29 Сен 2019
Рената Юрьева: о детях, родителях и книгах
До недавнего времени библиофилы знали Ренату Юрьеву как автора книг для взрослых. Они взахлёб читали её стихи и прозу. Но недавно всё изменилось. Писательница выпустила свою первую книгу для малышей «Варенькин двор», в которой познакомила самых маленьких с миром животных. Как ей удалось перестроиться? Откуда столько тепла и доброты? Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» решила узнать из первых уст.
Корр.: Рената, поздравляю с выходом книги «Варенькин двор». Ещё лет пятнадцать-двадцать назад выбор имени для Вашей героини мог многих удивить. Насколько сегодня актуально имя Варя?
Рената: Это имя и для меня оказалось неожиданным, когда дочь с мужем назвали так мою первую внучку полтора года тому назад. По сути, именно благодаря ей, Вареньке, и родилась идея, а следом и серия книжек для детей дошкольного возраста «Варенькин мир», первой из которых стала книжка «Варенькин двор».
Корр.: Какие имена чаще других встречаются у ребят? Можете вспомнить самое необычное имя, которое Вам попадалось в школе?
Рената: Меня всегда интересовали имена, их история, значения. Помню, даже писала курсовую в институте. И не остались без внимания изменения в назывании детей в течение лет. Эйфория необычных имён, вспыхнувшая в постдевяностые годы, потихоньку прошла. И сейчас, конечно, встречаются любители экзотики, но уже более явной становится тенденция называть детей старыми русскими именами. Мне эта тенденция очень нравится: стойкое ощущение того, что имя – не просто звуковая оболочка, что оно несёт и какую-то особенную смысловую нагрузку, связанную со всей историей нашей страны, обычаев, лучших качеств. Я не буду приводить конкретные примеры из своей школы (из этических соображений), но отмечу, что вышесказанное относится и к ним: село и город здесь мало чем отличаются. А потому решение моих детей назвать свою дочь Варварой – вполне естественно и мне нравится. Ну, а самое необычное имя, пожалуй, не только в нашей школе, но и вообще – это имя моей дочери и сестрёнки – Азалия…
Корр.: В чём особенности работы писателя над книгами для самых маленьких?
Рената: Выводы мне делать ещё, пожалуй, рановато, так как я только начинаю писать для детей (хотя первые сказки я написала в студенческие годы). Но впечатления довольно яркие: это оказалось намного сложнее, чем привычные «взрослые» произведения. Здесь необходимо соблюдать тонкую грань между действительно детским языком, который был бы понятен им, и «сюсюканием», нарочито детским. Всегда считала и сейчас убеждаюсь ещё больше, что взрослые очень быстро и надёжно забывают себя в детстве: свои привычки, язык, желания. И эта забывчивость нередко становится проблемой «отцов и детей». Так и в произведениях довольно непросто «вспомнить» настоящий язык, понятный ребёнку, и то, что действительно им интересно. Во многом, конечно, помогают такие вот вдохновители, как внуки. Кроме того, я перечитывала свои дневники, которые вела, когда у меня рождались дети.
Корр.: Как родилась идея создания этой книги?
Рената: Моя дочь уже с рождения Вареньки начала готовить библиотечку детских книжек. И однажды, просматривая эти книжки, я вдруг подумала, что я тоже хочу и, наверное, могу написать для неё что-то интересное. Сначала было просто желание высказаться. Вдохновение несколько утихло, когда вдруг поняла: произведений для детей создано так много и обо всём, что довольно непросто внести что-то новое, не повторяясь.
Наблюдения подтвердили мои догадки о том, что в самом раннем детстве дети тяготеют к живому миру, тому, что мы зовём природой во всех её проявлениях, и особенно к животным. Поэтому о выборе темы вопроса не стояло, и я решила представить их, животных, как друзей Вареньки. А когда первая книжка была почти готова, захотелось продолжить знакомить детей с миром, который окружает их с самого рождения. Идея включить в книжку раскраски с главными героями принадлежит издательству «Союз писателей» (г. Новокузнецк).
Корр.: Можете ли Вы причислить свой сборник к развивающей литературе? Какими должны быть развивающие книги в глазах педагога?
Рената: Пожалуй, могу. Потому что в короткие стишки о животных, растениях, овощах я вкладывала не просто фразы, а информацию. Да, вот ещё одно моё открытие в этом эксперименте: чтобы написать для детей совсем юного возраста несколько строк, я искала, изучала много литературы о предмете своего творчества. И самой, кстати, было интересно, узнавала и для себя новое. И детям, надеюсь, будет не только интересно, но и познавательно. Эти стишки-автопортреты могут быть успешно использованы на утренниках в детских садах, театрализованных представлениях. Кроме того, развивающим элементом будут и раскраски, так как малыши очень любят рисовать, и это поможет развитию мелкой моторики рук.
Развивающие книги должны быть, прежде всего, нескучными и учитывающими возрастные особенности детей, чтобы новая информации усваивалась ненавязчиво, с охотой и интересом. И должна включать элементы театрализации, игры, загадок.
Корр.: Как Вы считаете, достаточно ли современные дети общаются с живой природой?
Рената: Трудно судить. Я все свои послестуденческие годы живу в селе, считай, на природе. Здесь этого общения им хватает. В городах, наверное, это сложнее сделать в силу специфики места жительства. Зоопарки и цирки, конечно, интересны, но экскурсии туда, обладая, возможно, большой познавательной ценностью, теряют в формировании таких человеческих качеств, как сострадание: звери должны жить на свободе. Мне их всегда жалко видеть в клетках и на аренах. Не знаю, есть ли в городах сейчас, как в нашем детстве, уголки юннатов, где дети могли сами ухаживать за животными, но такое вот общение, мне кажется, намного эффективнее и способствует развитию гуманных качеств маленького человека. Читала, что дети до года умеют понимать язык зверей и даже по-своему общаться (улыбается). Если это и выдумка, то прекрасная…
Возвращаясь к своей серии книг, скажу, что Варенька со своими родителями живёт не просто в сельской местности, а на экоферме, где особенно выражена любовь и забота о животных, растениях. Она уже сейчас, в полтора года, любит и общается с ними, машет им ручкой, когда видит. Уверена, что именно такое вот живое общение способствует развитию ребёнка даже больше, чем все слова. И очень хотелось показать это её доброе отношение в своих книжках.
Корр.: Многие ли семьи сегодня имеют домашних животных? А своё хозяйство? В чём польза для детей от взаимодействия с братьями нашими меньшими?
Рената: Да, думаю, почти во всех семьях есть домашние животные. Благоприятное присутствие их дома давно уже доказано.
Своё хозяйство, признаюсь, сегодня держать весьма проблематично: не понаслышке знаю эту проблему. Значительно уменьшилось количество домашнего скота; кур, гусей, уток ещё держат, а вот крупный рогатый скот – намного меньше, и основной причиной является слишком дорогое содержание и отсутствие возможности сбыта.
Корр.: Как восполнить дефицит общения с животными детям из мегаполисов, если у семьи нет возможности завести питомца?
Рената: Конечно, есть большое количество литературы об этом для детей. Но теория только тогда воспринимается, когда подтверждается практикой. В больших городах есть возможность посещать различные заведения, где есть животные (моё мнение, высказанное выше, – сугубо личное). Многие выезжают на каникулах к бабушкам, дедушкам, родственникам в сельскую местность. По-разному решаются эти вопросы теми, кто действительно знает и понимает благотворное воздействие на их детей общения с живой природой.
Корр.: Был ли в Вашем детстве верный четвероногий друг? Расскажите о нём.
Рената: В нашей семье в моём детстве всегда жили коты. И сейчас в моей уже семье тоже живут. И не представляю себе дом без них.
Корр.: Если говорить о современных дошколятах и дошколятах из Вашего детства, в чём принципиальное отличие? Как это связано с особенностями воспитания?
Рената: Дети во все времена одинаковы в своём отношении к миру, они обладают замечательными способностями удивляться, радоваться, задавать вопросы, быть счастливыми без причин, недолго «горевать»… Принципиальное же отличие, думаю, заключается скорее в отношении родителей к своим детям. Сегодня некоторая гиперопека приводит к исполнению всех прихотей детей, несмотря на реальные доходы и возможности семьи, лишь бы не отличаться от других. Зачастую родители даже радуются, как это такой малыш, ещё не выговаривая слова, уже умеет тыкать в кнопочки телефона. Нашёлся очень удобный способ угомонить детей – дать им гаджет. И почти невозможно объяснить взрослым и, соответственно, детям, что это довольно вредно для них, да и успеют они ещё погрузиться в виртуальный мир. А вседозволенность, мнимая жалость, ведущая к тому, что дети не приучены к труду и заботе о ближнем, довольно неблагоприятно может сказываться в последующие годы, и в первую очередь на самих родителях.
Корр.: Как взрослым, выросшим совсем в других условиях, понять своих детей?
Рената: Хороший вопрос! И очень нужный, ибо когда мы найдём на него ответ, мир станет почти идеальным (улыбается).
Если серьёзно, то я уже говорила выше: поскольку не получается не забывать себя в детстве, отрочестве, то надо хотя бы научиться доверять своим детям, придерживаясь при этом строгих правил в отношении формирования их обязанностей как в физическом плане (помощь по дому, уборка в огороде, саду), так и в моральном (забота о младших братьях, вежливое обращение к людям, почтительное – к пожилым, уход за питомцами), словом, всего того, что испокон веков формировало лучшие человеческие качества людей. И книги здесь тоже играют значительную роль. Все привычки закладываются в детстве. Привив любовь к чтению как можно раньше, мы не только гарантируем нашим детям разносторонние знания, но и оказываем неизмеримую помощь для успешного обучения в школе.
Корр.: Рената, уверена, что Ваши советы услышат родители и примут их, ну а Ваша книга найдёт заинтересованных читателей среди малышей со всеми именами.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова
|
Всего комментариев: 1 | |
0
Спам
| |