06 Июл 2018
Чтение с малышами
Сегодня многие родители сталкиваются с серьезной проблемой — их дети не хотят читать. Им гораздо интереснее смотреть мультики, играть в компьютерные игры, часами просиживать в интернете. Мамы и папы начинают ругать малышей, заставлять их уделять время книгам и, в конечном итоге, формируют стойкую антипатию к чтению. При этом ни у кого не возникает сомнений, что литература — источник знаний и помощник в воспитании. Сказкотерапию применяют многие психологи в своей работе с подрастающим поколением. Существует немало книг, написанных о том, как научить детей читать и заинтересовать их процессом. И многие специалисты сходятся во мнении, что истоки нелюбви кроются в неправильном чтении с дошкольниками, которое не просто не вызывает интереса, а способно спровоцировать отторжение.
Если перелистать много тематической литературы, можно сделать определенные выводы и сформулировать несколько основополагающих правил, которым должны следовать родители, желающие, чтобы их ребенок читал. И все они сводятся в той или иной степени к главному тезису: чтение сказок не должно быть нудным и однообразным. Необходим интерактив, который поможет вовлечь малыша в процесс полностью. Как превратить чтение в интересную игру?
1. Необходимо читать вместе, даже если ребенок уже может делать это самостоятельно. Конечно, любой современный малыш лет с трех умеет обращаться с гаджетами. Он способен поставить себе аудиокнигу или, чуть позже, найти электронное издание. Однако если он постоянно будет общаться только с компьютером, то найдет себе занятие более динамичное. Родители сами должны подходить и предлагать почитать вместе. Причем им необходимо проявлять искреннее желание, а не выполнять обязаловку. Помните, дети очень чувствительны к любой фальши.
2. Выбирайте книги о вещах, которые малыш любит. Если ему нравятся сказки по Ивана-царевича, не следует навязывать ему рассказы о собачках. Лучше пойти в библиотеку и поинтересоваться новыми книгами на понравившуюся тему. Постепенно круг интересов будет расширяться, но бессмысленно стимулировать процесс искусственно.
3. Основа интерактивного чтения — вопросы. Даже самый маленький мальчик или девочка способен ответить: куда побежала кошечка? зачем зайчику морковка? Естественно, дети более старшего возраста могут усвоить и более сложные вещи. Спрашивая, родители вовлекают малыша в процесс и помогают лучше понять историю.
4. Необходимо обсуждать детали сказки. Здесь на помощь придут картинки. Взрослые должны заострять внимание на каждой иллюстрации, концентрируясь на мелочах. Конечно, мало какой ребенок сразу присоединится к дискуссии и станет говорить о собственных наблюдениях. Но этот навык придет со временем и сделает чтение более увлекательным и вдумчивым.
5. Важно, чтобы ребенок был не просто сторонним наблюдателем, которому рассказывают историю, а чтобы он сам стал ее неотъемлемой частью. Есть множество простых способов включить юного читателя в игру и сделать одним из персонажей книги. Прежде всего, психологи рекомендуют обсуждать эмоции персонажей и учиться реагировать на них. Если котик хочет спать, почему бы не погладить его по головке и не спеть колыбельную? А можно затянуть песенку с веселым мышонком!
6. Интересной интерактивной игрой может стать небольшой театр. Разыграв историю в лицах, малыш точно никогда ее не забудет и поймет все нюансы. Конечно, приглашать к себе десятки гостей, устраивать сцену и учить роли затруднительно и в большинстве случаев вряд ли возможно. Но каждый может изобразить звон колокольчика, рык медведя, щебетание птиц, показать радость, которую испытывает спасенная принцесса, или страх перед злым колдуном.
7. Не читайте долго, нудно и монотонно без пауз. Каждую интересность имеет смысл обсудить, спросить о ней мнение малыша, предложить свою интерпретацию момента.
8. Настоящим приключением станет, если родители прервут чтение и попросят ребят придумать, как сюжет будет развиваться дальше, легонько направляя и подталкивая фантазию крохи в нужном направлении наводящими вопросами. Это создаст иллюзию, что сказку придумали только что и рассказывают именно для этого мальчика или этой девочки.
9. Перелистнув последнюю страницу, не спешите убегать к компьютеру или плите. Спросите, понравилась ли ребенку книга? Хотел бы он прочитать что-то подобное в будущем? Если ему не приглянулась история, выясните почему?
10. Даже когда совместное чтение подошло к концу, не забывайте о сказке. Продолжайте обсуждать ее вечером или на следующий день. Стройте предположение, как развивались события после очередного "долго и счастливо", выясняйте, что произвело наибольшее впечатление и запомнилось малышу, предлагайте свои мысли по сюжету или его потенциальному продолжению.
Если следовать таким простым правилам, не потребуется тратить много времени и сил. Сказка не станет намного длиннее, и родители все равно успеют заняться своими неотложными взрослыми делами. Зато чтение превратится в игру, в которую семья сможет играть вместе. Эти моменты останутся в сердце даже через годы, привнесут тепло в отношения и привьют подрастающему поколению любовь к книгам.
Если понравился материал, нажмите «Поделиться».
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,