Книгу написать может только тот человек, которому есть что сказать миру. Писателю необходимо многостороннее образование и богатый жизненный опыт, который складывается из большого количества увлечений, интересной работы, общения со многими людьми, умения слушать и слышать, подмечать детали и складывать разрозненные фрагменты воедино, а также множества пережитых историй, которые способны вылиться на бумагу и увлечь читателя. Важным качеством является способность наблюдать за окружающим миром, анализировать происходящие ситуации, быть неравнодушным и готовым непрестанно искать ответы. Всё это можно сказать о нашем современнике Владимире Волковиче.
В одной из своих книг, основанной на автобиографических событиях, Владимир рассказывает о мальчике, который родился на старом кладбище «Тат-мазар» в городе Казани в последний год войны. Этим мальчиком был будущий писатель. Вблизи могил отец ребёнка построил небольшой дом, где появились на свет его сын и дочь. Но в 1947 году колесо репрессий вновь повернулось, и тех, кому удалось выбраться живыми из ГУЛАГа, стали опять арестовывать. Отец, который уже отбыл срок в лагере, решил не искушать судьбу, забрав семью, уехал на Урал, в Нижний Тагил, где жила его сестра.
«Говорят, что Урал — вторая Швейцария, но это неправда, Урал красивее Швейцарии, – в одном из своих интервью сказал писатель. – Красивее своей седой, дикой естественно-природной красотой, своим необыкновенным разнообразием, своей неповторимостью и богатством недр, гор и лесов…» Волшебный край, в котором прошло его детство, повлиял на увлечения и взгляды молодого человека. Живя в этом чудесном краю, любознательный мальчик просто не мог не стать туристом, исследователем того богатства, которое подарила людям природа в этих местах. Владимир поднимался на вершины гор, сплавлялся на плотах по бурным рекам, не страшась опасности. В шестнадцать лет, работая в геологоразведочной экспедиции, Владимир встретился в тайге один на один с царём уральских лесов – медведем. Чем эта встреча закончилась, он рассказывает в своём произведении. Позже он снова столкнулся с медведем в Забайкалье, но охотиться там довелось на сохатого (лось). Зато в Татарии – на кабана, в Белгородской области – на косулю, а в тундре – на пернатых. Из своих путешествий молодой человек привозил интересные камни. Минералогия стала его хобби, а коллекция, которую он собрал в те годы, впоследствии не раз переезжала вместе с писателем. «Там были мрамор и малахит, горный хрусталь и дымчатый кварц, аметисты и голубая лазурь, железный и медный колчедан в кристаллах, агат и золотые крупинки в кварците, слюда-биотит и лунный камень», – перечисляет Владимир. Многие камни он подарил друзьям, но часть из них сохранилась до сих пор.
После окончания школы Владимир Волкович отправился поступать в Уральский политехнический институт. Как и многие молодые люди того поколения, он хотел заниматься физикой и был преисполнен желания стать студентом физико-технического факультета. Однако в приёмной комиссии молодого абитуриента отговорили от поступления на этот факультет, и даже недвусмысленно намекнули, по какой причине ему там учиться нежелательно. Предложили поступать на строительный, что он и сделал. И никогда после не пожалел. Он вёл активную социальную и общественную жизнь, писал юморески для студенческих газет, и когда в вузе открылся факультет общественных профессий, стал параллельно учиться на отделении журналистики.
Окончив Уральский политехнический институт, где была военная кафедра, Владимир получил воинское звание лейтенанта и вместе с другими выпускниками был направлен в Забайкальский военный округ по гражданской специальности – инженер-строитель. Там довелось участвовать в строительстве шахт и хранилищ для ракет, производственных помещений, военных городков. Надолго в армии молодой человек не остался, несмотря на то, что получал немало интересных предложений. Следующим местом, куда отправился Владимир Волкович, стал уральский город Златоуст. Далее ему довелось работать в Набережных Челнах, в Старом Осколе, в Белгородской области. Позже был дальний Север, строительство радиорелейной станции в Азербайджане, годы в Ульяновске. И это далеко не вся география жизни писателя.
Строительные работы не могли полностью удовлетворить потребности к созиданию, которая всегда была присуща этому талантливому человеку. Владимир Волкович не прекращал литературные опыты, начатые ещё в студенческие годы. Он был внештатным сотрудником ряда газет в городах, куда его заносила судьба. В разные годы им создано немало рассказов и повестей, многие из которых опираются на личный опыт автора и в той или иной степени могут быть названы автобиографическими.
Сегодня имя Владимира Волковича известно многим читателям и экспертам не только в России, но и за рубежом. Писатель живёт в Израиле и является автором книг в разных жанрах, основанных на реальных событиях из его жизни, жизни близких людей или мировой истории. В последнее время он сотрудничает с новокузнецким издательством «Союз писателей», где вышли его исторические романы «Побеги древа Византийского» и «Политрук». Оба произведения были опубликованы по программе «Новые имена современной литературы».
О себе, своём видении литературы и собственном творчестве Владимир рассказывает корреспонденту издательства «Союз писателей»:
Екатерина: «Откуда Вы берёте свои сюжеты? Сколько в них исторической правды, а сколько вымысла?»
Владимир: «Когда я слышу такой вопрос, всегда вспоминаю Стендаля. Он однажды нашёл обрывок газеты с объявлением, из которого и родился впоследствии роман «Красное и чёрное». Сюжеты моих книг и рассказов – это, как правило, реальные исторические события, а герои имеют реальных прототипов. В разных произведениях процентное соотношение реального и придуманного меняется в зависимости от конкретных ситуаций. Я обычно беру историческое событие и разворачиваю его, насыщаю героями (реальными и не очень), вношу некоторые эпизоды, о которых не упоминается в исторических исследованиях, но которые очень даже могли быть. Создаю и разворачиваю образы героев, о которых лишь слегка упоминается (или вовсе не упоминается) в истории. Иначе, другими методами, художественное произведение не получится. Толчком к созданию произведения почти всегда служит небольшая заметка, статья или упоминание где-либо.
Так, роман «Хмель-злодей» родился у меня после прочтения кровавой истории восстания в Малороссии под предводительством Богдана Хмельницкого, он написан, следуя источникам, оставленным свидетелями и дореволюционными историками, над которыми не довлели цензурные запрещения Советской власти.
Роман «Судьба на роду начертана» родился из рассказов одной из дочерей будущих героев о необыкновенной судьбе своих родителей.
Роману «Побеги древа Византийского» положил начало рассказ о потомке византийских императоров Михаиле, ставшем русским князем, генерал-майором, командиром кавалергардского полка. Он — участник Первой мировой и Гражданской войн. Я не копирую судьбы реальных прототипов, герои могут поступать совершенно по-иному, чем те, на основе которых они были созданы».
Екатерина: «Кто является героями Ваших произведений? У многих ли есть реальные прототипы?»
Владимир: «Да, герои моих произведений имеют, как правило, реальных прототипов. Это касается не только романов, но и рассказов, добрая половина которых основана на событиях, произошедших в моей бурной жизни.
Что касается романа «Политрук», то он почти весь написан на реальной основе. Даже имена и фамилии героев (а их в книге несколько десятков) — реальные. Основой для создания романа послужили рассказы и записи моего старшего брата Ильи, ушедшего на фронт после десятого класса и окончившего войну в Берлине штурмом рейхстага. Это было необыкновенное поколение, истреблённое войной. В дивизии, в которой он служил с самого её формирования и до конца войны, трижды сменился состав. Тех, кто прошёл с нею весь военный путь, тем более на передовой, осталось всего несколько человек, многократно раненных и рано ушедших от нас из-за болезней. Достоинство книги в том, что война в ней преподносится глазами «человека из окопов». В ней — вся грязь, и боль, и кровь, и смерть, но и высокое мужество, и отвага, и реальные чувства бойцов и командиров. И любовь…»
Екатерина: «Если говорить о романе «Побеги древа Византийского» и Вашем личном отношении к истории двадцатого века, какой выбор на месте Михаила Вы бы сделали? Остались бы в новой, враждебной ему реальности или попытались бы найти своё счастье в другой стране?»
