В современном мире большая роль отводится презентации. Практически любое дело, прежде чем оно будет реализовано, начинается с создания презентации , где указываются важные моменты и этапы его воплощения, как, например, при создании презентаций. Но так ли нова эта идея? Возможно, в литературе она уже использовалась, хоть и не имела такого громкого названия?
Так и есть! Если мы внимательно посмотрим на каноны классического детектива, то заметим, что в финале сыщик разоблачает преступника, по сути, в форме презентации! Ни Эркюль Пуаро, ни Шерлок Холмс не тычут пальцем в определённого человека со словами: «Убийца — он!» Наоборот, каждый уважающий себя литературный сыщик собирает всех участников конфликта и рассказывает, как он шаг за шагом выходил на преступника, порою даже восхищается его находчивостью и сообразительностью. А чтобы добавить интриги, порою даже бросает тень подозрений на кого-то другого: «И тут я подумал, а может быть, это миссис N?» Ну чем не презентация?
А что же это за каноны детективного жанра и откуда они взялись?
Тайны и загадки влекли человечество на всём пути его существования. Разгадать секрет, заглянуть за грань непознанного — эта страсть в итоге перекочевала в искусство, в частности, в литературу. Потому и популярен уже на протяжении долгого времени детектив, и позиций своих сдавать не собирается.
«Детективный роман, это — высшая форма загадки, иначе — уравнение с одним или несколькими неизвестными, которое предлагается решить читателю», — сказал когда-то Валерий Брюсов. И вот этой-то загадкой, игрой с читателем и привлекает детектив. А у игры этой есть правила, суть которых сводится к тому, что читатель соревнуется с сыщиком — кто первый обнаружит преступника.
При этом автор ставит обоих в одинаковые условия: сыщик не может знать больше, чем читатель; преступник должен обнаруживаться исключительно с помощью логических умозаключений; преступником должен быть один из значимых персонажей, но при этом не сам сыщик или его помощник; преступник должен быть один, хотя допустимы и соучастники, но бремя вины за всё содеянное должно лечь на одного персонажа.
Образчиком жанра является «визитная карточка» Агаты Кристи «Десять негритят». Автор считала этот роман вершиной своего творчества: действительно, это классический детектив, где преступление совершается в закрытом пространстве и все персонажи известны читателю. На протяжении всего действия читатель пытается разгадать загадку, а очередная «улика» — подсказка правильного решения. Но лишь в самом финале объясняется значение каждой из них.
Кстати, эту схему придумал ещё Эдгар По, считающийся основоположником жанра. Каноны классического произведения были заложены им в «Убийстве на улице Морг». Он же разработал и концовку, в которой сыщик по полочкам раскладывает всю логическую цепочку умозаключений, приведших его к раскрытию преступления. Так сказать, презентует преступника, можно даже сказать, делает бизнес-презентацию своему расследованию, чем приводит читателя к душевной разрядке, катарсису, выражаясь языком Аристотеля.
Выбор редакции - лучшее
[26]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[106]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[432]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [808] |
Творческая жизнь
[284]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1067] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [53] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |