ПЕКЕЛИС МИХАИЛ АБРАМОВИЧ
(ПСЕВДОНИМ – МИХАИЛ ПЛАСТОВ)
(р. 2 августа 1947 г.)
― литератор и ученый с мировым именем, известный московский поэт, прозаик, журналист, издатель, драматург, физик, математик, кандидат физико-математических наук, доктор философии, профессор Европейского Университета, основатель литературного течения «Новый Ренессанс».
Является членом Союза писателей России, Союза журналистов России, Президиума Российской Академии Естественных Наук (РАЕН), Президиума Европейской Академии Естественных Наук (ЕАЕН), действительным членом Академии Российской Словесности; председателем Секции литературы и пропаганды знаний РАЕН, сопредседателем Союза литераторов России.
Михаил Пластов – президент Союза литераторов Европы и президент Международного наградного Союза Совета по общественным наградам ООН. Автор собрания сочинений в восьми томах, изданного РАЕН; книг «Портрет Маподумы», «Капля в море», «Свет в окошке», «Крылатые истории», «Летящая струна» и многих других.
Лауреат международных премий имени Джанни Родари, «Золотой Грифон» и Артиады Народов России; кавалер четырех орденов Международного наградного Союза и шести правительственных и общественных наград.
***
Возник в магическом кристалле
Свет поэтической строки
И мы с тобой смотреть устали
На мимолетные круги.
И были мы не виноваты
В том, что оркестр урезал туш,
И расхватали на цитаты
Осколки наших светлых душ.
***
Когда от нас ушли учителя,
То стали мы с тобой учителями,
И то на чем пока стоит Земля,
Нежданно стало нашими плечами.
И смолкли мы и были смущены,
Пока вокруг произносили речи,
И нам не помогли чужие сны,
Как и советы тех, кто уж далече.
На ощупь находили мы слова,
До детских душ пытались достучаться,
И не хотелось нам качать права,
Но были мы не в праве отмолчаться.
И рано утром мы входили в класс,
Хоть нас сживали с места и со свету,
И тридцать пар открытых детских глаз
Готовы были нас призвать к ответу.
И оказалось вдруг, что слово долг,
Для нас с тобой всего важней на свете,
И человеку человек не волк
Пока есть мы и есть за нами дети.
***
Шуточный автограф директору школы
Есть для педагогов вектор
- Этот человек – директор.
Горе сам своё горюй,
Сам крутись, но не воруй,
Будь учителем, завхозом
И руководи колхозом
Из детей, учителей…
И комиссиям налей.
Далеко видать окрест
На Юру стоит твой крест.
Ты не жалуйся, не надо,
Высока твоя награда.
(Дарственный автограф Михаила Пластова директору МОУ СОШ №1 г. Азова Игорю Пшеничному на книге М. Пластов. Собрание сочинений в 8 томах. Том 5. Детский лепет. Для семейного чтения.– М.: САМПО, 2007. – 304с.)
***
НИКОЛАЙ ДИК
ФИЗИКИ ИЛИ ЛИРИКИ?
(О творчестве Михаила Пластова)
Началась эта история с заочного знакомства с председателем Гильдия педагогической литературы Союза литераторов России Моисеевым Александром Николаевичем - доктором педагогических наук, доктором информатики и менеджмента, доктором философии, профессором, академиком ряда отечественных и международных академий, директором Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России. Он познакомился с моим литературно-педагогическим творчеством и предложил вступить в Гильдию педагогической литературы. Долгая переписка по электронной почте, подготовка материалов и оформление документов заняло определенное время и, наконец, мы договорились встретиться с ним в Москве с целью получения удостоверения члена Союза литераторов России. За это время я усердно изучал документы о Союзе литераторов и был приятно удивлен, что сопредседателем является уже известный мне по доброй детской книге «Капля в море» Михаил Абрамович Пекелис (литературный псевдоним – Михаил Пластов).
Перед самой поездкой в Москву Александр Николаевич сообщил, что именно в это время в Москве находится Михаил Абрамович и желает лично вручить мне удостоверение.
После приятных московских встреч и новых знакомств мы с Александром Николаевичем отправились на квартиру к Михаилу Абрамовичу. И вот на кухне обычной московской квартиры на Госпитальном валу удобно расселись два профессора с мировым именем и обычный испуганный педагог, захвативший с собой около десятка книг из своих более 70-ти по педагогике, теории и методике воспитания. Не прошло и пяти минут, как дистанция смущенности и испуга провинциала незаметно исчезла, а начался задушевный разговор людей, заинтересованных в сохранении русской литературы.
- Да Вы не беспокойтесь, расслабьтесь и чувствуйте себя, как у себя дома, - добродушно начал разговор Михаил Абрамович, предлагая мне чашку чая и бутерброд с сыром. - Ваша смущенность и скованность вполне понятна – сидеть между двумя профессорами; но ведь нас разделяет только возраст и научные звания, зато объединяет общая любовь к людям, к молодому поколению и забота о российской литературе. Понимаете, мне хотелось лично увидеть обычного учителя, который в наши суровые дни находит время на публикацию стольких книг по педагогике и умудряется писать стихи и прозу для детей и подростков. Если у нас в России еще есть такие педагоги, то время нашего старшего поколения не прошло даром.
Еще несколько минут диалога и за столом уже сидели, казалось бы, давно знакомые люди: от барьера смущения и скованности и след простыл.
- Понимаешь, Николай, - мягким голосом и по-отцовски продолжил разговор Михаил Абрамович, - создавая в 1994 году Союз литераторов Российской Федерации, мы стремились объединить в своих рядах не только профессиональных писателей и поэтов, но и поддержать творчество всей «пишущей братии» - любого талантливого и известного журналиста, ученого физика и лирика, всех тех, кому небезразлична русская словесность. В отличие от Союза писателей России мы хотели поддержать любого литератора, который помимо своей основной профессиональной деятельности, пишет замечательные стихи и прозу, но не имеет возможность заявить о себе как о литераторе. Сам понимаешь, кто серьезно отнесется, например, к поэзии доктора физико-математических наук или академики Российской Академии естественных наук? А ведь это несправедливо…
Далее разговор пошел о работе в 2005 году в Гданьске и Сопоте международной конференции, в рамках которой состоялись два учредительных съезда, создавших новые интернациональные организации, - Союз литераторов Европы и Международный наградной союз. Президентами этих союзов и был избран Михаил Абрамович. Мы обменялись своими книгами, а Михаил Абрамович на своих двух томах книг быстро сделал подарочный автограф и прочитал нам один из них:
За стол на кухне как-то сели
Пластов, and Дик, аnd Моисеев.
Хлебали чай и ели бутерброды.
Единых наций добрые народы.
Как хорошо, что все мы рядом сели.
Я чувствовал себя весёлым Моисеем.
Эти строки как нельзя лучше передавали наше настроение, наше удовлетворение общением и духовным взаимообогащением. Недаром именно на кухнях московских или ленинградских стареньких квартир в спорах и дискуссиях рождались когда-то великие творения отечественной классики…
И так, Пекелис Михаил Абрамович (псевдоним – Михаил Пластов) - литератор и ученый с мировым именем, известный московский поэт, прозаик, журналист, издатель, драматург, физик, математик, кандидат физико-математических наук, доктор философии, профессор Европейского Университета, основатель литературного течения «Новый Ренессанс». Он является членом Союза писателей России, Союза журналистов России, Президиума Российской академии естественных Наук (РАЕН), Президиума Европейской Академии Естественных Наук (ЕАЕН), действительным членом Академии Российской Словесности; председателем Секции литературы и пропаганды знаний РАЕН, сопредседателем Союза литераторов России. Михаил Пластов – президент Союза литераторов Европы и президент Международного наградного Союза Совета по общественным наградам ООН, автор собрания сочинений в восьми томах, изданного РАЕН; книг «Портрет Маподумы», «Капля в море», «Свет в окошке», «Крылатые истории», «Летящая струна» и многих других.
Еще в конце прошлого века группа ученых решила представить российскому читателю своих собратьев – ученых с мировым именем, но мало известных как поэтов и прозаиков. В 2005 году О.Я. Боксер и М.А. Пекелис пишут и издают научно-художественную монографию «Поэты-ученые современной России». В предисловии к книге авторы пишут: «В нашем понимании, поэт-ученый - это профессиональный ученый любого возраста и ранга, пишущий стихи на профессиональном уровне». Высокий уровень поэтического творчества авторов, чье творчество было представлено в монографии, стал основным критерием отбора стихов для опубликования в монографии. Свою литературную позицию составители сборника выразили следующими образом: «В настоящей книге мы ограничились исследованием поэтического творчества семи поэтов-ученых. В наших ранее изданных монографиях и аналогичных работах других авторов анализом было охвачено многократно большее число авторов... Наша небольшая, но упрямая статистика явно свидетельствовала о более значительном потенциале физиков по сравнению с учеными естествоиспытателями других специальностей».
Пожалуй, это было одно из первых изданий, в котором перед читателями в новом свете предстали Боев Сергей Федотович - генеральный директор Радиотехнического института РАН, Боксер Оскар Яковлевич - доктор медицинских наук, профессор, академик, известный психофизиолог, Гольдин Сергей Васильевич - академик РАН, директор Института геофизики Сибирского отделения РАН, член Союза писателей России, Захаров Владимир Евгеньевич - доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, Пластов Михаил Абрамович - физик, математик, кандидат физико-математических наук, доктор философии, профессор Европейского Университета, Сисакян Алексей Норайрович - профессор, вице директор ОИЯИ и Сухарев Дмитрий Антонович - доктор биологических наук.
Но на этом известная проблема «физиков и лириков» так и не была разрешена. Михаил Пластов до сегодняшнего дня пытается развеять миф о конфликте между «физиками» и «лириками», доказывая своим творчеством возможность проявления таланта в разных ипостасях. С 2002 года по решению Президиума Российской академии естественных наук в серии «Литературные открытия» началась публикация собрания сочинений Михаила Пластова в 8 томах.
Людмила Шалагина, представляя читателям первые четыре тома поэта и литератора в газете «Московский комсомолец» в Марий Эл» (№ 27, 6 - 13 июля 2005 года) писала: «Если обратить внимание на порядок размещения материала по мере выхода книг (2002 - 2005 гг.), то обнаружится, что первый том - это лирический дневник-исповедь, целиком посвященный любви («Лишь любовь пребудет вечно, остальное – ерунда»). Но «пуды любовной лирики - лишь первый шаг к любви», и в следующей книге автор, продолжая тему, вбирает в себя весь окружающий мир, играющий бесчисленными гранями бытия, ищет в многоярусном поэтическом мироздании свой ракурс видения, свое место. Об этом говорят и названия стихотворений и циклов: «Иллюзия масштаба», «Оптический эффект», «Тайный смысл», «Астрономические раздумья». «Я чувствую себя природы частью», - закономерный вывод и переход к следующей части издания, где воплощено «стремление понять себя в этом мире как его частицу, не преувеличивая (но отнюдь и не преуменьшая размеров той площадки для самостояния, которая отведена Богом, Провидением, Историей и чем угодно еще». Последний вышедший томик издания озаглавлен «Мандрата пупа», а подзаголовок гласит: «Книга для чтения в кругу семьи». Книга прелестна отсутствием разделения мира на мир взрослых и мир детей. «Вопросилки и отвечалки», парадоксы бытия, детская конкретность, взрослая мудрость и юмор с привкусом Хармса.
Впрочем, в стихотворном творчестве Михаила Пластова привкусов достаточно. Это темы Бродского, Кушнера, отголоски Вишневского, Губермана и многих других современников. Хотя где чьи отголоски еще большой вопрос. Важнее другое - у автора глубина мысли и полнота чувства сочетается с легкостью их выражения, подобной той легкости, с которой поднимаются со дна бокала пузырьки шампанского, рожденные самой природой этого продукта. Это не искусственная пена газированного напитка. И именно это роднит поэзию Пластова с классикой, как и мастерское владение точным словом. А от наших дней - ирония, без приправы которой не живет современная мысль и современное чувство».
Стоит отметить, что четвертый том собрания сочинений Михаила Пластова, опубликованный в 2005 году, представляет собой переиздание его же книги «Мандрата Пупа», впервые вышедшей в 1999 году. В новом издании публикуется авторский комментарий, а сама книга удостаивается Гран–при VI Российской Артиады и Гран–при Международной премии «Золотой грифон» Союза литераторов Российской Федерации. Решением Президиума РАЕН Михаил Пекелис (Пластов) за первые четыре тома собрания сочинений был удостоен серебряной медали Ивана Бунина.
Пятый том под названием «Детский лепет», вышедший только в 2007 году, содержит рассказы о послевоенном детстве автора. В предисловии к книге старший друг и соратник Михаила Пластова Коротич Виталий Алексеевич, известный поэт, прозаик, публицист, автор нескольких сборников стихов, в 1986 — 1991 годах — главный редактор журнала «Огонек», в 1991 — 1998 годах - профессор Бостонского университета, член Академии искусства и литературы США, лауреат Государственной премии СССР 1985 года, пишет: «Михаил Пластов вошел в тот замечательный возраст, когда все больше вспоминается и хочется записывать то, что вспомнилось. Согласно вечному афоризму, все мы родом из детства, и в рассказе о трудном начале жизни (а у кого-нибудь в бывшей нашей стране было легким начало жизни или какой-нибудь другой её период?) прозаик внимателен к деталям, живописен, трогателен, то есть профессионален как писатель…».
Книга условно делится на несколько глав – «Тихие игры», «Дитя улицы», «С миру по нитке» и «Лесные сказки». Редкий жанр «детские мемуары» позволяет Михаилу Абрамовичу правдиво, красочно, то смешно, то грустно передать атмосферу середины прошлого века. Каждый мини рассказ – это мини история, это загадочное эссе, это порыв души ребенка. Читая эти миниатюры, представляешь перед собой любопытного подростка, стремящегося как можно быстрее познать мир и найти свое собственное место под Солнцем.
В этом же году выходит и шестой том под загадочным названием «Филинляндия». И опять что-то новое в литературе! «Филинляндия» - книга мистификация, написанная в жанре минипоэмы. Подобный жанр никогда ранее не встречался ни в отечественной, ни в мировой литературе. Это новое открытие великого мастера. Осмысление архитипов, мифов с помощью других более универсальных мифолотем, всегда интересно, а в исполнении такого автора, как Михаил Пластов, оно еще необычно и по форме. Во вступлении к книге – «Филинляндия или забытая Страна Птиц» сам автор удивленно вопрошает: «Почему фортуна выбрала именно мою электронную почту, чтобы буквально засыпать мой компьютер материалами о загадочной Филинляндии, которая в мифах и преданиях известна, как Страна Сов и Жаворонков. Не знаю».
Эта удивительная книга, проиллюстрированная гравюрами Ю. Коннова, увлекает необычностью жанра: полуфантастикой и полумистикой, любовью к людям и природе, к животным и птицам, а главное – к историческому прошлому, которое почти легендарно и мифологически переплетается с историей нашей Родины. Здесь многое сложно понять и надо перечитать несколько раз, чтобы понять философию автора. Вот вам и ученый, вот вам и физик! Да, в творчестве Михаила Пластова переплелись не только «физика с лирикой», но и философия с бытием, глубокая духовность с жестокой реальностью.
Он одинаково прекрасен и в поэзии, и в прозе. Например, целое направление в творчестве Михаила Абрамовича посвящено детям. Сколько любви к малышам, какая забота о детстве! Но это не слащавая поэзия, а «юмор в коротких штанишках»:
Вежливый индюк
Шел индюк издалека,
Наступил на червяка.
Наклонился, извинился,
Извинился, посмотрел,
Поздоровался и... съел!
***
Самостоятельный цыпленок
Только вылез из пеленок
Желтый маленький цыпленок –
Сам пролез через забор,
Сам отправился во двор,
Сам нашел в кормушке крошки,
Сам их слопал все до крошки,
А потом
Под носом кошки
Сам к курятнику прошел.
Ну, цыпленок! Ну, орел!
***
В 2010 году в издательстве «Дом печати «Столичный бизнес» выходят несколько новых детских книг в серии «Книги для семейного чтения» - «Словарный запас», «Парад букв», «Алфавитный порядок» и другие. В этих добрых книгах ученый, поэт и литератор выступает в необычной новой роли воспитателя, учителя начальных классов, заботливого дедушки, помогающего ребенку освоить азы азбуки и алфавита, понять значение незнакомых слов, увидеть в обыденном необычное. Например, малыш надел новые штанишки и тут же влез в грязь. Мама бы поспешила поругать неаккуратного сынишку, а вот дедушка Миша (Михаил Пластов) поучительно сказал:
Приключение брюк
Портной пошил их в рубчик мелкий,
Утюг создал на брюках стрелки.
Ремень их сильно подтянул,
А Вася в грязь их окунул.
***
Не правда ли здорово? Никакого нравоучения, никаких нотаций, а коротко и ясно даже малышу: столько вложено труда, чтобы сшить красивые брючки, «а Вася в грязь их окунул». Поистине, если это талант с большой буквы, то он многогранен!
…С Михаилом Абрамовичем мне посчастливилось встретиться еще раз спустя два месяца. Вручая орден «Польза, честь и слава» I степени Международного наградного Союза Совета по общественным наградам ООН, Михаил Абрамович поинтересовался нашим азовским литературным объединением «Петрович» и был рад, что и в глубокой провинции есть творческие люди – настоящие ценители и хранители русской поэзии и прозы. На одной из своих книг, обращаясь к известному азовскому поэту Юрию Петровичу Ремеснику, немного старше Михаила Пластова по возрасту, поэт написал удивительный экспромт:
А мы проходим через пытки наши
И на ходу не ведаем о том,
Что поначалу и не больно даже,
Не так, по крайней мере, как потом.
И мы переболели ностальгией по будущему,
Больше не томит.
И самые на свете дорогие
Не ведают, чего у нас болит.
Мы наперед оставили так много,
Что горечь поражений не горька;
Мы никого уже не судим строго
Не изрекаем истин свысока.
А самые на свете дорогие,
Которым боль мы принесли одну,
Не верят, что наступят дни такие
Смягчающие душу и вину.
***
В недолгом разговоре Михаил Абрамович обратил мое внимание на свое стихотворение и попросил его запомнить:
Икая, каясь и зевая,
В помойку, вынося ведро,
Спеши, мой друг, не уставая,
Творить добро! Творить добро!
И не кому, и под секретом
Не выдай тайну доброты
Зимою, осенью и летом
Молчи, набравши в рот воды.
И пусть молва тебя прославит,
О добродетелях трубя,
Все время помни: ты не вправе
Забыть себя! Забыть себя!
Любовь к себе – она серьезно.
Любовью этой дорожи.
Во-первых, никогда не поздно,
А во-вторых, длиною в жизнь!
Пускай сосед тебя охает
И грязью обольет жена,
Любовь к себе – она такая
И как никто тебе верна.
Любовь к себе увидев люди
Тебя не смогут позабыть,
А если ты себя не любишь
Кого ж ты сможешь полюбить.
Поздравляя меня с высокой наградой, Михаил Абрамович быстро настрочил на книге М. Пластов. Собрание сочинений в 8 томах. Том 6. Филинляндия. Для семейного чтения.– М.: САМПО, 2007 еще один шуточный автограф, ставший для меня особенно дорогим и памятным:
Учить детей и хлопотно, и долго
Боюсь, что родилось, то родилось.
Но Вы, мой друг, движимый чувством долга,
Пахали и трудились, словно лось.
Ура! Пришел к тебе прекрасный миг –
Ручные дети, хоть и сам ты, Дик.
А завершить разговор об удивительном человеке – ученом, поэте, литераторе и общественном деятеле Михаиле Пластове, мне хотелось бы строчками его стихотворения, обращенными к нам – литераторам и читателям, критикам и поэтам, ученым и журналистам, простым горожанам и сельчанам - людям многонациональной и великой России:
Бирюк ты или непоседа,
Молчишь или трунишь, грубя,
Пойми, что главная победа
Не победить – понять себя!
Стыдлив, иль стыд тебе неведом
Упрёком совесть теребя,
Пойми, что главная победа
Не укорить – простить себя!
Застенчив, нагл, источник бреда,
Глуп, мудр… Время торопя,
Пойми, что главная победа
Не бить, а полюбить себя.
***
Сопредседатель Союза литераторов России, академик РАЕН, поэт Михаил Абрамович Пекелис вручает Маркиной Циале Николаевне, секретарю Союза литераторов Пушкинского района Московской области, медаль «За заслуги» от Совета по общественным наградам ООН в честь её 70 –летия. 26 февраля 2004 г.