Владимир: «Это — сложный вопрос. Я пытаюсь создать образы людей, которые оживают на страницах моего произведения, и ты уже сам не веришь в то, что они придуманы. Герои начинают действовать согласно своей личности, своего воспитания, своего понятия о чести и мужестве. Они руководят мною, моим пером, они действуют так, как подсказывает им совесть, и я не в силах это изменить. Михаил — один из главных героев, и, естественно, я наделил его теми качествами, которые исповедую сам. Он поступает в своей нелёгкой жизни так, как поступил бы и я на его месте.
В романе есть эпизод, когда между лучшим другом Михаила по Пажескому корпусу происходит столкновение, их действия и помыслы разошлись. Друг, как истинный защитник своего отечества и того старого строя, решает бороться с «красными», а Михаил, тоже понимающий, по-своему, как надо защищать отечество, решает примкнуть к новой власти. Это — трагический момент для всех офицеров, дворян, интеллигенции России. Михаил вынужден убить друга, чтобы не убили его самого, и это мгновенное решение лишает его покоя и ввергает в глубокие переживания.
Я специально отметил, как революция разделила Россию на два непримиримых лагеря, в каждом из которых оказались те, кто ранее были друзьями и родственниками, и даже отметил причины, по которым это произошло. Всё, конечно, в художественной форме.
Но во время Первой мировой войны у Михаила появляется новый друг — сын императора Австро-Венгрии Рудольф, лейтенант австрийской армии, воюющей против России. В бою Михаил спасает его от смерти. Они становятся родственниками, Рудольф женится на сестре Михаила и с молодой женой уезжает в Германию. Проходит много лет, и уже в ноябре сорок первого года в танковом бою под Тулой Михаил вновь спасает командира танковой дивизии армии Гудериана, генерал-майора Рудольфа, от смерти. Таковы парадоксы жизни, истории и войны».
Екатерина: «Что, на Ваш взгляд, обязано быть в современной литературе? Насколько Ваши книги соответствуют этим требованиям?»
Владимир: «Я считаю, что после прочтения книги человек должен глубоко задуматься и осмыслить то, что он прочёл. Конечно, это касается взрослого читателя. Я не буду оригинален, если вслед за известными писателями отмечу, что все знания об окружающем мире человек черпает из книги. Художественная литература поднимает такие вопросы человеческого бытия, которых не всегда может коснуться научно-прикладное знание. В книге, с моей точки зрения, должно совмещаться художественное исследование человеческой души, совмещённое с интересом, глубоким переживанием, эмоциональной составляющей. Герои книги невольно должны вызывать у читателя чувство сопричастности, соучастия в происходящих с ними событиях, должны подводить к познанию высшего смысла человеческой жизни, способствовать умению отличить добро от зла, воспитывать высшие морально-этические качества, участвовать в становлении личности человека. Только тогда издание книги будет оправдано.
Я противник лёгкого «чтива», как говорят — прочитал и забыл, чтение хорошей книги — серьёзный труд, а не развлекаловка. Потому сейчас и начинают чётко выделяться те, кто читает, и те, кто видит в книге лишь развлечение. Это особенно заметно по людям, с которыми общаешься…»
Екатерина: «Как Вы считаете, кто потенциальный читатель Ваших книг?»
Владимир: «Мои книги предназначены для взрослого читателя, ожидающего от чтения не просто интереса, волнения, переживания, часто слёз, но и делающего для себя некоторые открытия, узнающего что-то новое о человеческих чувствах и взаимоотношениях в разрезе той ситуации и того времени, которое описывается.
В моих произведениях есть всё, что случается в нашей жизни: любовь и ненависть, верность и предательство, щедрость и скупость. Здесь есть элементы мистики, детектива, трагический поворот судьбы и чудесные спасения. Я пишу о войне и о мире, о кровавых правителях и настоящих героях, о безалаберности и об ответственности, о глупости и о глубине ума. Я верю, что читателю, подружившемуся с героями, не захочется расставаться с ними по окончании книги, даже если герой умирает. Жизнь продолжается, и его ждут новые герои…»
Купить исторические романы Владимира Волковича «Побеги древа Византийского» и «Политрук» можно в интернет-магазине «#Книга».
Просмотров: 996
Комментариев нет
Рейтинг: 0.0 / 0
Добавил: Shmaksya в категорию Классики и современники
Оцени!
Выбор редакции - лучшее
[26]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[106]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[432]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [808] |
Творческая жизнь
[284]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1067] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [53] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |