Умение или везение? Что нужно поэту, чтобы стать лучше
13.05.2019 103 5.0 0


Талант! Вдохновение! Какие громкие слова... Но как понять, что ты талантлив? Как удержать вдохновение? Достаточно ли их, чтобы стать Поэтом? Человек, склонный к созиданию, рано или поздно придёт к этим вопросам. Но где ему найти ответы? Правда такова, что сделать это самостоятельно довольно трудно. Необходима небольшая помощь, толчок в правильном направлении. Кто может лучше объяснить, что и как делать, если не другой поэт, уже прошедший этот путь? А ещё лучше – обратить свой взор в прошлое и через века услышать голос классиков, который не утратил актуальности по сей день. 

Поэт Ирина Малкова, автор сборника стихотворений «Небо для Пегасёнка» и ряда других, член Союза писателей России, руководитель пресс-службы издательства «Союз писателей», специально для людей, готовых развиваться и расти всю жизнь, а не полагаться на авось и загадочную Музу, написала сборник полезных советов «Справочник поэта». В нём она собрала азы стихосложения, ответила на самые волнующие вопросы, объяснила, какова цель и смысл учёбы в поэзии и подняла другие важные для творческих людей темы, при этом не делая голословных утверждений, а обращаясь за помощью к великим отечественным писателям, оставившим немало подсказок для потомков.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» пообщался с Ириной и постарался узнать, кому и зачем нужна её новая книга, а также какую пользу из неё реально извлечь. 

Екатерина: Как у Вас родилась идея написать эту книгу? Какова цель её создания?
Ирина: Я начала писать стихи в юности и с ранних лет постоянно общалась с литераторами. Мне встречались как одарённые новички, рвущиеся в бой, несмотря ни на какие преграды, так и настоящие профи, к словам которых все прислушивались. Но были и те, кто занимался поэзией давно, иногда годами, имел талант, но почему-то не мог раскрыть свой потенциал. Позже, когда я погрузилась в издательское дело, я увидела, что таких людей даже больше, чем казалось на первый взгляд. И я стала думать, в чём же, собственно, проблема. Спустя время я поняла, что беда заключается в том, что поэты частенько переоценивают вдохновение и считают, что лишь большого желания достаточно, чтобы написать хорошее стихотворение. Итог – негативная критика, разочарование, отказ от творчества. Я размышляла над тем, как добиться того, чтобы талантливые люди, действительно, получили шанс поговорить с миром, не слыша резких слов вместо похвалы. И, думаю, мне удалось найти ответ. Помимо желания, то есть вдохновения, необходимо умение. Писать стихи – это не только энтузиазм, но и навык, который следует развивать, как любой другой. А начать следует с основ. Эту мысль, ставшую для меня такой очевидной, я постаралась донести со страниц книги «Справочник поэта». Моя главная цель – сделать так, чтобы талант не зарывался в песок. По крайней мере, не так часто.

Екатерина: Кому адресована Ваша книга: бывалым авторам или новичкам? И кто такой вообще современный поэт?
Ирина: Моя книга адресована всем пишущим людям, всем поэтам. Неважно, как давно он начал творить. Неважно, насколько читатели оценили его творчество. Жизнь не стоит на месте. Много сказано о том, как важно расти, развиваться, самосовершенствоваться. И в литературе, когда всё вокруг так стремительно меняется, вместо того, чтобы уделить внимание саморазвитию, многие стремятся угнаться за модой и ухватить хоть кусочек славы, а не создать нечто стоящее. А ведь это огромная ошибка! Начинать следует не с этого, да и продолжать, по правде, тоже. Следует концентрироваться на том, чтобы новое произведение не взорвало социальные сети (хотя и это, конечно, приятно), а имело художественную ценность, меняло внутренний мир читателя, делало мир чуточку лучше. Именно человека, который думает о таких, на первый взгляд, банальных вещах, а не о гонорарах, мы имеем право называть Поэтом. И это не зависит от того, двадцать первый век на дворе или девятнадцатый. Поэтому необходимо обратиться к истокам, создать прочную базу, крепко встать на ноги, обрести уверенность в себе (её часто именно у мастеров бывает меньше, чем у новичков). Изучив внимательно историю классиков, я попробовала на их примере показать, что отличать пиррихий от амфибрахия намного важнее, чем кажется. Если бы Пушкин, или Маяковский, или Есенин не умели этого делать, узнали бы о них через века? Я сомневаюсь. 

Екатерина: Какие вопросы Вы раскрываете на страницах?
Ирина: Основные темы можно посмотреть в оглавлении (улыбается). Фактически я постаралась объяснить, как делать стихи, вернулась к азам стихосложения, рассказала, какие составляющие имеются у этой науки. Я уделила внимание предназначению поэта и ответственности, которая на нём лежит. Моя главная задача была растолковать, насколько важно учиться. И это не пустые слова. Ну а получилось ли у меня донести свои идеи и доказать их целесообразность, покажет время.

Екатерина: В своих уроках, давайте условно назовём их так, Вы прибегаете к опыту классиков. Насколько он действительно полезен поэту в XXI веке, когда мир так сильно изменился, а вместе с ним и поэзия?
Ирина: А кто сказал, что поэзия так уж сильно изменилась? Давайте начистоту: темы, которые поднимают современники, абсолютно те же, что рассматривали в своём творчестве классики. Любовь, война, жизнь, смерть, смысл бытия, патриотизм, отношения с детьми и родителями, предназначение... Список можно продолжить. Однако он не отличается от того, который надиктовывали нам учителя русского языка и литературы, когда говорили о Золотом или Серебряном веке поэзии. Насчёт изменений в мире вопрос также спорный. Ну, променяли мы светские салоны на социальные сети. Ну, ездим не на повозках, а на машинах. И что? Значит ли, что в душе мы сами стали принципиально другими? Что нет уже Танечек Лариных? Или других героинь классики? А, может быть, женщина у мужчины вызывает какие-то другие эмоции, не те, что у Есенина? Я так не думаю. Что это значит? Всё просто: опыт классиков – урок для современного поэта. Кроме того, помимо смысла, есть форма. А арифметика за пару столетий не поменялась, то есть ритмы считаются всё по тем же законам.

Екатерина: Есть ли, на Ваш взгляд, то, что было актуально раньше, но утратило свою актуальность сегодня?
Ирина: Если говорить о технике, то таких вещей нет. Поменялись некоторые социальные аспекты, бытовые нормы, что, конечно же, отражается в стихах. Сегодня допускается больше вольности как в самих темах, так и в формах их подачи. Много рваных стихов, верлибра. Не все поэты считают, что рифма обязательна. Они могут пойти на некоторые компромиссы, хоть я и не считаю это верным. Есть также слова, которые уже не используются, и новые слова, которые пришли из других языков. Вряд ли это плюс, но это реальность. Глобализация сказывается на стилистике изложения мысли. Больше упрощений, то есть витиеватость языка можно назвать до определённой степени не актуальной, как и использование слов и фраз, вышедших из постоянного употребления.  

Екатерина: Что насчёт Вашего личного опыта как поэта, помогли ли Вам классические произведения писать лучше?
Ирина: Не думаю, что я вообще стала бы писать, если бы не читала классику. Могло бы и в голову не прийти (улыбается). Я росла во времена до Интернета. Тогда мы ещё читали не только статьи в Яндексе. Поэты Золотого и Серебряного века – негласные учителя всех писателей нашего поколения, и я не исключение. Ритмы, рифмы, интересные словообороты, богатство языка, важность вечных тем – всё это остаётся на уровне подсознания, расширяет внутренние границы. Ну а знакомясь с историей великих людей, их мыслями и их советами, конечно же, становишься лучше. Понимаешь, зачем нужно делать то или это, а вот то не нужно ни при каких условиях.

Екатерина: Если бы Вы могли выбрать одного писателя, абсолютно любого, в качестве своего учителя, кого бы Вы предпочли? Почему именно его?
Ирина: Сложный вопрос. А можно всех и сразу? Нет? Тогда, думаю, остановлю свой выбор на Марине Цветаевой. Её творчеству свойственны полёт, философичность. Она словно парит с иных сферах. Всё время находится в процессе познания. Мне это близко. При этом поэтесса лирична, эмоциональна, у неё много романтичных стихов. Мне это также импонирует.  

Екатерина: На страницах книги, как Вы уже сказали, призываете поэтов постоянно учиться. Где бы они реально могли это сделать? Есть какие-то учебники? Специальные площадки? 
Ирина: Вариантов много. Во-первых, как уже говорилось, больше читать классики. Есть практические советы в сети и специализированных книгах. Их изучают, в частности, студенты-филологи. Но это теория. Нужна практика. В Интернете много площадок. Одна из самых крупных – «Стихи.ру», есть форум нашего издательства, сайты «Самарские судьбы», «Литсовет» и многие другие. Там можно размещать стихи, знакомиться с мнениями читателей, других поэтов, критиков. Очень полезно участвовать в конкурсах, особенно в обучающих, когда идёт разбор ошибок. Как я уже сказала, вариантов много.

Екатерина: Кто учит современного поэта? И кто решает, что этот человек может учить, а тот должен учиться?
Ирина: Учат все подряд. Филологи-теоретики, поэты-практики, читатели. Вопрос в другом: к кому нужно прислушиваться? Прежде всего, к поэтам, которые уже достигли определённого уровня и получили признание, имеют устоявшуюся репутацию, опыт участия в крупных конкурсах, особенно в качестве членов жюри. Но главное, следует помнить, что критик, он же учитель, должен быть объективен, говорить мотивированно, без акцентуаций и грубостей. В противном случае его вряд ли можно назвать компетентным. А некомпетентный наставник – прямая дорога к краху.

Екатерина: Как понять, что Вы поэт, а не графоман? Как лично Вы это поняли?
Ирина: Никак. Самому очень сложно оценить своё творчество. Можно только стараться, учиться, развиваться. А потом придётся выйти в люди и услышать, что говорят. По опыту знаю, что это волнительно и даже страшно, а иногда оказывается довольно болезненным. Но, не пережив этого, следующего шаг не сделать.

Екатерина: Спасибо, Ирина, за беседу. Уверена, «Справочник поэта» многим поможет разобраться, в каком направлении двигаться.


Теги:справочник поэта, Ирина Малкова, азбука стихосложения купить

Читайте также:
Комментарии
avatar