09:41 Игра в слова | |
Борис Слуцкий относится к плеяде «забытых» авторов. Настоящее поколение мало что о нём знает, этому способствовали жизненные обстоятельства: смерть жены в 1977 году, как говорят биографы, угнетающе воздействовала на поэта. Удивительный факт, но великие художники некоторое время перед смертью проводили в местах для умалишённых. Такими были Батюшков, Мопассан, Ницше, не исключение Борис Слуцкий. Говоря о поэте, Юрий Болдырев отмечает, что «…он написал хронику жизни советского человека…» Стихи, утверждает Болдырев, наполнены «чувством историзма». Связывая историю и людей, поэт видит человека в истории. Наблюдая, как гривенник катится по жёлобу, лирический герой сравнивает человека с монеткой. Это словно «Отечество и отчество», которые автор не разделяет. Человек – часть истории. - По отчеству, - учил Смирнов Василий, - их распознать возможно без усилий! - Фамилии сплошные псевдонимы, а имена - ни охнуть, ни вздохнуть, и только в отчествах одних хранимы их подоплека, подлинность и суть. Действительно: со Слуцкими князьями делю фамилию, а Годунов - мой тезка, и, ходите ходуном, Бориса Слуцкого не уличить в изъяне. Но отчество - Абрамович. Абрам - отец, Абрам Наумович, бедняга. Но он - отец, и отчество, однако, я, как отечество, не выдам, не отдам. Возникает ряд стихотворений, посвящённых классикам, – «Слава Лермонтова», «Господи, Фёдор Михалыч…» В авторе просыпается мастерство литературного критика: герой сообщает, что «перечёл изящную словесность…» и «…у них у всех…оковы и вериги…» Когда ухудшились мои дела и прямо вниз дорожка повела, я перечел изящную словесность - всю лирику, снискавшую известность, и лирика мне нет, не помогла. Я выслушал однообразный вой и стон томительный всей мировой поэзии. От этих тристий, жалоб повеситься, пожалуй, не мешало б и с крыши броситься вниз головой. Как редко радость слышались и смех! Оказывается, что у них у всех, куда ни глянь, оковы и вериги, бичи и тернии. Захлопнув книги, я должен был искать иных утех. Особую роль в поэзии Б. Слуцкого играет Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Он прошёл рядовым, а затем офицером её всю. В биографии указано, что в это время писал мало, однако, тема представлена мощно. Лирический герой, глядя на комвзвода, думает о будущем, а поэт живёт настоящим. Авторское отношение сформировало ворвавшееся в жизни творческих людей бедствие. Как в воспоминаниях, появляются «комбат Назаров», Кропотово, «военный уют», где в полевых условиях художник видит необыкновенные черты. Кроме крыши рейхстага, брянских лесов, Севастопольской канонады, Есть фронты, не подавшие голосов. Эти тоже выслушать надо. Многие знают, где оно, Безымянное Бородино: Это - Кропотово, возле Ржева, От дороги свернуть налево. Бросаются в глаза вольные переходы. Это свойство постмодернизма, о нём же напоминает совмещение лирики и прозы. Рождается некий симбиоз, чем творчество Б. Слуцкого актуализирует древнегреческую трагедию, где облечённые в лирическую форму строки включают значительные элементы прозы. Обращает на себя внимание использование трёхстопных размеров. Перед читателем микропоэмы, которые передают эпическое сознание. Дактиль, амфибрахий и анапест напоминают о драматичности событий. Поэт не запечатлевает отдельные эпизоды жизни, а обнаруживает их взаимосвязь. Вместе с апелляцией к древним временам появляются и современные реалии. Связывая эпохи, автор занимает положение вершителя судеб, он находится над временем, над пространством. Примечательно также вольное обращение с языком, будто автор ведёт пересказ каких-то событий. Художник настолько доверяет читателю, что делится с ним сокровенным. Он не усложняет стихи поэтическими вывертами, чтобы быть понятным читателю-другу, и в ответ надеется получить то же. Разговорная речь направлена на окружающих, поэтому стихи заряжены некой площадностью. Не случайно автор оказывается, как указывают источники, среди «шестидесятников», выходивших на открытые пространства и громогласно декларировавших стихи. В текстах встречаются характерные для разговорного стиля вставные конструкции, не редкость употребление слов в переносном значении. С помощью ассонанса и аллитерации происходит своеобразная игра в слова. | |
|
| |
| Всего комментариев: 0 | |