14 Сен 2018
Нина Романова: "Любовь и семья не имеют географической или временной привязанности..."

Медицина — профессия, которая требует от людей максимальной самоотдачи, умения слушать и сопереживать, стремления помогать другим и, как бы высокопарно это ни звучало, день за днем спасать мир. Только сильные духом могут встать на эту стезю и пройти по ней от начала и до конца. Врачи по определению должны быть эмпатами. Они обладают большой наблюдательностью и разбираются в человеческой психологии. Несмотря на то, что многие воспринимают медицину как нечто материалистичное и приземленное, только человек, обладающий высоким интеллектом, богатым духовным миром и очень большим сердцем, способен не просто прописывать таблетки, а исцелять. Возможно, благодаря всем этим особенностям профессии, с давних времен медики становятся писателями. Их творчество всегда близко людям, драматично и проникновенно. Ведь если не они, то кто способен приобщиться к тайнам чужой души, увидеть изнанку жизни и смерти, осмыслить разворачивающиеся перед их глазами драмы и изложить так, чтобы они стали близки всем?

Одной из современных писательниц, выбравших делом своей жизни медицину, является Нина Романова. Нина родилась и выросла в городе Екатеринбурге. После окончания школы в 1985 году она поступила в Уральский государственный медицинский университет. Профессиональную деятельность начала в 1992 году с работы участковым терапевтом в поликлинике Уральского отделения Российской академии наук. Но работа на участке не была пределом мечтаний для этой активной, деловой женщины. С появлением новых технологий в медицине появились и новые возможности. Вскоре Нина освоила УЗИ-диагностику, которая на тот момент только начинала развиваться и получать широкое применение в ежедневной практике врачей. 

2003 год стал для Нины Романовой поворотным. Вместе с детьми она эмигрировала в Канаду, где живет и сегодня в городе под названием Калгари. Там она продолжает заниматься медициной, несмотря на все трудности, с которыми традиционно сталкиваются наши специалисты, перебираясь в другую страну. Кроме того, она публикует медицинские статьи в «Canadian Journal of Medical Sonography» (2012–2017), делясь с коллегами своим опытом и немалыми знаниями, накопленными за тридцать три года практики.

Читать Нина Романова любила всегда. Желание писать проснулось рано. И уже в девяностые годы первые произведения автора были опубликованы на страницах газеты «Вечерний Екатеринбург». Примерно в то же время Нина стала лауреатом премии Московского журнала «Домашний очаг» в конкурсе на лучший короткий рассказ. А в конце прошлого тысячелетия, в 1999 году, свет увидела первая сольная книга писательницы «Непрочитанная записка», представляющая собой сборник рассказов. Переехав в Канаду, Нина Романова не оставила свое увлечение. Она продолжила писать. В 2004 году ее творения появились в русскоязычных печатных изданиях, выходящих в городе Калгари. На протяжении десяти лет рассказы автора регулярно можно было увидеть на страницах местной газеты «Колесо». 2016 год ознаменовался участием в национальной литературной премии «Писатель года – 2016». А в 2017 году в Москве вышел «Сборник произведений номинантов национальной премии «Писатель года» в основной номинации», в котором опубликованы два рассказа Нины: «Неправдоподобная история» и «Точный счёт».

В последнее время Нина Романова сотрудничает с новокузнецким издательством «Союз писателей». Совместная работа началась, когда Нина впервые подала заявку в программу «Новые имена современной литературы». С тех пор она получала писательский грант на конкурсной основе целых пять раз, что можно назвать своего рода рекордом. Были опубликованы книги Нины Романовой из серии «Повести в белых халатах»: «Узистка. Байки из ординаторской», «Терапевт», «Парашюты и парашютисты», «Главный врач». На данный момент писательница продолжает работу над циклом, к огромной радости своих поклонников. Кроме того, свет увидел медицинский детектив «Жизнь по Капельке». Стоит отметить, что все романы Нины так или иначе связаны с врачами, их жизнью и работой, что добавляет историям непередаваемый, уникальный колорит и гарантирует непредсказуемые финалы — в точности как в жизни. 

О себе, своем творчестве, основных идеях, которые отражены в ее книгах, рассказывает Нина Романова.

Екатерина: Здравствуйте, Нина. Почему главными героями Ваших историй всегда являются врачи — не учителя, полицейские, политики или кто-то еще? 

Нина: Я поступила в медицинский в 1985 году, то есть среди этих людей с их нестандартным чувством юмора, отношением к жизни, цинизмом, замешанным на чувстве эмпатии, я вращаюсь уже 33 года. Я понимаю и люблю медиков, знаю, о чем они думают, мечтают, шутят, чему радуются, как переживают свои ошибки и утраты. Я бесконечно уважаю этих замечательных людей, способных поспорить с судьбой и сохраняющих способность самопожертвования в этом материальном мире. Именно поэтому они мои герои — как в реальной жизни, так и на страницах моих произведений.
Преклонение перед людьми этой непростой профессии я высказываю словами одной из героинь «Главного врача» — Анны, которая говорит о муже-хирурге: 
«…напрашиваюсь к нему на операцию и стою в сторонке, пока он оперирует. Три-четыре-пять часов! С ног валюсь, а стою. Думаю — как же он вот так, каждый день, как у станка! А домой придет, сядет без сил на кухне — даже и ужинать не хочет, а я смотрю на него и думаю — Бог он. Вот так уважаю этого необыкновенного человека дома в трусах».

Екатерина: Врачи — народ особенный? В чем проявляется эта исключительность и как она отражена на страницах Ваших книг?

Нина: Если говорить о людях определенной профессии, то всегда можно найти особенности. Можно смело заявлять: «Юристы (учителя, военные, люди искусства и так далее) — народ особенный!» И это абсолютная правда, потому что профессиональная деятельность накладывает отпечаток, объединяет людей с общими интересами и чертами характера. 
Врачи, на мой взгляд, отличаются от людей, далеких от медицины, тем, что не имеют никаких иллюзий по поводу HOMO SAPIENS . Они встречают нового человека при его рождении и провожают в последний путь; им, как никому другому, известно, насколько хрупка жизнь, как легко потерять здоровье, без которого существование превращается в испытание. А потому многие понятия в результате специфики профессии меняют свое значение. Именно врачам открыты самые неприглядные стороны жизни — болезнь, немощь, страх, безнадежность. Легко любить и поддерживать красивых, здоровых, самодостаточных. A для того, чтобы изо дня в день протягивать руку помощи жалующимся, больным, зачастую озлобленным людям, нужно иметь поистине доброе сердце. В то же время плачущий у постели умирающего больного врач — это не проявление доброты, это проявление слабости в момент, когда необходима решительность и способность действовать.
Особенным у врачей, несомненно, является юмор. Он формируется в условиях повышенного напряжения с постоянным балансированием на границе жизни и смерти, а потому может показаться жестким и циничным. На самом же деле чувство юмора является одним из «хирургических инструментов», с помощью которого врачи борются с проблемами, усталостью, сомнениями и иногда даже отчаяньем. 
В моих книгах я стараюсь передать особенности склада ума и состояния души, сформировавшиеся в условиях постоянного стресса, отточенные повышенной ответственностью за здоровье людей и доведенные до совершенства оптимистичным взглядом на жизнь и способностью радоваться каждому дню. Мои герои не только сами никогда не унывают, но и поддерживают позитивный настрой своих пациентов. Врачи, как и все мы, встречаются со многими проблемами, любят, страдают, болеют. Они живут обычной, но в то же время незаурядной жизнью, своим примером доказывая, что жизнелюбие является лучшим средством борьбы с трудностями, что никогда не поздно все начать сначала и что происходящие с нами жизненные события имеют свою причину и не являются поводом для отчаяния.

Мнением об особенности медиков делится один из моих героев, отвечая на вопрос, отчего он не женат: «Видите ли, я — патологоанатом. Я врач, но врач не совсем обычный, в понимании рядового человека. Я лучше других знаю все внутренние людские секреты. Мне не хочется вас напугать, но я вижу людей насквозь. У меня начисто отсутствуют романтические иллюзии по поводу человеческого тела. Я знакомлюсь с женщиной и вижу, что у нее искривлена носовая перегородка, не здоров желчный пузырь, увеличена щитовидная железа, влажные ладони… Я не вижу, какого цвета ее глаза, но замечаю, что склеры слегка желтоваты и на правом глазу лопнул капилляр... Женщинам это не нравится…»

Екатерина: В чем главный принцип современного врача? Отличается ли психология доктора двадцать первого века от психологии доктора двадцатого (девятнадцатого, восемнадцатого и так далее) веков? Нашли ли психологические моменты, связанные с современной медициной, отражение в Ваших произведениях? 

Нина: Основной принцип врачевания не изменился со времен Гиппократа и остается актуальным по сей день — «НЕ НАВРЕДИ!», о чем говорит главный герой повести «Терапевт» Марк Теткин, беседуя со студентами.
Цели и задачи докторов в наше время не отличаются от задач предыдущих поколений врачей: сохранение здоровья и продолжение жизни пациентов. Психология же людей, работающих в медицине, несомненно, подвержена влиянию и изменяется в зависимости от изменений социума.
Я считаю, что основное влияние на изменение психологии врачей оказывает изменение психологии пациентов, злоупотребляющих широкодоступными источниками лжепрофессиональной информации, поощряющей самодиагностику и самолечение. Этой проблеме я уделяю много внимания на страницах своих книг, стремясь доказать, что врачи заслуживают большего доверия, и пациенты, как и доктора, должны принять к руководству главный принцип медицины, перефразированный в соответствии с нашим временем: «НЕ НАВРЕДИ СЕБЕ САМ»!
Говоря о влиянии социума на психологию современных врачей, я затрагиваю в произведениях такие моменты, как коммерциализация медицины, протекционизм, бюрократизм, которые, несомненно, ведут к снижению авторитета лечащих врачей. Затрагиваю обсуждение «злободневных» тем, таких как эвтаназия, по поводу которой ведутся многочисленные споры и обсуждения не только в нашей стране, но и за рубежом.

Екатерина: События некоторых Ваших книг происходят в России («Узистка», «Терапевт», «Жизнь по Капельке»), другие («Парашюты и парашютисты»), отправляют нас в путешествие в Канаду и США. Есть ли разница в менталитете между русскими и иностранными врачами? Сталкивались ли Вы с этим в жизни? Говорите ли об этом в книгах? 

Нина: Безусловно! Разница в менталитете американцев, канадцев и русских (здесь я имею в виду все русскоговорящее население) огромна! У наших соотечественников, проживших в Северной Америке десятилетие, мировоззрение меняется коренным образом. Я показываю это на примере главных героинь повести «Парашюты и парашютисты» — Саши и Таси.
Однако хочется сказать, что одни из лучших врачей в Штатах и Канаде — врачи, приехавшие из других стран, в том числе из России. Я убеждена (и всегда открыто заявляю), что если бы российские доктора имели возможности американских специалистов, оборудование и медикаменты, то равных им не было бы. 
То, что никогда не «убить» в наших врачах, что отличает их от коллег из любых других уголков мира, что сохраняется неизменным в иммиграции и помогает выжить и победить любые трудности, — это российское чувство юмора!

Екатерина: Драма, мелодрама, юмор или детектив? Ваши книги — это микс жанров. Но какой из них ближе Вам как писателю? Поклонникам какого жанра Вы бы рекомендовали свои книги?

Нина: Мои произведения не являются жанровыми, так как я не следую строгим литературным законам. Для меня главным является нравственное и эмоциональное развитие героя в современном мире, его отношение к сегодняшним проблемам, в основном моральным. Я бы, с Вашего позволения, отнесла свое творчество к мейнстриму. Этот термин в России зачастую употребляется по отношению к наиболее продаваемой, «рыночной» литературе, что является неверной интерпретацией определения. Произведения мейнстрима рассказывают о переживаниях обычных людей, затрагивают проблемы, понятные любому и волнующие всех. Это литература для широких масс в хорошем смысле, литература, близкая широкому кругу читателей по тематике затронутых вопросов. Как и в жизни, я не могу ограничиться только юмором, драмой, лирической линией… Если рассказывать о жизни, невозможно уложиться в каноны одного жанра. 
Так, например, в книге «Жизнь по Капельке», несмотря на то, что определила я жанр повествования как детектив, сама детективная линия не является главной и единственной. Мне интересна женщина, судьба которой разорвалась не только между эпохами, но и между двумя континентами, хотелось показать на ее примере, что общечеловеческие ценности, такие как любовь и семья, не имеют географической или временной привязанности. 
Герои моих произведений представляют собой разные поколения, и это не случайно! Мне безумно интересны молодые люди с их свежими идеями, новым отношением к жизни, желанием изменить мир к лучшему. И мне импонируют представители старшей возрастной группы, которые, с одной стороны, готовы поделиться своим опытом с молодежью, но, с другой, не отрицают необходимости и важности перемен, которые несет с собой молодое поколение.
Ну и, конечно, я не отхожу от своей главной темы — медицины, темы взаимоотношения врачей с пациентами, темы воспитания плеяды новых профессионалов, преданных великому делу врачевания, темы важности и необходимости доверия врачам для достижения общей цели сохранения здоровья.

Купить книги Нины Романовой можно в интернет-магазине «#Книга».
Классики и современники / 2222 / redaktor / Теги: детектив, Нина Романова, купить книгу / Рейтинг: 5 / 2
Всего комментариев: 1
avatar
1 Lara Sazhina • 04:40, 18 Сен 2018
Спасибо автору Др. Романовой и редакции за очень интересное и содержательное интервью. Очень будет интересно услышать про новые книги писателя и задумки на будущее, а так же об ее личных увлечениях и путешествиях. Будем с удовольствием следить за публикациями этого автора!
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов