Ну!.. За День взятия Бастилии!

Ну!.. За День взятия Бастилии!

14 июля — главный национальный праздник французов. Но этот день в 1789 году выглядел не так празднично и радостно, как сегодня. Апофеозом Великой французской революции стало взятие и разрушение крепости, которая на протяжении веков служила тюрьмой для всех, неугодных власти. Считается, что целью штурма было освобождение узников, но есть и теория о том, что революционеры всего лишь хотели завладеть оружием. Как бы то ни было, на итог это не повлияло: разъярённая толпа, ворвавшаяся в Бастилию, зверски разобралась с сотней стражников и выпустила заключённых.

За несколько веков крепость стала для обывателей символом монархической тирании, а при Людовике ХV вообще приобрела репутацию места, из которого не возвращаются. Но уже за десяток лет до революции Бастилию практически не использовали по назначению, и 14 июля 1789 года в ней находились лишь семь узников — вполне реальных преступников.

Но бунтовщиков это не остановило: народная память хранила имена тех, кто необоснованно попал в застенки крепости. Были среди них и литераторы, самыми известными из которых являются Ларошфуко и Вольтер.

Первый из них, автор философско-моралистических «Максим», угодил в Бастилию не за литературное творчество, а за участие в заговоре на стороне Анны Австрийской против её оппонента кардинала Ришелье.

Литературному «отцу» Фигаро Пьеру Огюстену Бомарше также угрожала Бастилия. Он позволил себе эпиграмму на архиепископа. Король поначалу разгневался, а потом, видно, решил пошутить: он заменил Бастилию для драматурга тюрьмой для несовершеннолетних, где Бомарше провёл шесть дней и вышел очень обиженным.

А вот знаменитый философ побывал в крепости дважды. Первый раз, ещё в молодости, Вольтер, носивший в ту пору данное ему при рождении имя Франсуа Мари Аруэ, написал сатирические стихи, в которых вскрывал пороки герцога Орлеанского, бывшего регентом при малолетнем короле. Писатель обвинял его не только в расхищении казны, но в связи с собственной дочерью. Но Филипп Орлеанский не оскорбился и отправил молодого человека в ссылку в небольшой городок, принадлежащий покровителю будущего философа. Но вот написанный вскоре после этого памфлет, где Вольтер сравнивает регента с клоуном, стал прямой дорогой в Бастилию. Тогда-то и появился известный теперь во всём мире псевдоним. Там писатель провёл чуть меньше года в достаточно неплохих условиях, завершил «Эдипа», написал «Генриаду».

Второй раз в крепости Вольтер оказался из-за женщины, которую не поделил с менее удачливым соперником. Оскорбления, драка и… вызов на дуэль, исходивший от писателя. Соперник же донёс на него в полицию — дуэли были запрещены законом.

Повторно находясь в Бастилии, Вольтер переосмыслил свою жизненную позицию: ранее настроенный к власти хоть иронично, но лояльно, он вдруг понял свою беззащитность перед ней. Так Вольтер стал идейным вдохновителем революции. Так Бастилия породила начало своего конца.

Журналист пресс-службы "Союз писателей" Юлия Лазарева

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети