Каждый писатель, как и любой человек или страна, в которой он живёт, меняется с течением лет. Его начинают волновать новые темы, которые он освещает в своих произведениях. Иногда бывает довольно трудно сравнивать раннее и позднее творчество того или иного автора, ведь они столь отличны друг от друга. Но часто ли мы пытаемся осознанно проводить параллели между духовными ориентирами юности, зрелости и старости, анализируя обстоятельства, способствующие развитию личности? А ведь книга – это отражение мыслей и движений души.
Писатель, сценарист и нобелевский лауреат Генрих Белль прошёл очень долгий путь от начала своей творческой карьеры до последних произведений. В его мировоззрении и жизни было достаточно противоречий, чтобы читатель, открывая разные рассказы, повести и романы, не переставал удивляться многогранности этой знаковой фигуры для западногерманского и европейского искусства прошлого века. Да и ситуация, которая имела место в общественной и политической жизни планеты, способствовала постоянному переосмыслению стереотипов и не позволяла оставаться в зоне комфорта слишком долго.
Будущий классик XX столетия родился в городе Кёльне. Это произошло 21 декабря 1917 года. Семья была многодетной и, что не характерно для протестантской Германии, католической. Отец работал краснодеревщиком. И Генрих некоторое время будет помогать ему в мастерской, но намного позже, уже после войны.
Своё образование Белль начал в католической школе, а потом продолжил в Гимназии кайзера Вильгельма. Он с ранних лет увлекался филологией, писал рассказы и стихи. Это интересовало его намного больше политики. А потому, получив аттестат, в отличие от большинства одноклассников, Белль не послушал громких лозунгов тогдашнего правительства и не стал вступать в «гитлерюгенд». Он устроился в букинистический магазин, где был помощником продавца. Впрочем, длился этот период его жизни недолго. Вскоре юношу отправили в трудовой лагерь.
Накануне войны, в 1939 году, молодой человек поступил в Кёльнский университет. Естественно, получить диплом не удалось. Кровавые события требовали участия всех мужчин, способных держать в руках оружие. И несмотря на то, что Белль не разделял идеалов фашизма, не имел склонности к воинской службе и вообще предпочёл бы держаться подальше от всего этого кошмара, его призвали в вермахт и отправили во Францию, а затем на Украину и в Крым. В ходе боевых действий он получил четыре ранения и неоднократно прикидывался больным, уклоняясь от солдатских обязанностей. В 1942 году писатель женился, а спустя три года попал в плен к американцам.
Когда Вторая Мировая война осталась в прошлом, Генрих вернулся домой. Он снова сел на студенческую скамью и продолжил образование, которое ему пришлось отложить на долгих шесть лет. В этот раз диплом по филологии был получен. Параллельно мужчина трудился вместе со своим отцом в его мастерской, а чуть позже устроился в бюро демографической статистики.
Несмотря на то, что Генрих Белль писал буквально с детства, только в возрасте тридцати лет ему удалось впервые опубликовать свои работы. Начинал он с небольших рассказов. В 1949 году о нём уже стали говорить. Поводом послужила повесть «Поезд приходит вовремя». Среди дальнейших знаковых произведений этого периода – роман «Где ты был, Адам?» и сборник рассказов «Путник, придёшь когда в Спа...». Белль писал очень просто. Он хотел отразить реальную жизнь во всех её деталях, показать своего современника без прикрас и искренне считал, что немецкий язык требует упрощения, чтобы стать приближенным к действительности и её потребностям. Об этом в 1952 году, уже будучи членом «Группы 47», он написал в статье «Признание литературы руин».
Следующие авторские опыты Генриха Белля были встречены тепло и публикой, и критикой. Особого внимания заслуживают сборники «Не только к Рождеству», «Молчание доктора Мурке», «Город привычных лиц», «Когда началась война», «Когда кончилась война». Все они были написаны и изданы в 50-х и начале 60-х годов прошлого века. Он получил премию за историю «Чёрная овца». В этом рассказе писатель впервые раскрыл тему, которую будет довольно часто поднимать в своём творчестве впоследствии, а именно противостояние человека устоям, навязанным ему семьёй.
Белль всё чаще стал обращаться к длинной прозе. В ней он говорил о событиях, отгремевших не так давно и сотрясших основы общества. И, прежде всего, его интересовало восстановление страны после войны, место обычного человека в этом трудном, изматывающем процессе, социальные аспекты вооружённых конфликтов. Одним словом, всё то, что тогда имело первостепенное значение. Начался новый этап литературной карьеры Белля с повести «И не сказал ни единого слова» и романа «Дом без хозяина». Однако настоящую славу принесли автору книги «Бильярд в половине десятого» и «Глазами клоуна». Второй из этих романов был опубликован в 1963 году. В нём писатель разрушил ещё один стереотип. Он решился критиковать католическую церковь, обвинив её в сговоре с фашизмом. Параллельно с писательской деятельностью Белль занимался переводами с английского. Его привлекали книги Сэлинджера и Маламуда. С переводами ему помогала жена, то есть творчество превратилось в семейное дело.
В конце 60-х окончательно закрепилась репутация Белля как одного из наиболее значимых авторов в Западной Германии. Он получил ряд серьёзных регалий. В их числе – престижная премия Георга Бюхнера. В начале 70-х его назначили на должность президента немецкого ПЕН-клуба и практически сразу наградили Нобелевской премией.
Белль много путешествовал. Он посетил множество стран Европы, бывал в СССР. Примечательно, что в Союзе именно его произведения, из всех западногерманских авторов, стали печатать первыми. Однако Белль никогда не скрывал, что осуждает коммунистический режим. Он даже помогал опальным писателям, таким, как Солженицын, вывозить из страны рукописи и издавать их за рубежом. Естественно, подобное поведение отметили и на некоторое время приостановили распространение литературы Белля. Запрет был снят только в 80-е. Визит в Союз дал писателю богатую пищу для размышлений и идеи для создания документального фильма «Писатель и его город: Достоевский и Петербург».
Среди тем, которые Генрих Белль чаще всего поднимал в своём позднем творчестве – вмешательство государства и прессы в частную жизнь граждан. Это можно увидеть в его произведениях «Потерянная честь Катарины Блюм», «Заботливая осада» и «Образ, Бонн, боннский». А последняя книга автора, «Под конвоем заботы», была написана под влиянием громкого дела, связанного с террористической угрозой. Белль рассмотрел в качестве сюжетной основы давление, которое оказывает на общество необходимость усиления мер безопасности.
Генрих Белль дожил до шестидесяти семи лет. Он до сих пор признаётся одним из самых выдающихся германских писателей своего поколения, а его книги с удовольствием читают неравнодушные люди.
Просмотров: 726
Комментариев нет
Рейтинг: 0.0 / 0
Добавил: redaktor в категорию Энциклопедия литературы
Оцени!
Выбор редакции - лучшее
[26]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[104]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [804] |
Творческая жизнь
[281]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1067] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [49] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |