Самое трудное для многих людей – открыться кому-то, выплеснуть то, что наболело, поделиться секретами. Переполненные эмоциями и переживаниями, мы идём по жизни, словно находимся одни в дремучем лесу, и некому протянуть нам руку помощи, ибо мы не видим и не желаем видеть кого-либо рядом с собой. Одиночество стало бичом XXI века. Но разве это правильно? Разве так должно быть? Современная писательница Нина Гаврикова на страницах книги «Задушевный разговор» подаёт пример другим. Она честно рассказывает о себе и своей жизни, о трудностях и заботах.
Во главу угла писательница ставит мораль и благородство, любовь и доброту. О людях, о животных, о вечных ценностях есть рассказы, которые теперь могут прочитать все желающие, чтобы понять: открыться не так уж и сложно. А если это сделать, найдутся те, кто поддержит в трудную минуту.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» пообщалась с Ниной о новой книге и попыталась выяснить, с какими психологическими трудностями сталкивается человек, когда перестаёт хранить молчание. Впрочем, разговор был не только об этом. Хотите узнать больше? Тогда слушайте!
Корр.: Нина, поздравляю с выходом книги. Правда ли, что она написана о Вас и Ваших близких?
Нина: Спасибо! Да! Я, как писатель-реалист, взяла истории из настоящей жизни, прототипами героев являются мои родные, друзья, знакомые, а в нескольких из них и я сама.
Корр.: Не было ли страшно обнажать душу перед читателем? Испытывали ли Вы какие-то сомнения?
Нина: Страшно?! Скорее волнительно. На издание тиража собирали всем миром. Знаете, сколько у нас в России, а именно в Соколе добрых, неравнодушных людей?! Я сначала была против акции по сбору денежных средств, но оказалось – напрасно, есть ещё в нашем русском народе чувство плеча и доброго отношения к ближнему. И это радует! Хочется сердечно поблагодарить всех, кто откликнулся на наш призыв. Особая благодарность М.В. Крупновой, Т.Ю. Лузиновой, Н.С. Гользберг за неоценимую поддержку и глубокую проницательность. Низкий поклон коллективу издательства «Союз писателей» за проведение интересных акций и предоставление ощутимых скидок.
Теперь, конечно, в душу закрались сомнения – понравится ли моя книга, читать её будут умудрённые жизнью земляки, хорошо знавшие Людмилу Николаевну, а она – Педагог с большой буквы! Одно оправдание мне – все рассказы (кроме «Банника») отредактированы моим любимым преподавателем.
Корр.: Что стало самым сложным в работе над сборником? Какой рассказ занял больше всего сил и времени?
Нина: Выбор названия сборника. Это же как появление на свет нового человечка: теряешься в именах, не находя нужного. А потом как-то осенило – задушевный разговор. Многие раскрывают свои сокровенные тайны… Нет, я не имею права раскрывать чьи-то секреты, да я этого и не делаю, все рассказы согласованы с их прототипами, если кого-то что-то не устраивает – убираю, изменяю, редактирую. Я всё-таки пишу художественные произведения, а не документальную прозу, поэтому приходится дорисовывать образы, менять имена, времена года и условия, но незначительно.
Рассказ «Банник» очень долго писался, больше трёх лет. Складывала пазлы в единое целое, а они упрямились, не совпадали своими острыми гранями. И только в июне этого года вырисовалась полная картина, в нём собрано несколько разных историй, переплетённых общей идеей (раскрою секрет: имена главных героинь не изменены).
Корр.: Закончив писать, Вы ощутили облегчение? Или были какие-то другие эмоции?
Нина: Облегчения пока нет. Книгу «Задушевный разговор» посвящаю своему любимому педагогу – Л.Н. Афанасьевой. В конце сентября прошлого года мы простились с Людмилой Николаевной навсегда, а ей было всего 68 лет. Ощущение, что она до сих пор рядом, не покидает меня. Хочется отдать дань уважения и памяти этому прекрасному человеку.
Людмила Николаевна была старше на 15 лет (как и мой старший брат), поэтому разговоры случались разные и не раз, но обо всём не расскажешь. Многому я научилась у профессионального, тактичного, опытного педагога, да что говорить: мир поэзии и прозы открыла с ней заново! Семнадцать лет назад, когда неизлечимая болезнь перевернула мою жизнь наизнанку, она одна из первых протянула руку помощи.
Вступительная статья к читателю и последнее интервью с Людмилой Николаевной опубликованы в начале и конце книги. Почему? Потому что, когда формировали сборник поэзии, Людмила Николаевна советовала самое интересное и важное размещать именно так.
Корр.: Назовите своё любимое произведение из книги. Почему именно оно?
Нина: На данный момент самое важное для меня – последнее интервью с Людмилой Николаевной, надеюсь, что объяснять, почему, не нужно.
Корр.: Какого отклика от читателя на Вашу книгу Вы ожидаете?
Нина: Положительного! Но если будут отрицательные, то это значит, что нужно продолжать работать над выявленными ошибками.
Корр.: Доводилось ли Вам прежде сталкиваться с критикой? Только с позитивной или с негативной тоже? Как правильно реагировать на комментарии читателей?
Нина: Да, с критикой сталкивалась, и это радует. Все мы разные, и жизненные идеалы у каждого свои, надеюсь, что такие качества, как честность, дружба, милосердие, добропорядочность, остаются неизменными качествами любого человека, и они красной нитью проходят по всем моим произведениям.
У некоторых рассказов есть свои истории-продолжения. В разделе «Эх, жизнь деревенская» собраны картинки событий российской глубинки. Так, рассказ «Скорый поезд» был опубликован в районной газете «Сокольская правда». И надо же было так случиться, что газета вышла именно в тот день, когда главная героиня вернулась с сыном в деревню. Свекровь выразила недовольство и в адрес снохи, и в мой, конечно, тоже, как это мы посмели «вынести сор из избы». Но почему-то та женщина не смогла или не захотела проанализировать действия собственного сына, оправдывала ли она его? Не знаю! Но поступки молодого человека привели к разрыву супружеских отношений. Оставить больного ребёнка на произвол судьбы – велика ли честь?!
Следующий рассказ, «Шаг над пропастью», обрёл в этом году востребованность и переосмысление. Случилось так, что мы были на даче, когда весенним паводком сломало висячий мост (лавы). Мужу пришлось идти по сломанным, торчащим раскрытым веером доскам. Я в тот момент висела на его спине тяжёлым бесформенным рюкзаком, готовым в любой момент сорваться в ледяной водоворот реки. В этом году мост снова ремонтировали! Казавшийся бесконечным диалог со всеми эшелонами власти тянулся очень долго (начиная с 2016 года). В это лето мост починили капитально и, пользуясь случаем, передаю благодарность губернатору Вологодской области О.А. Кувшинникову, депутату Законодательного Собрания А.Ю. Холодову, действующему главе Сокольского муниципального района Ю.А. Васину, бывшему главе района В.В. Зворыкину, главе Двиницкого сельского поселения Т.О. Кругловой. Дорогого стоит признание главы поселения в том, что восемь лет назад она прочла рассказ и осталась равнодушной, а сейчас прочувствовала весь трагизм нашего перехода.
В следующем разделе, «Задушевный разговор», есть рассказ с таким же названием. О чём он? О том, как трудно бывает пробить железобетонную стену непонимания, но, как бы ни крутила и ни испытывала на прочность нас судьба, есть на планете тихая гавань, где преобладают спокойствие и тишина.
События рассказов «Гулечка» и «Находка» происходят в другой области, хоть географические места в произведениях и не обозначены. В первом рассказе поставлена жирная точка, а вот во втором есть продолжение, оказалось, что это не найдёныш, а подкидыш.
Книгу завершает раздел «Публицистика». Я подумала, что в 205-й, юбилейный год со дня рождения М.Ю. Лермонтова было бы неплохо опубликовать эссе о творчестве этого великого поэта. Завершают сборник два интервью с руководителями МДЛК «Озарёнок»: М.Г. Окуличевой и Л.Н. Афанасьевой. Рада, что успела задать интересующие меня вопросы своим коллегам.
Корр.: Что лично для Вас важнее – мнение аудитории или экспертов? Согласны ли Вы менять что-то в своих произведениях, если попросят рецензенты?
Нина: Мнение экспертов для меня важно, но мнение аудитории важнее. Я пишу для таких же, как я, простых людей. В прошлом году в санатории провела творческий вечер и уже в который раз убедилась, что слушателей не обмануть, пусть произведение хоть трижды написано правильно, но, если оно не цепляет душу, значит, написано зря, значит, надо ещё и ещё работать, править.
Корр.: Нужна ли современному писателю слава? Нужна ли она лично Вам?
Нина: Слава?! Скорее не слава, а востребованность и популярность. Сейчас в помощь авторам есть интернет в широком доступе, и очень хочется надеяться, что каждый из нас обязательно найдёт своего читателя.
Корр.: Что бы Вы хотели сказать, обращаясь напрямую к аудитории?
Нина: Дорогой читатель, у каждого человека в жизни есть свой любимый учитель, наставник. Как хорошо, что в моей жизни была Людмила Николаевна, она больше, чем просто педагог. Наверное, она была моей подругой, если такое, конечно, возможно между преподавателем и бывшей студенткой. Недавно прочитала в интернете: «Лучшая подруга – это человек, который выскажет тебе правду в глаза, а всем скажет, что ты – самый замечательный человек на Земле!» И это всё о ней, Людмила Николаевна всегда была тактична и сдержанна, ей я посвящаю книгу
«Задушевный разговор». Светлая память Людмиле Николаевне!
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова