Литературный археолог Гюстав Флобер
19.12.2019 85 0.0 0


Зачем бороться с ветряными мельницами? Высмеивать тот круг, к которому принадлежишь ты сам? Не похоже ли это на попытки рубить сук, на котором сидишь? Наверное, многим, кто занимался исследованием жизни и творчества Гюстава Флобера, приходила в голову эта мысль.

Один из крупнейших европейских классиков XIX века, чьи книги называют вершиной французского реализма и новым витком в его развитии, появился на свет в Руане 12 декабря 1821 года. Его семья принадлежала к мелкой буржуазии и не обладала особенно солидными капиталами, но смогла дать сыну приличное образование. Уже в годы учёбы в гимназии Гюстав начал писать. Его первый публицистический текст был напечатан на страницах журнала «Искусство и прогресс», который Флобер основал вместе с одноклассниками.

По своей природе Гюстав был романтиком и идеалистом, но смотрел на окружающую его действительность цинично. Он не видел никаких идеалов рядом с собой, а потому особенно боялся, что его истинную суть кто-то заметит. По крайней мере, к такому выводу пришли некоторые исследователи. В своих произведениях Флобер демонстрирует лютую ненависть к буржуазности и пошлости человека, попавшего в силки существующей системы. По мнению некоторых историков и литературоведов, его отношение граничило с идеей фикс или даже фобией.

В своих произведениях автор полностью отказывается от образов, использованных деятелями раннего реализма, которые, несмотря на критику, видели в буржуазии устрашающее величие и находили персонажей, вышедших из этой среды и стремящихся изменить мир, пусть и безуспешно, как это было у Бальзака. Мелочность и обыденность жизни буржуа Флобер многократно утрирует и доводит едва ли не до абсурда. В его книгах не найти героев, которые гонятся за иллюзиями, а несоответствие мечтаний и реальности ломает их или уничтожает. Все люди, взятые автором в фокус, априори безвольны и лишены идеалов. Впрочем, писатель утверждал, что для общества, в котором он живёт, слово «идеал» неприемлемо в принципе.

Ещё одной характерной особенностью творчества Гюстава Флобера является двойственность. Если рассматривать его книги, написанные в один и тот же период, работа над которыми иногда велась параллельно, можно выделить две несоответствующих друг другу стилистики. Этот диссонанс и позволил исследователям выдвигать теории о романтизме натуры автора, вступившей в противоречие с существующей действительностью. Например, для «Саламбо» и «Иродиады» характерна кричащая пышность и обилие деталей, в то время как «Мадам Бовари», самый известный роман писателя, отличается скупостью слога. Ничего лишнего. В кадре исключительно низость провинциальных буржуа и пошлость их образа жизни.

Следует отметить, что Флобер любил называть себя не писателем, а литературным археологом. Независимо от темы, будь то современный ему сюжет, историческое, библейское или мифологическое изыскание, он стремился докопаться до правды и не столько изложить события или романтизировать образы прошлого (Флобер не верил, что раньше люди были большими идеалистами, и даже отказывал им в силе духа, традиционно прославляемого потомками), а старался точно воссоздать эпоху до последней мелочи. Он был убеждён, что для каждого явления существует лишь одно точное слово, и фанатично искал его. Чтобы написать любую книгу, сперва он проводил серьёзную работу, изучая исходный материал. Например, работая над «Саламбо», писатель съездил на Восток. А перед тем, как описать отравление Эммы в «Госпоже Бовари», ознакомился с медицинскими аспектами.

Гюстав Флобер – человек, который искал правду и стремился сделать мир лучше, показав его уродство. Он был писателем нового поколения, который усилил все черты, свойственные творчеству его предшественников. Если пытаться провести аналогии с русской литературой, на ум приходит имя Антона Павловича Чехова, который стал столь же грандиозной фигурой для отечественной классики, как Флобер для французской, и выражал сходные мысли.




Теги:Биографии писателей и поэтов, энциклопедия литературы, Гюстав Флобер

Читайте также:
Комментарии
avatar