Скворцова Анна Васильевна: писатель и педагог
08.10.2018 69 5.0 1




Для нас учителя примером были,
Ценили нравственность и прямоту.
С сознаньем дела хорошо учили,
С добром несли культуру, чистоту.
           Особенно сейчас я понимаю,
           Когда нас окружает строй другой.
           Я благодарность Богу посылаю,
           
Молясь, прошу им дать всем Лик Святой.


Нет работы интереснее, благороднее, значительнее и сложнее, чем работа педагога. Именно учителя ответственны за то, каким вырастет будущее поколение. На их плечах лежит колоссальная ответственность, нести которую по силам далеко не каждому. Стрессы — постоянные спутники этой профессии. И лишь огромная любовь к детям и понимание своего места в мире, своего предназначения, помогают день за днём справляться с тяготами и получать от них удовольствие.

Учителя — творческие люди по определению и психологи от природы. Поэтому не приходится удивляться, что среди педагогов немало писателей. Свой опыт они превращают в стихи и рассказы, в повести и романы. Примером талантливого человека, создающего жизненные стихи и прозу, настоящего Учителя, подарившего путёвку во взрослую жизнь нескольким поколениям, является Анна Васильевна Скворцова.


Анна Васильевна родилась 27 сентября 1945 года в городе Балаково Саратовской области. Уже в детстве маленькую Аню окружала творческая атмосфера. Её папа был самобытным поэтом, а мама вела дневник, записывая свои мысли в художественной форме. Родители девочки прекрасно пели, любили танцевать, увлекались музыкой. Анна закончила политехническую школу города Энгельса и поступила в Саратовский государственный пединститут. Своей профессией она выбрала математику, стройность и логичность которой её завораживали. После выпуска молодому преподавателю довелось поработать в районном центре Мокроус, пока она окончательно не осела в Энгельсе. Помимо математики, она преподавала информатику и неизменно пробуждала интерес к выбранным предметам у своих подопечных.

Желание писать появилось, когда Анна Васильевна вышла на пенсию. Накопившиеся мысли она выплёскивала в виде проникновенных стихов, чётко высказывая в них свою позицию по наиболее актуальным вопросам. Произведения писательницы отличаются правдивостью, искренностью и важностью вопросов, которые она рассматривает, о которых говорит откровенно, отказываясь подсластить пилюлю читателям, желающим, чтобы их гладили по головке и никогда ни за что не ругали. Помимо стихов, Анна Васильевна создаёт прозу. В основу рассказов ложатся реальные истории, которые произошли или могли произойти где угодно. Герои — обычные люди со своими слабостями, проблемами, сомнениями.

Читатели высоко оценили творчество Анны Васильевны, сумевшей нарисовать реалистичные, яркие, логически выстроенные, проникнутые нежностью и высокодуховные картины мира. Эксперты также не остались в стороне. Анна Скворцова получила немало высоких оценок. Сегодня она является членом Российского Межрегионального союза писателей (РМСП), членом Международного Союза творческих сил «Озарение» (МСТС), действительным членом Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина, членом Российского союза писателей, председателем жюри Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» (муниципальный этап с 2012 г., г. Энгельс и Энгельсский район), почётным автором издательства «Союз писателей», обладательницей Золотой карты VIP-клуба литераторов издательства. На счету Анны Васильевны — шестнадцать сборников стихов и прозы: «Жизнь без прикрас», «Рифма души», «Лучи Души, Огня и Света», «Энергия мысли», «Утро Воскресное», «Мелодия души», «Эйфория Весны», «Осенней мысли фейерверк», «Во Славу Божию», «Флюиды Духа и Любви», «Соприкосновение», «Аш два О», «Сюжет любви и счастья дастан подарит вам», «Союз стихов и прозы» и «Интеграл от альфы до омеги». В настоящий момент идёт работа над шестнадцатой книгой.

В честь дня рождения талантливой писательницы и Дня учителя, который в 2018 году традиционно отмечают 5 октября, мы решили узнать чуть больше о школе и о тех, кто в ней работает. Корреспондент издательства «Союз писателей» пообщался с Анной Васильевной и обсудил сладости и гадости школьных лет, проблемы современного образования и возможные пути улучшить ситуацию в будущем.

Екатерина: «Что такое школа: сокровищница знаний, социальная академия или дисциплинарный институт?»

Анна Васильевна: «Школа — это азбука знаний. Учителя обязаны грамотно развивать способности ребёнка, а воспитатели — растить достойного члена общества».

Екатерина: «Кто может работать педагогом? Какие личностные качества необходимы человеку, который решил выбрать эту профессию?»

Анна Васильевна: «В школе нет педагогов, есть учитель, любящий прежде всего человека, поэтому и к ребёнку он отнесётся с любовью и заботой. Он не заставит в холодном классе мыть полы холодной водой, он позаботится о голодном ребёнке, выпускающем стенгазету после уроков: либо поделится бутербродом, либо купит пирожок с чаем в буфете. Свой предмет учитель должен знать отлично, чтобы, объясняя, сложное свести к простому, не к отвлечённому, помня, что «математика — царица всех наук».

Екатерина: «Чем современные педагоги отличаются от педагогов времён СССР? Чей подход более правильный?»

Анна Васильевна: «Сейчас подход осовременили, компьютер — всему голова. Он-то и ест свободное время учеников и учителей для всевозможных отчётов. Как и сейчас, так и раньше были учителя и подобные им, которые, стремясь за титулами, шагали по душам детей, показывая все приёмы карьеризма».

Екатерина: «Как менялись школьники на протяжении лет Вашей практики?»

Анна Васильевна: «Я же в основном работала в советское время, когда статус у всех был один: рабоче-крестьянский. Но, наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что ребёнок уже рождается со своими особенностями характера. Задача учителей — указать ребёнку на острые углы, подсказать родителям, где яма, а где ухаб. Жаль, что по радио внедрили судить учителей дома. Ребёнок может вести себя по-разному: в школе — один, дома — другой. Нельзя при ребёнке раздевать учителя, как и учителю нельзя с ним ходить в один туалет, поэтому все передачи по телевизору, все фото учителя в нижнем белье компрометируют его, и оправдания этим поступкам нет. Такого учителя ученики сами вынесут из школы без увольнения администрацией».

                        Нельзя учить детей за деньги,
                        Как и любить за них нельзя.
                        Учитель в обществе — не стельки,
                        Он — человек, большой, друзья.
                        Нельзя толкать его к торговле.
                        Он должен с чувством знанья дать.
                        Бесчувственных, где денег ловля,
                        Из школы просто нужно гнать.

Екатерина: «Кто в конечном итоге отвечает за уровень знаний детей: министерство образования, школа, педагог, родители или они сами?»

Анна Васильевна: «За уровень знаний отвечает учитель, а в министерстве образования должны быть грамотные люди, с высшим педагогическим образованием, прошедшие работу в школе, тогда они будут знать и ценить время школьного учителя. Кроме того, именно министрам должно следить за качеством преподносимых знаний в учебнике. Нужен единый учебник для обучения без всяких выборов авторов учителями, утверждённый министерством. Кроме того, необходимо следить за весом этих книг, тетрадей, дневников, чтобы дети не горбатились. Я считаю, что важно отменить в школе систему не фиксированного времени начала уроков: раньше 1-я смена — 8.00, 2-я смена — 14.00. А вот 7-8-е уроки надо запретить».

Екатерина: «Соответствует ли современная школа требованиям, которые диктует время, или она, как говорят многие, устарела? Что бы Вы изменили в современном образовании, а что оставили бы прежним?»

Анна Васильевна: «Требованиям, которые диктует время, она соответствует: компьютеры позволяют, но с ними съедается живое общение, которое должно помочь уловить нюансы характера, расширить горизонты знаний, подбодрить и этим укрепить уверенность. На экзаменах, как консерватор, я бы оставила билеты и изложение, раскрывающее вопросы, а тесты — для домашней проверки знаний, с указанием, на что обратить внимание».

Екатерина: «На какие предметы Вы бы особенно заострили внимание сегодняшних учеников, с учётом спектра представляемых профессий и существующих тенденций на рынке труда?»

Анна Васильевна: «Вне всего — математика, она должна быть на первом месте, без сокращения часов, причём не надо забивать голову элементами из высшей математики, много интересного и в элементарной, которая для некоторых тоже очень трудна. А высшая математика — это для вузов. Что можно сказать о спектре представляемых профессий? Что бы ты ни закончил, если нет денег, будешь работать продавцом или менеджером, если есть связи, а остальные места покупаются, причём за большие деньги».

Екатерина: «Какое место Ваш предмет — математика — занимает в современной жизни? Всем ли он необходим?»

Анна Васильевна: «Без математики — как без воды: «и ни туды, и ни сюды».

Екатерина: «А что на счёт литературы: полезный ли это предмет в рамках школьной программы? Должны ли дети изучать классику, которая часто оказывается сложнее, чем они могут понять в столь юном возрасте, или, как в некоторых других странах, лучше сконцентрировать внимание на необходимости привить ребятам любовь к книгам и позволять в рамках программы читать произведения современных авторов?»

Анна Васильевна: «Да, классики не всегда понятны детям, но урок литературы нужен: для общего развития, для изучения и сохранения русского языка, для развития культуры современного человека, для привития любви к книгам, потому что они глубже, чем компьютерный текст, проникают в душу читающего, неся тепло автора и заряд его души, несмотря на длительный срок и на дальнее расстояние».

Екатерина: «Как складывались Ваши личные и профессиональные взаимоотношения с учениками? Какие техники Вы использовали, чтобы у них возник интерес к предмету? Что бы Вы посоветовали современным учителям, которые хотят наладить контакт со своими учениками?»

Анна Васильевна: «В рассказе «Письмо», которое было написано мне по прошествии тридцати с лишним лет, есть ответ на этот вопрос.

«Дорогая наша Яна Васильевна, здравствуйте. Пишет Вам ученица Инна Меркулова.
Наш класс был первым Вашим выпуском. Вы были для нас второй мамой, учили уму-разуму. Мы так радовались, что наш классный руководитель — учитель математики, красивая и молодая, а я радовалась вдвойне, ведь Ваше имя и отчество — как у моей любимой бабушки. Вы нам нравились за искренность, прямоту, независимость (это в то время), за умение доступно объяснять математику. Оценки — только заслуженные, хорошо выучив урок, и троечник мог получить пятёрку. Вы сами любили математику и эту любовь передали нам...» — тут Яна Васильевна, закрыв глаза, увидела Инку, маленькую девочку, с круглыми, жгуче-чёрными глазами-пуговками, тихоню, которая, затаив дыхание, слушала объяснения и хорошо училась, и тут же увидела Петьку Силаева, егозу, троечника, но душевного мальчика.
Открыв глаза, Яна Васильевна продолжала читать: «…Наша школьная буфетчица, сожалея о Вашем отъезде, рассказала однажды нам, как Вы в одну секунду решили ей задачку для её сына-пятиклассника, на движение в одном направлении, с промежутком во времени и пути. Эту задачу ей другие учителя математики не решили, сославшись на занятость, а Вы, в левой руке держа сардельку, а в правой – ручку, на ходу выдали решение. Мы Вами гордились, спасибо Вам, Ваша скромность покоряла нас, Вы были для нас лучшим человеком в школе, не жалели своего свободного времени...» — и тут Яна Васильевна чётко увидела зимний стадион, где она в кругу своих учеников. Федька Фёдоров, случайно или нарочито, попал снежком, который скатился с плеча. Потом они катались на санках, где больше всего им нравилось катать её, но при повороте мальчишкам хотелось увидеть её в сугробе. Но в другой раз при посещении стадиона ученики дали её урок катания на коньках. Визгу от удовольствия было много, её дети были радостными и счастливыми. А она, от своей неопытности, упав, подарила вывих большому пальцу на руке, который остался на память.
Картинка растаяла, а письмо просило чтение: «…И Вы, такая молодая, не боялись одна с целым классом отправляться в поход, даже хулиганов не боялись брать. И я сейчас Вами горжусь, Вы молодец! Математик и поэт в одном лице! Потрясающая женщина! Я желаю Вам благополучия, оно только украсит Вашу интересную жизнь.

Ваша бывшая ученица, нынешняя учительница с 33-летним стажем Скурат Инесса Витальевна».

Прежде всего, учитель должен быть справедлив: и когда оценивает знания, и когда ищет виноватого».

Екатерина: «Спасибо, Анна Васильевна, за интересную беседу. Удачи Вам во всех начинаниях, долгих лет и вдохновения!»

Поздравляем Анну Васильевну Скворцову с прошедшим днём рождения, а всех учителей — с профессиональным праздником!

 




Читайте также:
Комментарии
avatar
Очень точно чувствует эту тему Анна Васильевна. И главное, наверное, это то, что профессия учителя - это в первую очередь способность любить. Любить того, комку посвящаешь жизнь.
avatar