17 Дек 2019
Александр Солженицын: отражение взглядов автора на страницах книг
В большинстве случаев ментальность писателя отражает идеологию времени, в котором он живёт. Возможно, это не всегда официальная доктрина, а скорее общественные настроения. Однако основные тезисы прослеживаются и помогают сформировать представления об эпохе в глазах современников и потомков. Лишь иногда рождаются авторы, независимые от чужих мнений целиком и полностью или даже противопоставляющие себя и своё творчество принятым установкам.
В XX веке одним из наиболее известных диссидентов в области литературы стал Александр Солженицын, получивший в 1970 году Нобелевскую премию за свои работы, но уже с шестидесятых находящийся не в ладах с правительством за свои религиозно-патриотические взгляды и резкую критику коммунизма в культовых произведениях.
Александр Исаевич родился в Кисловодске. В его метриках значилась дата 11 декабря 1918 года. Будучи практически ровесником революции, он не одобрял то, куда привели страну её последователи, особенно строго осуждая ужасную систему лагерей, где были погребены многие судьбы. Познакомиться с этими не самыми гостеприимными местами ему довелось лично, так как за свою позицию он был приговорён к восьми годам лишения свободы, вкусил все горести и трудности ГУЛАГа и пообщался с другими арестантами, истории которых не преминул записать.
Солженицын был историком и академиком РАН. Подавляющее большинство его книг имеет общественно-политическую тематику, однако наследие писателя включает ряд публицистических работ по истории России. Художественной литературой Александр Исаевич увлёкся довольно поздно. Его первые опубликованные произведения были написаны в 1959 году и назывались «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор». В начале шестидесятых они появились на страницах журнала «Новый мир» и имеют ряд сходных черт.
В частности, главными героями обоих сюжетов стали простые люди. В глазах автора они – истинные хранители духовных святынь, хоть и представлены по-разному. В то время как Матрёна практически святая, жертвенная и готовая терпеть лишения ради других, но фактически лишена выраженных слабостей и недостатков, Иван более реалистичен и может похвастаться не только хорошими, но и плохими чертами. На страницах Солженицын занят исследованием духовных общечеловеческих ценностей, он пытается определить роль опыта простого человека в мироустройстве.
Знаковым произведением для автора является «В круге первом». Роман также был написан в середине и конце пятидесятых годов, а издан в 1964 году. Его отличает большое количество персонажей и сюжетных веток, интеллектуальные разговоры в качестве основы, строгая композиция, рассуждения на тему внутренней свободы вне зависимости от оков во внешнем мире и ряд других. Писатель идёт по пути сближения соцреализма и романтических традиций отечественной литературы. В результате создаётся особое художественное своеобразие, выделяющее данную книгу из числа прочих.
«Архипелаг ГУЛАГ», или, как роман называют некоторые литературоведы, «энциклопедия советской каторги», включает в себя три тома. Что бы ни думали другие, сам Солженицын говорил о своём детище как об «опыте художественного исследования». На страницах романа разворачивается нешуточная политическая борьба и очень чётко выражаются мысли автора по поводу тоталитарного режима в стране. Книга писалась на основе фактического материала, собранного среди заключённых. Именно их истории стали вдохновляющим фактором для писателя. Первостепенный вопрос, на который пытается ответить Александр Исаевич, а вслед за ним читатель – что делают лагеря с душой и волей человека?
Творчество Александра Солженицына до сих пор исследуется и обсуждается литературоведами из разных стран. Его ярко выраженная общественно-политическая и религиозно-патриотическая позиция, мастерское владение словом, исторические ссылки, понимание человеческой психологии, частые (и не всегда удачные) эксперименты делают его автором самобытным, невероятным по силе передачи чувств, эмоций и переживаний, а также незабываемым для читателя, который, единожды погрузившись в этот омут раздумий и переосмыслений, уже никогда не сможет насытиться лёгкой «бульварной» литературой.
[Юрий Терещенко]
То,