Януш Корчак
06.02.2019 91 0.0 1


О детях, и для детей писали многие, фактически посвятив жизнь самым маленьким читателям. Но польский писатель, врач и педагог Януш Корчак отдал жизнь за детей в самом буквальном смысле. Он добровольно отправился в газовую камеру вслед за своими воспитанниками. Невзирая на то, что немецкие офицеры готовы были его отпустить, потому что и сами читали в детстве его сказки. Но писатель не захотел принять такой свободы и принял смерть. Это произошло 6 августа 1942 года в Треблинке.
А родился будущий писатель (звали его тогда Эрш Хенрик) в семье юриста Юзефа Гольдшмидта 22 июля 1878 года в польской столице, которая тогда была частью Российской Империи. Уже в пятнадцатилетнем возрасте будущий педагог стал заниматься репетиторством, чтобы помочь семье, которой были нужны деньги на лечение отца. Многие ученики Корчака были его ровесники, однако, несмотря на юный возраст, ему удавалось заинтересовывать ребят. Поэтому через три года юноша окончательно решил посвятить себя педагогике и в восемнадцать написал статью «Гордиев узел», в которой писал в частности о том, что главная ответственность за воспитание детей лежит на родителях, а не на нянях. Редактор еженедельника, в котором эта статья была опубликована, увидел в молодом человеке писательский потенциал и предложил Корчаку вести авторскую колонку. Тот согласился, но написание статей воспринимал скорее, как увлечение, чем как серьёзную работу.
Скоро Юзефа не стало, и Янушу пришлось стать кормильцем семьи. Будущий писатель связать свою жизнь с медициной, рассчитывая, что став врачом он не просто укрепит финансовое положение своей семьи, но и сможет помогать другим людям. И, невзирая на загруженность учебой и работой, Януш Корчак умудрялся где-то находить время творчества. В частности, именно в годы учебы он написал пьесу «Каким путём?», посвященную переживаниям пациента психиатрической клиники. Эта пьеса стала первым произведением которое было подписано Януш Корчак.
В 1905 году двадцатисемилетний Януш Корчак был призван на фронт как военврач. Там он лечил не только тела, но души раненных, оказывая им моральную поддержку. Когда же русско-японская война закончилась, Корчак возвратился в Варшаву и продолжил заниматься медициной. Однако пять лет спустя решил всё же оставить врачебную практику, чтобы полностью посвятить себя руководству «Домом сирот», найти применение накопленным на практике педагогическим знаниям, а главное помогать – беспризорным детям. Именно Корчак сумел найти меценатов для постройки дома, он же занимался обучением сирот.
И снова вмешалась война, на этот раз Первая мировая. Именно там на фронте Корчак начинает работу над книгой «Как любить ребёнка», главный акцент которой делался на восприятии ребёнка как самостоятельную личность, обладающую не меньшими правами, чем взрослые.
После возвращения в Варшаву Корчак столкнувшись с финансовыми трудностями, задумался о переезде в Палестину, но перевезти всех ребят из «Дома сирот» не было возможности, и Корчак остался с ними.
Даже оказавшись в фашистком гетто, он продолжал всеми силами поддерживать своих сирот, не только воспитывая их, но и устраивал с участием ребят спектакли. К тому времени Корчак уже был знаменитым на весь мир, и многие пытались спасти его. Но он отказывался от всех предложений, чтобы быть с детьми до самого конца. В своих заповедях писатель и педагог призывал любить любого ребёнка, а не только собственного, никогда не давить на детей, быть честными перед ними (а также перед самими собой). И это были не просто слова, не красивая демагогия, Корчак и сам стремился жить по этим принципам. И потому остался жить не только в памяти своих воспитанников, но и в истории литературы.
 
Олеся Шмакович



Теги:детская литература, Януш Корчак, Классики

Читайте также:
Комментарии
avatar
Когда-то давно, в период учёбы в музыкальной школе, была мечта написать балет по повести Януша Корчака "Король Матеуш первый". До сих пор в воображении рисуются мизансцены и слышится музыка. Понимаю, что эту мечту невозможно осуществить, но вместо этого удаётся продолжать дело Корчака, писать для детей, прививать им хорошее, чистое, учить их различать добро и зло, быть чуткими, отзывчивыми, смелыми и сильными, не проходить мимо нуждающихся в помощи и страдающий.
Спасибо, Олеся, за хорошую статью о великом учителе и большом человеке.
avatar