Добро пожаловать на литературный портал Регистрация Вход

Меню сайта

Стань партнером

Игра в слова

Борис Слуцкий относится к плеяде «забытых» авторов. Настоящее поколение мало что о нём знает, этому способствовали жизненные обстоятельства: смерть жены в 1977 году, как говорят биографы, угнетающе воздействовала на поэта. Удивительный факт, но великие художники некоторое время перед смертью проводили в местах для умалишённых. Такими были Батюшков, Мопассан, Ницше, не исключение Борис Слуцкий.
Говоря о поэте, Юрий Болдырев отмечает, что «…он написал хронику жизни советского человека…» Стихи, утверждает Болдырев, наполнены «чувством историзма». Связывая историю и людей, поэт видит человека в истории. Наблюдая, как гривенник катится по жёлобу, лирический герой сравнивает человека с монеткой. Это словно «Отечество и отчество», которые автор не разделяет. Человек – часть истории.
- По отчеству, - учил Смирнов Василий, -
их распознать возможно без усилий!
- Фамилии сплошные псевдонимы,
а имена - ни охнуть, ни вздохнуть,
и только в отчествах одних хранимы
их подоплека, подлинность и суть.
Действительно: со Слуцкими князьями
делю фамилию, а Годунов -
мой тезка, и, ходите ходуном,
Бориса Слуцкого не уличить в изъяне.
Но отчество - Абрамович. Абрам -
отец, Абрам Наумович, бедняга.
Но он - отец, и отчество, однако,
я, как отечество, не выдам, не отдам.
Возникает ряд стихотворений, посвящённых классикам, – «Слава Лермонтова», «Господи, Фёдор Михалыч…» В авторе просыпается мастерство литературного критика: герой сообщает, что «перечёл изящную словесность…» и «…у них у всех…оковы и вериги…» 
Когда ухудшились мои дела
и прямо вниз дорожка повела,
я перечел изящную словесность -
всю лирику, снискавшую известность,
и лирика мне нет, не помогла.
Я выслушал однообразный вой
и стон томительный всей мировой
поэзии. От этих тристий, жалоб
повеситься, пожалуй, не мешало б
и с крыши броситься вниз головой.
Как редко радость слышались и смех!
Оказывается, что у них у всех,
куда ни глянь, оковы и вериги,
бичи и тернии. Захлопнув книги,
я должен был искать иных утех.
 Особую роль в поэзии Б. Слуцкого играет Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Он прошёл рядовым, а затем офицером её всю. В биографии указано, что в это время писал мало, однако, тема представлена мощно. Лирический герой, глядя на комвзвода, думает о будущем, а поэт живёт настоящим. Авторское отношение сформировало ворвавшееся в жизни творческих людей бедствие. Как в воспоминаниях, появляются «комбат Назаров», Кропотово, «военный уют», где в полевых условиях художник видит необыкновенные черты. 
Кроме крыши рейхстага, брянских лесов,
Севастопольской канонады,
Есть фронты, не подавшие голосов.
Эти тоже выслушать надо.
Многие знают, где оно,
Безымянное Бородино:
Это - Кропотово, возле Ржева,
От дороги свернуть налево.
Бросаются в глаза вольные переходы. Это свойство постмодернизма, о нём же напоминает совмещение лирики и прозы. Рождается некий симбиоз, чем  творчество Б. Слуцкого  актуализирует древнегреческую трагедию, где облечённые в лирическую форму строки включают значительные элементы прозы.
    Обращает на себя внимание использование трёхстопных размеров. Перед читателем микропоэмы, которые передают эпическое сознание. Дактиль, амфибрахий и анапест напоминают о драматичности событий. Поэт не запечатлевает отдельные эпизоды жизни, а обнаруживает их взаимосвязь. Вместе с апелляцией к древним временам появляются и современные реалии. Связывая эпохи, автор занимает положение вершителя судеб, он находится над временем, над пространством. 
    Примечательно также вольное обращение с языком, будто автор ведёт пересказ каких-то событий. Художник настолько доверяет читателю, что делится с ним сокровенным. Он не усложняет стихи поэтическими вывертами, чтобы быть понятным читателю-другу, и в ответ надеется получить то же. 
Разговорная речь направлена на окружающих, поэтому стихи заряжены некой площадностью. Не случайно автор оказывается, как указывают источники, среди «шестидесятников», выходивших на открытые пространства и громогласно декларировавших стихи. В текстах встречаются характерные для разговорного стиля вставные конструкции, не редкость употребление слов в переносном значении. С помощью ассонанса и аллитерации происходит своеобразная игра в слова. 
avatar

Вход на сайт

Информация

Просмотров: 801

Комментариев нет

Рейтинг: 5.0 / 2

Добавил: MKalinin в категорию Взгляд критика

Оцени!

Категории

Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [104]
Самое интересное!
Классики и современники [431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [804]
Творческая жизнь [281]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1067]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [500]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [100]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [156]
Архив новостей [80]
ТОПы [50]
А знаете... [66]
Энциклопедия литературы [93]

Статистика


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0