ТЕОРИЯ СТРУН − ПОЭТИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ
Эта светлая тайна с рожденья
Зашифрована в матрице судеб:
Из Предвечного − Стихотвореньем
Были созданы первые люди!
С. Антипов
Здравствуйте, уважаемый читатель!
Перед Вами − новая книга из серии «Серебро слов». «Серебряная октава» − звонкий и чистый аккорд современной поэзии. Музыкальное название сборника –не случайно: здесь действительно можно встретить удивительные и порой неожиданные созвучия между стихотворениями разных авторов, − хотя каждому из восьми присуща неповторимая творческая индивидуальность!
В сущности, октава − это символ полного спектра, словно радуга, но − с выходом на новый уровень: до − ре − ми − фа − соль − ля − си − и снова до. Виток спирали, достигнутое совершенство − как повод не к успокоению, а к дальнейшему развитию. Ритм Вселенной, проявляющий себя в творчестве − стихах, музыке… а в обыденной жизни выраженный в понятии Времени. (Поневоле вспомнишь, что одна из новейших научных гипотез об устройстве мира называется Теорией струн!..) Отношения Поэта и Времени − тема по большому счёту неохватная. Но, как известно, в капельке росы отражается весь мир. Читая «Серебряную октаву», можно познакомиться с вариантами этих отношений. Если для Сергея Антипова − Время − это в первую очередь напряжённое, полное возможностей, ждущих реализации, и оттого трудное, но радостное Настоящее −
Наугад прочитаю прилипшие к нёбу молитвы,
Перебрав в забытьи самодельные чётки надежд.
Буду рад беспощадным движеньям оккамовой бритвы,
Всё, пора: затянулся маленечко мой перерыв на обед!
то в следующей подборке − Олеси Атлановой − мы окунаемся в нежную, лиричную, женственную атмосферу, основная нотка которой − память о Любви, которую хочется сохранить в сердце навсегда: «Давай вернёмся во Вчера, И пусть другим наступит Завтра…»
Хрустальным бисером украшен полог ночи,
На белой скатерти в стакане стынет чай,
И лишь струится грусть в тетрадку многострочьем…
Нет в мире радости светлее, чем печаль.
Посвящения любимым, друзьям. Память, светлая печаль об ушедшем… Поэт и Прошлое…
Ностальгические мотивы звучат и в подборке Галины Самусенко «Мгновенья жизни». Но здесь − иная «глубина погружения»: история семьи, рода живо предстаёт перед читателем:
Мать, отец, сестра, родня в деревне,
Двор, друзья − повсюду не одна.
Только вдруг в весёлый полдень летний
Прозвучало грозное − война!
Общее настроение стихотворений Алёны Кубекиной − безусловно, будущее. Предвосхищаемое, пред-видимое, пред-ощущаемое, вдыхаемое вместе с воздухом −
Похудел календарь, − и зима не обманет свой срок,
Пусть эмалью покроются быстро остывшие лужицы.
Сбросят ангелы дрёму, над городом перья закружатся.
Это время возможных чудес и забытых тревог.
Сказочно-мифологический элемент, − пронизывающий всё творчество Алёны Кубекиной, представлен в сборнике стихотворениями «Яга», «Рождённая морем», «Синяя борода», «Болотница».
Впрочем, многие взрослые верят в сказки. (А ещё − пишут сказки и даже порой живут в сказках!) Невольную перекличку со стихами Алёны мы услышим в подборке Марии Федорской «Фантасмагория» («Акка Кнебекайте», «Гуси-Лебеди»). Самый молодой автор сборника поднимает, пожалуй, самые трудные вопросы, которыми от веку задаются поэты, и даёт на них неоднозначные, для кого-то, возможно, спорные ответы. Отношения человечества с Богом − тема, которую под силу раскрыть не каждому. Марии это удаётся, хотя и через боль, − но как без боли, если «Христос распят На новогодней ёлке. Уже распят? Ведь только Рождество!» Время в поэзии Марии − категория достаточно условная: прошлое причудливо переплетается с настоящим, а личные часы и вовсе показывают «Ноль часов − ноль минут». И всё же чувствуется, что вот-вот «…качнётся секундная стрелка в часах, Запуская движенье всех стрелок».
Особым восприятие «четвёртого измерения» проникнута и подборка Дениса Минаева. Уже её название − «Заметки карандашом» − говорит само за себя: короткие зарисовки, будто вспышкой выхваченные из жизни моменты, концентрирующие в себе суть происходящего. Малая секунда может вместить в себя большое, значительное откровение − «О любви», «О природе», «О поэзии», «О жизни»: «Ночи тишину нарушив, Я курю на кухне снова. И вместить пытаюсь душу В Слово».
«Жизнь продолжается» − назвала свою подборку Ирина Розенберг − и точнее, пожалуй, не скажешь. Её Время характеризуется прежде всего чётким делением на «ДО» и «ПОСЛЕ» какой-то ключевой точки, точки нового отсчёта. В этих стихах можно почувствовать отзвук некоего разлома привычной жизненной непрерывности, в котором «Кто не погибнет сразу же, Выйдет, помолодев». Но эти «ДО» и «ПОСЛЕ» существуют только вовне, − на внутренних часах лирической героини поэтессы всегда одно время − Вечность:
Остаётся нетронутым лесом природа нутра −
В переломах времён своего не меняя обличья,
Выходя невредимой на свет из пустынь и трясин, −
Завершают сборник стихотворения поэтессы Ирины Чеботниковой. Вместе с автором мы совершаем неторопливую прогулку по временам года, наблюдая, как Время превращается в Круговорот, − и понимаем, что всё в этом бушующем мире рано или поздно возвращается на круги своя… А вместе с природой обновляется и оживает душа поэта:
Всё ж надеждой живу − вновь пригреются солнцем пригорки,
Заструится в траве торопливо тропинка-судьба.
И по ней побегут строчки весело, тесно и звонко,
И вспорхнёт карандаш, и начнёт выдавать кружева!
Вот таков этот сборник − звонкий и чистый аккорд… а точнее даже − мелодия, сыгранная на струнах Вселенной восемью прекрасными поэтами. Перелистните страницу и − слушайте!..
А. Русских
Просмотров: 11990
Комментариев нет
Рейтинг: 3.5 / 2
Добавил: mdenn77 в категорию Нетематические сборники
Оцени!