Рената Юрьева: о детях, родителях и книгах
29.09.2019 169 5.0 1


Понять своего ребёнка – задачка, решить которую не всегда дано самым умным профессорам. А всё потому, что взрослые и малыши видят мир по-разному. Детское восприятие более чистое, не замутнённое стереотипами. Ребятам присуще любопытство, которого часто лишены родители. А детская вера в чудеса безгранична. Малыши готовы видеть волшебство повсюду, даже в самых простых вещах. Писатели, которые решаются создавать стихи или сказки для маленьких читателей, должны понимать их психологию. Именно поэтому чаще всего такую ответственность берут на себя мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, педиатры или работники юношеских библиотек. Общаясь с крохами, они сохраняют в собственном сердце островок детства, куда и увлекают свою аудиторию, параллельно делясь накопленными знаниями и опытом.

До недавнего времени библиофилы знали Ренату Юрьеву как автора книг для взрослых. Они взахлёб читали её стихи и прозу. Но недавно всё изменилось. Писательница выпустила свою первую книгу для малышей «Варенькин двор», в которой познакомила самых маленьких с миром животных. Как ей удалось перестроиться? Откуда столько тепла и доброты? Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» решила узнать из первых уст.

Корр.: Рената, поздравляю с выходом книги «Варенькин двор». Ещё лет пятнадцать-двадцать назад выбор имени для Вашей героини мог многих удивить. Насколько сегодня актуально имя Варя?

Рената: Это имя и для меня оказалось неожиданным, когда дочь с мужем назвали так мою первую внучку полтора года тому назад. По сути, именно благодаря ей, Вареньке, и родилась идея, а следом и серия книжек для детей дошкольного возраста «Варенькин мир», первой из которых стала книжка «Варенькин двор».

Корр.: Какие имена чаще других встречаются у ребят? Можете вспомнить самое необычное имя, которое Вам попадалось в школе?

Рената: Меня всегда интересовали имена, их история, значения. Помню, даже писала курсовую в институте. И не остались без внимания изменения в назывании детей в течение лет. Эйфория необычных имён, вспыхнувшая в постдевяностые годы, потихоньку прошла. И сейчас, конечно, встречаются любители экзотики, но уже более явной становится тенденция называть детей старыми русскими именами. Мне эта тенденция очень нравится: стойкое ощущение того, что имя – не просто звуковая оболочка, что оно несёт и какую-то особенную смысловую нагрузку, связанную со всей историей нашей страны, обычаев, лучших качеств. Я не буду приводить конкретные примеры из своей школы (из этических соображений), но отмечу, что вышесказанное относится и к ним: село и город здесь мало чем отличаются. А потому решение моих детей назвать свою дочь Варварой – вполне естественно и мне нравится. Ну, а самое необычное имя, пожалуй, не только в нашей школе, но и вообще – это имя моей дочери и сестрёнки – Азалия…

Корр.: В чём особенности работы писателя над книгами для самых маленьких?

Рената: Выводы мне делать ещё, пожалуй, рановато, так как я только начинаю писать для детей (хотя первые сказки я написала в студенческие годы). Но впечатления довольно яркие: это оказалось намного сложнее, чем привычные «взрослые» произведения. Здесь необходимо соблюдать тонкую грань между действительно детским языком, который был бы понятен им, и «сюсюканием», нарочито детским. Всегда считала и сейчас убеждаюсь ещё больше, что взрослые очень быстро и надёжно забывают себя в детстве: свои привычки, язык, желания. И эта забывчивость нередко становится проблемой «отцов и детей». Так и в произведениях довольно непросто «вспомнить» настоящий язык, понятный ребёнку, и то, что действительно им интересно. Во многом, конечно, помогают такие вот вдохновители, как внуки. Кроме того, я перечитывала свои дневники, которые вела, когда у меня рождались дети.

Корр.: Как родилась идея создания этой книги?

Рената: Моя дочь уже с рождения Вареньки начала готовить библиотечку детских книжек. И однажды, просматривая эти книжки, я вдруг подумала, что я тоже хочу и, наверное, могу написать для неё что-то интересное. Сначала было просто желание высказаться. Вдохновение несколько утихло, когда вдруг поняла: произведений для детей создано так много и обо всём, что довольно непросто внести что-то новое, не повторяясь.

Наблюдения подтвердили мои догадки о том, что в самом раннем детстве дети тяготеют к живому миру, тому, что мы зовём природой во всех её проявлениях, и особенно к животным. Поэтому о выборе темы вопроса не стояло, и я решила представить их, животных, как друзей Вареньки. А когда первая книжка была почти готова, захотелось продолжить знакомить детей с миром, который окружает их с самого рождения. Идея включить в книжку раскраски с главными героями принадлежит издательству «Союз писателей» (г. Новокузнецк).

Корр.: Можете ли Вы причислить свой сборник к развивающей литературе? Какими должны быть развивающие книги в глазах педагога?

Рената: Пожалуй, могу. Потому что в короткие стишки о животных, растениях, овощах я вкладывала не просто фразы, а информацию. Да, вот ещё одно моё открытие в этом эксперименте: чтобы написать для детей совсем юного возраста несколько строк, я искала, изучала много литературы о предмете своего творчества. И самой, кстати, было интересно, узнавала и для себя новое. И детям, надеюсь, будет не только интересно, но и познавательно. Эти стишки-автопортреты могут быть успешно использованы на утренниках в детских садах, театрализованных представлениях. Кроме того, развивающим элементом будут и раскраски, так как малыши очень любят рисовать, и это поможет развитию мелкой моторики рук.

Развивающие книги должны быть, прежде всего, нескучными и учитывающими возрастные особенности детей, чтобы новая информации усваивалась ненавязчиво, с охотой и интересом. И должна включать элементы театрализации, игры, загадок.

Корр.: Как Вы считаете, достаточно ли современные дети общаются с живой природой?

Рената: Трудно судить. Я все свои послестуденческие годы живу в селе, считай, на природе. Здесь этого общения им хватает. В городах, наверное, это сложнее сделать в силу специфики места жительства. Зоопарки и цирки, конечно, интересны, но экскурсии туда, обладая, возможно, большой познавательной ценностью, теряют в формировании таких человеческих качеств, как сострадание: звери должны жить на свободе. Мне их всегда жалко видеть в клетках и на аренах. Не знаю, есть ли в городах сейчас, как в нашем детстве, уголки юннатов, где дети могли сами ухаживать за животными, но такое вот общение, мне кажется, намного эффективнее и способствует развитию гуманных качеств маленького человека. Читала, что дети до года умеют понимать язык зверей и даже по-своему общаться (улыбается). Если это и выдумка, то прекрасная…

Возвращаясь к своей серии книг, скажу, что Варенька со своими родителями живёт не просто в сельской местности, а на экоферме, где особенно выражена любовь и забота о животных, растениях. Она уже сейчас, в полтора года, любит и общается с ними, машет им ручкой, когда видит. Уверена, что именно такое вот живое общение способствует развитию ребёнка даже больше, чем все слова. И очень хотелось показать это её доброе отношение в своих книжках.

Корр.: Многие ли семьи сегодня имеют домашних животных? А своё хозяйство? В чём польза для детей от взаимодействия с братьями нашими меньшими?

Рената: Да, думаю, почти во всех семьях есть домашние животные. Благоприятное присутствие их дома давно уже доказано.

Своё хозяйство, признаюсь, сегодня держать весьма проблематично: не понаслышке знаю эту проблему. Значительно уменьшилось количество домашнего скота; кур, гусей, уток ещё держат, а вот крупный рогатый скот – намного меньше, и основной причиной является слишком дорогое содержание и отсутствие возможности сбыта.

Корр.: Как восполнить дефицит общения с животными детям из мегаполисов, если у семьи нет возможности завести питомца?

Рената: Конечно, есть большое количество литературы об этом для детей. Но теория только тогда воспринимается, когда подтверждается практикой. В больших городах есть возможность посещать различные заведения, где есть животные (моё мнение, высказанное выше, – сугубо личное). Многие выезжают на каникулах к бабушкам, дедушкам, родственникам в сельскую местность. По-разному решаются эти вопросы теми, кто действительно знает и понимает благотворное воздействие на их детей общения с живой природой.

Корр.: Был ли в Вашем детстве верный четвероногий друг? Расскажите о нём.

Рената: В нашей семье в моём детстве всегда жили коты. И сейчас в моей уже семье тоже живут. И не представляю себе дом без них.

Корр.: Если говорить о современных дошколятах и дошколятах из Вашего детства, в чём принципиальное отличие? Как это связано с особенностями воспитания?

Рената: Дети во все времена одинаковы в своём отношении к миру, они обладают замечательными способностями удивляться, радоваться, задавать вопросы, быть счастливыми без причин, недолго «горевать»… Принципиальное же отличие, думаю, заключается скорее в отношении родителей к своим детям. Сегодня некоторая гиперопека приводит к исполнению всех прихотей детей, несмотря на реальные доходы и возможности семьи, лишь бы не отличаться от других. Зачастую родители даже радуются, как это такой малыш, ещё не выговаривая слова, уже умеет тыкать в кнопочки телефона. Нашёлся очень удобный способ угомонить детей – дать им гаджет. И почти невозможно объяснить взрослым и, соответственно, детям, что это довольно вредно для них, да и успеют они ещё погрузиться в виртуальный мир. А вседозволенность, мнимая жалость, ведущая к тому, что дети не приучены к труду и заботе о ближнем, довольно неблагоприятно может сказываться в последующие годы, и в первую очередь на самих родителях.

Корр.: Как взрослым, выросшим совсем в других условиях, понять своих детей?

Рената: Хороший вопрос! И очень нужный, ибо когда мы найдём на него ответ, мир станет почти идеальным (улыбается).

Если серьёзно, то я уже говорила выше: поскольку не получается не забывать себя в детстве, отрочестве, то надо хотя бы научиться доверять своим детям, придерживаясь при этом строгих правил в отношении формирования их обязанностей как в физическом плане (помощь по дому, уборка в огороде, саду), так и в моральном (забота о младших братьях, вежливое обращение к людям, почтительное – к пожилым, уход за питомцами), словом, всего того, что испокон веков формировало лучшие человеческие качества людей. И книги здесь тоже играют значительную роль. Все привычки закладываются в детстве. Привив любовь к чтению как можно раньше, мы не только гарантируем нашим детям разносторонние знания, но и оказываем неизмеримую помощь для успешного обучения в школе.

Корр.: Рената, уверена, что Ваши советы услышат родители и примут их, ну а Ваша книга найдёт заинтересованных читателей среди малышей со всеми именами.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова



Теги:купить книгу для детей в Интернете, развивающие книги для детей, Рената Юрьева

Читайте также:
Комментарии
avatar
Спасибо за прекрасные рассказы. Спасибо , что пишете рассказы для детей. давно уже не было интересных и познавательных рассказов для детей.В интервью чувствуется как автор неравнодушен к судьбам детей , и как она их очень любит.
avatar