Некоторые судьбы похожи на роман, настолько их сюжеты складываются неординарно, а множество крутых и совершенно неожиданных поворотов вызывают удивление и восхищение. Наверное, именно поэтому такие люди остаются в истории. Русская поэтесса, публицист, мемуарист, общественный деятель, а впоследствии невеста Христова Мария Скобцова принадлежит к числу избранных, кому не выпало лёгкой доли, но было суждено оставить своё имя в веках.
Девочка, получившая при рождении имя Елизавета Пиленко, появилась на свет 20 декабря 1891 года. Её отец был юристом. В семье росло двое детей, Лиза и Дмитрий. Спустя четыре года после появления дочери на свет отец принял решение переехать в Анапу. Там находилось имение с виноградниками, которое он получил в наследство. Впрочем, прожить в солнечных краях долгое время не вышло. В 1906 году Юрий Пиленко получил назначение в Петербург, но не успел перебраться в столицу. Он умер, что невероятно шокировало маленькую Лизу. Позже она признавалась, что эта трагедия лишила её веры в Бога. Ближайшей зимой вдова Пиленко вместе с наследниками всё же отправится в город на Неве.
Впоследствии Елизавета училась в двух частных гимназиях, получила серебряную медаль и поступила на Бестужевские курсы, которые в итоге так и не окончила. В 1908 году она встретилась с Блоком. Их отношения были долгими и запутанными, сохранилось множество писем, которые поэты писали друг другу. В 1910 году Лиза вышла замуж. Её избранником стал юрист, религиозный деятель и один из руководителей знаменитого «Цеха поэтов» Дмитрий Кузьмин-Караваев. Именно он ввёл супругу в литературные круги, познакомил с классиками Серебряного века, среди которых были Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Лозинский и другие. Брак продлился всего три года. В результате этих отношений у супругов родилась дочь Гаяна, которую крестил Алексей Толстой. К тому времени Елизавета уже издала свой первый поэтический сборник «Скифские черепки», покинула Петербург, устав от его суеты, успела пожить на немецком курорте Бад-Наухайм и в Крыму, где продолжила литературную деятельность и свела знакомство со множеством знаковых для литературы того периода фигур. Ненадолго Елизавета возвращалась в Петербург, а потом снова оставила город на Неве, чтобы поселиться в Анапе – в месте, где прошёл счастливый год её детства. Там она написала сборник стихотворений «Дорога» и даже отправила его на рецензирование Блоку. Поэт вернул рукопись с пометками на полях, однако книга так и не получила печатного воплощения. В то время её автор пребывала в душевном разладе. Она начала увлекаться религией, что отразилось на творчестве Елизаветы: написала повесть «Юраль», которая была стилизована под «Евангелие», и создала сборник стихотворений «Руфь», куда вошла часть произведений из «Дороги».
Февральская революция нашла у поэтессы одобрение. Она стала принимать активное участие в политических событиях. Вступила в партию эсеров. Когда большевики захватили Анапу, Елизавета не стала высказывать своего мнения открыто и проявлять недовольство главенствующими идеями. Напротив, она заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию, надеясь, что сможет помочь населению бороться с террором и избежать ужасов грабежа. Конечно же, это было не в её власти. Кончилось тем, что её подпольная деятельность, направленная против большевиков, была раскрыта, Елизавету арестовали и судили. Избежать смертного приговора, который заменили несколькими неделями заключения, помогла грамотная защита, а также помощь видных людей эпохи, таких, как Толстой, Волошин, Инбер.
В 1919 году Елизавета снова вышла замуж. Её избранником стал Д.Е. Скобцов, представитель кубанского казачества. Спустя год вся семья перебралась сперва в Грузию, где родился сын Лизы, Юрий. Затем Скобцовы отправились в Сербию. Там на свет появилась младшая дочь поэтессы, Анастасия. А через четыре года они оказались в Париже. Пока супруг вёл общественную работу среди казаков, сбежавших из Союза, Елизавета печаталась в газетах для эмигрантов. Были опубликованы её произведения «Равнина русская» и «Клим Семёнович Барынькин», автобиографические очерки «Как я была городским головой» и «Друг моего детства», эссе «Последние римляне». Она всё больше увлекалась религией, вошла в РСХД, путешествовала по Франции, читала лекции, делала доклады, писала тематические статьи. Работа велась с эмигрантами из России.
Смерть дочери Анастасии и последующее перезахоронение её в 1931 году стали огромным ударом для Елизаветы, и она решила принять постриг, что и сделала в 1932 году, получив имя Мария. Скобцова расторгла церковный брак со вторым мужем, но гражданского развода не было, поэтому формально они до конца своих дней оставались супругами.
Мария Скобцова являлась активистом, принимала участие в общественной деятельности, постоянно ездила по Европе с проповедями, занимала ряд высоких постов в общественных организациях, а когда нацисты пришли в Париж, она присоединилась к движению Сопротивления. Мария открыла в своём доме недорогой продуктовый ларёк, организовала пункт приёма посылок, которые передавала заключённым, сумела спасти архив нескольких русских библиотек, а когда в город стали сгонять евреев для отправки в концлагеря, спасла четверых детей, вынеся их в сумке. В 1943 году Марию и её сына арестовали и препроводили в концлагерь. Вскоре Юрий скончался. Таким образом, Скобцова пережила всех трёх своих наследников (несколькими годами раньше Гаяна вышла замуж, вернулась в СССР и там умерла от брюшного тифа). Сама Мария покинула этот мир в конце марта 1945 года, так и не дождавшись Великой Победы.