaga, Dardo, 1960.
Poesías completas, M., Aguilar, 1960.
En un vasto dominio, M., Revista de Occidente, 1962 (Premio de la Crítica).
Retratos con nombre, B., Col. El Bardo, 1965.
Obras completas, M., Aguilar, 1968 (2º edición aumentada 1977).
Poemas de la consumación, B., Plaza y Janés, 1968 (Premio de la Crítica).
Poesía surrealista. Antología, B., Barral, 1971.
Sonido de la guerra, Valencia, Hontanar, 1971.
Diálogos del conocimiento, B., Plaza y Janés, 1974.
Tres poemas seudónimos, Málaga, Col. Juan de Yepes, 1984.
Nuevos poemas varios, B., Plaza y Janés, 1987.
En gran noche. Últimos poemas, B., Seix Barral, 1991.
Álbum. Versos de juventud (con Dámaso Alonso y otros), B., Tusquets, 1993 (Edic. de Alejandro Duque Amusco y María-Jesús Velo).
Poesías completas, M., Visor/Comunidad de Madrid/Ayuntamiento de Málaga, 2001 (Edic. de Alejandro Duque Amusco).
Prosas completas, M., Visor/Comunidad de Madrid/Ayuntamiento de Málaga, 2002 (Edic. de Alejandro Duque Amusco).
Cartas a Jaime Siles (1969—1984), Málaga, Diputación Provincial de Málaga; Centro Cultural Generación del 27, 2006.

Публикации на русском языке
Стихи// Иностранная литература, 1979, № 5.
Стихи// Поэты — лауреаты Нобелевской премии. М.: Панорама, 1997, с.362-383
Стихи// Иностранная литература, 2003, № 5, с.140-143
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Алейксандре,_Висенте )
***


АЛЕЙКСАНДРЕ (Aleixandre) Висенте (1898-1984), испанский поэт. Сюрреалистические стихи, антифашистские стихи периода Гражданской войны (1936-39). Сборники ''Последнее рождение'' (1953), ''История сердца'' (1954), ''Внутренние диалоги'' (1974) - философская лирика. Мемуары (сборник ''Встречи'', 1958). Нобелевская премия (1977). * * * АЛЕЙКСАНДРЕ (Aleixandre) Висенте (26 апреля 1898 г. - 14 декабря 1984 г.). Нобелевская премия по литературе, 1977 г. Испанский поэт Висенте Алейксандре-и-Мерло родился в Севилье в семье Сирило Алейксандре Баллестера, инженера-строителя Андалусской железной дороги, и Эльвиры Мерло Гарсия де Прунеда, дочери местного военного суперинтенданта. А. был старшим ребенком в семье: его старшая сестра умерла в раннем возрасте, а младшая, Кончита, родилась в 1899 г. Когда Висенте был еще совсем маленьким мальчиком, его отца перевели в Малагу, где А. рос на живописном, залитом солнцем средиземноморском побережье, образы которого запечатлелись в его поэзии. Посещая местную начальную школу, он познакомился со сказками Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм. После того как семья в 1909 г. переехала в Мадрид, А. поступил в ''Колехио Терезиано'', светское учебное заведение, которое он окончил в 1913 г. со степенью bachillerato, соответствующей диплому об окончании высшего учебного заведения. Будучи студентом, А. по совету своего деда по материнской линии целыми днями просиживал в библиотеке, где познакомился с творчеством Конан Дойля и Достоевского, с ''Илиадой'' Гомера и пьесами Фридриха Шиллера. В Мадридском университете, куда А. поступил в 1914 г., он изучал право и посещал семинары по испанской литературе. Во время летних каникул в провинции Авила (1917) А. встретился с Дамасо Алонсо (впоследствии президентом Королевской академии наук Испании), который познакомил его с творчеством никарагуанского поэта-модерниста Рубена Дарио, чем и пробудил в нем интерес к поэзии. После окончания университета и получения дипломов юриста и экономиста А. становится ассистент-профессором в Мадридской школе торгового предпринимательства. Спустя два года он устраивается на работу в управлении Андалусской железной дороги и пишет статьи по проблемам экономики железнодорожного дела. Все это время А. сочиняет стихи, однако на протяжении нескольких лет никому их не показывает. В 1922 г. поэт заболевает инфекционным артритом, одним из многочисленных заболеваний, сделавших его полуинвалидом на всю оставшуюся жизнь. После тою как у него обнаружили туберкулез почек, он в 1925 г. оставил службу в железнодорожной компании и поселился в доме своего отца неподалеку от Мадрида, где на протяжении двух последующих лет целиком посвятил себя литературной деятельности. За это время им были написаны стихи, опубликованные в 1928 г. в сборнике ''Округа'' (''Ambito''). В них нашли свое отражение его интимные переживания, а также страх смерти, охвативший его во время болезни. Написанные в традиционной балладной форме, стихи отличаются повышенной чувственностью. Узнав, что А. пишет, друзья посоветовали ему показать свои литературные опыты в журнале ''Ревиста де Оксиденте'' (''Revista de Occidente''), где и были впервые напечатаны его стихи (1926). В мае 1927 г. А. с семьей переезжает в северное предместье Мадрида на небольшую виллу, где и проводит всю свою жизнь. В том же 1927 г. отмечалась трехсотлетняя годовщина со дня смерти великого испанского поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе. Группа молодых писателей-сюрреалистов, в число которых вошли А., Хорхе Гильен, Дамасо Алонсо, Рафаэль Альберти, Луис Сернуда, Федерико Гарсиа Лорка и другие, объявили себя последователями Гонгоры и стали называться ''поколение 1927 г.''. К этому времени и относится появление ''Округи''. А. начинает читать работы Зигмунда Фрейда, которые использует для истолкования испытанных им во время болезни патологических видений. Влияние сюрреализма и фрейдизма прослеживается в ''Страсти земли'' (''Pasion de la tierra''), где балладная форма уступает место ритмической прозе и белому стиху, состоящим на первый взгляд из бессвязных образов. Создание ''Страсти земли'' относится к 1928...1929 гг., однако это произведение было опубликовано лишь в 1935 г. Тем временем А. написал ''Шпаги точно губы'' (''Espadas como labios.'' 1932), а также сборник эротических стихов ''Разрушение или любовь'' (''La destruccion о elamor'', 1933). За последнюю книгу, которую многие считают его лучшим произведением, он получил в 1933 г. Национальную премию по литературе. Когда в 1936 г. в Испании разразилась гражданская война, для многих из ''поколения 1927 г.'' наступили тяжелые времена. Большинство членов группы покинули страну; Гарсиа Лорка был казнен франкистами. Из-за болезни А. вынужден был остаться в Испании, хотя его дом, находившийся вблизи района боевых действий под Мадридом, в конце войны был уничтожен. Правда, после смерти отца в 1940 г. А. с сестрой удалось дом восстановить. Хотя в это время творчество поэта было запрещено, А. продолжал свою литературную деятельность. ''В первые послевоенные годы моя литературная судьба была не из легких'', - вспоминал он впоследствии. ''Мир единый'' (''Mundo a solas''), написанный накануне гражданской войны, но опубликованный лишь в 1950 г., послужил своего рода прелюдией для ''Тени рая'' (''Sombra del paraiso'', 1944) - поэтической утопии о царстве счастья и красоты, созерцаемом человеком, который стоит на пороге смерти. ''История сердца'' (''Historia del corazon'', 1954) знаменует собой переход от пессимизма, характерного для раннего творчества поэта, к утверждению гуманизма и духовности. Как выразился переводчик поэта Льюис Хайд, А. ''является одним из немногих поэтов-пессимистов, которые смогли перебороть себя и обрести нечто большее, чем мрак''. Последующие сборники стихов А. включают в себя ''Во власти суеты'' (''En un vasto dominio'', 1962), ''Стихи о конце'' (''Poemas de la consumacion'', 1968) и ''Диалоги о познании'' (''Dialogos del conocimiento'', 1974). В 1958 г. поэт выпускает ''Встречи'' (''Los Encuentros''), книгу мемуаров, где с большой любовью пишет о своих собратьях по перу. В 1977 г. А. получает Нобелевскую премию по литературе ''за выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами''. ''Он никогда не подчинялся режиму Франко, - сказал при вручении премии Карл Рагнар Гиров, представитель Шведской академии, - он шел своим собственным путем; его творчество изящно и хрупко, но несокрушимо, оно - неиссякаемый источник духовной жизни Испании''. Из-за болезни А. не смог лично присутствовать на церемонии вручения премии и был представлен своим другом Хусто Хорхе Падроном, молодым испанским поэтом и переводчиком произведений А. на шведский язык. Вскоре после вручения Нобелевской премии король Испании Хуан Карлос нанес А. визит и наградил его Большим крестом ордена Карла III. Прожив всю жизнь холостяком, А. умер в Мадриде 14 декабря 1984 г. в возрасте 86 лет. Несмотря на то что далеко не все произведения А. переводились на английский язык, его творчество получило положительный отклик и за пределами Испании. ''Это был поэт огромной интеллектуальной силы, духовной глубины и мужества, - писал Льюис Хайд, - он опускался в самые потаенные глубины души, откуда черпал, на радость всем нам. живую жизнь''.
(Источник - Большой Энциклопедический словарь; http://slovorus.ru/index.p....%281898 )
***

Алейксандре-и-Мерло, Висенте
род. 26 апреля 1898 г., Севилья, Андалусия -
ум. 14 декабря 1984 г., Мадрид
Нобелевская премия по литературе, 1977 г.


Испанский поэт Висенте Алейксандре-и-Мерло родился в Севилье в семье Сирило Алейксандре Баллестера, инженеpa-строителя Андалусской железной дороги, и Эльвиры Мерло Гарсия де Прунеда, дочери местного военного суперинтенданта. Алейксандре был старшим ребенком в семье: его старшая сестра умерла в раннем возрасте, а младшая, Кончита, родилась в 1899 г. Когда Висенте был еще совсем маленьким мальчиком, его отца перевели в Малагу, где он рос на живописном, залитом солнцем средиземноморском побережье, образы которого запечатлелись в его поэзии. Посещая местную начальную школу, он познакомился со сказками Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм.
После того как семья в 1909 г. переехала в Мадрид, Алейксандре поступил в "Колехио Терезиано", светское учебное заведение, которое он окончил в 1913 г. со степенью bachillerato, соответствующей диплому об окончании высшего учебного заведения. Будучи студентом, Алейксандре по совету своего деда по материнской линии целыми днями просиживал в библиотеке, где познакомился с творчеством Конан Дойля и Достоевского, с "Илиадой" Гомера и пьесами Фридриха Шиллера.

В Мадридском университете, куда Алейксандре поступил в 1914 г., он изучал право и посещал семинары по испанской литературе. Во время летних каникул в провинции Авила (1917) Алейксандре встретился с Дамасо Алонсо (впоследствии президентом Королевской академии наук Испании), который познакомил его с творчеством никарагуанского поэта-модерниста Рубена Дарио, чем и пробудил в нем интерес к поэзии.
После окончания университета и получения дипломов юриста и экономиста Алейксандре становится ассистент-профессором в Мадридской школе торгового предпринимательства. Спустя два года он устраивается на работу в управлении Андалусской железной дороги и пишет статьи по проблемам экономики железнодорожного дела. Все это время Алейксандре сочиняет стихи, однако на протяжении нескольких лет никому их не показывает.

В 1922 г. поэт заболевает инфекционным артритом, одним из многочисленных заболеваний, сделавших его полуинвалидом на всю оставшуюся жизнь. После того как у него обнаружили туберкулез почек, он в 1925 г. оставил службу в железнодорожной компании и поселился в доме своего отца неподалеку от Мадрида, где на протяжении двух последующих лет целиком посвятил себя литературной деятельности. За это время им были написаны стихи, опубликованные в 1928 г. в сборнике "Округа" ("Ámbito"). В них нашли свое отражение его интимные переживания, а также страх смерти, охвативший его во время болезни. Написанные в традиционной балладной форме, стихи отличаются повышенной чувственностью.
Узнав, что Алейксандре пишет, друзья посоветовали ему показать свои литературные опыты в журнале "Ревиста де Оксиденте" ("Revista de Occidente"), где и были впервые напечатаны его стихи (1926). В мае 1927 г. Алейксандре с семьей переезжает в северное предместье Мадрида на небольшую виллу, где и проводит всю свою жизнь.

В том же 1927 г. отмечалась трехсотлетняя годовщина со дня смерти великого испанского поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе. Группа молодых писателей-сюрреалистов, в число которых вошли Алейксандре, Хорхе Гильен, Дамасо Алонсо, Рафаэль Альберти, Луис Сернуда, Федерико Гарсиа Лорка и другие, объявили себя последователями Гонгоры и стали называться "поколение 1927 г.".
К этому времени и относится появление "Округи". Алейксандре начинает читать работы Зигмунда Фрейда, которые использует для истолкования испытанных им во время болезни патологических видений. Влияние сюрреализма и фрейдизма прослеживается в "Страсти земли" ("Раsión de la tierra"), где балладная форма уступает место ритмической прозе и белому стиху, состоящим на первый взгляд из бессвязных образов. Создание "Страсти земли" относится к 1928 -1929 гг., однако это произведение было опубликовано лишь в 1935 г. Тем временем Алейксандре написал "Шпаги точно губы" ("Espadas como labios," 1932), а также сборник эротических стихов "Разрушение или любовь" ("La destructión о el amor", 1933). За последнюю книгу, которую многие считают его лучшим произведением, он получил в 1933 г. Национальную премию по литературе.

Когда 17 июля 1936 г. в Испании разразилась гражданская война, для многих из "поколения 1927 г." наступили тяжелые времена. Большинство членов группы покинули страну; 20 августа 1936 г. в Гранаде был казнен франкистами Гарсиа Лорка. Из-за болезни Алейксандре вынужден был остаться в Испании, хотя его дом, находившийся вблизи района боевых действий под Мадридом, в конце войны, в марте 1939 г., был уничтожен. Правда, после смерти отца в 1940 г. Алейксандре с сестрой удалось дом восстановить. Хотя в это время творчество поэта было запрещено, Алейксандре продолжал свою литературную деятельность. "В первые послевоенные годы моя литературная судьба была не из легких", - вспоминал он впоследствии.
"Мир единый" ("Mundo a solas"), написанный накануне гражданской войны, но опубликованный лишь в 1950 г., послужил своего рода прелюдией для "Тени рая" ("Sombra del paraiso", 1944) - поэтической утопии о царстве счастья и красоты, созерцаемом человеком, который стоит на пороге смерти. В 1953 г. выходит сборник стихов "Последнее рождение", а "История сердца" ("Historia del corazón", 1954) знаменует собой переход от пессимизма, характерного для раннего творчества поэта, к утверждению гуманизма и духовности. Как выразился переводчик поэта Льюис Хайд, Алейксандре "является одним из немногих поэтов-пессимистов, которые смогли перебороть себя и обрести нечто большее, чем мрак". Последующие сборники стихов Алейксандре включают в себя "Во власти суеты" ("En un vasto dominio", 1962), "Стихи о конце" ("Poemas de la consignatión", 1968) и "Диалоги о познании" ("Diálogos del conocimiento", 1974). В 1958 г. поэт выпускает "Встречи" ("Los Encuentros"), книгу мемуаров, где с большой любовью пишет о своих собратьях по перу.

В 1977 г. 79-летний Алейксандре получает Нобелевскую премию по литературе "за выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами". "Он никогда не подчинялся режиму Франко, - сказал при вручении премии Карл Рагнар Гиров, представитель Шведской академии, - он шел своим собственным путем; его творчество изящно и хрупко, но несокрушимо, оно - неиссякаемый источник духовной жизни Испании". Из-за болезни Алейксандре не смог лично присутствовать на церемонии вручения премии и был представлен своим другом Хусто Хорхе Падроном, молодым испанским поэтом и переводчиком произведений Алейксандре на шведский язык. Вскоре после вручения Нобелевской премии король Испании Хуан Карлос нанес Алейксандре визит и наградил его Большим крестом ордена Карла III.
Прожив всю жизнь холостяком, Алейксандре умер в Мадриде 14 декабря 1984 г. в возрасте 86 лет.
Несмотря на то что далеко не все произведения Алейксандре переводились на английский язык, его творчество получило положительный отклик и за пределами Испании. "Это был поэт огромной интеллектуальной силы, духовной глубины и мужества, - писал Льюис Хайд, - он опускался в самые потаенные глубины души, откуда черпал, на радость всем нам, живую жизнь".
(Источник - http://www.nobellaureate.ru/nobel_list/a/aleixandre_vicente )

Ранее опубликовано:
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
(Источник - http://n-t.ru/nl/lt/aleixandre.htm )

***


АЛЕЙКСАНДРЕ, ВИСЕНТЕ (Aleixandre, Vicente) (1898–1984), испанский поэт, представитель «поколения 27 года», одного из наиболее значительных явлений в испанской поэзии 20 в. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1977.

Родился 26 апреля 1898 в Севилье. В 1925 тяжелая болезнь вынудила его отказаться от какой-либо активной деятельности, и в дальнейшем Алейксандре вел уединенный образ жизни, целиком посвятив себя литературе. Первым его произведением стал сборник Мир вокруг (Ámbito, 1928). Наиболее ярко тенденция к нигилизму выразилась в книге Шпаги точно губы (Espadas como labios, 1932). Сборник Тень рая (Sombra del paraiso, 1944), вышедший непосредственно после Гражданской войны в Испании (1936–1939), отразил мир хаоса и иррационального. В дальнейшем Алейксандре все больше интересовали темы дружбы и духовной близости: сборники История сердца (Historia del corazón, 1954), В обширных владениях (En un vasto dominio, 1962); завершают цикл Поэмы свершения (Poemas de la consumació, 1968) и Диалоги познания (Diálogos del conocimiento, 1974), ставшие вершинными достижениями поэта.
Умер Алейксандре в Мадриде 13 декабря 1984.
(Источник - Энциклопедия Кругосвет; file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/Admin/Мои%20документы/Краткие%20биографии%20поэтов%20-%20Зарубежная%20поэзия.mht)
***

Испанский поэт Висенте Алейксандре-и-Мерло (Vicente Pablo Marcelino Cirilo Aleixandre y Merlo) родился 26 апреля 1898 г. в Севильи в семье инженера-строителя, но вырос в Малаге, пейзажи и жители которой были определяющими на протяжении всего его творческого пути. Недаром В. Алейксандре называл Малагу "городом-раем". Закончив "Колехио Терезиано" (уровень колледжа), где он усиленно занимался историей литературы, Алейксандре учился в Мадридском университете, где штудировал право и одновременно историю испанской литературы. Дамасо Алонсо, позже президент Академии наук Испании, познакомил его со стихами Рубена Дарио, что и подтолкнуло Алейксандре к поэтическому творчеству. Закончив университет по специальности юриста и экономиста, он сначала преподавал, а потом работал в управлении железных дорог, писал стихи, но никому их не показывал. После окончания государственной службы в 1925 г. больной Алейксандре (болезнь сделала его полуинвалидом на всю жизнь) полностью посвятил себя творчеству, а в 1928 г. выпустил книжку стихов "Округа". За год перед этим он переехал в предместья Мадрида, где и прожил всю жизнь. В 1927 г. сформировалась группа поэтов, которые объединились на трехсотлетнюю годовщину со дня смерти большого испанского поэта Луиса де Гонгори-и-Арготе. Доминирующим направлением их творчества был сюрреализм, а состав этого своеобразного "братства поэтов", которое называлось "поколением 27 года", представляли выдающиеся мастера. Это были Р. Альберте, X. Диего, П. Салинас, Ф. Г. Лорка, М. Эрнандес. И первая книга, как заметил в интервью автор, "созданная в атмосфере так называемой чистой поэзии", — созерцательности парнасского плана и пантеистического мироощущения. Но, подчеркивал В. Алейксандре, в следующей книге "Страсть земли" (1935) он "отправился на поиски поэзии, которая, будто удар ножом, врезалась в окровавленную человеческую суть". В этих произведениях доминирует иррациональное и подсознательное. Книга написана намного раньше, перед ней вышли еще две — "Шпаги точно губы" (1932) и "Разрушение или любовь" (1933, Национальная премия, 1933), где сильным был эротический элемент.
Прикованный болезнью к кровати, В. Алейксандре несколько лет войны был под запретом печати, глубоко переживал все, что делалось в его стране. Потрясением для него стали убийства Ф. Г. Лорки и М. Эрнандеса.

Антифранкистской можно назвать книжку "Тень рая" (1944). И все же в 1949 г. В.Алейксандре был избран в Испанскую Королевскую академию. Сборники поэзий "Мир единый" (1950), "Последнее рождение" (1953) и "История сердца" (1954) знаменовали собой поворот в творчестве поэта от пессимизма, "созерцания Мироздания" к сущностным проблемам самого Человека, его связей с окружающим сообществом. И сам поэт считал "Историю сердца" своей главнейшей книгой, где он ближе всего подошел к раскрытию людской сущности.
"Тема в большинстве моих сборников была — пусть не кажется вам это высокопарным — Творение, вся природа, а человек был связан с Творением неотделимо, как элемент этого Космоса, который из него не выделяется". Позже человек стал непосредственным протагонистом произведений, а природа — фоном, на котором разыгрывается история ее жизни, от начала и до конца... Поэзия начинается и заканчивается человеком, хотя от космоса и до космоса приходится осветить всю Вселенную. Вообще, по утверждению Алейксандре, человека нужно рассматривать в космическом масштабе: он грандиозен, будто планета, на которую ступил. "Найдя точку, — писал Алейксандре, — из которой человек и мир кажутся равновеликими, и положив одно на другое, ощущать, что сквозь живую материю пульсирует безжизненное, и наоборот — все это проходит сквозь человека!" Так и совершается "единая материя" — философская поэзия, пронизанная духом и светом, в ней — мечта о свободной, гармонический человека, бессмертный в человечестве и природе. Как видим, принципиальные постулаты были в Алейксандре просто максималистические, но своим творчеством он подтвердил их.

Уже известный за пределами Испании, В. Алейксандре с каждой новой книжкой — "Во власти суеты" (1962), "Стихе о конце" (1968), "Диалоги о познании" (1974) — приобретал все большего признания в мире. Особенно проникновенными и душевными были стихи о старости — доминирующая тема последних сборников. "О старости я писал из жизненной потребности выразить то, что ощущал, стоя на краю конечной бездны, за которой — уничтожение... Моя песня вышла трагической. Старость — вечный антипод молодости, однако я, в противоположность моему возрасту, воспел молодость как единственную в мире реальность", — говорил В. Алейксандре в одном из интервью. Значительной огласки в мире приобрела написанная с глубокой задушевностью книга мемуаров "Встречи", где Алейксандре представил портреты лучших мастеров своего поколения.

Нобелевскую премию 1977 г. В. Алейксандре присудили "за выдающееся поэтическое творчество, которое отображает место человека в космосе, в современном обществе и вместе с тем является свидетельством возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами". Больной В. Алейксандре не был на церемонии награждения. Медаль и диплом премии для передачи поэту получил его переводчик на шведский язык. Сам поэт очень сетовал, что не выступил с лекцией и не сказал доброго слова о своих друзьях, об "поколении 27 года". И в его жизни произошло событие, которое удостоверило отношение к поэту на родине, — к больному писателю домой приехал король Испании Хуан Карлос и наградил его Большим крестом.
"Вечный холостяк", В. Алейксандре умер 14 декабря 1984 г. в Мадриде.

БИБЛИОГРАФИЯ
"Округа" (1928)
"Страсть земли" (1928-1929)
"Шпаги точно губы" (1932)
"Разрушение или любовь" (1933)
"Тень рая" (1944)
"Мир единый" (1950)
"История сердца" (1954)
"Встречи" (1958)
"Во власти суеты" (1962)
"Стихи о конце" (1968)
"Диалоги о познании" (1974)
(Источник - Нобелевские лауреаты по литературе; http://noblit.org.ru/page.php?id=74 )
***
Прикрепления: 2996050.jpg(14.2 Kb) · 0134361.jpg(15.8 Kb) · 5353344.jpg(23.3 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Сюрреализм (ХХв) » Висенте Алейксандре - испанский поэт и эссеист (Один из основателей испанского серрюализма в поэзии)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: