Каждая эпоха остаётся в истории благодаря выдающимся деяниям её людей. Среди них не только политики и дипломаты, которые определяют направление развития государства, способствуют благополучию народа или ведут его к гибели. Немаловажную роль в формировании образа исторического периода играют литераторы, музыканты, художники, скульпторы. Если говорить о литературе второй половины XIX столетия, в памяти тут же возникает имя Ивана Сергеевича Тургенева – человека, повлиявшего на поэтику русского и западноевропейского романа и создавшего запоминающиеся картины из жизни, отражающие нравы представителей эпохи и подчёркивающие их характеры.
Иван Сергеевич родился 9 ноября 1818 года. Его семья принадлежала к числу тульских дворян. Однако малой родиной писателя является Орёл. В пятнадцать лет Тургенев поступил в Московский университет изучать словесность, откуда перевёлся на филологический факультет в Петербург. В дни студенчества он увлекался поэзией и ставил смелые эксперименты. Например, на третьем курсе Иван Сергеевич написал поэму «Стено», выбрав для этого пятистопный ямб.
В то время молодой человек учился у П.А. Плетнёва – уважаемого профессора русской словесности. Именно ему он показал свой труд. Педагог не проигнорировал начинание своего подопечного. Напротив, он подробно разобрал рукопись на лекции. С одной стороны, критика получилась жёсткая, но, с другой – талант Ивана Сергеевича был оценён, что сподвигло его продолжить опыты и создать ещё несколько поэтических произведений, опубликованных в «Современнике» под редакцией всё того же Плетнёва. В 1836 году на страницах печатного издания появилась первая рецензия Тургенева. К тому моменту в его копилке имелось около сотни стихов и поэм.
Однако Иван Сергеевич видел себя не только в качестве писателя, но и как учёного. Он сдал необходимые экзамены, получил диплом, а через год уже имел степень кандидата. Тургенев много путешествовал, знакомясь с культурой и традициями других стран, жил за границей, проникаясь прозападными настроениями. Много времени он уделял образованию: изучал латынь и древнегреческий язык, читал античных классиков в оригинале.
Благодаря многочисленным знакомым литераторам, с некоторыми из которых, как с Герценом и Белинским, Тургенев посещал один университет, он был вхож в творческую тусовку, посещал салоны и вёл беседы на интересующие его темы. Это повлияло на творчество автора, но и сам он, в свою очередь, оказывал воздействие на умы и сердца современников.
Окончательно вернувшись из странствий домой, Иван Сергеевич хотел вновь сесть на студенческую скамью и подал прошение на получение степени магистра философии. К сожалению, в университете отсутствовал преподаватель, который мог бы взять на себя труд обучить писателя, а потому его заявку отклонили. Тогда Тургенев занялся совершенствованием своих знаний в области словесности. Однако писательство, которым Иван Сергеевич не переставал заниматься, увлекало его всё больше.
Параллельно со стихами, он стал писать прозу. Расцвет творчества классика пришёлся на сороковые годы позапрошлого века. Мечта о научной карьере также воплотилась в жизнь. Его заслуги признавались в Московском университете и Академии наук, он был почётным доктором Оксфордского университета.
Сегодня, когда мы говорим о Тургеневе, на ум прежде всего приходит образ «тургеневской девушки», увы, искажённый в представлении потомков. Если спросить произвольно выбранного человека, кого же характеризует данное словосочетание, скорее всего, доведётся услышать лекцию об инфантильной девице в кринолине, которая только и умеет, что вздыхать, плакать да падать в обмороки, мечтая о прекрасном принце. Однако, восстанавливая литературную справедливость, нужно заметить, что подобное определение не соответствует истине.
Тургеневская девушка в её каноническом понимании представляет собой молодую особу, выросшую и воспитанную вдали от высшего света и его тлетворного влияния. Это чистая и непорочная дева, которая отличается замкнутостью и живёт в гармонии с природой. Внешней красотой типичная героиня Ивана Сергеевича может не обладать. Но ей непременно присуща красота внутренняя.
Помимо глубокого духовного мира, начитанности и интеллигентности, тургеневская девушка способна на подвиг и самопожертвование. Зато в любви ей не везёт, так как, будучи прообразом идеальной барышни своей эпохи, она неизменно влюбляется не в тех мужчин. Как правило, поверхностные, равнодушные и не подходящие ей в социальном плане, они оставляют юную леди с разбитым сердцем. Увы, сами возлюбленные взяты не из воздуха и являют собой классические типажи «героев» своего времени.
Таким образом, Иван Сергеевич никогда не стремился показать слабых и чрезмерно ранимых особ, что приписывают ему потомки, частенько даже не читавшие ни одной книги автора. В день рождения талантливейшего человека хотелось бы убрать недопонимание и, наконец, проникнуться драмой персонажей, которые создавались бережно и терпеливо на основе наблюдений за общественной жизнью. Ну а циничные высказывания, модные в феминизированном обществе, лучше брать не из великих литературных произведений, а откуда-то из другого источника.
[Юрий Терещенко]
То,