Поэзия отражает душевные порывы и позволяет заглянуть в самые потаённые уголки сердца и сознания человека, рискнувшего выплеснуть на бумаге эмоции и поделиться с миром мыслями. Из-за своей искренности стихотворения находят отклик у читателей, которые, возможно, думали о тех же вещах, испытывали сходные чувства и видят собственное отражение, как в зеркале, в творчестве писателя. В этом и есть суть поэзии как направления искусства.
Современный поэт Людмила Денисова сумела достучаться до сердец своих читателей на страницах сборника «У зеркала». В своих произведениях она старается проследить ход времени и отыскать смысл бытия в своей философской лирике. Автор делится любовными переживаниями и говорит об отношениях. Её волнуют гражданские мотивы, в том числе и связанные с Великой Отечественной войной. Не обходится в книге без живописной пейзажной лирики, юмора и сказочного волшебства.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» пообщался с Людмилой, чтобы выяснить, как ей удалось вместить столько разных тем в одну книгу и что лежит в основе её творчества.
Корр.: Людмила, поздравляю с выходом новой книги. Сколько времени заняла работа над сборником?
Людмила: Мой первый сборник стихов «Струны памяти» вышел в конце 2015 года. После этого у меня появилось ещё достаточное количество новых стихов, и я задумалась о выпуске нового сборника. И где-то в ноябре 2018 года я решила собрать и как-то систематизировать все написанные стихи. На это ушло около месяца. В январе 2019 года я отправила всю подборку в редакцию «Союз писателей». Новый сборник стихов, который я решила назвать «У зеркала», вышел в свет уже в апреле.
Корр.: По какому принципу Вы отбирали стихотворения?
Людмила: Особого принципа отбора стихов не было. Этот сборник – некий итог моей творческой жизни. Я собрала все лучшие стихи, которые мне удалось написать за последнее время.
Корр.: Какие темы и почему решили включить именно в эту книгу? Насколько они типичны для Вашего творчества в целом?
Людмила: В молодости, когда все чувства обострены, стихи пишутся под влиянием этих эмоций. Поэтому появляется много стихов о любви. В более зрелом возрасте, в котором нахожусь я, чувства притупляются, и уже больше пишется философской лирики, стихов о жизни. В последнее время, по крайней мере, у меня, немаловажную роль приобрело и участие в многочисленных поэтических конкурсах на литературных сайтах интернета. Когда объявляется тема конкурса и задаётся обязательное условие написания нового, ранее не опубликованного произведения, это мобилизует, заставляет тщательно продумывать сюжет стихотворения, что-то вспоминать из жизни, фантазировать, если нужно, что-то почитать, например, из истории, географии, из какой-нибудь хроники. И, глядишь – в конце получится неплохое произведение. Моя любимая тема конкурсов – это военная лирика. Чтобы написать стихи на эту тему, мне пришлось прочитать немало воспоминаний участников войны, военной хроники, статей в газетах. И большинство моих стихов на военную тему основаны на реальных событиях, конечно, с некоторыми дополнениями и собственными рассуждениями. Поскольку в подборке последних лет присутствуют разные жанры поэзии, я решила все стихи в сборнике просто разделить по жанрам.
Корр.: Есть ли у Вас какие-то табу – темы, которых Вы никогда и ни при каких обстоятельствах не стали бы касаться? Почему?
Людмила: Я не очень увлекаюсь политикой, поэтому в моём творчестве нет стихов о политической жизни. У меня было пионерское атеистическое детство, отсюда нет стихов о религии и Боге. И, конечно, нет откровенно эротических стихов.
Корр.: В чём принципиальное отличие книги «У зеркала» от других Ваших книг, например, от «Струн памяти»?
Людмила: Как я уже говорила, книга «У зеркала» – это мой творческий итог. Я собрала лучшие стихи последних лет, куда вошли и некоторые произведения из предыдущего сборника. Откровенно слабые стихи моего раннего периода творчества я не помещала. Обе книги построены по одному принципу, но второй сборник более полный, и стихи там более высокого уровня.
Корр.: Прочитайте Ваше любимое стихотворение из нового сборника. Почему именно оно более других запало Вам в сердце?
Людмила: Моё любимое стихотворение – из раздела философской лирики, давшее название всему сборнику, «У зеркала».
У зеркала
Я не желаю верить зеркалам!
В их недрах где-то молодость осталась.
Сейчас же мне непрошеную старость
Они являют с грустью пополам.
Хранит бездушно мёртвое стекло
Мою былую грацию движений.
Но почему мгновенья отражений
Мне тихо шепчут: время истекло?
Жизнь на исходе, милая мадам,
И в волосах уже густая проседь.
Приходит осень в час, когда не просят,
И слёзы льёт по прожитым годам.
Весну и лето всё же не вернуть.
Они ушли навечно в зазеркалье,
Закрывшись там в серебряном кристалле,
Откуда им назад заказан путь.
Но я отброшу этих мыслей хлам,
Не дам в душе дорогу смерти ранней
И сохраню в ней молодость желаний.
Нет, не хочу я верить зеркалам!
Корр.: Расскажите историю создания этого стихотворения. Что Вас вдохновило? Как Вы писали? Пришлось ли заниматься редактурой готового произведения?
Людмила: Когда жизнь начинает выходить на финишную прямую, я думаю, что мысли, которые я изложила в стихотворении, начинают посещать каждую женщину. Я в этом не одинока. Тем более, что серьёзно заниматься поэзией я начала в довольно позднем возрасте, а ещё так много хочется сделать, написать. Это стихотворение – некий крик души, неприятие старости, надежда на новые свершения.
Что касается редактуры, то после написания любого стихотворения я ещё несколько дней продолжаю работать над ним. Иногда даже делаю правки через довольно большой промежуток времени. Я никогда не выставляю в сети, не посылаю в литературный журнал или коллективный сборник, а также на конкурс сырой стих, над которым я бы тщательно не поработала. Относительно стихотворения «У зеркала»: тема мне далась почти сразу, хотя некоторые изменения я ещё вносила в течение нескольких последующих дней.
Корр.: Какова роль профессионального редактора в работе современного поэта? Правду ли говорят на просторах сети, что сегодня именно редактор проводит основную работу над любым литературным произведением, а писатель фактически становится лишь автором идеи?
Людмила: Нет ничего предосудительного в том, что твой стих немного поправит редактор. Я где-то читала, что даже такая великая поэтесса, как Марина Цветаева, иногда пользовалась услугами редактора. Я тоже иногда замечала небольшие правки в своих стихах, опубликованных в коллективных сборниках. Но я повторяю, что это должны быть лишь небольшие правки. А мнение, что сегодня именно редактор проводит основную работу над произведением – полная чушь. Если произведение плохое, его просто не берут в печать. Ведь сейчас много талантливых авторов и замечательных стихов, зачем же связываться с откровенно слабыми работами?
Корр.: Какие эмоции Вы испытываете сейчас, когда держите в руках книгу? Притупляются ли ощущения со временем, от книги к книге?
Людмила: Это у меня второй персональный сборник. Как и в первый раз, я чувствую гордость, радость и удовлетворение от выполненной работы.
Корр.: Что будет дальше? Когда Вы планируете выпустить следующий сборник и о чём он может быть?
Людмила: Конечно, насколько мне хватит здоровья и вдохновения, я буду продолжать писать стихи. Если у меня накопится достаточное количество произведений, я попробую выпустить ещё одну книгу. Возможно, в этот раз я не буду публиковать все стихотворения, а остановлюсь на одной какой-нибудь теме.
Корр.: Очень интересно, Людмила. Будем с нетерпением ждать новых книг.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» Екатерина Кузнецова
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,