Жизнь не стоит на месте. Перемены происходят сперва незаметно, исподволь, а потом превращаются в снежный ком, который, подобно лавине, несётся вниз, погребая под собой всё старое и отжившее свой век. Литература, как абсолютно всё в подлунном мире, нуждается в периодическом вливании свежей крови. Она должна обновляться в соответствии с требованиями времени и переменами в обществе. И речь не только о сути, отражённой в жанрах, но и о форме.
Одним из виднейших реформаторов в литературе конца XVIII – начала XIX веков стал Николай Михайлович Карамзин. Он появился на свет 12 декабря 1766 года в селе Знаменское Симбирской губернии. Сегодня оно носит название Карамзинка. Однако существует мнение, что мальчик родился в Оренбургской губернии.
Его отец был среднепоместным дворянином и капитаном в отставке. Учёбу Николай Михайлович начал в Симбирске, где некоторое время прожил в частном пансионе. Но очень скоро родители приняли решение отправить его в Москву. Там он поступил на обучение в пансион профессора Шадена и прослушал курс лекций в Императорском Московском университете. Начало восьмидесятых годов XVIII века Карамзин встретил на службе в армии. Получив звание поручика, вышел в отставку, вернулся в родной Симбирск, а потом вновь отправился покорять Москву, где вступил в масонскую ложу и стал членом благотворительного общества.
Ещё в армии Николай Михайлович попробовал себя в роли писателя. А обосновавшись в Москве, познакомился с видными литераторами эпохи, такими, как А.А. Петров, Н.И. Новиков и другими, стал вхож в творческую среду и приложил руку к созданию первого в истории России журнала для детей, который назывался «Детское чтение для сердца и разума».
Карамзин много путешествовал. Во время своих визитов в Европе он познакомился и довольно сильно сблизился с Кантом, общался с Бонне и многими другими известными людьми. Его посещение Парижа пришлось на лихие дни французской революции. Писатель слушал Робеспьера и Мирабо. По своим впечатлениям он написал одно из культовых произведений – «Письмо русского путешественника». Эта работа принесла Карамзину популярность.
Николая Михайловича называют мастером сентиментализма. Этот жанр был очень востребован, и многие пытались работать в нём. Однако именно «Бедная Лиза»
Карамзина стала хрестоматийной. Главной особенностью произведения является изысканность слога. Примечательно, что именно после публикации данной повести социальное положение героя книги перестало иметь такое значение, как прежде, а на первый план вышли его душевные качества.
Ещё одним знаковым трудом Николая Михайловича является «История государства Российского». Это огромный труд, чтобы создать его, потребовалось изучить большое количество материала. Многие по сей день узнают историю именно по этим произведениям, содержащим массу фактов и предлагающим их трактовку (не всегда, увы, верную). Нужно отметить, что, опираясь на творчество Карамзина, другие писатели – классики русской литературы – создали свои величайшие шедевры. В частности, без «Истории государства Российского» не было бы ни пушкинских «Повести о вещем Олеге» и «Бориса Годунова», ни творений А.К. Толстого «Смерть Ивана Грозного» и «Царя Бориса».
Карамзин был автором ряда важных реформ в литературе. Он отошёл в своих книгах от церковно-славянской лексики и стал писать на простом «народном» языке, который использовался в обиходе. Прототипом для языковой трансформации стал опыт французских литераторов. С подачи Николая Михайловича появился целый ряд неологизмов, которые мы используем по сей день. Среди них – слова «благотворительность», «промышленность», «первоклассный» и другие. В наследство от автора остались и варваризмы, например, слово «тротуар». И, наконец, те, кто ненавидит тянуться на клавиатуре к букве «ё» и повсеместно заменяет её на «е», должны сказать спасибо за свои неудобства именно Карамзину. Так как он стал активно использовать эту литеру в своих текстах.
Трудно переоценить вклад Николая Михайловича, фактически первого профессионального литератора на Руси, в искусство. Как невозможно в одной короткой статье упомянуть все аспекты его творчества и рассмотреть каждое нововведение, которое он сделал. Остаётся только порадоваться, что литературная реформа была проведена, гениальные книги были написаны, и всё это вместе дало толчок последующим поколениям писателей-классиков, создавших на полученном базисе великие шедевры.
[Юрий Терещенко]
То,