Краткий экскурс по судьбе творческого тандема Ильфа и Петрова

Краткий экскурс по судьбе творческого тандема Ильфа и Петрова

Чтобы стать врачом или инженером, придётся много лет учиться в профильном вузе, проходить практику, повышать квалификацию. Одним словом, тут мало просто иметь призвание. Надобно большое количество умений и навыков. Но, чтобы стать писателям, нужно несколько иное: быть талантливым,  обладать желанием творить и, конечно, хоть раз поймать улыбку Фортуны. Примером тому может стать творческий путь известных соавторов-сатириков, работавших под псевдонимами Ильф и Петров.

Оба писателя происходили из Одессы. И ни один из них в юности не помышлял о литературной карьере. Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг (Ильф) по настоянию родителей получил профессию токаря и долгое время был простым рабочим. А Евгений Петрович Катаев (Петров) работал в УГРО и однажды даже поймал своего давнего знакомого и одноклассника, промышлявшего кражей коней. Всего на его счету было более сорок дел, которыми он занимался до того, как открыл в себе талант и коренным образом изменил жизнь.

Будущие соавторы познакомились в 1925 году. Они были молоды и полны идей. Уже в 1926 году Ильф и Петров начали совместную работу. Правда, тогда они ничего не писали. Будущие классики советской литературы сотрудничали с газетами «Смехач» и «Гудок». Они придумывали темы для иллюстраций и фельетонов, обрабатывали готовые материалы. Постепенно возникло желание создать что-то своё. Оно воплотилось в 1928 году. Результат трудов начинающих писателей произвёл фурор. На страницах газеты «Тридцать дней» они опубликовали свои легендарные «Двенадцать стульев». Очень скоро история, в одночасье ставшая популярной, сошла с газетных страниц и превратилась в отдельную книгу. Критики буквально захлёбывались от восторга, обсуждая блестящие сатирические эпизоды, множество бытовых деталей и характерологических подробностей. Всё это стало результатом точных злободневных наблюдений, а не только литературного таланта авторов. Каждое слово было метким и попадало в цель, что и отметили высочайшими оценками.

Нередко бывает, что успех, пришедший в самом начале литературной карьеры, недолговечен и никогда не повторяется. Кто-то оказывается смущён и сбит с толку, кто-то преисполняется ложного чувства собственной значимости, а кто-то, уже получив свои пятнадцать минут славы, не видит смысла в дальнейшей работе. Да, такое случается, но только не с Ильфом и Петровым. После того, как к ним пришла популярность, они продолжили писать. Свет увидели сатирические рассказы «Светлая личность» и «1001 день, или Новая Шахерезада». Они по-прежнему трудились над фельетонами для «Правды», а в 1931 году опубликовали своё второе значимое произведение – «Золотой Телёнок», в котором поведали миру о дальнейших приключениях полюбившегося публике Остапа Бендера. В книге мелкие людишки с их несущественными проблемами, алчностью и склонностью к стяжательству противопоставляются большому миру и значимым событиям.

В середине 30-х Ильф и Петров пересекли океан и отправились в путешествие по Соединённым Штатам. Там они увидели другую жизнь, которая вдохновила их на написание «Одноэтажной Америки». Она не понравилась видному партийному деятелю Льву Мехлису. Впоследствии Петров, когда его соавтора уже не будет на свете, станет опасаться, что публикация этой книги явится причиной его заключения или даже расстрела. Нужно отметить, что многие родственники писателя действительно были репрессированы. Впрочем, вряд ли в этом была повинна именно литературная деятельность Евгения Петровича.

В 1937 году Ильф, которого все считали ведущим в творческом дуэте, умер от туберкулёза. Для Петрова это стало огромным ударом, но вовсе не потому, что он был менее талантлив, чем его коллега, и не мог в одиночку продолжать работать. Он потерял друга, а это всегда неимоверно тяжело. Поклонники тандема соавторов хотели, чтобы оставшийся в живых писатель выпускал новые книги в любимом стиле. И неважно, что самого Петрова это уже не привлекало. Пережив боль от потери, автор издал «Записные книжки», созданные ещё вместе с Ильфом. Он написал несколько киносценариев вместе с Георгием Мунблитом, а также произведения «Остров мира» и «Фронтовой дневник», опубликованные посмертно.

С первых дней войны Петров работал военным корреспондентом, писал статьи для «Правды» и «Информбюро». Он погиб в авиакатастрофе, когда летел из Севастополя в Москву.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети