Nikolay | Дата: Четверг, 28 Июл 2011, 19:51 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Статус:
|
БАЛАДЖАРОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (Родился 30 декабря 1958 года, Грозный)
— современный российский поэт, поэт-песенник, писатель, сценарист и учитель высшей категории Коммунарской общеобразовательной средней школы №2 Гатчинского района Ленинградской области; член Союза писателей и Международного сообщества писательских союзов, действительный член Российской Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина; кавалер Золотой пушкинской медали «За сохранение традиций в русской литературе», лауреат премии международного конкурса «Весна романса».
Биография Юрий Баладжаров родился 30 декабря 1958 года в г. Грозном, куда его родители были направлены по распределению по окончанию ВУЗа. Когда Юрию Баладжарову исполнилось 5 лет, его семья переехала в город Баку. Там прошло его детство, там он закончил школу. Поступив в Бакинский государственный университет, он начинает заниматься литературой, в основном переводами азербайджанских поэтов на русский язык. С распадом СССР Юрий Баладжаров уезжает из Баку в Санкт-Петербург, где начинает заниматься поэзией профессионально.
Песенное творчество Песни на стихи поэта исполняются многими эстрадными певцами, в том числе: Эдитой Пьехой — «Прощаться не будем», Филиппом Киркоровым — «Маленькая моя», Валерием Леонтьевым — «Назови меня», «Пожалей меня», Иосифом Кобзоном— «Любимая Кохана», Лизой Ахматовой (Заслуженная артистка Чеченской Ресбублики, Народная артистка Республики Ингушетия — «Падает первый снег», «День без тебя», Афиной — «Стерпится слюбится», «Золотые слова» и др. Юрий Баладжаров лауреат телеконкурса «Шансон года». Песня "Meine Liebe" в исполнении московского шансонье Сержа Полянского стала одним из саундтреков к фильму "Гитлер капут!" Юрий Баладжаров сотрудничает с композиторами Владимиром Евзеровым, Юлианой Донской, Владимиром Калле, Тофиком Агаевым и другими. Принимает участие во многих телепрограммах, ведет активную концертную деятельность.
Поэзия и театр Юрий Баладжаров выпустил 4 поэтических сборника: «Стихи», «Когда взрослеет молодость души», «Любовь, которой не было до нас», «А сердцу хочется любить…». В настоящее время готовится к постановке пьеса Юрия Баладжарова «Айседора: час до вечности», в которой Юрий Баладжаров открывает зрителю последние минуты жизни великой танцовщицы, Айседоры Дункан, которая в свое время пленила сердце талантливого поэта Сергея Есенина. (Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Баладжаров,_Юрий_Васильевич) ***
Как пишут песни для звезд? Сергей Шептун
Не часто в наши края заглядывают люди, причастные к миру «звезд». Но его величество случай иногда преподносит сюрпризы. Оказалось, что в Новокубанске летом у родственников гостит известный поэт из Санкт-Петербурга Юрий Баладжаров. Его имя мало кому о чем напомнит. Тем не менее, песни на его стихи поют наши знаменитости: Эдита Пьеха, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Иосиф Кобзон и другие.
- Как же случилось, что Ваши стихи, песни пробились на большую эстраду? – с этого вопроса началась наша беседа. - Это произошло спонтанно. Долгое время я жил в Баку. После распада Советского Союза переехал в Петербург, где вышел мой первый сборник стихов. Яркий восточный колорит поэзии произвел впечатление. Так в Петербурге не пишут. И меня пригласили в Союз писателей России. А первой песню на мои стихи спела Эдита Пьеха. Я дал ей несколько своих текстов. В то время у Эдиты Станиславовны был сложный период последнего замужества с Поляковым. Все шло к разводу. И она выбрала мою песню «Прощаться не будем». Песня завоевала популярность. У певицы были даже планы сделать целый цикл концертов под этим названием. Возраст у Эдиты Пьехи уже солидный и она на каждом концерте говорит зрителям: «Прощаться не будем». Самой же популярной стала песня «Маленькая моя», которую спел Филипп Киркоров. Он подарил ее Алле Пугачевой на 10-летие совместной жизни. В ответ Алла Борисовна преподнесла ему браслеты Сваровски. Когда Филипп Киркоров покупал у меня эту песню, он заявил: «Это наша семейная радость, я ее раз спою, и все!». Но песня вдруг зазвучала. Только на «Русском радио» ее крутили более двух тысяч раз.
- Ощущаете ли Вы моральное удовлетворение от того, что ваши песни поют звезды? Или есть творчество, которое Вы цените больше, чем песни? - Я всегда разделяю высокую поэзию от поэзии песенной. Хотя я плотно работаю в песенном жанре, сочиняю романсы, но, слава Богу, ко мне никто не относится как к поэту-песеннику. У нас в Союзе писателей таких не любят, считают, что это низкий жанр. Хотя им завидуют. Но есть высокая поэзия Баладжарова, которая содержится в моих сборниках, звучит на моих концертах. Русский язык очень специфический. Как правило, на хорошие стихи очень сложно написать хорошую песню. Можно написать хороший романс, но песня не получится. Потому что песни не бывает без того, что в поэзии просто недопустимо. В поэзии, что нельзя делать? – Повторов. Есть слова, которые все знают, штампы: «небо голубое», «роза красная» и так далее. В поэзии они неприемлемы, а песни без штампов не бывает. Без штампов песню просто не запомнят. Поэтому я никогда не опубликую свои песенные тексты (я их так и называю текстами) в своих поэтических сборниках. Хотя Эдита Пьеха мне всегда выговаривает: «Не смей называть песни, которые я пою на твои стихи, текстами». Тем не менее это тексты, это штамповка. Но у меня есть романсы, которые дороги мне, как стихи. Один из них в 2001 году получил Гран-при на международном конкурсе «Весна Романса» в Петербурге.
- Вы не только пишете стихи, но и преподаете в школе русский язык и литературу. Это случайно или это Ваше призвание? - Когда в 1990 году я переехал из Баку в Петербург, то сразу пошел преподавать в школу. И нисколько об этом не жалею. Это было очень неспокойное время, совершенно непоэтическое. Сначала я сделал школьную карьеру, а потом уже издал свои поэтические сборники, стал членом Союза писателей.
- Как воспринимают Вас дети? - Как поэта или как учителя? Они это не смешивают, и слава Богу! Они знают, что я поэт, покупают мои книги, слушают песни. Но я пишу попсу, а попса – это не молодежный жанр. У них свои направления. Но изначально я уважение заработал именно как учитель. Уверяю, что это дорогого стоит. А в школе я начал с того, что в первый же день сорвал голос. Понял, что делаю все не так, и попытался узнать и научиться. Сейчас я любимый учитель, и это отношение тоже очень сложно сохранить, особенно в школе. Потому что дети обращаются к тебе со всеми своими проблемами, о которых и с родителями не всегда говорят. Детей надо любить. Они должны знать, что ты их любишь, что ты это делаешь для них. Нужно их заинтересовать. Когда ты смог доказать им, что это прекрасно, научил понимать это прекрасное, тогда ты можешь себе поставить отметку.
- А есть ли урок, посвященный творчеству Юрия Баладжарова? - Нет, я таких уроков не веду. Но у меня есть уроки развития речи. Обычно в конце мая я даю урок «Современная литература». Дети идут в библиотеку и сами выбирают поэта или писателя. Хочу сказать, что им это очень легко сделать, потому что я в Союзе писателей занимаю должность сопредседателя секции поэзии. Естественно, современные поэты и писатели дарят мне много своих книг, сборников. А я большую их часть дарю школьной библиотеке.
- Каковы Ваши творческие планы? - Сейчас я уже не пишу стихи. Мой внутренний голос говорит, что поэт должен быть молодым и красивым. С годами же прибавляется философия. А поэт должен быть больше лириком. Философствовать же лучше в прозе. Поэтому я сейчас пишу прозу: романы и театральные пьесы. Есть у меня роман «Звезда», который критики окрестили медийной сказкой. В нем как прототип взят образ Эдиты Пьехи. Звезда – это именно Пьеха. Потому что Эдита Станиславовна - это стиль, это вкус, это шарм, это подражание. Но это первый роман из цикла «Звездная пыль». Их уже четыре. Но пока я не могу их издать.
- А что Вас связывает с Кубанью? - Я здесь бываю часто, каждый год. Мое детство прошло на Кубани. До сих пор помню сады в районе Хуторка, канал, где мы купались и по которому плыли наливные румяные яблоки. У меня дедушка – кубанский казак. Сейчас в Хуторке живет дядя – младший сын моего дедушки – Юрий Михайлович Мариненко, его супруга, моя любимая тетушка – Александра Степановна Мариненко, к которым я с удовольствием приезжаю. Я очень рад, что здесь так по-домостроевски хранят наши семейные традиции. Сейчас у Шурочки одна из внучек - Катя Рембе – учится в Краснодарском музыкальном колледже им.Римского Корсакового. Пытается сочинять музыку на мои стихи. Племянница получила мои замечания и рекомендации на этот счет, будет работать дальше.
- Наверняка у молодых поэтов, которые прочитают наше интервью, может возникнуть вопрос: а возможно ли им из провинции взять и так пробиться в свет? Возможно ли, чтобы и их песни запели звезды? - Ничего невозможного нет. Но что значит – звезды запели? Звезды и меня не всегда поют. У меня больше сотни песен. Половину из них разобрали наши звезды: Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Зара, Тамара Гвердцители… Но это еще не значит, что все песни будут исполнены. Певцы могут годами ждать подходящего момента. И, конечно, они не работают исключительно с одним автором. Например, «Маленькая моя» ждала своего звездного часа 10 лет. Тем более есть такие звезды, как Эдита Пьеха, у которых такой огромный репертуар и такая безграничная любовь публики, что им уже не обязательно петь что-то еще. При этом они еще записывают новые песни. Поэтому, когда они берут твою песню, это большое счастье. (Источник – «Свет маяков», 21 сентября 2010; http://svet-mayakov.ru/kak-pishut-pesni-dlya-zvezd.html) ***
Баладжаров Юрий Васильевич
Член Союза писателей, действительный член Российской Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, кавалер «Золотой Пушкинской медали» за сохранение традиций в русской литературе... Юрий Баладжаров — сегодня, пожалуй, единственный российский поэт, который позволяет себе избегать пафоса повседневности и обыденности, всецелого отдаваясь лиричности и осмысленности стиха. Он автор нескольких поэтических сборников. О нем пишут, говорят, спорят. На творческих вечерах поэта аншлаг. Газета «Утро Петербурга» окрестила его поэтом высокой моды. Юрий Баладжаров работает и в песенно-романсовом жанре. В 2001 году на традиционном Петербургском конкурсе «Весна романса» был дипломирован за романс «Зачем такое часто снится...». Широко сторудничает со многими российскими компазиторами. Песни его исполняют такие звезды, как: Эдита Пьеха, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Иосиф Кобзон, Лиза Ахматова, Татьяна Долгополова, Серж Полянский, Евгений Ласков, Александр Рублев, Андрей Ефремов, Марина Осинцева, Юрий Егоров.
1 ый сборник стихов "Когда взрослеет молодость души" "ИКФ "Фолиант", Санкт-Петербург, 2000 год. Эта книга, пожалуй, о самом несовременном в нашу смутную эпоху чувстве - она о любви. Быть может, странно и опасно начинать предисловие с подобного утверждения - и все же в стихах Юрия Баладжарова читатель не найдет ничего сказанного на злобу дня. Его стихи вообще лишены какой-либо злобы. В них - нежность и тепло. Лирические образы не одномерны: за внешней простотой скрыта гамма настроений и душевных переживаний любящего человека. Многие стихи проникнуты интонациями восточных сказок. Автор иногда нежен и страстен, иногда меланхоличен - и природа вторит душе сменой времен года, рассветных и закатных часов. Природа чувствует не менее глубоко, чем человек, что любовь мира неделима...Но жизнь - не идиллия, в ней таится разочарование одинокого сердца. Однако и само прощание с любовью часто исполнено света, и ревнивый дух не зовет к отмщенью. За расставанием не скрываются никакие тяжелые предчувствия. И ты не та, и я не тот, что был. Мы в наших чувствах разминулись где-то. Мне кажется, я так тебя любил!.. Мне кажется... Прости меня за это!
Стихи Юрия Баладжарова музыкальны, однако их звучание можно сравнить не с симфоническим оркестром, но скорее со струнным квартетом, в котором попеременно солируют виолончель и скрипка, а струны души звучат то глубже и сдержанней, то выше и пронзительней, почти срываясь на высокой ноте. Мелодия поэтического слова сливается со звучанием любящего сердца - и потому стихи Юрия Баладжарова заставляют сопереживать, помогают понять сложность и многогранность великого чувства. Ведь эта книга - о самом главном ныне, присно и во веки веков. Она - о любви. 2-ая книга стихов "ЛЮБОВЬ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО ДО НАС" Российский Межрегиональный союз писателей "ИКФ "Фолиант", Санкт-Петербург, 2003 год. (Источник - http://tymanka.ucoz.ru/index/0-33#12) ***
«У детства должна быть романтика, у юности — сентиментализм…» (Молодёжная газета Карелии, 17.11.2010 г.)
Я расскажу своим землякам одну жизненную историю. Мне хочется, чтобы жители Петрозаводска и Карелии узнали о жизни замечательного поэта Юрия Баладжарова. Подружившись с поэтом, я многое узнала о его жизни и решила рассказать о ней вам. Алина ЛАЗАРЕВА, г. Петрозаводск
Будущие родители, Раиса и Василий, встретились в городе Грозном, куда были направлены по распределению как молодые специалисты. Через пять лет после рождения сына Юры — новое распределение, и они очутились в городе Баку. Юра уже учился во втором классе, когда у него родился брат Сережа. Учеба давалась мальчику очень легко, но озорничать он любил. И если что где ломалось или билось, то учителя уже знали, что без Юрия здесь не обошлось, и что интересно — они почти никогда не ошибались. Также принимали участие в воспитании мальчика и соседи. Существовало такое понятие, как «дворовой», когда за каждого ребенка в родном дворе соседи несли ответственность. И если Юрий собирался со двора уйти, то соседка Полина, самая активная дворовая воспитательница, всегда спрашивала: «Куда пошел? Знают ли родители?».
Папа был железнодорожником, все время в разъездах — он был в семье кормильцем, как раньше говорили, добытчиком. Но мальчик рос в атмосфере любви матери, бабушек, тетушек и дядюшек. Деда у него, правда, не было, он умер еще до рождения внука. Юра никогда не засыпал без сказки на ночь, без поцелуя и пожелания спокойной ночи. И этот фундамент тепла и любви, на котором было построено детство, сказался в будущем на его поэтическом творчестве. Одна из бабушек была депутатом от Дагестана, но она отказалась от своей карьеры ради внука, и всю себя отдала ему. Любимой игрой в самом раннем, ещё дошкольном детстве, была железная дорога. Причём самая настоящая. Он мечтал тогда стать стрелочником. Где-то за городом в тупике стоял разбитый товарный вагон, с подножкой. Так вот, Юра каждый день, в любую непогоду заставлял бабушку водить его к нему, где мог часами стоять на этой подножке с железнодорожным фонарем в руках и размахивал флажком. И пока он стоял на подножке вагона, бабушка сидела под этим самым вагоном и ждала, пока он наиграется, и сколько терпения надо было для этого.
В школе мальчик мечтал стать биологом, он собирал большие гербарии, знал обо всех растениях, произрастающих в нашей стране. До сих пор его красивейшие гербарии хранятся в школе. В шестом классе отец дал почитать сыну книгу «Всадник без головы» Майна Рида, но Юре выжженная прерия тогда почему-то не понравилась. Позднее он просто «проглотил» эту книгу, видимо, время пришло. Следом он прочел «Королеву Марго» Дюма, потом «Спартака» Рафаэлло Джованьоли. Это было его первое знакомство с классикой, с новыми человеческими судьбами, с незнакомыми ранее чувствами и духовными ценностями. Книги заставляли думать, что есть такая любовь на свете! Потом были детективы Конан-Дойля и Агаты Кристи. Ведь если упустить время — станет неинтересно. У детства должна быть романтика, у юности — сентиментализм. Реализм взрослых редко когда принимает упущенное и не восполняет его. «Остаются пробелы в душе», — говорил Юрий.
Воспитывали Юру, как он вспоминал, также «кнутом и пряником». Будучи старшеклассником, юноша любил с ребятами со двора сидеть на скамеечке, которая была также излюбленным местом для посиделок местных старушек. Ребята случайно сломали эту скамейку. Это дошло до отца, который спросил: «Ты был там?» Ни слова больше не говоря, отец вручил сыну молоток и гвозди и отправил чинить скамейку. Каково же было удивление Юрия, когда он увидел, что из соседних дворов выходят его друзья — и у всех в руках молотки и гвозди. И ведь починили! Как весело и как застольно пелось, Остался позади десятый класс. И нам до сумасшествия хотелось Любви, которой не было до нас.
Город Баку — очень музыкальный город, куда часто приезжали с концертами известные певцы и артисты. Однажды Юрий попал на концерт Эдиты Пьехи. Он тогда был очарован ее голосом и манерой исполнения песен. В Эдите Станиславовне, как позднее вспоминал Юрий, всегда присутствует некий шарм, ее песни идут в самое сердце. Юноша тогда даже предположить не мог, что когда-нибудь он будет сочинять песни для этой великой певицы и дружить с ней много лет.
Юрий окончил школу, после которой поступил в Азербайджанский Государственный университет на филологический факультет. С этого же времени он начинает заниматься переводами стихов азербайджанских поэтов на русский язык, когда он понял, что поэзия для него это больше, чем просто стихи, «набил руку», как выразился Юрий. В 1997 году отслужил в армии в ВВС. Но с распадом Советского Союза решается уехать из Баку, переезжает в Санкт-Петербург, где литературой начинает заниматься уже основательно. В 1998 году в свет выходит его первая книга стихов «А сердцу хочется любить», которая становится своеобразной визитной карточкой поэта. Юрий Баладжаров становится членом Союза писателей и быстро занимает достойное место среди собратьев по перу. Особенно востребованным становится он в жанре песни, начинает сотрудничать со многими российскими композиторами и певцами. Его работы известны слушателю: Эдита Пьеха «Прощаться не будем», Валерий Леонтьев «Назови меня», Филипп Киркоров «Маленькая моя», Иосиф Кобзон «Любимая кохана», Афина «Стерпится-слюбится» и многие другие.
Сегодня Юрий Баладжаров — лауреат многих литературных и песенных конкурсов, кавалер Золотой Пушкинской медали «За сохранение традиций в русской литературе», действительный член Российской Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина. В настоящее время Юрий Васильевич работает учителем русского языка и литературы в старших классах в школе № 2 в пригородном городке Санкт-Петербурга — Коммунар. Он учит своих учеников любить наш великий русский язык, знакомит их с классикой русской и зарубежной литературы.
Я рассказала вам о жизни поэта Юрия Баладжарова — этого доброго и светлого человека, учителя. Ведь часто слушатели и поклонники своих кумиров, популярных певцов, даже не знают, на чьем творчестве они становятся известны. Думаю, что мой рассказ пополнил ваши познания этим ознакомлением с жизнью замечательного поэта современности, стихи которого основаны на добре и любви. Поэт полон сил, идей и желания творить и радовать нас своими произведениями! (Источник – Авторский сайт Юрия Баладжарова; http://www.baladzharov.ru/press_17102010_molodezhnaya_gazeta.html) ***
РОЗА ИЗ БУКЕТА
Гвоздики
Ах, эти гвоздики конца декабря! - Красивый момент уходящего года. В них яркость свою оставляет заря, Когда золотит синеву небосвода.
Стушуют их нежный покой в хрустале Сиянье фонариков и серпантина, Богатый узор на замерзшем стекле, В бокалах высоких шампанские вина.
И призрачных наших надежд миражи, Интимность свечей, мишуры позолота... Но все-таки как в декабре хороши Гвоздики в преддверии Нового года! ***
* * * Под легкое потрескиванье дров Сидели мы, укутав ноги пледом; Прислушиваясь к тиканью часов, Читали вслух античного поэта.
Мне было по-весеннему тепло, О будущем восторженно мечталось... Но все-таки однажды все прошло, И в памяти немногое осталось.
Ты виновато комкала платок, Весь мир дыханье затаил и сжался; Какой-то бледно-розовый цветок На теплый подоконник осыпался.
Совсем недолго расставались мы, Больные души кутая в одежды; Оставив неприкаянность зимы И вдребезги разбитые надежды. ***
Белое платье
Тускло мерцает в холодном тумане луна. И распахнула объятья свои тишина. Где-то часы в темноте фиолетовой бьют. Воспоминанья мне снова уснуть не дают.
Белое платье. Весенних фиалок букет. Свет фонарей потускнел, и зажегся рассвет. Старый подъезд и уютное наше жилье... Носишь ли ты это белое платье свое?.. ***
Юрий Баладжаров. Стихи - СПб.: Издательско-полиграфический техникум, 1998. 108с.
А сердцу хочется любить. Предисловие редактора Д.Н. Киршина
Эта книга, пожалуй, о самом несовременном в нашу смутную эпоху чувстве - она о любви. Быть может, странно и опасно начинать предисловие с подобного утверждения - и все же в стихах Юрия Баладжарова читатель не найдет ничего сказанного на злобу дня. Его стихи вообще лишены какой-либо злобы. В них - нежность и тепло. Лирические образы не одномерны: за внешней простотой скрыта гамма настроений и душевных переживаний любящего человека.
Многие стихи проникнуты интонациями восточных сказок. Порой автор как бы лежит на гётевском "западно-восточном диване", перелистывая "Ушкнаме", "Зулейкунаме"... И слова его звучат откликом на книгу любви, книгу Зулейки: И я поверю в то, что полюбил; Захочется, совсем не скуки ради, Счастливым быть, насколько хватит сил... Быть может, их как раз-то и не хватит.
Автор иногда нежен и страстен, иногда меланхоличен - и природа вторит душе сменой времен года, рассветных и закатных часов. Природа чувствует не менее глубоко, чем человек, что любовь мира неделима: Скворец приветливо свистит, День прост и поэтичен... И, наконец, мой внешний вид Стал Вам не безразличен.
Но жизнь - не идиллия, в ней таится разочарование одинокого сердца. И природа отзывается на причиненную боль сентябрьским листопадом, в лицо бросая мокрую листву - За каждую обломанную ветку, За каждый кем-то сорванный цветок, За то, что лето в памяти некрепкой Не уберег...
Однако и само прощание с любовью часто исполнено света, и ревнивый дух не зовет к отмщенью. За расставанием не скрываются никакие тяжелые предчувствия. И ты не та, и я не тот, что был. Мы в наших чувствах разминулись где-то. Мне кажется, я так тебя любил!.. Мне кажется... Прости меня за это!
Стихи Юрия Баладжарова музыкальны, однако их звучание можно сравнить не с симфоническим оркестром, но скорее со струнным квартетом, в котором попеременно солируют виолончель и скрипка, а струны души звучат то глубже и сдержанней, то выше и пронзительней, почти срываясь на высокой ноте. Мелодия поэтического слова сливается со звучанием любящего сердца - и потому стихи Юрия Баладжарова заставляют сопереживать, помогают понять сложность и многогранность великого чувства. Ведь эта книга - о самом главном ныне, присно и во веки веков. Она - о любви! Дмитрий Киршин, поэт (Источник – Авторский сайт Юрия Баладжарова; http://poet-i.narod.ru/00predislovie.htm) ***
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |