• Страница 1 из 1
  • 1
Дорис Мей Лессинг - английская писательница,критик,публицист
NikolayДата: Вторник, 07 Июн 2011, 20:20 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


ЛЕССИНГ ДОРИС МЕЙ
(урожденная Дорис Мей Тейлер)
(Родилась 22 октября 1919 года, Керманшах, Персия)


— знаменитая современная английская писательница-фантаст, драматург, литературный критик и публицист, лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года «за исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин». Лессинг придерживается идей феминизма.

Автор 5 романов из серии «Канопус в Аргосе» (1979 — 1982), содержащих различную трактовку философской проблематики пассивного участия слабого человечества в борьбе могущественных цивилизаций. При положительном отзыве Брайана Олдисса серия была раскритикована за использование концепции богов-пришельцев. С 1965 года регулярно выходят монографии о творчестве Лессинг.

Дорис Мэй Тейлор родилась 22 октября 1919 года в Персии, в городе Керманшах (современный Бахтаран, Иран). Её отец был офицером, а мать медсестрой. Родители Дорис познакомились в госпитале, где капитан Альфред Тайлер (англ. Captain Alfred Tayler) проходил лечение после ампутации ноги, ранения, полученного им в ходе Первой мировой войны. В 1925 году, когда Дорис было 6 лет, её семья перебралась в Южную Родезию (сейчас — Зимбабве), бывшую тогда английской колонией.
Сама Лессинг описывала[источник не указан 380 дней] годы, проведённые в африканской глуши, как кошмар, в котором лишь иногда было немного удовольствия. По словам романистки, несчастливое детство было одной из причин того, что она стала писать, рассказывая об отношениях колонизаторов с чёрными африканцами и пропасти, лежащей между двумя культурами. Её мать с энтузиазмом пыталась внедрить традиции эдвардианского уклада жизни среди местного населения.
Дорис получила образование в католической школе, а затем в школе для девочек в столице Солсбери (ныне Хараре), которую она так и не окончила. Никакого формального образования в дальнейшем она не получила. В юности сменила несколько профессий, в том числе работала сиделкой, телефонным оператором, журналистом.
Дорис была замужем дважды. В первый раз она вышла замуж в 1939 году за Франка Чарльза Висдома, которому родила двоих детей: дочь Джин (англ. Jean Wisdom) и сына Джона (англ. John Wisdom). Однако в 1943 году она развелась с мужем, оставив ему детей. В 1945 году она вновь вышла замуж. Вторым мужем Дорис стал немецкий эмигрант Готтфридом Лессинг (англ. Gottfried Lessing). У Лессингов родился сын Питер (англ. Peter Lessing). Брак закончился разводом в 1949 году. Дорис забрала сына Питера и покинула Африку. Новый этап свой жизни она начала в Лондоне.
В 1950-х и 1960-х годах Дорис Лессинг примкнула к британской компартии и стала активисткой антиядерного движения. Ей было отказано в праве въезда в ЮАР и в Родезию за критику апартеида.

Карьера
Литературное творчество Дорис Лессинг можно условно поделить на три чётко выраженных периода: коммунистическая тематика (с 1949 по 1956 годы), когда она писала на острые социальные темы; психологическая тематика (1956 - 1969 годы); ещё одним этапом был суфизм, который выразился во многих её научно-фантастических произведениях из серии «Канопус».
Дебютный роман Лессинг, «Трава поёт» (англ. The Grass is Singing), был опубликован в 1949 году. Между 1952 и 1969 годом опубликовала полуавтобиографическую серию «The Children of Violence» (Дети насилия), состоящей из пяти романов: «Марта Квест» (1952), Подходящий брак (1954), Зыбь после шторма (1958), Окружённый сушей (1966), Город о четырёх вратах (1969).
В 1962 году был опубликован роман «Золотая тетрадь» (англ. The Golden Notebook), считающийся классикой феминистской литературы.
«Инструкция к спуску в ад» (1971) и «Лето перед закатом» (1973) — одни из первых произведений писательницы, написанных в жанре научной фантастики.
В период с 1979 по 1983 годы Лессинг опубликовала серию фантастических романов «The Canopus in Argos: Archives Series» («Канопус в Аргосе»), в которых она выстраивает утопический мир будущего, поделённый на шесть основных зон, и заселённый архетипами мужчин и женщин. Описываемые зоны представляют собой определённые «уровни бытия»: «Шикаста» (1979), «Браки между зонами три, четыре, пять» (1980), «Эксперименты на Сириусе» (1981), «Создание комитета представителей для планеты восемь» (1982), по мотивам последнего в 1988 композитором Филипом Глассом была написана опера. Заключительный роман цикла «Документы, имеющие отношение к сентиментальным агентам в империи Волиен» вышел в 1983.
В 1985 году Лессинг опубликовала сатирический роман «Добрый террорист» (англ. The Good Terrorist) о группе лондонских революционеров. Роман был благосклонно принят критиками. В 1988 году вышла знаменательная для Дорис Лессинг книга «Пятый ребенок» (англ. The Fifth Child). Она признана наивысшим достижением писательницы в позднем периоде её творчества. Роман рассказывает о мальчике-уроде, находящемся на самом примитивном уровне развития. В 1990-х она издала две автобиографические книги «В моей шкуре» (англ. Under My Skin) и «Идти в тени» (англ. Walking in the Shade). В 1996, после восьмилетнего перерыва, вышел роман «И снова любовь». В 1999 — футурологический роман «Мара и Дэн». Роман «Бен, брошенный», продолжение «Пятого ребенка», был опубликован в 2000 году.
Два романа Дорис Лессинг опубликовала под псевдонимом Джейн Сомерс: «Дневник хорошей соседки» (1983) и «Если бы старость могла…» (1984).

Признание и награды
В июне 1995 Лессинг была удостоена степени доктора Гарвардского университета. В том же году посетила Южную Африку, В декабре 1999 Дорис Лессинг вошла в последний в ушедшем тысячелетии список лиц, удостоенных Ордена кавалеров почета, которым награждаются люди, имеющие «особые заслуги перед нацией».
В январе 2000 в Национальной портретной галерее в Лондоне состоялось официальное открытие портрета Дорис Лессинг работы художника Леонарда Маккомба.
Испанская литературная премия принца Астурийского
Британская премия Сомерсета Моэма
Итальянская премия Гринцане Кавур
Германская Шекспировская премия Альфреда Тепфера.
Нобелевская премия по литературе

Библиография

Канопус в Аргосе
Запомнить: колонизованная планета 5, Шикаста (1979)
Поженившиеся между зонами 3, 4 и 5 (1980)
Сирианские эксперименты (1981)
Назначить посланца на планету 8 (1982)
Сентиментальные агенты в имперском Вольене (1982)

Сборники рассказов
Дорис Лессинг написала множество рассказов.
«Это была страна старого вождя» (1951)
«Привычка любить» (1958)
«Мужчина и две женщины» (1963)
«Африканские истории» (1964)
«Искушения Джека Оркни» (1972)
В 1978 вышел том рассказов, включивший всю её «малую прозу», кроме рассказов, действие которых происходит в Африке. Еще один сборник,
«Настоящее» (1992)

Пьесы
«Мистер Доллинджер» (1958)
«Каждому — своя собственная пустыня» (1958)
«Правда о Билли Ньютоне» (1961)
«Игра с тигром» (1962)

В 1997 результатом нового сотрудничества с композитором Ф. Глассом явилась опера «Браки между зонами три, четыре, пять», премьера которой состоялась в Германии.

Публицистика
«Прежде всего кошки» (1967, переработанное издание Прежде всего кошки и Руфус, 1991)
«Идя домой» (1957)
«В поисках английского» (1960).

Публикации на русском языке
Лессинг Д. Муравейник: Повесть. / Пер. с англ. С. Терехиной и И. Маненок. — М.: Правда, 1956. — 64 с. — 150 тыс. экз.
Лессинг Д. Марта Квест. / Пер. с англ. Т. А. Кудрявцевой. — М.: ИИЛ, 1957. — 341 с.
Лессинг Д. Повести. (Муравейник. Джордж «Леопард». Эльдорадо. Голод). — М.: ИИЛ, 1958. — 301 с.
Лессинг Д. Колдовство не продаётся. Саранча // сб. "Английская новелла" — Л.: Лениздат, 1961
Лессинг Д. Повесть о двух собаках // сб. "Жажда человечности": Рассказы. — М.: "Молодая гвардия", 1978
Лессинг Д. Лето перед закатом. — М.: АРТ, 1992. — 376 с. — 100 тыс. экз.
Лессинг Д. Пятый ребенок. Бен среди людей. (Bella Donna) — М.: Эксмо, 2006. — 350 с.
Лессинг Д. Шикаста. — СПб.: Амфора, 2008.
Лессинг Д. Браки между Зонами Три, Четыре и Пять... — СПб.: Амфора, 2008.
Лессинг Д. Сириус экспериментирует. — СПб.: Амфора, 2008.
Лессинг Д. Создание Представителя для Планеты Восемь. — СПб.: Амфора, 2008.
Лессинг Д. Сентиментальные агенты в империи Волиен. — СПб.: Амфора, 2008.
Лессинг Д. Маара и Данн. — СПб.: Амфора, 2008.
Лессинг Д. Повесть о генерале Данне, дочери Маары, Гриоте и снежном псе. — СПб.: Амфора, 2008.
Лессинг Д. Трава поёт. — СПб.: Амфора, 2008.
Лессинг Д. Воспоминания выжившей:[роман]/пер.с англ. Ю.Балаяна.. — СПб.: Амфора, 2008. — 271 с.
Лессинг Д. Расщелина: [роман] /пер. с англ. Ю. Балаяна. — СПб.: Амфора, 2008. — 285 с.
Лессинг Д. Любовь, опять любовь: [роман] /пер. с англ. Ю. Балаяна. — СПб.: Амфора, 2008. — 357 с.
Лессинг Д. Великие мечты — СПб.: Амфора, 2009.
Лессинг Д. Золотая тетрадь. — СПб.: Амфора, 2009.
Лессинг Д. Кошки. — СПб.: Амфора, 2009.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Лессинг,_Дорис)
***

Дорис М.Л. Апрель, 1956 года

Знаменитая Дорис

Дорис Лессинг (1919 г.) Лауреат Нобелевской премии по литературе-2007. Дочь английского офицера, она родилась в Иране, а детство и молодость провела в Зимбабве, училась в католической школе, которую так и не окончила. С юности она начала работать. Нянчила детей и ухаживала за стариками, затем непродолжительное время работала телефонисткой и попробовала себя в роли журналистки. До 30 лет она успела дважды побывать замужем, родить троих детей и развестись. В 1949 году Лессинг покидает Африку и перебирается в Лондон, решая стать писательницей.

В 1950 вышел первый роман Лессинг «Трава поет», который был встречен «на ура». Вскоре началась работа Лессинг над задуманной серией «Дети насилия», состоящей из пяти романов: «Марта Квест» (1952), «Подходящий брак» (1954), «Зыбь после шторма» (1958), «Окруженный сушей» (1966), «Город о четырех вратах» (1969). Примером творчества «настоящей Лессинг», который сегодня многие склонны именовать шедевром, стал роман «Золотой дневник» (1962). Хотя роман часто называют классикой феминистской литературы, сама Лессинг настаивает на том, что это лишь одна его сторона, что по сути его главная тема – права личности в обществе, а вовсе не роль женщин в нем.

«Инструкция к спуску в ад» (1971) и «Лето перед закатом» (1973) – романы, погружающие читателя в глубины расстроенной психики и безумия. Цикл «Канопус в Аргосе: Архивы» представляет собой целую серию визионерски-аллегорических романов о будущем, в котором персонажи – архетипы мужчин и женщин – взаимодействуют в космическом пространстве, состоящем из шести зон, иначе называемых «уровнями бытия»: «Шикаста» (1979), «Браки между зонами три, четыре, пять» (1980), «Эксперименты на Сириусе» (1981), «Создание комитета представителей для планеты восемь» (1982), по мотивам последнего в 1988 композитором Филипом Глассом была написана опера. Заключительный роман цикла «Документы, имеющие отношение к сентиментальным агентам в империи Волиен» (1983).
В 1996 вышел роман «И снова любовь». В 1999 – футурологический роман «Мара и Данн», в 2006 году – роман «Мара и Данн-2».

Действие романа «Маара и Данн» происходит в далеком будущем в Африке, в момент ужасных катаклизмов — на Северное полушарие вновь надвигается ледниковый период, а в Южном все живое гибнет от небывалой засухи. Увлекательный рассказ о приключениях брата и сестры, которые, пройдя через множество испытаний, сумели сохранить в своих сердцах любовь к жизни и к окружающим их людям.
(Источник - http://feministki.livejournal.com/714756.html)
***

Дорис Мей. 1959 год

Биографический очерк

Дорис Лессинг была рождена, как Дорис Мей Тейлер в Персии (теперь Иран) 22 октября 1919 года. Оба из ее родителей были британцами: ее отец, который получил ранения в Первой мировой войне, был клерком в Имперском Банке Персии; ее мать была медсестрой. В 1925 году, соблазняемые обещанием обогащения через сельское хозяйство, а в частности выращивание кукурузы, семья переехала в британскую колонию в Южной Родезии (теперь Зимбабве). Мать Дорис приспособилась к грубой жизни в поселении, энергично пытаясь воспроизвести то, что было в ее понимании, цивилизованной, эдвардианской жизнью среди «дикарей»; но ее отец не смог там жить, и тысяча акров с кустарника, который он купил, не привел к получению обещанного богатства.
Лессинг описала свое детство как неравное соединение небольшого количества удовольствия и большого количества боли. Естественный мир, который она исследовала со своим братом, Гарри, был одним отступлением от несчастного существования. Ее мать, поглощенная воспитанием надлежащей дочери, провела в жизнь твердую систему правил и гигиены дома, затем зарегистрировала Дорис в школе женского монастыря, где монахини пугали своими обвинениями, историями про ад и проклятиями. Лессинг позже послали в среднюю школу для девочек в столице Солсбери, из которой она вскоре была исключена. Ей было тринадцать лет; и это был конец ее систематического образования.
Но как другие женщины писательницы из Южной Африки, которые не закончили среднюю школу (такие как Олив Шрейнер и Надин Гордимер), Лессинг превратила себя в самообразованного интеллигента. Она недавно прокомментировала, что несчастное детство, кажется, производит авторов беллетристики. Пакеты книг, заказанных из Лондона, накормили ее воображение, вынимая потусторонние миры, чтобы убежать в детство. Ранние книги для чтения Лессинг включали Диккенса, Скотта, Стивенсона, Киплинг; позже она обнаружила для себя Лоренса, Стендаля, Толстого, Достоевского. Сказки на ночь также стали основой ее юности: ее мать рассказывала их детям, и сама Дорис держала своего младшего брата активным, рассказывая ему рассказы. Первые годы Дорис были также проведены, поглощая горькие воспоминания ее отца о Первой мировой войне, принимая их как своего рода «яд».
Лессинг оставила дом своей матери, когда ей было пятнадцать лет, и устроилась на работу няней. Ее работодатель дал ее книги по политике и социологии, чтобы она их прочла, в то время как его шурин приходил ночью в ее кровать. В течение этого времени она написала свои знаменитые слова: «в лихорадке эротической тоски». Она также писала истории, и продавала их в два журнала в Южной Африке.
В 1937 году она переехала в Солсбери, где она работала как телефонист в течение года. В девятнадцать, она вышла замуж за Франка Висдома, и имела двух детей. Несколько лет спустя, чувствуя себя пойманным в ловушку, которой она боялась, и которая могла бы разрушит ее, она оставила свою семью в Солсбери. Вскоре она была привлечена аналогично мыслящим членом Тайного Клуба книголюбов, в группе Коммунистов. Готтврид Лессинг был центральным членом группы; вскоре после того, как она присоединилась, они поженились, и у них родился сын.
В течение послевоенных лет Лессинг стала все более и более разочарованной Коммунистическим движением, которое она оставила в целом в 1954 году. К 1949 году, Лессинг переехала в Лондон со своим молодым сыном. В том году, она также издала свой первый роман, Трава поет, и начала свою карьеру профессиональной писательницы. Романы Лессинг являются очень автобиографическими, большая часть событий, описываемых в романах, происходят в Африке. Ее набор историй и новелл в Африке, изданной в течение пятидесятых и в начале шестидесятых годов, порицает лишение права собственности черных африканцев белыми колонистами, и выставляет бесплодие белой культуры в южной Африке. В 1956 году, в ответ на храбрую откровенность Лессинг, она была объявлена персоной нон-грата и в Южной Родезии и в Южной Африке. За эти годы, Лессинг попыталась выразить то, чем она восхищается в романах девятнадцатого столетия – их «климат этического суждения» – к требованиям идей двадцатого столетия о сознании и времени. После написания ряда произведений Дети Насилия (1951-1959 гг.), рассказывает о росте в сознании ее героини, Марты Квест.
В июне 1995 года она получила Почетную ученую степень от Университета Гарварда. Также в 1995 году, она посетила Южную Африку, чтобы увидеть свою дочь и внуков, и рекламировать свою автобиографию. Это было ее первое посещение своей родины, начиная с того, как ее насильственно выселили в 1956 году за ее политические взгляды. Как ни странно, она приветствовалась в этом раз как писатель теми людьми, которые ее высылали 40 лет назад.
В 2001 году она была награждена Премией Принца Астурийского за ее вклад в Литературу. Она также получила Литературную премию британцев им. Дэвида Коэна. В 2007 году она была награждена Нобелевской премией по Литературе.
(Источник – Современные писатели; http://www.bookstoday.ru/sovremennye-pisateli-i-ix-proizvedeniya/doriss-mej-lessing/doris-mej-lessing/)
***

Дорис. Конец 1950 – х годов

Британская писательница Дорис Лессинг (урожденная Дорис Мэй Тейлер) родилась 22 октября 1919 года в городе Керманшахе в Персии (ныне - Иран). Со временем ее отец, отставной офицер британской армии и ветеран Первой мировой войны, работавший в Имперском банке, купил ферму в Южной Родезии (ныне - Зимбабве), куда семья переехала в 1925 году. Дорис училась в доминиканской школе, затем в католической школе для девочек в Солсбери, которую так и не окончила, решив в пятнадцать лет начать самостоятельную жизнь. Устроившись работать сиделкой, она занималась самообразованием, читая политическую литературу и труды по социологии, тогда же начала писать свои первые рассказы. В дальнейшем Лессинг работала телефонисткой в Солсбери, успела дважды побывать замужем, родить троих детей и поучаствовать в деятельности местного отделения Книжного клуба левых, объединявшего людей с социал-демократическими, лейбористскими и коммунистическими взглядами. В 1949 году, вместе с сыном от второго брака, она переехала в Лондон, где вскоре вышел ее первый роман "Трава поет", изображавший жизнь обитателей колониальной Родезии в условиях апартеида. В 1952 году писательница начала серию "Дети насилия". Во многом автобиографичная, навеянная годами, проведенными в Южной Африке, проза Лессинг повествовала о столкновении двух культур, расовом неравенстве, обретении индивидуальности, приводящем к конфликту с обществом. Активная гражданская позиция Лессинг, ее неприятие и открытая критика апартеида, послужили причиной запрета на въезд в ЮАР и Южную Родезию в 1956 году. Будучи прежде активным членом Британской коммунистической партии и участником антивоенного движения, в середине пятидесятых годов писательница, разочаровавшись в идеалах коммунизма, практически оставила партию. В 1962 году Лессинг опубликовала роман "Золотой дневник", ставший одним из самых известных ее произведений. Хотя сама писательница утверждала, что основная тема романа - роль личности в обществе, "Золотой дневник" и по сей день считается классикой феминистской литературы. Не меньшую известность ей принесли сборники рассказов. Она также несколько раз выступала как драматург с пьесами, которые шли в британских театрах. Несмотря на то, что она была включена в королевские наградные списки, Лессинг отказалась принять высокое звание дамы-кавалера Британской империи, объясняя это тем, что Британской империи не существует. Тем не менее, в 1999 году она стала кавалером Ордена почета, которого удостаиваются люди, имеющие особые заслуги перед нацией. Она также является обладательницей многих литературных наград, в том числе испанской премии принца Астурийского, британской Сомерсета Моэма, итальянской Гринцане-Кавур, германской Шекспировской премии Альфреда Тепфера. В 2007 году Дорис Лессинг была удостоена Нобелевской премии по литературе, став таким образом первым нобелевским лауреатом, работавшим в жанре фантастики. Подводя итоги своей писательской карьеры, Лессинг отметила, что собрала полный "флэш-рояль" литературных премий.
(Источник - http://lady.webnice.ru/literature/?act=authors&v=5630)
***


Д. Лессинг. Интервью журналу «Шпигель»
[Газета «Культура», № 1–2, 2004]


Дорис Лессинг называют самой известной из ныне живущих англоязычных писателей и женщиной с самой необычной судьбой. Она родилась в Иране, выросла на маленькой ферме в Южной Родезии, в молодости присоединилась к коммунистам, а в тридцать лет с двенадцатилетним сыном переехала в Англию. Первая книга «Трава поет» прославила писательницу на весь мир. «Золотой дневник» Лессинг стал настольной книгой феминисток, а ее антиутопии входят в антологии современной фантастики. Сейчас писательница скептически относится к своему увлечению левым движением, живет в Англии и по-прежнему занимается работой. В конце 2003 года в Лондоне была опубликована ее новая книга — сборник рассказов «Бабушки».

— Госпожа Лессинг, вы взяли фамилию своего второго мужа, с которым разошлись более пятидесяти лет назад.
— Думаете, было бы лучше, если бы моя фамилия была Мудрость (Wisdom)? Это фамилия моего первого мужа. Ни один человек в здравом уме и твердой памяти ни за что не выберет себе такое имя, если он хочет быть писателем. Кроме того, у нас с Готтфридом был ребенок, поэтому мне не хотелось опять менять фамилию. И потом Лессинг — прекрасное имя. Оно связано с великой традицией.

- Вы имеете в виду немецкого писателя-романтика? Ваш муж был его родственником?
— Нет, Готтфрид Лессинг не имел к нему отношения. Он был коммунистом и эмигрировал от нацистов сначала в Англию, а потом в Южную Родезию. Там мы познакомились с ним в одной левой группе. Пережили роман, а в 1944-м поженились: иначе его могли интернировать как враждебно настроенного иностранца. В этом не было ничего романтического.

- С чем связаны ваши первые впечатления о Германии?
— С рассказами отца, который в Первую мировую войну боролся против немцев. Он был ранен, потерял ногу и пережил нервный срыв. Но он не испытывал к немцам никакой вражды. Во время Второй мировой войны я вышла замуж за немца. Поверьте, я очень тесно связана с Германией.

- Съездив в Восточный Берлин в начале 50-х годов, вы написали: «Это было одно из худших переживаний в моей жизни».
— Восточный Берлин был отвратительным. Все было ужасным, голым и серым. Кроме того, я хотела встретиться с Готтфридом…

- … который переселился в ГДР.
— Да, мне хотелось восстановить отношения между ним и нашим сыном. Но Готтфрид стал коммунистическим функционером и работал в Культурном союзе. Он не захотел меня видеть. Думал, что для него это опасно.

- Вы называли его «150-процентным коммунистом». Но потом пошли слухи, что он был шпионом КГБ.
— Да, так говорили сотрудники южноафриканской тайной полиции. Но никто не мог этого проверить.

— Вы выросли в Африке на маленькой заброшенной ферме. Кто или что повлияло на вас и ваше литературное творчество?
— Я проводила большую часть времени в одиночестве. Часами бродила с охотничьим ружьем по дикой местности. И никогда ничего не боялась, кроме змей. Чудесное детство.

- Хемингуэй тоже любил охоту, но стрельба напрямую не связана с желанием писать. Или связана?
— Думаете, что все писатели должны быть мягкими и сладенькими? Там, где мы жили, каждый крестьянин охотился, чтобы добыть хоть какую-нибудь еду. Все дети стреляли — правда, должна сказать, что я была единственной девушкой в нашем районе, которая ходила на охоту. Но у меня была не только охота. У меня были ящики, наполненные книгами. Вот и все воспитание.

- Когда вам стало ясно, что вы хотите писать?
— Недавно одна школьная подруга рассказала мне, что, когда мы одиннадцатилетними девочками сидели в общей спальне интерната, я объявила, что хотела бы стать писательницей. Я этого не помню, знаю только, что в молодости все время писала. Знаете, я написала два романа таким почерком, что позже не смогла их расшифровать. Так глупо! Но в любом случае, они не были хорошими.

- Эти рукописи существуют до сих пор?
— Слава Богу, нет! Иначе кто-нибудь обязательно начал бы писать о них докторские диссертации.

- Американский писатель Том Вольф как-то сказал: «Писатели сочиняют романы и рассказы ради славы. Хорошо, когда есть деньги, но слава приятнее».
— Мне пришлось писать ради денег, я совершенно не думала о славе. Если Вольф это сказал, очевидно, у него были деньги.

- Правда ли, что в 1949 году, когда вы приехали в Лондон с двенадцатилетним сыном, вы нуждались так, что вам пришлось жить в одной квартире с проститутками?
— Да. Одна из этих женщин ненавидела секс и случайно стала проституткой. Ее содержали четверо мужчин, она прекрасно одевалась и предлагала мне завести пару джентльменов. «Это так просто,— говорила она.— И ты сможешь прекратить писать и забыть о своих заботах». А я пыталась ей объяснить, что совсем этого не хочу.

- Ваш первый роман «Трава поет» был опубликован в 1950 году и стал настоящим прорывом, но прошли годы, прежде чем вы нашли свою дорогу и пролили немало слез из-за того, что вам было не на что даже купить еду.
— Знаете, один мужчина, спросивший меня, почему я плачу, сказал: «На следующей неделе у вас снова будут деньги». Я подумала: «Он прав» — и перестала плакать. Через десять лет я получала зарплату среднего рабочего. Потом появился банковский счет, агенты, и все стали меня теребить: покупайте себе дом. Мне не хотелось быть домовладелицей, но я испытывала такое давление… Теперь сижу в своем доме и вынуждена заботиться о том, чтобы вовремя пришел электрик. В частной собственности нет ничего хорошего.

- Вы считаетесь самой известной среди ныне живущих англоязычных писателей, что значит для вас эта слава?
— Обычно я живу своей жизнью, и никто не обращает на меня внимания. Но если я рекламирую книги, я внезапно становлюсь известной и веду себя соответственно.

- Как ведут себя известные люди?
— Неестественно хорошо.

- Вас хотели наградить званием «Дама Британской империи». Почему вы отказались?
— Я провела свою молодость в борьбе против Британской империи, и было бы просто отвратительно, если бы я вдруг стала говорить: «О, спасибо за то, что вы решили меня наградить». И потом, словосочетание «Дама Британской империи» смешно звучит.

- Совсем молодой женщиной вы присоединились к коммунистам в Южной Родезии. Как-то вы говорили, что «красные» были единственными людьми, книги которых вы читали.
— Знаете, они прочли те же книги, что и я, например русских классиков. И прежде всего они были уверены, так же, как я, что расистское общество не может долго существовать. Эти люди помогли мне освободиться.

- Сейчас говорят, что Джонни в «Сладком сне» — это карикатура на мужчину, одержимого идеей революции.
— Но таких людей было полно. Прочитав эту книгу, бывшие товарищи писали мне: «Да, такими мы и были на самом деле».

- Но все же они хотели улучшить мир…
— Нацисты тоже были идеалистами. После того, как в 50-е годы стало известно, что действительно происходило в Советском Союзе и в Восточной Европе, Британская коммунистическая партия распалась.

- Что может спасти государство?
— Прагматизм. Сталин, Гитлер, Mao и прочие диктаторы убили миллионы людей для того, чтобы создать совершенное общество.

- В общем, никаких сладких мечтаний? Никакой утопии?
— Нет, никакой утопии.

- Но вы же были революционеркой. В 14 лет ушли из дома, бросили своего первого мужа, скучного чиновника, были матерью-одиночкой в Лондоне в 50-х годах.
— Это не идеализм, а прагматизм. Я должна была сделать это, чтобы себя спасти. В противном случае я стала бы алкоголичкой или покончила б жизнь самоубийством.

- Значит, ваши поступки не были борьбой против традиционной роли женщины?
— Я это так не воспринимала. Кроме того, я знала женщин, которые в 50-е годы ни от кого не зависели, так же, как я.

- Вы описали таких независимых женщин в своей книге «Золотой дневник», опубликованной в 1962-м. Она пользуется невероятным успехом и стала настоящей библией для феминисток.
— Вообще-то это не входило в мои намерения. Я описала свой опыт, то, как женщины думали и жили. Меня до сих пор поражает, что многие люди воспринимают это как попытку совершить революцию. Если я где-нибудь выступаю, бывает, что ко мне подходят три женщины из одной семьи — бабушка, мать и дочь — все они прочли «Золотой дневник».

- Но это прекрасно. Благодаря этой книге вы стали известны во всем мире.
— На меня поставили штемпель: феминистка, и это мне повредило. Я до сих пор встречаю мужчин, которые говорят, что они не стали бы читать моих книг, так как считают их частью феминистского движения. Я не феминистка. Я инстинктивно стараюсь избегать любых движений.

- Вторая часть вашей автобиографии заканчивается в 1962-м. Вы не стали ее продолжать, чтобы «не травмировать людей, которые еще живы». А если кто-то другой ее закончит?
— Они по обыкновению наделают ошибок. Я всегда говорю: «Не могли бы вы подождать, пока я умру?» В этом случае мое настроение не испортится.

- Ваша книга «Бабушки» 53-я по счету. Как вы пишете?
— Печатаю десятью пальцами на механической пишущей машинке. Иногда я показываю ее детям, она кажется им очень смешной.

- У вас нет желания успокоиться?
— Я писала в течение всей жизни. Почему я должна это прекратить? Жизнь — это очень тяжелая работа, ведь так? Меня волнует процесс создания того, что раньше не существовало. Я создаю истории из ничего. И наслаждаюсь тем, что рассказываю истории.
(По материалам журнала «Шпигель» текст подготовила Ольга Романцова.
Источник: газета «Культура» (№ 1–2, 2004).)
(Источник - http://noblit.ru/content/view/361/33/)

***
Прикрепления: 9696221.jpg (18.5 Kb) · 6720803.jpg (21.9 Kb) · 7541946.jpg (28.5 Kb) · 4192108.jpg (16.7 Kb) · 8600268.jpg (44.9 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: