Сегодня одиннадцатого апреля свой пятьдесят первый день рождения отмечает один из самых успешных отечественных фантастов нашего времени Сергей Лукьяненко. Его первые романы вышли в свет ещё в начале теперь уже ставших историей девяностых. А самый свежий роман «Кайноzoй» появился на прилавках книжных магазинах всего год назад.
Но речь сегодня пойдёт не о новых книгах Лукьяненко, а том, с чего и как он начинал свой писательский путь. Любой автор, так или иначе, опирается на творчество своих предшественников. И ничего дурного или странного в этом нет. Ведь каждый писатель сначала становится читателем и лишь потом берёт в руки перо. Сам Лукьяненко неоднократно рассказывал о том, что начал писать книги, что ему хотелось что-то почитать, а книг на съёмной квартире, где будущий писатель жил в то время, под рукой не было. Вот и пришлось взять в руки тетрадь, ручку и начать писать первый рассказ. А любой начинающий писатель так иначе опирается… Ну вы поняли. И Сергей Лукьяненко в этом плане не исключение. И дело тут не в том, что начинающие писатели сознательно подражают любимым авторам. Просто полюбившиеся книги неизбежно западают и в душу, и в память, а стоит взять в руки перо и они против воли окажутся на бумаге. Для Сергея Лукьяненко такими любимыми книгами стали произведения Владислава Крапивина. Нельзя сказать, что Лукьяненко вторит своему литературному учителю, чаше, наоборот, полемизирует с ним. Однако есть среди произведений Лукьяненко и такие, где «крапивинские» мотивы проходят красной нитью, словно вышивка на рукавах рубашки.
Для примера возьмём роман «Танцы на снегу». Это вторая книга из цикла «Геном», которая, впрочем, прекрасно читается и сама по себе. На первый взгляд, главный герой книги Лукьяненко – подросток Тиккирей имеет не так много общего с так называемыми «крапивинскими мальчиками». Юные герои Крапивина часто мечтают о море и кораблях. Но поскольку местом действия романа «Танцы на снегу» являются другие планеты, то и корабль за которыми наблюдает в самом начале произведения Тиккирей и его лучший друг является не сухопутным, а космическим. Но, пожалуй, главной отличительной чертой крапивинских мальчиков является именно верность своим друзьям. И вот тут-то Тиккирей ведёт себя в точности так, как повел себя на его месте любой из героев Крапивина. А именно: отказывается бросить нового друга Лиона в захваченном Инеем Новом Кувейте, а потом ухаживает за мальчиком, когда тот практически полностью утрачивает способность ставить цели. Идея дружбы у Крапивина довольно часто оттеняется предательством, порой невольным. Тут достаточно вспомнить Юльку из «Детей синего фламинго». В «Танцах на снегу» тоже описано подобное предательство. Его, сам того не желая, совершает ровесник Тиккирея Роси, когда вместо того, спасать попавших под лёд товарищей, просто впадает в ступор. Хотя, по большому счету, такой поступок предательством не является, героями романа он воспринимается именно как предательство.
Взрослых в произведениях Владислава Крапивина можно условно разделить на две категории. Тех, кто в лучшем случае просто не понимает детей, а в худшем активно противоборствует им, как глава клуба веревочниц из «Возвращения клипера Кречет» или капрал Дуго Лобман из цикла «В глубине Великого кристалла». И тех, кто посвящает жизнь тому, чтоб защитить тех же детей. Вторых Крапивин возвёл в почетное звание Командоров. Это, первую очередь, Ярослав Родин из «Голубятни на жёлтой поляне», отчасти Корнелий Глас из «Гуси-гуси га-га-га» и другие. В «Танцах на снегу» к Командорам по поведению ближе всего фаг Стась. А лагерь взрослых – противников детей воплощает собой Ада Снежинская, Инна Сноу и другие её клоны.
Ну, и наконец, финал. Большинство произведений Крапивина завершаются торжеством справедливости, иногда это больше похоже на «плохой хороший конец», омраченный трагедией. Лукьяненко же в данном случае, больше тяготеет к безоговорочному хэппи-энду. Больше того, в заключительных строках он ещё раз подчеркивает важность дружбы для Тиккирея, который получает возможность помочь тем, кто рядом, и помогает двум своим друзьям.