Литература — отражение образа эпохи. Но кто сказал, что на страницах книг должны быть сплошные комплименты? Если это так, то почему столь популярны, начиная с середины прошлого века, антиутопии? Жанр, в рамках которого на поверхность вытаскивается все самое плохое, неправильное, жесткое и возводится в квадрат? Возможно, время от времени людям необходима шоковая терапия? Им нужно увидеть, что не так, и попробовать изменить это, стать сильнее, свободнее, креативнее?
Роман М. З. Павла «Пробуждение Пети Савина» — история, способная заставить читателя содрогнуться, остановиться, осмотреться по сторонам и спросить себя: не являюсь ли я одним из персонажей? Частью той самой серой и безликой толпы? Не пора ли мне начать думать своей головой, чувствовать собственным сердцем, не вестись на провокации и не следовать шаблонам и стереотипам?
Мир, нарисованный на страницах, вымышленный. «Страна, в которой живут все эти люди и где находятся все эти скромные и унылые провинциальные города, называется Рудония. Рудония является диктаторской страной, в которой уже больше ста лет правит так называемая партия народных традиционалистов. Эта партия пришла к власти в 1897 году в результате государственного переворота, при котором была свергнута монархия и учреждена республика с единственной правящей партией. Ценности этой партии заключаются в практически полном неприятии всего нового и чуждого их культуре и традициям».
Как видно из приведенной выше цитаты, М. З. Павел решил написать свое произведение целиком и полностью по канонам жанра. Диктатура, серые будни, серый мир, серое общество, отрицание всего нового, яркого и светлого. Зашоренные в своем невежестве люди подчиняются еще более зашоренному правительству. И нет никакого выбора, никакой свободы воли, никаких личных желаний. Одним словом, ничего, что способно человеческое стадо превратить в настоящих Людей. В книге обращают на себя внимание безропотность и бессловесность, отсутствие креативности и абсолютно тупая, нежизнеспособная идейность. И кажется, что читатель видит мысленным взором картинку в черно-белых тонах, где царит разруха и нищета, где обрывки плакатов с лозунгами и газетных листов кружатся в воздухе, где за темными окнами прячутся от взглядов соседей запуганные человечки. Одним словом, все, о чем многие любят говорить, порицая общество последнего столетия, тут утрированно до невероятных размеров. Этот гротеск создавался не просто так. Он создавался для наглядности. С целью вытащить обывателя из зоны комфорта, буквально вытолкать его в большой мир, заставить отделить себя от стада и сделать индивидуальностью.
И на фоне всей этой серой унылости, на фоне тоски, захлестывающей с головой, как волна цунами, мы видим главных героев — того самого Петю Савина, которому посвящена книга, и его друга. Два детдомовских мальчишки по определению должны быть такими, как все. Но в душе каждого из них горит яркий огонек надежды, пылает пламя той самой пресловутой индивидуальности. В них живет бунтарский дух противоречия. Они готовы искать истину, узнавать правду. Они не слушают то, что им навязывают. Они задают вопросы, а это уже первый шаг к тому, чтобы докопаться до сути и стать строителем нового будущего:
«— А тех знаний, что тебе дают в школе, разве недостаточно? — спросил Коля.
— Нет. В том-то и дело. Всё очень однообразно и... в каком-то смысле даже бесполезно. Именно из-за однообразности этой».
Кумиры, идеалы, шаблоны — это не для таких людей. Они могут вести за собой, но хотят ли они вести? Или, может быть, они стремятся просто жить согласно голосу собственной совести, познавать мир вокруг, творить и созидать? И когда поставят перед собой вопросы, то есть сделают первый шаг, наступает пора перейти ко второму — отказаться от мнения любой «Марьи Алексевны», которая непременно пожелает тыкнуть пальцем в того, кто отличается от других, осудить его и, по возможности, испортить ему жизнь:
«— И что же у тебя за логика такая? Почему ты считаешь сумасшедшими людей, которые волнуются за нашу идейность? — спросил Коля.
— Потому что не должен человек настолько сильно волноваться о том, что другой человек читает, о чём любит поговорить и о чём он вообще думает. Понимаешь? — ответил Петя».
Книга М. З. Павла — это не попытка что-то или кого-то осквернить или обидеть. Это ода индивидуальности как таковой. Индивидуальности, которая является необходимой основой для творчества. Это попытка показать, как важно быть свободным, быть собой, чтобы стать частью по-настоящему красивого и гармоничного общества без перекосов и изъянов. Она актуальна в любое время, в любой стране, в любом социуме. Ибо доказала история: легко повести за собой толпу тому, кто готов, подобно утренней звезде, вспыхнуть на небосклоне. Но не каждый укажет достойный путь. А следуя зову толпы, так легко ошибиться и, подобно барашкам перед большим праздником, отправиться на заклание, весело играя в пустые, никому не нужные, вредоносные игры.