Есть ли современная фантастика? Не умерла ли она вместе с братьями Стругацкими

Есть ли современная фантастика? Не умерла ли она вместе с братьями Стругацкими

Некогда люди полагались на волю богов и даже не помышляли о том, чтобы самим выйти за порог и начать изучать мир вокруг себя. Это было не просто страшно и опасно, но воспринималось как кощунство и богохульство. Веками ученые, рискнувшие разрушить привычные рамки, ставились вне закона. История знает массу примеров, когда человек, сделавший какое-то великое открытие, кончал жизнь в тюрьме или даже на костре как еретик. 
Только в конце семнадцатого — в начале восемнадцатого века наука вышла из-под тотального запрета и постепенно, сперва медленно и осторожно, а потом все быстрее и быстрее, неуклонно наращивая обороты, начала развиваться. Своего пика технический прогресс достиг в двадцатом веке, а в новом тысячелетии вышел на совершенно иной уровень. Вместе с формированием технической мысли появлялись не только неведомые доселе возможности, но и особенные мечты. Люди, которые прежде завороженно смотрели на звезды, наделяя их сверхъестественными свойствами, стали мечтать о том, чтобы попасть в космос, они принялись фантазировать о различных новшествах, которые облегчили бы их жизнь, словно по волшебству, о медицинских достижениях, которые смогли бы поставить человека на следующий этап эволюционного развития.
Естественно, все это нашло свое отражение в литературе. Постепенно стали появляться первые произведения, написанные в жанре, позже получившем название научной фантастики. Среди отечественных писателей в числе первопроходцев оказались В. Ф. Одоевский, автор вышедшего в 1840 году романа «4338-й год», А. И. Куприн, В. Я. Брюсов и другие. Наиболее известные западные фантасты первого поколения — Э. Гамильтон, Э. Р. Берроуз и другие.
В середине двадцатого столетия наука совершила новый виток. Космос стал ближе, мир понятнее, технические новинки широко вошли в быт людей. Научная фантастика не просто выделилась в отдельный литературный жанр, а была определена. Установили определенные каноны и цели, которые наиболее полно изложил основатель термина science fiction, британский инженер Хьюго Гернсбек. Сделал он это еще в 1927 году, когда сказал, что фантастика должна удовлетворять потребность в новых знаниях прежде всего людей технических специальностей и давать толчок для развития творческой инженерной мысли. В шестидесятых годах эти принципы стали основополагающими, но в то же самое время научная фантастика и объединила в себе традиционный для литературы драматизм, и создала множество конфликтов личности, и поставила перед обывателями новые морально-этические проблемы. Она стала тем звеном, которое объединяло науку и жизнь, реальность и мечту. 
Важно отметить, что настоящие книги в научно-фантастическом жанре формируют идеалы. Они заставляют человека поверить в себя и дают ему стимул двигаться дальше. Во власти фантастов — сформировать образ героев, которым хочется подражать. Но что едва ли не самое важное — многие придумки, которые казались чуть ли не волшебством на страницах книг, а в итоге стали реальностью. Привести примеры можно из обычной жизни. Телефоны, видеозвонки, голограммы и многое другое появились сперва именно в литературе, а лишь потом вошли в обиход.
Если говорить о ведущих русских фантастах прошлого века, невольно вспоминаются братья Стругацкие, чьи книги до сих пор служат своеобразным эталоном. Многие современники стараются ориентироваться именно на их творчество, создавая свои произведения. В книгах Бориса и Аркадия Стругацких высказано много интересных идей, все технические детали берутся не из воздуха, а базируются на твердом знании предмета, в них рассматриваются социум и проблемы человеческой психики. Одним словом, каждое творение классиков можно назвать шедевром.
Скептики, убежденные в том, что сегодня настоящая фантастика мертва, полностью вытесненная фэнтези, любят говорить, что после Стругацких нет никакого смысла даже пытаться написать нечто стоящее. Однако, как показывает практика, данное утверждение далеко от истины. Конечно, в последние годы развелось множество псевдофантастов, которые собственные безумные идеи возводят в культ науки и пытаются доказать, заодно снабдив книги какими-нибудь магами или еще чем-то мифическим. Тем не менее можно задаться целью и отделить зерна от плевел. Тогда становится очевидно, что современных писателей, готовых по-настоящему работать над своими произведениями и писать их в классических канонах без допустимых сегодня вольностей, по-прежнему много. Выделяется на общем фоне петербургский автор Фарра Мурр, из-под пера которого вышли антиутопическая фантастика «Третья сила» и фантастический детектив «Я есмь». В своих романах Фарра Мурр проповедует вечные ценности и незыблемую мораль. Он призывает творить и созидать, бороться во имя общего блага, делать новые шаги на пути прогресса, ставить перед собой цели и достигать их, не зацикливаться на войнах и разрушении и посвятить себя прогрессивным идеям в других областях. Он возвращает из небытия само понятие идеализма и вспоминает о человеческом героизме, делая его не чем-то умозрительным, а вполне реально-прикладным.
Купить книги в жанре научной фантастики можно в интернет-магазине «#Книга».

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети