27 Янв 2019
Знакомьтесь: Рената Юрьева

Лет двадцать назад, когда на дворе стояли лихие девяностые, слово «патриотизм» услышать было невозможно. Некоторые даже искренне верили, что оно является почти ругательным. Но годы идут, смута осталась в прошлом, и Россия вновь вспомнила о вечных и незыблемых ценностях, одной из которых является любовь к Родине. Сегодня патриотическому воспитанию уделяется немало времени и внимания. И начинается оно со школьной скамьи, когда с совсем еще маленькими детьми ведут беседы о чудесах родного края и великих страницах истории государства Российского, тем самым прививая им гордость за свою малую Родину и свою страну.

О том, что такое Родина и как вложить понимание этого понятия в сердца ребят, мы побеседовали с современной писательницей и педагогом Ренатой Юрьевой, среди произведений которой немало стихов и рассказов патриотической тематики. Рената является автором книг: «Незабудки», «За мечтой», «Память», «Рябиновый рассвет», «Прикосновение» и другие. Она также неоднократно участвовала в коллективных проектах, посвященных ее родному краю - Новосибирской области. В частности в этом ключе можно выделить сборник «Сибирская околица».

Итак, что же такое патриотизм в двадцать первом веке и как правильно говорить о нем с подрастающим поколением?

Екатерина: Что такое патриотизм? Существует ли такое понятие в современном мире или было утрачено после распада Союза да так и не восстановилось?

Рената: Я понимаю патриотизм как любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. В чем выражается эта любовь? Прежде всего, в особой привязанности к своей стране; в ощущении своей сопричастности к ней, в желании и умении проявлять заботу о ней.
Уверена, что я не сказала ничего нового: так думали и считали во все времена, и это будет моим ответом на вопрос: утрачено ли оно – чувство патриотизма. Оно просто априори не может быть утрачено, оно из категории вечных ценностей, потому что именно патриотизм является гарантией того, что мир жив. Возможно, не все говорят так высокопарно, но суть остается. Я бы не хотела сравнивать уровень патриотизма в разные периоды истории нашей страны, хотя так и подмывает отдать плюсы эпохе моего детства, потому что в этом есть доля истины. Но приходится признавать, что изменения в обществе неизменно приводят к изменениям в сознании человека. Особенно в связи со стиранием границ между странами. И все-равно я уверена, что страны и люди сильны именно таким вот необходимым и вдохновляющим принципом, как патриотизм.

Екатерина: Насколько патриотизм важен для современного человека? Можно ли воспитать это чувство у взрослого или необходимо заниматься этим вопросом со школы?

Рената: Несомненно важен! Потому что такой бесценный дар, как жизнь, данный человеку, потеряет всякий смысл, если он будет жить в постоянном угнетении от нелюбви к тому месту, где вырос и живет. Любовь к родине (а именно с этого начинается патриотизм) зарождается с самого нежного возраста. Должна зарождаться! А этом может происходить изначально только в семье. И мне жаль тех родителей, которые не понимают этого, позволяют себе нелицеприятные высказывания в адрес своей страны, людей, живущих рядом, потому что их слова становятся теми сорными семенами, из которых произрастают негативные проявления и чувства у их детей, и, между прочим, нередко, они бывают направлены и на своих родных. Конечно, есть много учреждений, и, прежде всего, школа, которая пытается сеять «разумное, доброе, вечное». Но тот, у которого есть дачи-огороды, прекрасно понимают, что несмотря ни на какие ухаживания за культурами, сорняки имеют обыкновение и удивительную настырность произрастать снова и снова, прорываясь в самых неожиданных местах. Поэтому, к сожалению, формирование хороших качеств – это всегда большой труд, в отличие от вредных привычек, которым достаточно только подражание. Всё идет из детства. Во взрослом возрасте уже сложно что-то менять, т.к. человек отчего-то утрачивает способность верить, контролировать себя, и главное, признавать себя в чем-то виновным или неправым.
Патриотическое воспитание в нашей школе имеет приоритетное значение. Так было всегда. И это не надуманное принудительное решение. Это та закономерность, которая истекает из самой цели образования ребенка. Оно проникает и пронизывает все другие направления, потому что смысл его такой: все, что мы не делаем, живем, чувствуем, - все для лучшей жизни именно там, где живем.
Счастье можно обрести и там, где родился, вопреки расхожей фразе «хорошо там, где нас нет». Это трудно понять и принять, ибо это предполагает работу души, разума и рук. Но только так и можно познать истинность счастья. Вот почему я считаю патриотическое воспитание очень важным.

Екатерина: Какие инструменты патриотического воспитания детей реально существуют сегодня? Какие Вы бы рекомендовали добавить, если бы это зависело о Вас?

Рената: Их много. И было, и создается с каждым разом. Надо отдать должное, сейчас усилилась работа в данном направлении среди обучающихся и молодежи. И все-таки считаю, что основным и самым эффективным способом является личный пример, личная вера в то, что делаешь и чувствуешь. Это очень важно, так как дети, как лакмусовая бумажка, очень чутко улавливают на интуитивном уровне правду и фальшь.
Сейчас наступает пора традиционных месячников военно-патриотического воспитания.
Я рада, что эта традиции сохранились с моих школьных лет. Вот и сейчас я хожу в звании начальника Гражданской обороны. Не школа - а отряды во главе с командирами из старшеклассников. Каждую субботу провожу планерки, где заслушиваю рапорты командиров о проделанной работе и знакомлю с планами на следующую неделю. Присваиваю звания, в том числе и внеочередные, за успеваемость, участие, победы и добрые дела. Играем в «Зарницу», соревнуемся в силовом троеборье, нередко формируя и специальный отряд из числа родителей.
Я понимаю, и даже говорю об это ребятам, что это, конечно, игра. Главное, не превратить в фарс, самой верить в то, что делаешь, и ребята удивительным образом преображаются. Но именно в такой форме и усваивается глубже и лучше детьми все, что и как они делают, ибо все мероприятия, проводимые в данный период, рассчитаны на формирование и воспитание не только спортивных и военно-прикладных навыков и умений, но, в первую очередь, на формирование сознания, проверки своего характера на выносливость, ответственность, терпение, целеустремленность, - тех важных качеств, которые непременно помогут во взрослой жизни.
И знаете, ребята проявляются по-новому. Не всегда достойно, между прочим, некоторые, но и это тоже результат, на который должны обратить внимание учителя, родители и сами дети.
Нравится ли все это детям? Да! Вы бы видели, как они руководят своими отрядами, вытягиваются в струнку при рапорте командиров, как они маршируют на смотре песни и строя! Какие вдохновенные, серьезные лица! Тем более, что в составе жюри у нас всегда находятся наши бывшие выпускник, служившие в Армии или по контракту, ветераны войн, в том числе нынешних горячих точек. Встречи с ними проводим регулярно, как всегда переписываемся с выпускниками, которые в настоящее время служат в рядах РА. Все это как раз и призвано решить не на словах миссию формирования чувства долга перед Отечеством у юношей. Хотят ли они служить? Скорее, да, чем нет. Не скрою, есть и откровенные противники этого, как и родители, которых можно де-то понять. .. и все-таки…
Мои дети сохраняют в душе любовь и к селу своему, и к природе, животным. Об этом может говорить их возвращение в родное село. Больше половину моего коллектива состоит из выпускников. Как это достигается? Мы с детьми придумываем разные акции, например, к 80-летию школы посадили березовую рощу перед школой. Прошло десять лет, а территория школы утопает в зелени! Рядом с рощей разбит декоративный сад, тоже посаженный детьми. Они знают каждый свое дерево, ухаживают… Уверена, что именно такие личностные поступки и останутся в памяти, и всплывут еще не раз во взрослой жизни. Об этом говорят и сами выпускники, приезжающие в школу на вечера встречи. Так рождается СОпричастность ребенка к судьбе своей школы, села, района, страны. Личным участием! Мы не ограничиваемся благоустройством только школьной территории. И, что самое важное, например, для меня (к слову о Вашем вопросе: «Можно ли воспитать это чувство у взрослого?..»), к нам начинают присоединяться и взрослые.
Одним из знаменательный случился, пожалуй, 26 сентября 2017 года. В этот день, благодаря выигранному мной проекту социально-значимых проектов области, в нашем селе был заложен сквер имени 80-летия Новосибирской области. Свыше ста саженцев декоративных деревьев и кустарников (рябина, боярышник, черемуха, миндаль, спирея) были привезены из плодопитомника «Лисавенко» г.Калачинска Омской области. Их уже ожидали около семидесяти жителей села, среди которых были дети, взрослые и пенсионеры. Самой младшей участницей стала двухлетняя гостья из г. Новосибирска, которая пришла со своей бабушкой. Самой старшей, Шустинской Валентине Ивановне, - 81 год. Отрадно было видеть целые семьи. Бок о бок трудились папы и мамы со своими детьми. Уверена, что именно вот такой совместный труд в общем коллективном деле запомнится детям надолго и станет эффективным вкладом в патриотическое и нравственное воспитание.
Дети во все времена похожи (и это не ностальгия, не осуждение, это просто факт): и интересы, и увлечения, и беседы, и мечты… Меняется только отношение и выражение всего этого. Сегодня стало модным любить, в первую очередь, себя. Может, в этом и есть смысл. Но имеет и оборотную сторону медали. Современные школьники НЕ скрывают ничего, не стесняются, и, в результате, не очень умеют думать, как отзовется их слово, поступки, деяния.
Воспитание – вообще самый труднообъяснимый процесс. Можно разрабатывать целые программы, планы, проекты (что, в общем-то, мы и делаем), и не добиться ничего. А можно одной только беседой, улыбкой, сочувствием пробить в ребенке ту брешь, которая закрывала выход добра, заложенного, между прочим, изначально в каждом человеке. Воспитание чести, собственного достоинства, чувства гордости за себя, школу, страну – долгий и бесконечный процесс. Во всем, что бы ни делали мы, касаясь учеников, нельзя забывать, что они – дети, и чаще всего, их успехи основываются на том, КАК их воспримут другие: родители, учителя, ученики… Поэтому важно замечать, хвалить, поддерживать любой их добрый поступок и начинание, любую инициативу! И они обязательно захотят повторить свой успех! Среди критериев рейтинга классов по итогам четвертей есть у нас и такой – Доброе дело. Оно оценивается самым высшим баллом. Первое время приходилось часто разъяснять, разговаривать, что значит «доброе дело»… На сегодня эта традиция привела к тому, что наша школа первая в районе получила сертификат и звание «Школа Добрых дел», и это для меня лично хороший показатель. Каждый понедельник начинаю с линейки, на котором мы поздравляем с днем рождения именинников недели из числа детей, учителей, обслуживающего персонала. Пустяк? Кому-то таковым и покажется. На самом деле, это скрытый такой пример того, как можно и нужно думать о ближнем и приносить ему радость.
И таких примеров, на первый взгляд, небольших, много. А ведь именно из деталей и строится пирамида взаимоотношений человека с людьми и миром.

Екатерина: Какова роль литературы в патриотическом воспитании детей? Чьи книги Вы бы рекомендовали школьникам для формирования трепетного отношения к Родине?

Рената: Роль литература в патриотическом воспитании всегда занимала особое место. Но не всегда, к сожалению, преподносится так, чтобы вызвать нужный эффект , мысли и желания. Очень многое зависит от того, КАК и КТО знакомит, разговаривает, обсуждает, размышляет с детьми. И опять делаю упор на то, что этот Кто-то, я его называю Проводник, сам (!) переживал соответствующие эмоции, чувства.
Не хотела бы перечислять книги, потому что их очень много! И, кроме того, вкус- очень индивидуальное дело. То, что нравится мне, не значит, что может понравиться еще кому-то. Но есть классика. И это, бесспорно, выигрышный вариант для чтения и проникновения в тайну патриотического сознания. Но я бы хотела отметить необходимость знакомства детей и произведениями современников, потому что они служат доказательством преемственности этого направления: во все времена тема патриотизма будет востребована. Стихи о родине замечательны тем, что они еще и красиво звучат, а именно такое удивительное сочетание красоты звучания и смысла особенно легко и прочно ложится на впечатлительную душу ребенка.

Екатерина: Что такое Родина для Вас лично?

Рената: На этот вопрос я хотела бы ответить автобиографическим рассказом, который тоже является своего рода проявлением моего творчества.

Что значит Родина?
Автобиографический рассказ

- Мама! –Ирина ворвалась в дом и по запаху сразу же побежала на кухню, - Сбылось! Представляешь, сбылось!
- Что сбылось? – отчего-то встревожилась мама счастливому и возбужденному заявлению дочери.
- Моё желание! Ты помнишь, как я хотела, чтобы распределение было всесоюзное? Ведь уже лет пять такого не было! А сейчас есть! Я уезжаю в Сибирь!
- Куда? – мама медленно опустилась на табурет.
- В Новосибирскую область! – Ирина присела перед мамой на корточки, - Ты помнишь, как я хотела уехать в далёкие края? Это же так интересно - увидеть другой мир! И потом… - девушка медленно поднялась и подошла к окну. – Мне хочется узнать, ЧТО значит для меня моя Родина… А говорят, чтобы это понять, надо на время её покинуть…

Ирина очень хорошо помнила этот день. Потом, когда тоска по своей родине и маме накатывала особенно сильно в первые годы освоения Сибири, она часто вспоминала его. А однажды спросила маму в один из ежегодных приездов:
- Мама, а почему ты меня всё-таки отпустила так далеко в неведомые края одну?
- Попробуй было тебя удержать, -чуть помолчав, ответила мама, - Глаза горели таким счастьем сбывшейся мечты! Тогда ничто бы не свернуло тебя, неисправимого романтика, с пути…
Да, мамы знают нас лучше нас самих, хотя понимать это мы начинаем, только сами став матерями.

И был перелёт пятнадцати выпускниц педагогического института в Новосибирск. И были клятвенные обещания переписываться, встречаться с бывшими уже однокурсницами перед тем, как девушек развезли по разным районам области. И была первая встреча с начальником районо, который сказал, слегка улыбаясь:
- Добро пожаловать в Сибирь! Наверное, вы думали, что у нас тут по тротуарам медведи бродят?
Ирина опустила голову, чтобы скрыть смущение. Она действительно, имея отличную отметку по географии, не имела чёткого представление об этой, такой далёкой, казалось, стороне, до куда цивилизация просто могла не успеть дойти. И была удивлена, увидев такие же дома, улицы, людей.
Встреча проходила в пятницу, и до понедельника Ирину и ещё двоих девушек определили в единственную гостиницу с маленькими, но уютными комнатками. И здесь начались неожиданные знакомства с особенностями новой местности.
С радостью отправились в душ, чтобы снять дорожную пыль и усталость. И вдруг из душевой раздались испуганно- удивленныекрики и визг. Прибежавшие, не менее удивлённо-испуганные работницы гостиницы, увидели своих постоялиц в мыле и в шоке:
- Оно не смывается! – чуть ли не плакали они.
Вода оказалась настолько мягкой, чуть ли не щелочной, по сравнению с привычной домашней, что смывалась очень долго!
Едва отойдя от первого впечатления, Ирина и её новые знакомые решили погулять по городку. На большую дорогу выходить не стали, а завернули за здание гостиницы и, пройдя два перекрёстка, резко остановились: город закончился. И начались топи: ноги почти утопали в мягко-сырой земле. Это открытие повергло молодых учителей в уныние. Ещё до этого, в поезде, глядя на мелькающую природу сибирских мест, Ирина была поражена скудностью лесного разнообразия (ожидаемых сосен и, тем более кедров, не оказалось в предназначенном для её будущего места жительства и работы) и обилием засохших берёз! И совсем стало грустно и тоскливо, когда Ирина въезжала на машине с директором школы за рулём в село, где ей предстояло жить и работать целых три года! Редкие лесные полосы не скрывали горизонт, невероятно ровный, без кочек и ямок, как будто кто-то старательно под линейку вычерчивал его по всем четырём сторонам села. В самом поселении одинокие деревья и кустарники, словно случайно, были воткнуты в некоторых дворах. Перед школой зарастала бурьяном огромная площадь. Только две высокие ивы и четыре тополя возвышались над двухэтажным зданием с левой и правой стороны. После бесподобной уральской красоты горных массивов и лесных царств приобретенная замена выглядела удручающей, заставляя даже романтичную Ирину, и без того сдерживающей слёзы, впервые подумать: а куда и зачем она приехала?

Прошло тридцать лет. Ирина шла привычной дорогой на работу. Она улыбалась берёзовой роще, посаженной ею с учениками на месте давнишнего бурьяна. Слева, словно соревнуясь между собой, цвели сирень, акация и яблони. Этот сад тоже разбили дети под её руководством. «Школа-сад» - называют сейчас школу, которую так и не смогла покинуть Ирина тогда, после трёх обязательных лет работы по распределению.

- А может быть у человека две родины? – спросила как-то Ирина на встрече со студентами педагогического колледжа.
- Нет! – сразу послышались однозначные ответы из зала.
Ирина улыбнулась. Так бы ответила и она сама в тот момент, когда решала свою судьбу в молодости. Юношеский чёрно-белый максимализм давно уже приобрёл способность различать и другие краски, и даже оттенки в жизни.
- Может, - то ли грустно, то ли задумчиво, но уверенно произнесла она. – Ну, земля отцов останется первой родиной навсегда: в сердце и в памяти. А вот вторую родину, приобретённую, можно научиться любить и дорожить. И дело даже не в том, что здесь родилась моя семья и двое моих детей. Не в многочисленных посадках кустов и деревьев. Не в выпуске десятков выпускников и нескольких своих книг. Родину можно полюбить просто так, всей душой приняв тот же самый ровный горизонт, как искусно выполненное природой чудо, не меньшее, чем волнистая черта уральских гор. Можно жалость к засохшим берёзам превратить в желание и умение помочь им обрести вторую жизнь. Можно испытать необъяснимый восторг от раскинувшихся полей в колосьях пшеницы, в разноцветной россыпи незатейливых, но столь милых сердцу цветов. Родина – это состояние души, гармония чувств, источник вдохновения, которую дарует просто любовь.
Зал сидел притихший. И в этой задумчивой тишине тихо полились стихи:

Что значит Родина для человека:
Земля, где появился ты на свет
Иль уголок, где прожил четверть века,
Детьми любимыми оставив след?

Тяжелый бархат вечной хвойной чащи,
Волнистая черта уральских гор
Приходят по ночам ко мне все чаще
Воспоминанием далеких пор.

А поутру приветствую привычно
Поля сибирские семи цветов,
И вновь заводит звонкий ключ скрипичный
Мелодию березовых лесов.

Я черпаю в вас силу, веру, нежность.
Люблю Башкирии особой стать
И гордый дух Сибири звездно-снежной…
Не разделить любовь и не отнять.

Екатерина: Какое место патриотические чувства занимают в Вашем творчестве?

Рената: Мне трудно сказать точно, какое место занимают патриотические мысли в моем творчестве, но я точно знаю ,что они все пронизаны уважением к родине. Я никогда не позволю себе сказать плохо о ней. Не потому что не вижу недостатков (есть несколько и иронических и/или даже критичных стихов), а потому что действительно уважаю и люблю. Стихи о Родине, малой родине, мне очень дороги.

Тайга, болота, степи и озёра, -
Богата наша область, край родной,
Завещанный отцами, он мне дорог
Своей непревзойдённой красотой.

История хранит дни лихолетья:
Казак Ермак и местный хан Кучум,
Сибирский край сплетал губерний сети,
Год тридцать семь – рождения триумф.

И новый путь прокладывали люди
С размахом, вдохновеньем, теплотой
Все верили и знали: область будет
Их лучшей воплощённою мечтой!

Так и случилось! Мы в венке России
Среди созвездий разных областей -
Одна из звёзд сверкающих, красивых,
С которой вся страна ещё светлей!

Люблю новосибирские просторы,
Их свет лучами солнца озарён,
Горжусь землей сибирскою, в которой
Живёт родной Татарский мой район.

Особое место занимают стихи о войне. Я долго время не писала на эту тему. Признаюсь, боялась. Событие тогда становится действительно значимым и весомым, когда воспринимается на интуитивной уровне... такое возможно, когда сам пережил его или когда с детства заложили правильную основу... для меня она началась в детстве... моя мама, работая в райкоме партии, занималась с ветеранами войны, и я это ВИДЕЛА! Будучи впечатлительной, навсегда запомнила это: глаза ветеранов, их какую-то детскую доверчивость и беспомощность... смотрела и думала: они герои! они не боялись огня, а в жизни такие вот простые люди... видела, как они плакали у обелиска, и это все вместе с песнями Бернеса и Лещенко не просто входило в сердце, а врезалось, чтобы остаться навсегда... я смотрела, как мама с ними общается и думала: я тоже хочу так...
Наверное, все в этом мире не случайно, ибо все так и произошло: я тоже всю жизнь занимаюсь с ветеранами...уже третий год возглавляю первичную ветеранскую организацию своего села. Надо видеть их лица, слышать их рассказы... знаете, и до сих пор удивляюсь этому: обычные люди...даже не подозревающие, что они ВСЕ - герои... для меня Победа в Великой Отечественной Войне - это, прежде всего, ЛЮДИ. я рада, счастлива, горда, что такие ЛЮДИ есть! и пока они есть, никто не сможет победить нас...
Я думала, не смогу писать о войне, слишком трудно и ее надо пережить, чтобы сказать правду... но писала, да... правда, через призму или детских воспоминаний, или встреч с ветеранами...:

Наша память

Память детства хранит неустанно
Майских митингов светлую грусть.
Ветеранов встречала всех мама,
Зная каждого жизнь наизусть.

Я смотрела, как плакали люди
В той колонне с сосновым венком.
Память детская, нет, не забудет,
Как от боли стоял в горле ком.

Голос Лещенко, песни Бернеса
Пробирали девчонку до слез.
Возлагали цветы к обелиску
Под плакучие ветви берез.

И еще потом долго с подругой
По украшенным улицам шли.
Полыхали полотна упруго,
Над селом песни звонко лились.

А потом по традиции дома
Накрывали стол праздничный мы,
И с волненьем и гордостью снова
За парадом следили Москвы.

Много лет с тех времен убежало,
Нет уж круглого в доме стола
И цветным телевидение стало, -
С веком старым эпоха прошла.

Но, как в детстве, девятого мая,
С тем же трепетом молча, стою.
Ветеранов сама уж встречаю,
Песню Лещенко также пою.

Только тают ряды ветеранов –
Земляков, защищавших всех нас.
Не дают им покоя их раны,
Лица тех, кого случай не спас.

Наша память сильнее забвенья:
Светлый май не забыть никогда.
Дань любви, уваженья, почтенья
Пронесем через жизнь, сквозь года.

Купить стихи и прозу Ренаты Юрьевой можно в интернет-магазине «#Книга».

Классики и современники / 1217 / Shmaksya / Теги: патриотическое воспитание, Писатель, педагог, знакомство / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов