Наверняка вы замечали, что в школе девочки учатся значительно лучше мальчиков, но проходит время, и на руководящих постах оказываются в основном вчерашние хулиганы и троечники, а вот умницы-отличницы куда-то исчезают. Тем не менее и среди них находятся такие, кто не в ущерб личной и семейной жизни стремительно продвигается по карьерной лестнице и в итоге оказывается на её вершине.
Каждая эпоха имеет своё женское лицо, и Золотой век Екатерины не исключение. Правда, в ту пору было как минимум две женщины, которые влияли на жизнь государства. Одна из них, естественно, императрица, вторая — её статс-дама Екатерина Дашкова.
Российская академия наук была создана ещё Петром I. Екатерина II, чтившая заслуги своего предшественника, решила основать другую академию, которая бы занималась не точными науками, а гуманитарными — в первую очередь развитием языка и словесностью.
На ответственный пост руководителя столь важной организации императрица назначила свою верную соратницу княгиню Екатерину Романовну Дашкову. Стоит отметить, что к этому моменту княгиня уже была директором Петербургской академии наук.
При первой же беседе с профессурой Дашкова чётко обозначила свою позицию и поле для деятельности Императорской Российской академии. Заверив всех в глубоком почтении к наукам, Екатерина Романовна отметила важность изучения русского языка и выработки правил, а первоочередной задачей определила «сочинение грамматики и словаря».
Именно Екатерине Дашковой мы обязаны появлением в нашем алфавите буквы Ё, которую до этого на письме передавали дифтонгом «iо» и первого толкового словаря, содержащего более сорока тысяч слов.
Княгиня навсегда вписала своё имя в историю страны. Но что она была за человек, раз Екатерина Великая доверила ей такие ответственные должности?
Дени Дидро, с которым Дашкова встречалась во время заграничного путешествия, не был в восторге от её внешности:
«Она вовсе не хороша! Мала ростом... талии вовсе нет, в ней нет ни грации, ни благородства».
Однако ум, проницательность, решительность, прямолинейность княгини заставляли напрочь забывать о её непрезентабельной внешности. Кроме того, она была разносторонне одарена в творческом плане: успешно занималась литературой, музыкой, естественными науками. К тому же, как показало время, была отличным управленцем.
Заботясь о процветании Академии, Екатерина организовывала публичные лекции, которые пользовались неизменным успехом, горела
«бесприменным усердием ко всему тому, что нашему отечеству полезно быть может».
А ещё издавала географические карты, труды учёных — при ней увидело свет первое полное собрание сочинений Ломоносова, — начала создавать библиотеку при академии, увеличила количество «бюджетных» мест для детей из небогатых семей.
Однако слишком прямой и независимый характер привёл к тому, что императрица в один миг уволила Дашкову со всех постов. Когда на престол взошёл внук Екатерины II Александр I, он просил Екатерину Романовну вернуться на занимаемые прежде должности, но та отказалась.
Академия просуществовала до 1841 года, когда император Николай I сделал её Отделением русского языка и словесности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,