10 Фев 2019
Воспоминания ликвидатора. Чернобыль

Вспоминает поэт Василий Гуляев (Ленинск-Кузнецкий)

26 апреля 1986 года вошло в историю как день крупнейшей техногенной катастрофы, а именно аварии на Чернобыльской АЭС. Ликвидация её последствий продолжалась до 1992 в ней приняли участие около 600 тысяч человек. Рискуя собственным здоровьем, а порой и жизнью, они смогли в короткие сроки укротить разбушевавшуюся атомную стихию и уменьшить ее разрушительные последствия.


Среди ликвидаторов Чернобыльской аварии были и жители Ленинска-Кузнецкого, в частности, известный в городе поэт Василий Дмитриевич Гуляев. Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, он жил и работал в Казахстане. Оттуда его и призвали на ликвидацию повесткой, но не с самого начала ликвидации, а в октябре месяце. Да и самой трагедии стало известно не сразу, поскольку радиосигналы зарубежных станций было принято глушить, чтобы советские люди не узнали того, что, по мнению власть имущих, им знать не полагалось. Но всё равно во время первомайской демонстрации в рядах митингующих стала распространяться информация о том, что где-то на Украине взорвался четвёртый энергоблок Чернобыльской АЭС.

Василий Дмитриевич сравнил этот энергоблок с самоваром, внутри которого находиться вода, нагретая ядерным топливом до 300 градусов, а окружает этот самовар, своего рода озеро, уже эта вода, становясь паром, и вращала турбины, вырабатывающие электроэнергию. Взрыв же энергоблока произошёл из-за того, что операторы электростанции решили провести эксперимент, чтобы повысить производительность и выпустили ситуацию из-под контроля. В результате взрыва по всей территории разлетелось несколько тонн радиоактивных осколков энергоблока, а ядерное облако очень скоро достигло западных границ Советского Союза и пошло по направлению к Норвегии и Бельгии.

И тогда правительство начало создавать специальные бригады для ликвидации последствий аварии. Никакого опыта подобной деятельности ни в нашей стране, ни за рубежом тогда не было. На ходу приходилось придумывать разные способы и нейтрализации радиации. В первую очередь необходимо было предотвратить заражение Днепра радиоактивной водой, оставшейся во втором контуре. Так как температура этой воды была невероятно высока, то она могла прожечь землю, смешаться с подземными водами. И чтобы этого не случилось на территорию АЭС были вызваны донецкие шахтеры, которые должны были прорыть штольню, ведущую под реактор. После того как эта работа была закончена, в сделанные под реактором пустоты начали закачивать бетон.

А над самим реактором было решено возвести бетонный саркофаг, защитный купол, чтобы не позволить радиации подняться в воздух.
Именно над возведением этого сооружения и работал Василий Дмитриевич, имеющий строительное образование. Сначала его и других ликвидаторов привезли в Днепропетровск, потом они попали в город Иванкова, находящейся в тридцатикилометровой зоне от места аварии. Между реактором и этим населённым пунктом существовали специальные санпропускники. Транспорт, возивший рабочих и стройматериалы, доезжал до такого санпропускника, после чего люди пересаживались, а материалы перегружались на другой транспорт. Время работы на реакторе было строго ограничено. Кто-то работал целых десять минут, а кто-то всего две. Но даже за столь короткое время можно было набрать дневную норму облучения (то есть тридцать рентгенов). Для определения количества рентгенов каждому ликвидатору выдавались специальные накопители (в виде таблетки или ручки). Закончив работу, ликвидаторы доезжали до санпропускника, где, вымывшись специальным составом, полностью переодевались в новую одежду и уже на другом транспорте возвращались в Иванково, где тоже был свой санпропускник. А на следующий день все повторялось по тому же кругу.

Постепенно транспорт тоже становился радиоактивным, и его отправляли в специальные могильники. Японцы предложили использовать для уборки территории специальных роботов (маленькие машины наподобие бульдозеров), но они буквально на второй день вышли из строя, так как радиация оказывает влияние и на радиоэлектронику. Работали на ликвидации и вертолёты, распылявшие над саркофагом вещество, сохранявшее ясное небо. И вот с одним из этих вертолётов произошёл несчастный случай. Его лопасти зацепились за растяжки стоявшего внизу строительного крана, рухнул вниз и загорелся, а экипаж весь, к сожалению, погиб.

Работа по ликвидации не прекращалась даже ночью, а чтобы не мешала темнота, было организовано специальное освещение: над саркофагом на растяжках прицепили огромный аэростат, к которому подвели электрический ток и развесили прожектора.
Василий Дмитриевич проработал на ликвидации до декабря (саркофаг построили уже седьмому ноября, но территорию вокруг необходимо так сказать облагородить). Поэтому вокруг высаживали яблони.

Воспоминания записала Елена Кожанова

Источник

Разное / 1121 / webmanya / Теги: Василий Гуляев, Воспоминания, чернобыль / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 2
avatar
2 М_Молния • 15:05, 11 Фев 2019
И еще неправда в статье:
"Никакого опыта подобной деятельности ни в нашей стране, ни за рубежом тогда не было. "
К 1986 году атомная энергетика мира имела на своём счету уже не менее 14 аварий, связанных с радиоактивным заражением окружающей среды. Не менее 7 из них произошли в СССР.
Вот вам данные из любимой ныне всеми Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_радиационных_аварий
Автор же сам пишет ниже о том, как были устроены пункты пропуска, о том, что проходила санобработка людей и автомобилей, о времени допустимой работы человека при том или ином количестве дозы облучения. Что, эти данные с бухты барахты взяли? Или КПП со всей обработкой от балды придумали?
Что же вы, автор, сами себе-то противоречите?

Господи! Люди такой подвиг совершили. Весь мир закрыли собой. А вы...

Вот это что за ахинея?
"Работали на ликвидации и вертолёты, распылявшие над саркофагом вещество, сохранявшее ясное небо."
Какое "ясное небо" с вертолёта? Автор,вы о чём? Для таких действий используются самолёты. Вертолёт не набирает нужной высоты и не обладает необходимой скоростью для распространения реагента на необходимой площади. Вот вам статья какие самолёты использовались при работах с "ясным небом" в 1986 году.
http://chornobyl.in.ua/razgon-oblako.html

Стыдно!
Такую тему взять и так написать.
avatar
1 М_Молния • 14:23, 11 Фев 2019
"Да и самой трагедии стало известно не сразу, поскольку радиосигналы зарубежных станций было принято глушить, чтобы советские люди не узнали того, что, по мнению власть имущих, им знать не полагалось. "
Это не правда! Хватит лгать!
Вот вам архив новостей:
Сообщение по Центральному телевидению было передано 28.04.1986. Через сутки после аварии, когда прошла хоть какая-то предварительная оценка происходящего ответственными за такие вещи лицами.
https://www.youtube.com/watch?v=VG6eIuAfLoM
Помимо этого оповещения о катастрофе были разосланы во все организации и там переданы рабочим и служащим. Даже от детей ничего не скрывали. Нам сказали об этом в школе. Пришла завуч, вызвала учительницу в коридор. Вид у завуча был такой, что нам, учащимся начальной школы, стало ясно, что произошло что-то страшное, глобальное. Сердце оборвалось и по классу пронеслось слово "война". Потом вернулась из коридора учительница - лицо без единой капли крови и губы дрожат. Она стояла перед нами и не знала, как сказать, а мы напряжённо смотрели на неё и ждали. Наконец, она объявила о том, что вчера ночью произошла авария на Чернобыльской АС.

Так что не надо врать о том, что народ ничего не знал. Всю страну оповестили уже через сутки после аварии.
Или за такие высказывания авторам платят из-за бугра? (Всегда мне хотелось задать этот вопрос им в глаза). По чём нынче откровенная ложь и продажа истории?
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов