11 Апр 2019
«Крапивинские» мотивы  в творчестве Сергея Лукьяненко на примере романа «Танцы на снегу»
Сегодня одиннадцатого апреля свой  пятьдесят первый день рождения отмечает один из самых успешных отечественных фантастов нашего времени Сергей Лукьяненко. Его первые романы вышли в свет ещё в начале теперь уже ставших историей девяностых. А самый свежий роман «Кайноzoй» появился на прилавках книжных магазинах всего год назад. 
Но речь сегодня пойдёт не о новых книгах Лукьяненко, а том, с чего и как он начинал свой писательский путь. Любой автор, так или иначе,  опирается на творчество своих предшественников. И ничего дурного или странного в этом нет. Ведь каждый писатель сначала становится читателем и лишь потом берёт в руки перо. Сам Лукьяненко неоднократно рассказывал о том, что начал писать книги, что ему хотелось что-то почитать, а книг на съёмной квартире, где будущий писатель жил в то время, под рукой не было. Вот и пришлось взять в руки тетрадь, ручку и начать писать первый рассказ. А любой начинающий писатель так иначе опирается… Ну вы поняли. И Сергей Лукьяненко в этом плане не исключение. И дело тут не в том, что начинающие писатели сознательно подражают любимым авторам. Просто полюбившиеся книги неизбежно западают и в душу, и в память, а стоит взять в руки перо и они против воли окажутся на бумаге. Для Сергея Лукьяненко такими любимыми книгами стали произведения Владислава Крапивина. Нельзя сказать, что Лукьяненко вторит своему литературному учителю, чаше, наоборот, полемизирует с ним. Однако есть среди произведений Лукьяненко и такие, где «крапивинские» мотивы проходят  красной нитью, словно вышивка на рукавах рубашки. 
Для примера возьмём роман «Танцы на снегу». Это вторая книга из цикла «Геном», которая, впрочем, прекрасно читается и сама по себе. На первый взгляд, главный герой книги Лукьяненко – подросток Тиккирей имеет не так много общего с так называемыми «крапивинскими мальчиками». Юные герои Крапивина часто мечтают о море и кораблях. Но поскольку местом действия романа «Танцы на снегу» являются другие планеты, то и корабль за которыми наблюдает в самом начале произведения Тиккирей и его лучший друг является не сухопутным, а космическим. Но, пожалуй, главной отличительной чертой крапивинских мальчиков является именно верность своим друзьям. И вот тут-то Тиккирей ведёт себя в точности так, как повел себя на его месте любой из героев Крапивина. А именно: отказывается бросить нового друга Лиона в захваченном Инеем Новом Кувейте, а потом ухаживает за мальчиком, когда тот практически полностью утрачивает способность ставить цели. Идея дружбы у Крапивина довольно часто оттеняется предательством, порой невольным. Тут достаточно вспомнить Юльку из «Детей синего фламинго». В «Танцах на снегу» тоже описано подобное предательство. Его, сам того не желая, совершает ровесник Тиккирея Роси, когда вместо того, спасать попавших под лёд товарищей, просто впадает в ступор. Хотя, по большому счету, такой поступок предательством не является, героями романа он воспринимается именно как предательство. 
Взрослых в произведениях Владислава Крапивина можно условно разделить на две категории. Тех, кто в лучшем случае просто не понимает детей, а в худшем активно противоборствует им, как глава клуба веревочниц из «Возвращения клипера Кречет» или капрал Дуго Лобман из цикла «В глубине Великого кристалла». И тех, кто посвящает жизнь тому, чтоб защитить тех же детей. Вторых Крапивин возвёл в почетное звание Командоров.  Это,  первую очередь, Ярослав Родин из «Голубятни на жёлтой поляне», отчасти Корнелий Глас из «Гуси-гуси га-га-га» и другие.  В «Танцах на снегу» к Командорам по поведению ближе всего фаг Стась. А лагерь взрослых – противников детей воплощает собой Ада Снежинская, Инна Сноу и другие её клоны. 
Ну, и наконец, финал. Большинство произведений Крапивина завершаются торжеством справедливости, иногда это больше похоже на «плохой хороший конец», омраченный трагедией. Лукьяненко же в данном случае, больше тяготеет к безоговорочному хэппи-энду. Больше того, в заключительных строках он ещё раз подчеркивает важность дружбы для Тиккирея, который получает возможность помочь тем, кто рядом, и помогает двум своим друзьям. 
 
Читающая семья / 1593 / Shmaksya / Теги: фантастика, Сергей Лукьяненко / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов