[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Современная российская литература » Ваншенкин К.Я.- известный российский поэт,писатель,публицист (Наши современники)
Ваншенкин К.Я.- известный российский поэт,писатель,публицист
Nikolay Дата: Четверг, 28 Июл 2011, 20:44 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248


ВАНШЕНКИН КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ
(Родился 17 декабря 1925, Москва)


— знаменитый советский и российский поэт, писатель и публицист; автор знаменитых песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша», «Вальс расставания» и многих других; лауреат Государственной премии Российской Федерации (2001), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001).

Биография
Родился в семье инженера Якова Ваншенкина и его жены Фаины Давыдовны (1902 — 1980). В семье любили поэзию и часто читали стихи. В 1942 году Константин Ваншенкин ушёл на фронт. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт (окончил в 1953 году). В этом же году вступил в КПСС. Первое стихотворение опубликовал сразу после Великой Отечественной войны, оно посвящалось освобождению Венгрии от фашистских захватчиков.
Его женой стала Инна Гофф — сокурсница по Литинституту, писательница, автор знаменитой песни «Русское поле». Они вырастили дочь Галину, ныне известную художницу, и внучку Екатерину, публикации которой можно увидеть в Интернете. Константин Ваншенкин известен в первую очередь песнями, авторами музыки большинства которых были Эдуард Колмановский и Ян Френкель. Эпизодически приходилось работать с Евгением Жарковским, Валентином Левашовым, Аркадием Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» (она стала его визитной карточкой), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «Как провожают пароходы».
Александр Твардовский в 1957 году охарактеризовал Ваншенкина как способнейшего из современников, предупредив тогда же, однако, об опасности для поэта одинаковым образом реагировать на все жизненные явления.
С начала 1960-х гг. писал прозу, преимущественно автобиографическую. Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968), рассказов и др.

"Конкретно отображая жизненные явления, нередко прискорбные, Ваншенкин находит для них подходящие поэтические формы. Деталь приобретает в его стихах обобщающее значение, природа выступает в качестве источника импульсов или сравнений, входя органической частью в его философскую лирику. Его творчество пронизано верой в то, что непосредственная сила поэтического таланта одерживает верх независимо от похвалы или хулы со стороны критики, обусловленной временем (Ниспровергают незаслуженно…, 1961). По форме его стихи непритязательны и естественны, да и сама суть его поэтического высказывания направляет к непритязательности и естественности".
Вольфганг Казак

Книги
Песня о часовых, 1951
Надпись на книге, 1960
Окна, 1962
Армейская юность, 1964
Другу, 1965
Соловьиный коридор, 1967
Избранное, 1969
Прикосновение, 1972
Характер, 1973
Наброски к роману. Статьи, 1973
Избранные произведения в 2 т., 1975
Лица и голоса, 1978
Повести и рассказы, 1976
Дорожный знак, 1977
Десятилетье, 1980
Поздние яблоки, 1980
Ветка, 1981
Рассказ о потерянном фотоальбоме, 1982
Жизнь человека, 1983
Собрание сочинений в 3 т., 1983-84
Графин с петухом, 1985
Далёкий свет, 1985
Поиски себя: Воспоминания, заметки, записи, 1985
Зимняя дорога, 1986
Жизнь человека, 1988
Любовь по переписке, 1988
Писательский клуб, 1998
Женщина за стеной, 2003
Шёпот. Интимная лирика, 2008
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Ваншенкин,_Константин_Яковлевич)
***


О себе
Константин Ваншенкин


Я родился 17 декабря 1925 года в Москве. Отец мой был инженер, а годы детства совпали с первыми пятилетками, поэтому мы подолгу жили при заводах в средней полосе России, в Сибири. Маленький городок, рабочий поселок стали потом "местом действия" многих моих стихов, да и прозы.

Поэзию в нашем доме любили. Иногда отец читал вслух Некрасова, который был ему особенно близок; я помню, как не раз он с выражением декламировал стихотворение "Вино". Однажды, когда мне было, вероятно, лет пять или шесть, я болел, и мать прочла мне стихи - тоже о мальчике и сидящей у его постели матери. Там было такое место:
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!..

Это четверостишие (в особенности две его последние строки) прямо-таки поразило меня красотой, удивительной певучестью и врезалось в душу, сопровождая меня потом, как что-то очень светлое, хотя и грустное. С годами, когда я стал интересоваться: чьи же это стихи, мать уже забыла их и не могла ответить на мой вопрос. Лишь после войны, впервые с жадностью читая многое, не известное мне прежде, я встретил эти строки у Ивана Бунина.

В 1942 году из десятого класса я ушел в армию. Служил главным образом в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. Это было суровое время, но именно армия военной поры сформировала мое поколение. Армия сделала нас людьми, армия - это мои университеты. Демобилизовался я в самом конце сорок шестого года в звании гвардии сержанта.

Стихи начал писать в детстве. Лет девяти написал несколько стихотворений о полярниках, о героях гражданской войны. Все это было, конечно, несерьезно. Вскоре я остыл к своему сочинительству и в пятнадцати-семнадцатилетнем возрасте, когда, как говорят, пишут стихи едва ли не все, я стихов не писал: у меня не было в этом ни малейшей потребности. Снова стал писать совершенно неожиданно для себя, уже в конце войны, в Венгрии. С той поры пишу, можно сказать, непрерывно.

После войны я поступил в Московский геологоразведочный институт, но проучился там только один год, не сумев совместить учебу со своими литературными занятиями. Дело в том, что программа в институте была серьезная, нелегкая, требующая всех сил и много времени; за войну я перезабыл почти все школьное, а тут вместо того чтобы заниматься науками, все свободное время, да и на лекциях, писал стихи в таких количествах, в каких их могут писать лишь совсем молодые, начинающие поэты, не выработавшие чувства самоограничения. Короче говоря, нужно было выбрать что-нибудь одно. Я посылал стихи в журналы, сам иногда заходил в редакцию, меня похваливали, но не печатали. Я решился показать стихи настоящему поэту. Мне повезло: первым поэтом, с которым я познакомился в своей жизни, был Михаил Васильевич Исаковский; его добрые советы и душевная поддержка сыграли огромную роль в моей судьбе. Я отважился всерьез заняться стихами и перешел в Литературный институт имени Горького.

Первые мои стихи были напечатаны в 1948 году, а первая книга "Песня о часовых" вышла через три года и была тепло встречена критикой. Одновременно с ее выходом в журнале "Новый мир" появилось мое стихотворение "Мальчишка", которое неожиданно для автора получило весьма широкое распространение и известность. Я говорю это к тому, что потом мое имя долго связывалась у читателя, да и у критики, с этим стихотворением, как через несколько лет стало связываться с песней "Я люблю тебя, Жизнь". Такое явление, когда имя художника непременно связывается, ассоциируется с каким-то определенным его произведением, не обязательно лучшим, часто раздражает автора, но, вероятно, в этом есть и своя положительная сторона.

С той поры у меня вышло немало поэтических книг: "Лирические стихи" (1953), "Портрет друга" (1955), "Волны" (1957), "Лирика" (1959), "Надпись на книге" (1960), "Окна" (1962), "Повороты света" (1965), "Соловьиный коридор" (1967), "Опыт" (1968) и другие.

Некоторые из моих стихотворений положены на музыку и стали песнями. Это, кроме уже упомянутой мной "Я люблю тебя, Жизнь", такие, как "Вы служите, мы вас подождем", "Солдаты", "Женька", "Я спешу, извините меня", "За окошком свету мало", "Как провожают пароходы" и другие. В 1965 году они вышли отдельным сборником (с нотами).

В последние годы я начал работать и в области прозы. В 1959 году написал первую свою прозаическую вещь "Армейская юность". Как и последующая "Авдюшин и Егорычев" (1962), она невелика по объему. В 1964 году опубликована еще одна моя книга в прозе "Большие пожары", затем несколько рассказов и повесть "Графин с петухом" (1968). В 1966 году вышла книга, о поэзии и поэтическом вкусе "Непонятливая Лика".
(Источник: Русская советская поэзия 50-70х годов. Хрестоматия. Составитель И.И. Розанов. Минск, "Вышэйшая школа", 1982)
(Источник - http://vashenkin.ouc.ru/vanshenkin-o-sebe.html)
***


Ваншенкин Константин Яковлевич

Ваншенкин Константин Яковлевич (17 декабря 1925, Москва) — советский и российский поэт, прозаик, автор знаменитых песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша», «Вальс расставания» и др.
Родился в семье заводского инженера Якова Ваншенкина, семья часто переезжала и жила при заводах в средней полосе России, в Сибири. В семье любили поэзию и часто читали стихи. Благодаря этому Ваншенкин начал писать стихи с самого детства. В девять лет написал несколько стихотворений о полярниках, о героях гражданской войны. В 1942 году из десятого класса был призван в воздушно-десантные войска. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах.
Во время войны Ваншенкин стихов не писал, но уже в конце войны, в Венгрии снова вернулся к своему увлечению. Демобилизовался в конце сорок шестого года в звании гвардии сержанта. Поступил в геологоразведочный институт, но проучился там только один год, увлечённый поэзией Ваншенкин перешёл в Литературный институт, который окончил в 1953 году. Во время учебы в институте Ваншенкин женился на своей сокурснице писательнице и поэтессе Инне Гофф.

Первые стихи Ваншенкин опубликовал в 1948 году, а первая книга «Песня о часовых» вышла через три года и была тепло встречена критикой. Одновременно с ее выходом в журнале «Новый мир» появилось стихотворение «Мальчишка», которое получило весьма широкое распространение и известность. Затем последовали сборники стихов – «Подарок» (1952), «Лирические стихи» (1953), «Портрет друга» (1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба: Стихи» (1960). Поэзия Ваншенкина, простая и незамысловатая по стилю, ясная по мысли и близкая по содержанию лирике «военных» поэтов его поколения (Е.М. Винокурова, С.П. Гудзенко, М.А. Дудина, Ю.В. Друниной и др.)
Константин Ваншенкин известен в первую очередь песнями, авторами музыки большинства которых были Эдуард Колмановский и Ян Френкель. Эпизодически приходилось работать с Евгением Жарковским, Валентином Левашовым, Аркадием Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» (она стала его визитной карточкой), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «Как провожают пароходы».
Позднее Ваншенкин обратился также и к прозе. Сборники рассказов «Армейская юность» (1960), «Любовь по переписке» (1988), повести «Большие пожары» (1964, о борьбе с огнем в лесах Сибири), «Во второй половине дня» (1966), «Воспоминания о спорте» (1977), дающие, в частности, живые портреты известных писателей. Особое место в их ряду занимает его жена, поэтесса Инна Гофф, боль утраты которой остро выражена в одной из последних поэтических книг Ваншенкина – «Ночное чтение» (1994).
Константин Ваншенкин также автор книги заметок о мастерстве поэта «Непонятливая Лика» (1996).
(Источник - http://vashenkin.ouc.ru/vanshenkin-o-sebe.html)
***


Старость

Хотя мы стали старыми, седыми,
И многое нам нынче всё равно,
Ровесницы остались молодыми,
Поскольку мы не виделись давно.

Они среди пылающего лета
Как прежде продолжают жизнь свою.
Они ещё сейчас танцуют где-то
С ребятами, погибшими в бою.
***

Поэзия

Хоть ты свой каждый ход
Цветною ниткой вышей,
Поэзия живёт
Естественностью высшей.

Огромная страна,
Бушующая вьюга.
Обычные слова,
Нашедшие друг друга.
1991
***

Лыжня

Ослепительный росчерк лыжни,
Наслажденье от лёгкого бега.
На ходу зачерпни и лизни
Хоть немножко январского снега.

В поле ходит позёмка, пыля.
Время жёсткое многое стёрло.
Но дистанции этой петля
Захлестнула пожизненно горло.

Я подробно её сберегу,
Я на прошлое памятью падок.
Возле школы, на синем снегу,
Роща лыжных бамбуковых палок.

Давней юностью сдунуты с парт,
Нынче смотрим растерянным взглядом:
Оказалось, что финиш и старт
Для удобства находятся рядом.
1991
***

***
С неба осыпался звук самолёта —
За горизонтом стихающий зов.
Так осыпается вниз позолота
Старых церквей и осенних лесов.

Две-три чешуйки осталось, не боле,
Воспоминаньем о прежней поре.
Видно сквозь ветви пустынное поле,
Капли дождя на холодной коре.

