Линия жизни - как линия выбора
«Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт»… Удивительно, но этот полушутливый закон действительно работает - да ещё как! Называя проект «ЛитОгранка», мы имели в виду, что создаём новую площадку, на которой и начинающие, и опытные самобытные авторы смогут шлифовать свой талант, заставляя его сиять новыми гранями. И это вполне получилось, - но жизнь зачастую позволяет нам увидеть второй, глубинный смысл собственных слов и деяний… Так вышло и на сей раз.
Для каждого коллективного сборника, сколько бы авторов ни участвовало в его создании, какие бы «разношёрстные» произведения в него ни входили, непременно вырисовывается некая общая концепт- идея, - будто отбор материала производился немножко раньше, чем в редакции… и немножко выше. И вот, к третьему выпуску, общее «настроение» «ЛитОгранки» определяется уже довольно чётко: всё больше, от номера к номеру, произведений, в которых явственно звучит тема ответственности человека за выбор своего жизненного пути, ценностей, целей… в общем - тема огранки собственного характера… а в конечном счёте - ДУШИ.
Линия жизни - как линия выбора,
Что загадаешь - то и получится.
(Ольга Гультяева)
А когда мы учимся делать выбор? - ну конечно же, в детстве! К зрелому возраст человек подходит с уже почти сформировавшейся системой привычек и предпочтений, - и ох как печально, если в систему эту закрадывается «вирус» эгоизма (Лера из рассказа Натальи Григорьевой «Голубое пианино») или равнодушия («Грустный рассказ о благочинном и законопослушном обывателе» С. Карамова)! Но виноваты в этом чаще всего взрослые - не разглядевшие вовремя необходимости предупредить ребёнка об опасности тех или иных поступков и мыслей. Ведь не всегда в решающий момент окажется поблизости строгая, но справедливая Фея Времени («Сказка про мальчика Андрюшку», Н. Реморенко), готовая наглядно показать подрастающему человеку, куда в конечном счёте приведёт выбранный им способ жить… И не всегда хватит собственного здравомыслия удержаться от опрометчивых поступков - как хватило ребятам- одноклассникам в рассказе Юлии Исаевой «Взрослые дети». А зачастую и родительская позиция оставляет желать лучшего (В.Чёркин, «Глаза отца»)…
И всё же человек - пока он открыт к жизни - никогда не перестаёт меняться и менять мир вокруг себя. Проблему выбора не получается решить раз и навсегда. И даже после горьких уроков жизни -
Знала я, что никогда нельзя
Бескорыстной быть и откровенной… -
в который раз приходишь к выводу:
Но тогда бы я была не я,
Если бы любить вдруг разучилась.
(В. Карпушина)
Так прошло немало лет,
И судьбинские уроки
Наконец пролили свет
На причины и истоки… -
вторит своей поэтической строкой Сергей Антипов, чей лирический герой (очень похожий на автора!) научился
Чудеса свои вершить
Исключительно – с Любовью!
Конечно же, тематика 3- ей «ЛитОгранки» далеко не ограничивается подобными вопросами. Встретите вы здесь, как обычно, и бытовые зарисовки, и произведения с элементами мистики и фантастики (И.Митюшина, «Голубое солнце»), и острую сатиру (Н.Суденко, «В мире животных»), и нежную любовную лирику, и многое другое. К очень неоднозначным размышлениям может побудить читателя рассказ Романа Фазылова «Планетарий» - незатейливый, на первый взгляд, житейский сюжет раскрывается через параллель образов планетария и настоящего неба, когда привычный главному герою по работе «скрип механизма Вселенной» начинает доноситься «казалось бы, отовсюду». Скрипит машина… скрипит мироздание… и поневоле начинаешь слышать, как «скрипит» в унисон с ними человеческая душа, сделавшая неправильный выбор…
Собственно, с этого мы и начали?
Ну что ж, не буду утомлять читателя дальнейшими рассуждениями. Думаю, каждый найдёт на этих страницах что- то, созвучное и нужное именно ему.
Анастасия РУССКИХ