Большинство поэтов – романтики. Они создают в своём творчестве пафосные образы, частенько впадают в экзальтацию, превозносят человеческий героизм, осуждают глобальное Зло, что часто напоминает маниакальную приверженность теории заговора. А потому человек, который выбирает для себя другой, непривычный публике стиль, вынужден доказывать миру, что простая жизнь заслуживает упоминания в литературе. Особенно трудно это сделать на ранних этапах творческого пути, пока имя автора никому не известно, а к нему самому относятся как к несмышлёному юнцу. Примером тому может служить творческий путь «народного поэта» Николая Некрасова.
Николай Алексеевич родился 10 декабря 1821 года в Подольской губернии. Он происходил из некогда богатого дворянского рода, к тому времени растерявшего многие позиции, но всё ещё считавшегося обеспеченным. Отец мальчика был поручиком и находился на воинской службе. Его полк был расквартирован в Винницком уезде. Детские годы писателя прошли в Ярославской губернии, где его семья владела поместьем и сорока душами крестьян. Но дела шли плохо, и Некрасов-старший был вынужден стать исправником. Сыну он хотел дать хорошее образование, отправив его в местную гимназию. Но душа поэта к наукам не лежала, и учился он плохо. Отец мечтал для сына о военной карьере, но у юноши были свои планы на будущее.
В один прекрасный день Николай Некрасов оставил отчий дом и отправился покорять Петербург. С собой он вёз тетрадь со стихами, которую рассчитывал опубликовать. Нужно признать, что ему это удалось. Свет увидела его первая книга, получившая название «Мечты и звуки». С этого момента историки и литературоведы начинают отсчитывать первый этап творческой жизни автора. Книга была написана в классическом стиле. Чувствовалось, что у молодого человека ещё не сформировался свой стиль, как не было и твёрдого понимания того, что он хочет сказать миру. А потому Некрасов пытался следовать заветам классиков и воплощать тот образ поэта, который был провозглашён Пушкиным, Лермонтовым и другими писателями Золотого века.
Книга была издана, но фурора не последовало. Её встретили очень спокойно. Некрасов продолжил писать, но не мог рассчитывать жить на гонорары. Отец давил на него, заставляя пойти на воинскую службу, грозился лишить сына содержания. Несмотря на предупреждения родителя, Николая Алексеевич предпочёл стать вольнослушателем в Петербургском университете. Увы, долго посещать лекции он не смог, так как отец сдержал слово и прекратил давать молодому человеку деньги. Начался очень тяжёлый, довольно мрачный период жизни писателя, когда ему не всегда хватало на хлеб, а ночевать иногда приходилось в ночлежках. Однако, вероятно, эти трудности и лишения впоследствии сформировали его менталитет как «народного поэта». У Николая Алексеевича была возможность прочувствовать тяготы угнетаемого простого человека и испить их до дна.
Будучи лишённым помощи отца, Некрасов был вынужден искать работу. Он соглашался писать для журналов и газет рассказы, водевили, сатиру. Одним словом, всё, за что были готовы заплатить. Ситуация изменилась лишь к 1845 году, с которого традиционно отсчитывают второй период творческой жизни поэта. Свет увидел альманах «Физиология Петербурга», который Николай Алексеевич выпустил вместе с Иваном Панаевым. К этому моменту автор уже оставил романтический стиль, к которому прибегал в юности. Он стал писать о простых людях и рисовал сценки из их жизни, узнаваемые читателем. Книга имела громкий успех, прославив имена авторов. А спустя год молодые люди сообща оформили аренду на «Современник», журнал, основанный десять лет назад Пушкиным.
Первые выпуски обновлённого издания были опубликованы в 1847 году. Вскоре всем стало ясно, что Некрасов – принципиально новый тип редактора. Он создал вокруг себя целую команду. Отдавал предпочтение поэтам и прозаикам, которые писали о народе, держались в стороне от излишнего пафоса, говорили с любовью о родине и при этом делали акцент на человека. Вскоре «Современник» стал столь уважаем и популярен, что новому автору достаточно было получить одобрение Некрасова, Панаева или Белинского, находящихся во главе издания, чтобы гарантировать себе успех. Впрочем, были критики, несогласные, недовольные принятыми решениями и идеологией редакции «Современника». Многие не одобряли данное ими разрешение на публикацию Чернышевского и Добролюбова, но те нравились прогрессивной молодёжи, которая составляла львиную долю всех читателей. Находились скептики, рассматривавшие творчество самого Некрасова, регулярно появлявшееся на страницах, как некое лицемерие или браваду. Потому что обеспеченный, уважаемый человек, по их мнению, мало что мог знать о жизни простого люда.
Именно в конце сороковых, когда положение Николая Алексеевича в литературном мире и обществе упрочилось, начинается третий этап его творческого пути. Десять лет активных публикаций, творческих тандемов, в том числе с возлюбленной Авдотьей Панаевой (псевдоним – Станицкий), публикации статей, написание не только стихов, но и прозы. Это был очень плодотворный период. В наследство потомкам осталось множество авторских книг Некрасова. Наиболее известны следующие его творения:
– написанные вместе с Панаевой романы «Мёртвое озеро» и «Три страны света»;
– стихотворение «В дороге», которое можно назвать условным дебютом, так как именно с него начался писательский успех поэта;
– произведения о бесправии и нищете «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику»;
– стихотворение «Размышления у парадного подъезда» о жизни за окном, которое автор разложил на три основополагающие темы: зло, суд, возмездие;
– произведение, посвящённое сестре Некрасова – «Мороз Красный нос»;
– поэма о подвиге декабристок и женском героизме «Русские женщины»;
– творческий взгляд поэта на тяготы строительства «Железная дорога».
И всё же самым известным детищем Николая Алексеевича, своего рода визитной карточкой всего его творчества, является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Произведение состоит из четырёх частей, но было запланировано намного больше. Некрасов не успел целиком воплотить свою задумку, но сумел сделать так, чтобы поэма обрела законченный вид.
Умер «народный поэт» 8 января 1878 года.
[Юрий Терещенко]
То,