Это случается даже с богами,
Что временами приходят сюда.
Всех их вперёд выносили ногами,
А ведь считалось: они навсегда.
1991
***

Книга полей

Тоскуй или даже болей,
Излечит, живая доныне,
Раскрытая книга полей
С ложбинкою посередине.

Сегодня, а также потом
Не станем её сторониться,
А сызнова мы перечтём
Знакомые сердцу страницы.

Куда бы пути ни вели,
Склон видеться будет отлогий
И эти берёзки вдали —
Участницы всех антологий.
1991
***

* * *
Музыка из окна
Погода серая
С утра и до темна.
Система стерео
Играет из окна.

Вот так в тридцатые,
И тоже из окон,
Хрипел, досадуя
На что-то, патефон.

Свет, словно оспины,
Тревожил тротуар.
Похожий, собственно,
Звучал репертуар.

И те же маечки
И кофточки в окне.
И те же мальчики
И девочки — вполне.

Как скрепкой сколоты
С судьбою эти дни,
Где были молоды, —
Но мы, а не они.
1991
***

Суета

Опять суета
Вас крепко трепала.
Опять занята
Душа чем попало.

Опять всё не то,
И жизнь молодая
Как сквозь решето
Течёт, пропадая.

Отбросьте тщету,
Побудьте немного
На лучшем счету
У Господа Бога.
1991
***

* * *
Мой первый, ранний друг погиб в бою.
Еще саднит та давняя утрата.
Его любил я более, чем брата.
Второй — женился, весь ушел в семью.

А третий друг? Да был ли третий друг?
Был, но его как будто подменили,
В нем словно что-то главное убили,
Хотя, конечно, всё это не вдруг.

Он стал теперь безумно занятой.
Он занят, но он занят лишь собою
И, оглушенный собственной трубою,
Болезненной охвачен суетой.

Я вдаль смотрю. Спокойна моря гладь.
И кораблям здесь никогда не тесно.
...А новые друзья? Но ведь известно:
С годами трудно дружбу начинать...

Я не всходил на снежный перевал,
Я не был на Эльбрусе и на Ушбе,
Но был на свет рождён с талантом к дружбе,
Его лелеял я и развивал.
1963
***

Константин Ваншенкин

Константин Яковлевич Ваншенкин родился 17 декабря 1925 года в Москве. С детства писал стихи. В девять лет написал несколько стихотворений о полярниках и о героях гражданской войны.
Отец будущего поэта был инженером и годы детства совпали с первыми пятилетками, жизнью при заводах в средней полосе России, в Сибири.
В 1942 году Константин из 10 класса ушёл на фронт, в десантных частях участвовал в боях на II и III Украинских фронтах.
После войны поступил в геологоразведочный институт, но через год перешёл в Литературный институт имени Горького, который окончил в 1953 году.
Первая книга - "Песня о часовых" вышла, когда поэт был ещё студентом, а уже первая песня на его стихи "Я люблю тебя, жизнь" (1958) принесла ему известность, которую упрочили песни, написанные на стихи поэта Э.Колмановским, Я.Френкелем, А.Островским и другими композиторами.
Немало хороших стихов, ставших известными песнями, сочинила супруга Ваншенкина Инна Гофф (1928 – 1991).
Константин Яковлевич автор сборников стихов: "Песня о часовых" (1951), "Лирические стихи" (1953), "Весна" (1955), "Надпись на книге" (1960), "Окна" (1962), "Повороты света" (1965), "Опыт" (1968) и др. Главные мотивы лирики Ваншенкина — воспоминания и раздумья о минувшей войне, любовь к природе, долг человека перед своим временем. Об этом Ваншенкин пишет и в прозаических произведениях: "Большие пожары" (1964), "Армейская юность" (1964), "Во второй половине дня", "Проза", "Как соловей лета", "Наброски к роману", "Лица и голоса" и др. Опубликовал он и книгу "Непонятливая Лика. О поэзии и поэтическом вкусе" (1966).
Константин Ваншенкин удостоен ряда литературных премий, в том числе Государственной премии СССР.
(Источник - http://kkre-49.narod.ru/p/vanshenkin.htm)
***


Грохот войны — стих

Легендарный поэт-ветеран Константин Ваншенкин: “Я принадлежу к поколению, которого почти уже нет”
Наталия Дардыкина
(«Московский комсомолец», 22 мая 2009)


В дни Победы Константина Ваншенкина приглашают в Кремль на прием ветеранов войны. Все меньше остается ровесников. Все труднее даются даже эти торжественные встречи. А по ночам, в тревожных и сладких снах, он снова видит себя 17-летним солдатом-десантником.
А как тогда хотелось песен и любви, но каждое фронтовое мгновенье готовило им смерть или увечье. Костя не был ранен. Редкое фронтовое счастье. И как не отблагодарить судьбу, что уберегла его тело, сохранила душу, одарила поэтическим словом?
Он, лауреат ярких премий, автор добрых стихов, ставших шлягерами («Я люблю тебя, жизнь», «Тополя», «Старый вальсок»), в возрасте 84 лет вдруг издает толстый том интимной лирики «Шёпот». Сегодня почти невозможно издать книгу стихов, не заплатив солидный куш издательству. А тут книга почти в 400 страниц. И книга прекрасная, честная, иногда ироничная, а в целом вся замешанная на любви к женщине. Мы не виделись с ним 9 лет.
И вот он — улыбается, держится молодцом, морщины не посмели начертить возрастную графику на его лице. Он меня ждал и на «Шёпоте» уже вывел дарственную теплую надпись.

— Роскошное издание, Константин Яковлевич! Кто же это так расщедрился?
— Тут любопытная история. Однажды, года полтора назад, получил я письмо от моего почитателя. Ему нравится, что у меня очень короткие стихи, афористичная строка. На четырех страницах он излагал, как у него возник интерес к моим стихам, толково их анализировал. Вижу, человек чувствует поэтическую стихию. Автору письма — 33 года. Я позвонил ему. А он оказался издателем книг о Москве. Мой любознательный доброжелатель так проникся симпатией ко мне, что отважился издать мою интимную лирику «Шёпот».
В этой книге поэт, влюбленный и философ, целомудренно и с улыбкой пишет о самом сокровенном: «Есть ли сладостнее что-нибудь,/Чем в ночи сотворённое действо -/Этот Богом придуманный путь:/Вход мужчины и выход младенца».

— В этом томе есть ли написанные недавно стихи о любви, о страдании душевном?
— Конечно. Это совершенно необъяснимо, в таком возрасте вдруг внезапно вспыхивает озарение и являются строчки.

— Однажды в «МК» сообщили, что в Воскресенске одна из улиц названа именем писательницы Инны Гофф, вашей любимой жены. Что вас связывает с этим городом?
— Мы там жили с Инной. Она много писала о Воскресенске, где работал врачом ее отец. Да, в Воскресенске назвали улицу ее именем. На доме, где жил ее отец и мы с ней, есть мемориальная доска. В Воскресенске издали роскошный альбом с огромным количеством фотографий. Потрясающе — сколько народу собралось на торжество! Ведь прежде чем назвать улицу, народ опросили, и жители не возражали, поддержали эту идею. Отца ее, хорошего врача и отзывчивого человека, старики еще помнят.
А места там прекрасные, именно здесь Инна написала стихотворения «Русское поле», «Август», ставшие любимыми песнями. Места там старые, дворянские, связанные с именем писателя Ивана Ивановича Лажечникова. А имение Спасское заставляет вспомнить Смирнову-Россет. К ней отдыхать приезжал Гоголь, гостил две недели. А мы жили с Инной в полутора километрах от этого имения.

— Вы без Инны уже 18 лет. В ваших стихах постоянно возникает и звучит тема одиночества.
— Ее смерть я воспринимал как ошибку природы. Я терзался и спрашивал небеса: почему ушла она, а не я? Какая несправедливость! «Вы, ангелы, мне схожий путь пророчите,/Но ко вратам, что в небесах видны,/Зачем вы провели ее вне очереди,/А не меня, участника войны?». У нас была хорошая, счастливая семья. Я никогда не представлял на ее месте никакую другую женщину. Она, только Инна.

— Константин Яковлевич, вы — наблюдательный и справедливый человек — что думаете о нашей экономической и социальной неразберихе?
— У большинства людей, а не только у пожилых, одно мнение: наша действительность — это горькое зрелище! Я принадлежу к поколению, которого почти уже не существует. Остались осколки, ошметки когда-то сильного, замечательного поколения. Большинству людей сейчас очень трудно. Даже специалисты не знают, как во всем развале разобраться. Они приводят аргументы противоположные. И прогнозы их пусты и неопределенны. Непонятно, что и как будет. И, конечно, это не вдохновляет не только поэтов.

— Вам все-таки уютно: с вами рядом дочь Галя. Я заметила, что она прекрасно оформляет ваши книги.
— Да, она прекрасно рисует, занимается и книгой, и станковой графикой, и офортом.

— У вас есть еще и внучка Катя. Где она училась?
— В Литературном институте. Она тоже Ваншенкина. А потом ей стало скучно заниматься литературоведением, и она стала журналистом. Теперь она путешествует по Индии, наблюдает, пишет обзоры для какого-то интернет-издания.

— Когда вы собираетесь с близкими и друзьями, вы можете выпить чарочку?
— Чарочку смогу, но не так, как раньше. Когда мы вернулись с войны, многие просто спились. И какая печальная развязка для них наступала! Про свои вольные студенческие веселья вспоминаю: мы же не просто собирались, чтоб выпить. Мы стихи читали свои. Схватывались в спорах. У нас был добрый интерес друг к другу. Но это духовное единство постепенно ослабевало. А потом такой род встреч стал нонсенсом, нелепостью. Чтоб я или другой, выпив сто грамм, начал читать стихи? Это ушло навсегда.

— Константин Яковлевич, в День Победы вспомним ваши воздушно-десантные войска. Как называлась ваша часть?
— Воевал я в 38-м Гвардейском Венском корпусе. После войны он имел свой совет ветеранов и собирал всех сослуживцев, кто желал встречи. И мы каждый год 13 апреля, в день взятия Вены в 1945 году, собирались. Увы, в этот раз я не смог пойти — тяжело. Обычно собираемся у Вечного огня в Александровском саду. Из Президентского полка гренадеры строевым шагом проходят, чтоб приветствовать нас. И рядом с ними мы слабы и беспомощны. Дряхлеющие вояки…

— Где вы встретили День Победы?
— В Чехословакии. Все знают о встрече наших с американцами на Эльбе. А о встрече на Влтаве не знают. А мы встречались. Потом пешком прошли 800 километров — в Венгрию, с боями. И там уже организовывалась Группа советских войск…

— Песни на ваши стихи были очень популярными.
— Это мой друг Марк Бернес был инициатором. Он очень хотел петь песни на мои стихи. Я пытался специально для него написать, но как-то все неудачно. Когда он увидел мое стихотворение «Я люблю тебя, жизнь», прочел и закричал: «Вот что мне нужно! Я давно это ищу». Я пытался сопротивляться. «Ты ничего не понимаешь! Давай сократим», — кричал он. Что мы тут же и сделали. И Бернес сам стал заказывать песню разным композиторам. Но Эдуард Колмановский написал так, что это еще больше вдохновило Бернеса. Успех был огромный. Буквально со всех сторон неслось. Как-то Бернеса спросили, какая песня у него любимая. И он назвал: «Я люблю тебя, жизнь».

— А вы бывали в доме у Бернеса?
— Множество раз. Незадолго до этого у него умерла жена. И он очень опекал и очень любил свою трехлетнюю дочь Наташу.

— А к вам он приходил домой?
— Здесь мы и работали. Ну а Инна нас вкусно подкармливала.

— Видите, Константин Яковлевич, и жизнь вас любит и бережет.
— Да-да. Если бы только не ранняя смерть Инны. Так что я уже не скажу: «и надеюсь, что это взаимно». Какая уж тут взаимность?
Наталия Дардыкина
(Источник - http://1001.ru/arc/mk/issue814/)

***
Прикрепления: 6493144.jpg (11.4 Kb) · 0093369.jpg (11.6 Kb) · 9236657.jpg (7.5 Kb) · 1826268.jpg (11.4 Kb) · 6325518.jpg (20.1 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
zs1525 Дата: Вторник, 09 Авг 2011, 11:10 | Сообщение # 2
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 300
Награды: 12
Репутация: 27
Николай, прочитала материалы о Ваншенкине. Мне нравятся его стихи. У меня есть публикация - анализ одного стихотворения Ваншенкина. Здесь разместить можно?

Ольга Логачева
 
Nikolay Дата: Четверг, 11 Авг 2011, 10:59 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Конечно же можно, если это " в тему". Цель данного проекта - наиболее полно и разносторонне представить на нашем портале творчество известных прозаиков, литераторов и поэтов разных стран, эпох и народностей. Обратите внимание, данная рубрика в настоящее время реконструируется, чтобы и нашим авторам, и читателям (гостям форума) было удобнее ориентироваться. Все, что относится к творчеству того или иного писателя (поэта, литератора) (вплоть до личного отношения, но в корректной форме) - всегда уместна в данной рубрике.
С уважением, Николай


Редактор журнала "Азов литературный"
 
zs1525 Дата: Среда, 24 Авг 2011, 18:04 | Сообщение # 4
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 300
Награды: 12
Репутация: 27
ОЛЬГА ЛОГАЧЕВА: СТИХОТВОРЕНИЕ КОНСТАНТИНА ВАНШЕНКИНА "ПИСАРЬ"

Журнал «Уроки литературы»/ №5 – 2005 (Приложение к журналу «Литература в школе»)

Писарь... Звучит довольно буднично... Сразу представляешь канцелярию, ворох бумаг на письменном столе и человека, который деловито строчит что-то... Мирная картина.
Но стихотворение Константина Ваншенкина, написанное уже в мирное время, в 1948 году, всё-таки о войне. О том, как важно было на войне с достоинством и честью выполнять свои обязанности, какими бы простыми и будничными они ни показались на первый взгляд. Танкисты, лётчики-истребители, штурмовики, артиллеристы, пехотинцы, бойцы стрелкового полка и... писари. Все они были солдатами. Все они многое сделали для Победы. Сам Константин Ваншенкин прошёл Великую Отечественную войну до Победы, демобилизовавшись в 1946 году. Он ушёл в армию в 1942 году из десятого класса и служил, как пишет в автобиографии "О себе", главным образом в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах".
Да, вклад каждого солдата в дело победы достоин уважения, даже если этот солдат служит писарем, как лирический персонаж Ваншенкина:
1)В каждой стрелковой роте,
Где-то в тылу, в каптёрке
Писаря вы найдёте
В глаженой гимнастёрке.

В чём же заслуга "писаря... в глаженой гимнастёрке"? В следующих семи строфах говорится об обязанностях "писаря нашей роты",которые он с честью выполнял:

2)Годность любой шинели
Определит он сразу,
Знает за две недели
Текст полковых приказов.

3)Мелочь любая в роте:
Фляжка, ремень от скатки -
Всё это на учёте,
Всё у него в порядке.

4)Хлопцам даёт советы,
Парень такой негордый...
Если бы писарь этот
Мог воскрешать из мёртвых,

5)Силой любви огромной,
Силой мужской заботы
Так же без крика, скромно,
Он воскресил бы роту.

6)Он не шагал в походе,
Ехал в обозе где-то,
Спал по ночам в подводе,
Вздрагивал, ждал рассвета.

7)Всё же он был солдатом, -
Он со степей изрытых
Письма в родные хаты
Слал матерям убитых.

8)Пальцы его в чернилах
Были всегда и всюду,
Только была в нём сила, -
Хлопцам казалась чудом...

Здесь в поэтической форме говорится не только о службе писаря, о его месте в боевом строю, которое на войне не выбирают. В этих строфах даётся исчерпывающая характеристика солдата: он в "глаженой гимнастёрке", "парень такой негордый", "хлопцам даёт советы". С помощью единоначатия в третьей строфе стихотворения (Всё это на учёте, / Всё у него в порядке...) подчёркиваются такие важные качества человека, как знание своего дела, добросовестное отношение к своим обязанностям. А в пятой строфе тот же художественный приём (Силой любви огромной, / Силой мужской заботы...) усиливает воздействие поэтической интонации, композиционно связывает данные строки с последними двумя четвёртой строфы: "Если бы писарь этот /Мог воскрешать из мёртвых...". В то же время повтор помогает понять глубину души "парня такого негордого", его любовь к людям.
Звуковая организация стихотворения тоже способствует нашему восприятию. В рассматриваемой части произведения (условно назовём её первой) наблюдаются и аллитерации, и ассонансы. Особенно активны звуки п, п, р, р, л, л, и, о, которые связаны с ключевыми сло-вами писарь, сила любви огромной.
Инверсированное прилагательное "огромной" выделено, во-первых, изменением порядка слов (в строке оно поставлено последним), во-вторых, употреблением в третьей строке контекстуального антонима "скромно". Все эти приёмы усиливают смысловую нагрузку эпитета "огромный".
Эпитетов-прилагательных и эпитетов-наречий в тексте стихотворения немного, гораздо больше глаголов, что придаёт ему динамичность: найдёте, определит, знает, даёт, воскресил бы, не шагал, спал, вздрагивал, был, слал, казалась, стоят, строятся, движутся, получать, прибирать, вспоминать, вписывать. Использование глаголов оправдано авторской идеей доказать необходимость любой должности на войне, показать, какую пользу в это суровое время приносит писарь. Поэт восхищён силой характера этого человека:

Только была в нём сила, -
Хлопцам казалась чудом...

Просторечные слова (хлопцы, каптёрка, парень) соседствуют в строфах с нейтральными. Профессиональной лексики как таковой нет, но тем не менее военная тема, конечно же, отражается в речевом строе стихотворения: старшина, батальоны, знамёна, гимнастёрка, шинель, ремень от скатки, махорка, полковые приказы, стрелковая рота. Ощущение простоты, естественности происходящего также создаёт отсутствие высокой лексики. А поставленный рядом, в одной строфе с просторечными словами "хлопцы" и "парень" глагол "воскрешать", несомненно, окрашенный в религиозно-мистические тона, делает фразу смысловым центром стихотворения:
4)Парень такой негордый...
Хлопцам даёт советы,
Если бы писарь этот
Мог воскресить из мёртвых,

5)Силой любви огромной,
Силой мужской заботы
Так же без крика, скромно,
Он воскресил бы роту.

Смысловым центром эту фразу, растянувшуюся на полторы строфы, делает и синтаксический перенос, придавая речи неожиданный смысл. И инверсия "писарь этот", создавая паузу в конце стиха. И многоточие в конце второй строки четвёртой строфы, передающее взволнованность... В предложении угадывается гораздо более значительное содержание, а стихи приобретают в авторской речи возвышенное звучание.
И хотя в тексте стихотворения мало слов, которые непосредственно выражали бы эмоции, но повтор ключевых слов "писарь", "слава", "воскрешать", а также пунктуация (два многоточия и два восклицательных знака) позволяют без излишней патетики выразить чувство гордости боевым писарем и его скромной, но такой необходимой деятельностью:

Слава! Большая слава
Писарю боевому!

Стихотворение не заканчивается этой единственно пафосной фразой. Напротив,эти строки как бы делят его на две части. Во второй части четыре строфы, причём если все строфы в стихотворении представляют собой четверостишия, где строки связаны перекрёстной женской рифмой, то здесь имеется двустишие со смежной рифмой. Переход от четверостишия с неизменной до этого момента перекрёстной рифмой к строфе другого типа как бы нарушает ровность ритма и интонации. Появляются новые оттенки. Возвышенное звучание предложения, прославляющего писаря, сменяется спокойной, ровной интонацией, с которой вновь перечисляются все "заботы писаря нашей роты" .

10)Тихо стоят знамёна
В штабе соединенья.
Строятся батальоны,
Движутся на ученья.

11)Сколько опять заботы
Писарю нашей роты:

12)Вновь получать махорку
Со старшиною вместе
И прибирать каптёрку
Медленно, честь по чести,

13)Путь вспоминать неблизкий,
Дьявольскую погодку
И в боевые списки
Вписывать первогодков.

Стихотворение написано не обычным ямбом, а хориямбом. Хориямб здесь образуют первые четыре слога. А разнообразие ритма достигается с помощью пиррихия, который чаще наблюдается во второй стопе, а во 2-ой, 12-ой, 13-ой строфах - в первой стопе.
Читая последние строфы о повседневных заботах писаря, понимаешь всю ценность этой должности на войне. Это не просто писарь, это солдат, "была в нём сила, - / Хлопцам казалась чудом..." Сила, которая смогла остановить фашизм.


Ольга Логачева

Сообщение отредактировал zs1525 - Среда, 24 Авг 2011, 19:03
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Современная российская литература » Ваншенкин К.Я.- известный российский поэт,писатель,публицист (Наши современники)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: