Есть в поэзии Высоцкого одна редкостная особенность. Лирический герой многих из них не тождественен автору. Хотя во времена Владимира Семёновича ещё и не слышали о таком понятии, как «ролевик», его поэзию с полным правом можно назвать «ролевой». Что и не удивительно, ведь Высоцкий был не только и не столько поэтом, сколько актёром, потому и в стихотворениях своих как бы доигрывал те роли, которые не удавалось сыграть на экране. Особенно заметно это в текстах, написанных от лица неодушевлённых предметов, например, микрофона, брошенного корабля и самолёта-истребителя.
Сам Высоцкий войну не застал, но его военные песни не оставляли равнодушными даже тех, кто о боях знает не понаслышке. «Ты, Володя как будто со мной в рядом в кабине сидел», – сказал однажды лётчик-фронтовик, услышав песню об одном воздушном бое. Многие и сегодня убеждены, что Высоцкий бывал не только в горах, но в местах, не столь отдалённых. Иначе откуда бы, мол, в его репертуаре взялись песни типа «Баньки по-белому» или «…того, кто раньше с нею был…»? Не иначе, за песни свои антисоветские сидел. Вы бы ещё сказали, что Высокий и в «жёлтом доме» лечился, ведь есть «Письмо, написанное в редакцию передачи «Очевидное – невероятное» из сумасшедшего дома». Но это всё, опять-таки, блистательный театр одного актёра на бумаге. А в песне «Диалог у телевизора» Высоцкому удалось сыграть сразу две роли. Кстати, вошли в учебник по русскому языку для 5 класса вот эти строки:
Во мне два «я», два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега...
Собственно, с тех давних школьных пор они, что называется, запали в душу. И много лет спустя мне удалось найти полный текст этой песни. За ней последовали другие. К тому моменту я уже давно писала собственные стихи, потому не могла не обратить внимание на необычные образы и нестандартные рифмы. Как, например:
Было когда-то – тревожили беды нас, –
Многих туман укрывал от врагов.
Нынче, туман, не нужна твоя преданность –
Хватит тайгу запирать на засов!
(с) Туман
Или общеизвестное:
Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,
Пусть дождём опадают сирени,
Всё равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
(с) Лирическая
Но главным для меня в песнях и стихах Высоцкого было и осталось, пожалуй, то, что в каждой песне есть своя история, есть персонаж, его судьба, его переживания и чувства. И истории эти с годами не утрачивают актуальности, «потому что добро остаётся добром в прошлом, будущем и настоящем!» – так писал Высоцкий в «Балладе о времени». Возможно, поэтому созданные им строки не подвластны времени. Песни Высоцкого знают и любят даже те, кто не застал в живых поэта, что во многом является заслугой Никиты Высоцкого и фонда «Своя колея». А те, кому, как нашему автору Александру Людмилину, довелось увидеть поэта в живую, трепетно хранят память об этой встрече. «В моём кабинете издавна висит его портрет», – признался Александр. В те годы пластинок с песнями поэта было мало, сборники стихов были редкостью (книга «Нерв» вышла в год смерти поэта), но народ заслушивался его песнями, звучавшими, как говорится, из каждого утюга.
Не затихает их звучание и в наше время, причём не только в столицах, но и по всей стране. Так, каждый год в Чистополе проходит фестиваль, где старшеклассники из деревень и районов поют песни Высоцкого и читают его стихи. Некоторые поклонники скептически относят к песням Высоцкого в другом, не авторском исполнении. Хотя сам Высоцкий в интервью признавался, что петь не умеет. А песни его – это просто стихи, на музыку положенные. Впрочем, сегодня не проблема отыскать понравившуюся песню в любом исполнении, и авторском в том числе. Как бы то ни было, песни и стихи Владимира Высоцкого продолжают жить после того, как поэт переселился в мир иной, а их исполнение любителями и профессиональными артистами и певцами означает одно – подлинное народное признание. Потому что в каждой живёт и, несомненно, будет жить частица души автора.
А какая Ваша любимая песня из написанных Высоцким? Делитесь в комментариях.
|
Всего комментариев: 5 | |
| |
[Юрий Терещенко]
То,