Известный поэт Саша Чёрный при рождении получил совсем другое имя — его звали Александр Михайлович Гликберг. В семье одесского провизора росли пятеро детей. Будущий поэт был жгучим брюнетом, а потому домашние называли его «чёрным». Впоследствии это прозвище станет псевдонимом.
Чтобы дать сыну образование, отец крестил его в православной вере, однако в гимназии Александр так и не доучился. По какой-то причине порядки заведения пришлись не по душе мальчику, он убежал из дому и стал бродяжничать.
Родители от него отказались. Об этой истории узнал поэт и очень милосердный человек Константин Роше, который взял Александра к себе в Житомир. Он воспитывал юношу в любви к искусству, в частности, к поэзии, помог с образованием и развил в Саше творческие способности.
Два года молодой человек прослужил в армии, а вернувшись в Житомир, начал сотрудничество с прессой. Перебравшись в Петербург, Александр публикует свои стихи в известных журналах под псевдонимом Саша Чёрный.
К.И. Чуковский, с которым у поэта сложились дружеские отношения, вспоминал один случай. К Александру, когда его узнавали на улицах, обращались исключительно «Саша».
«Чёрт меня дёрнул придумать себе такой псевдоним! — сердился поэт. — Теперь всякий олух зовёт меня Сашей».
По словам Корнея Ивановича, Чёрный не терпел фамильярности. Но вот однажды Чуковский услышал, как десяток ребятишек звонко кричит: «Саша, Саша!» И поэт совершенно спокойно, даже с удовольствием откликался на эти призывы. Он катал детвору на лодке по каналу, и все от этого получали несказанную радость.
Несколько лет Чёрный провёл за границей, а по возвращении устроился на работу в «Сатирикон». Однако, по мнению всё того же Чуковского, он резко выделялся на фоне остальных сотрудников журнала:
«Худощавый, узкоплечий, невысокого роста, он, казалось, очутился среди этих людей поневоле и был бы рад уйти от них, подальше. Он не участвовал в их шумных разговорах и, когда они шутили, не смеялся».
И действительно, поэт переходит в «Современник», а потом и вовсе обращается к новому для себя жанру — поэзии, а затем и прозе для детей. Нежность и доброта, озорство и лёгкая грусть — этими чувствами проникнуты его детские произведения. Большая их часть написана в эмиграции — после революции и Гражданской войны Чёрный покинул Россию — и служит сохранению родного языка за рубежом.
Жестокий бог литературы!
Жестокий бог литературы!
Давно тебе я не служил:
Ленился, думал, спал и жил,-
Забыл журнальные фигуры,
Интриг и купли кислый ил,
Молчанья боль, и трепет шкуры,
И терпкий аромат чернил…
Но странно, верная мечта
Не отцвела — живет и рдеет.
Не изменяет красота —
Всё громче шепчет и смелеет.
Недостижимое светлеет,
И вновь пленяет высота…
Опять идти к ларям впотьмах,
Где зазыванье, пыль и давка,
Где все слепые у прилавка
Убого спорят о цветах?..
Где царь-апломб решает ставки,
Где мода — властный падишах…
Собрав с мечты душистый мед,
Беспечный, как мечтатель-инок,
Придешь сконфуженно на рынок —
Орут ослы, шумит народ,
В ларях пестрят возы новинок,-
Вступать ли в жалкий поединок
Иль унести домой свой сот?..
Год написания: 1912
Вместе с супругой Марией Ивановной Александр Михайлович переехал сначала в Берлин, а затем в Париж, где поддерживал отношения с другими русскими эмигрантами.
Он умер внезапно в возрасте 52 лет. У соседей случился пожар, и поэт, не раздумывая, бросился им на помощь. Уже дома, когда всё закончилось, у Александра произошёл сердечный приступ. Хотя, в некоторых источниках утверждается, что это вымысел.
Из воспоминаний:
«…Он был похоронен с русской истовостью, за его гробом не шло ни одного равнодушного, мечтающего об окончании „церемонии“. Дай Бог каждому из нас к концу жизни заслужить такую любовь». (Станюкович Н. Саша Черный // Дальние берега: Портреты писателей эмиграции)
Где похоронен поэт, сейчас, увы, неизвестно. По законам городка Борм-ле-Мимоза в Провансе, где оборвалась его жизнь, захоронения, которые длительное время никто не оплачивает, передаются в аренду другим лицам, способным нести расходы.
Говорят, что Саша Черный просил когда-то Создателя дать ему после смерти «исчезнуть в черной мгле». Воистину, думай, чего просишь. Как и могила поэта, так и его бесценный архив, канули в "черную мглу".
Мария Ивановна пережила мужа почти на 30 лет, она скончалась 13 июля 1961 года [в возрасте 90 лет] и была похоронена на юго-востоке Франции, в департаменте Вар. Спустя ещё полтора десятка лет на её могиле появилась памятная табличка с именем Саши Чёрного — память поэта была увековечена.
Но есть еще версия, что Мария Ивановна умерла в доме престарелых (а Дом-община по сути и был им) и поэтому была захоронена в так называемых fosse commune — общих могилах. (Именно такой была участь, например, поэта Георгия Иванова, скончавшегося в 1958 году в том же Йере.). А значит, что и никакой таблички по сути и нет.
Издания
- Первое знакомство. — Берлин, 1923.
- Чёрный С. Избранная проза / Сост., послесловие и комм. А. С. Иванова. — М.: Книга, 1991. — 432 с. (Из литературного наследия)
- Чёрный С. Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Эллис Лак, 1996. — ISBN 5-7195-0044-8
- Чёрный С. Избранное / Сост. В. М. Рошаль. — СПб.: ТОО Диамант, 1997. — 448 с.
- Чёрный С. Детский остров / худ. С. А. Коваленков. — М.: РИПОЛ классик, 2013. — 80 с. — (Шедевры книжной иллюстрации «mini»). — ISBN 978-5-386-04815-0, УДК 821.161.1, ББК 84(2Рос=Рус)6-44, Ч-49.
- Источник
|
Всего комментариев: 2 | |
| |