11:05 Книга по программе "Народное достояние"! | |
Сборник поэзии Никиты Брагина "Полночное паломничество" - настоящая ценность нашей литературы! Издание вышло по программе "Народное достояние" тиражом 3000 экземпляров!
Книги были вручены автору лично на встрече Союза Писателей в Москве!
На фотографии Никита Брагин оставляет автограф для редакции.
Введение Совсем непросто писать о новой книге Никиты Юрьевича Брагина. Очень непросто... Новый сборник стихов этого автора, несомненно, будет интересен тем, кто уже знаком с его творчеством. А что сказать читателю, который ещё не знаком с ним? Во-первых, нужнo понять, что автор – учёный, и подход его к стихосложению – это подход учёного. Но отнюдь не «учёного-сухаря» Первое, что сразу заметно в подборке, это стихи человека, «владеющего предметом», глубоко знающего историю, побывавшего во многих местах России и зарубежья. Все стихи не поверхностны, обращение к любой личности, к любой дате, событию можно не подвергать сомнению и не нырять в Википедию. Разве только для того, чтобы расширить свой собственный кругозор, свою эрудицию, узнать что-то новое, интересное. Пожалуй, без этого ряд стихов невозможно понять и оценить правильно. Иными словами, Никита Брагин требует от читателя подняться на его уровень, требует ненавязчиво, увлекая повествованием, разжигая интерес к описываемому. В этом прелесть его стихотворений на исторические темы, на библейские, на многие другие. Я звуки открываю заново, а слово не уйдёт из виду, – мозаикой Юстиниановой взывает вогнутость абсиды, и тайны каменного кружева несёт под купола хорал, и музыка, стихом разбужена, целует мраморный портал. Но льются горечью калиновой смятения, тревоги, грозы, и кровью проступает киноварь сквозь набегающие слёзы; покрыла серебро окалина, затмились углем образа, и засыхает на развалинах давно бесплодная лоза. Достаточно прочесть этот отрывок, и читатель легко убедится в том, насколько плотно увязаны техническая и лирическая составляющие текста. Насколько хорошо они «пригнаны», без всяких пропусков, пустых словечек, ненужных нагромождений. В работах Никиты Брагина, наряду со сложными понятиями и словами, нет никакой зауми, надуманности. Человек пишет о том, что он сам знает, видит и чувствует. Некоторая сложность обусловлена знаниями, которые есть далеко не у всех. Здесь ещё раз нужно «подтягивать себя», навёрстывать упущенное, перечитывать забытое. И делается это легко потому, что чтение увлекает, и не хочется прерывать его из-за собственного несовершенства. Очень интересны «экскурсы» автора. Причём не только в пространстве, но и во времени. Отличное знание истории сочетается с её лирическим восприятием, особым пониманием происходившего и личными переживаниями. Личными, но понятными любому, близкими, почти собственными. От страшных, хранящихся на генном уровне, до слышанных от родителей, дедушек и бабушек, запомнившихся из книг и кинофильмов. Ушёл к Тамани «Красный Крым», на дне «Червона Украина», и мы, последние, сгорим и кровью породнимся с глиной, горячим камнем и золой, костями, кирпичами, пылью – с любимой, вековой, могильной, всё принимающей землёй. Шурша скелетами столетий, в окопы сыпется она, – теперь мы ей родные дети, товарищ главный старшина. Всё похороненное в ней – керамики сухие гроздья, нагие острия кремней, тяжёлые отливы бронзы – всё перемешано войной, иссечено железным ливнем – Боспора золотые гривны, и чёрный лом брони стальной, и хоботы противогазов, и мраморный девичий лик, и нимфа в нежном хризопразе, и молнией – трёхгранный штык!
*** Ах, мистер Бергман, жизнь проходит не наизусть, а навсегда, трубят на рейде пароходы, гремят по рельсам поезда. На фоне праздничной Ривьеры в полнеба плавится закат и красит волны в цвет мадеры, созревшей сотню лет назад. А действие идёт к финалу, но не становятся новей ни блиц огней, ни звон бокалов, ни шелест пальмовых ветвей. *** Важное место в сборнике занимает религиозная лирика. Здесь не нужны пустые слова «сопровождения», какая-то объяснительная часть, инструкция. Достаточно просто привести несколько отрывков, и всё становится ясно. Не бойся нас, возлюбленное чадо! Твой звонкий смех для ангелов отрада, твоя слеза для схимника цветок. Ты музыка молитвенному слогу – и смех, и плач дитяти всходят к Богу, и никогда ты не был одинок в сём храме – мы давно тебе внимали с небесной радостью в земной печали... *** Но не слушал Спас молитвы, не стоял во храме Он, а сидел в избушке старой на краю села, где над маленьким ребёнком голубицей раненой пела песенку сестрёнка, пела и звала... И апостолы внимали, словно откровению, и сложили в красный угол хлебы и гроши догорающему слову, тающему пению, незаученной молитве, голосу души. И последнее, о чём ещё хотелось бы сказать... А может быть – и самое важное. Та часть подборки, в которой извечный вопрос – «кто прав, физики или лирики», стыдливо отступает, признавая свою полную несостоятельност Неси меня, река, на север уноси извилистым путём вдоль ветреного яра, к малиновым волнам кипрейного пожара, в девическую грусть берёзовой Руси. Неси меня, река, сквозь нестеровский лес, промеж холмистых гряд, где удит рыбу инок, где утренник звенит на хрупких иглах льдинок, и в облаках заря, как золотой обрез. *** Как больно возвращаться к дому детства, где из родных никто уже не встретит, но с подозреньем взглянет каждый третий... Ну почему не выдумали средства всё забывать – подъезды, окна, двери, лишь лица и любовь не покидая? А впрочем, я и памяти не верю, что ждать с неё? Обманщица пустая... *** Не всё на свете покупается, есть то, что достаётся даром, – тебе расскажет Подкопаевский о времени, как полночь, старом.
Пройди по осени и встреть его среди запущенных кварталов и переулков Рима Третьего, где кружится оно устало...
Пожалуй, на этом пора остановиться. Пора предоставить читателю возможность самому погрузиться в мир стихов Никиты Юрьевича Брагина, учёного и поэта. Никакой гид больше не нужен, только тишина и внимание... Лев Либолев
| |
|
| |
| Всего комментариев: 0 | |