«Предназначение любого писателя — делиться добрым опытом»

«Предназначение любого писателя — делиться добрым опытом»

Вдохновение… Муза… Эти слова можно услышать в интервью писателей, художников, кинематографистов, музыкантов, прочесть в стихах и прозе классиков. О них ведут разговоры в школе на уроках литературы. Но даёт ли кто-то определение этим понятиям? Конечно, можно открыть словарь Даля и прочитать сухие фразы, которые вряд ли в полной мере будут передавать чувства творческих людей. Но какой в этом смысл? Не лучше ли узнать, что такое вдохновение и с чем его едят, у автора-современника, который работает здесь и сейчас и готов поделиться личным опытом?

Итак, вдохновение. Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» спросил о нём Ольгу Севостьянову, автора недавно вышедшей в свет сказки «Зачем слонёнку уши». «Смотря кто вдохновляет — ад или рай, — сказала Ольга. — Вдохновение — это «вдох» душой того «воздуха», который её окружает. От этого зависит качество её «выдоха». Дышите свежим, добрым и полезным воздухом — и душа будет здорова. И тогда ей будет что сказать ближнему и чем поделиться с ним».

Ольга родилась 14 октября 1951 года в Новокузнецке. С этим городом связаны её первые воспоминания. Тут она пошла в школу. Встретила первых друзей. Но вскоре семья перебралась в Кишинёв, откуда будущая писательница уехала после окончания десятого класса, чтобы получить высшее образование в Ленинградском государственном университете им. А. А. Жданова. С ранних лет Ольга любила читать и проявляла склонность к гуманитарном наукам, а потому не приходится удивляться, что она выбрала филологический факультет.

Когда диплом оказался у неё на руках, Ольга Севостьянова отправилась на Крайний Север. Судьба привела её в город Игарку Красноярского края. Там она устроилась работать редактором на местное телевидение, помимо прочего вела детские и юношеские передачи. Новый крутой поворот отправил Ольгу во Владимирскую область, в город Александров, где она живёт по сей день. В 1987 году она начала работать в старейшей районной газете, которая носит название «Александровский голос труда». В тот же период будущая писательница поняла, что хочет расширить область своих знаний, и вернулась на студенческую скамью. На этот раз она изучала журналистику в одном из самых престижных вузов страны — в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Ольга Севостьянова — член Союза журналистов СССР, а позже Российской Федерации.

Десять лет назад Ольга поняла, что мыслей в её голове намного больше, нежели она может выразить, когда пишет журналистские статьи. Тогда появилась идея вплотную заняться литературной деятельностью. На счету писательницы три сборника духовно-публицистической прозы «На кораблике под сенью Креста», сборник рассказов и очерков «Сплошное между. Пережитое», сборник стихотворений «Абрикосовый сад». В 2016 году открылась новая глава её жизни. Она победила в конкурсе «Необычайные приключения». Призом стал выпуск книги в столичном издательстве «Символик». В 2017 году свет увидела книга «Сказки Морского волка». Сегодня Ольга является членом Всероссийского творческого объединения детских авторов (ТО ДАР).

«Сколько работаю, вокруг меня всегда были дети, мои ученики, — говорит писательница, отвечая на вопрос, почему она выбрала работу с детьми, в то время как многие авторы признаются, что писать для юных читателей намного труднее, и отказываются даже пробовать. — Это и участники моих передач, когда я работала на телевидении в Игарке, и юнкоры, которых я всю жизнь обучаю азам журналистики. Школа юнкоров была у меня и на студии телевидения, и все 30 лет моей работы в редакции газеты. Сейчас большинство из моих учеников уже взрослые люди, которые разъехались по всему миру. Так что я не могу представить себе жизни без детей, и, наверное, детские книги появилась в моей жизни не случайно. Хотя путь к ним и не был прямым.

Когда в 2010 году я выпустила свою первую книгу “На кораблике под сенью Креста. О жизни и смерти — в рифму и без”, меня стали приглашать на встречу с детьми в библиотеки и школы города, а ребят заставляли учить к моему приходу стихотворения из этого сборника. Они, бедные, мучились: стихи-то были отнюдь не детские. И я им сказала: в следующий раз напишу книжку для вас. И через два года издала повесть для детей “Сказки Морского волка”, которая была иллюстрирована рисунками школьников. А в 2016 году эта книжка стала победителем Всероссийского литературного конкурса “Необычайные приключения”, организованного в Москве издательством “Символик” совместно с творческим объединением детских авторов. На следующий год повесть вышла в свет, прекрасно иллюстрированная замечательным художником Виталием Дударенко, а я вошла во всероссийскую семью детских авторов, возглавляемую замечательным писателем Татьяной Шипошиной».

Своё призвание, как писателя, Ольга Севостьянова видит в том, чтобы нести в мир добро и позитив, ставить перед героями и читателями некие нравственные вопросы и подсказывать советы, как поступить правильно, не забыв о морали, не утратив представления о вечных ценностях. Причём тут нет разницы, кто будет целевой аудиторией будущей книги: дети, только познающие науку жить, или взрослые, которым время от времени нужно напоминать, как не сбиться с пути:

«Предназначение любого писателя — делиться добрым опытом, — высказывает свою позицию Ольга. — Я не считаю, что писать для детей надо как-то по-особенному. Отличие только в том, как подать материал для детей, а как — для взрослых, а сам материал один и тот же. И цель всегда одна — чтобы была какая-то польза человеку.

Главное — детям должно быть всё понятно (а если и не всё, то хорошо бы, чтобы рядом был взрослый и мог это непонятное объяснить), и ещё — желательно, чтобы был приключенческий занимательный сюжет.

Есть в сказке, конечно, и вымысел. Но, что бы ты ни напридумывал, должна быть поставлена нравственная задача. Без этого детской литературы быть не может. Однажды я слушала интервью представителя какого-то детского издательства, и прозвучал такой тезис, что детский писатель — это какой-то особый человек, который всю жизнь остаётся ребёнком, и что в книге ни в коем случае не должно быть никаких нравоучений. В дискуссии участвовал кто-то из родителей, и он возразил: а зачем мне покупать книжку, от которой не будет никакой пользы для моего ребёнка?

Я согласна, существуют такие писатели, счастливые люди, которые сохранили детскость на всю жизнь и делают своё дело талантливо, — это очень хорошо! Но есть писатели и другого склада, которые ставят нравственную задачу, хотят принести ребёнку пользу, чему-то его научить. Другой вопрос, как это делать. Ясно, что дидактики нужно избегать».

Нередко можно услышать, что творческий путь тернист. Он подобен плаванию в шторм по водам, изобилующим рифами. Огромное множество подводных камней под кормой грозит разбить писательскую лодочку и отправить на дно. Однако Ольга Севостьянова не считает, что сложности, встающие перед литератором, столь глобальны и непреодолимы, а его путеводной звездой является слепой случай:

«Никаких “подводных камней” в творчестве я не вижу. Творчество — это опыт души, которая хочет высказаться. А душа свободна, ходит, где хочет, думает, что хочет, и говорит, что хочет. В этом, правда, есть и опасность — зайти не туда. Высокое творчество — это всегда сотворчество с Богом. Но это путь для избранных. А для нас, литераторов, занимающихся писательством, главное — держаться наставничества светлых сил.

А вот где “подводных камней” невпроворот — так это в издании книг. Тут встречаются сплошные барьеры и препятствия. И на издательскую деятельность уходит гораздо больше сил и нервов, чем на творческий процесс. Потому что для писателя его произведения сродни его детям. И хочется “пристроить” их как можно лучше».

В мае 2020 года в издательстве «Союз писателей» была опубликована новая, очень жизнерадостная сказка Ольги Севостьяновой «Зачем слонёнку уши». Книга рассчитана на маленьких мечтателей и фантазёров, которые убеждены, что приключения — это здорово. Они готовы изучать мир вокруг, заводить новые знакомства, бесстрашно задают вопросы и принимают любые, самые неожиданные ответы. На страницах писательница рассказывает ребятам об Африке, её климате и природе, включающей в себя как удивительных животных, так и диковинные растения. Что такое баобаб, как растут бананы, кто обитает в джунглях и какие особенности имеют все эти звери, говорит Ольга. В её произведении есть место хорошей шутке и, конечно, не обходится без морали, семейных ценностей, беседы на тему дружбы. О том, как рождалась сказка, автор рассказывает:

«Вот “Слонёнок” очень настойчивым оказался. Хоть он и маленький, но своенравный, покоя мне не давал, пока я книжечку с его персоной не издала и не выпустила его в большую жизнь.

Всем пишущим людям известно, что иногда герои произведений являются во сне. Вот и Слонёнок этой дорожкой ко мне пришёл. Взял — да и приснился. И начал диктовать мне свои условия. Это был один из тех замечательных снов со многими деталями, которые не забываются. И вот ночью вытащила я этого невесть откуда прибежавшего Слонёнка из лужи, обсушила его у батареи, а когда проснулась — написала про него сказку. Решила я, что прибыл он из Африки. И тут уж в ход пошли литературные ассоциации. Пришлось и в энциклопедию заглянуть, чтобы узнать что-нибудь интересное про природу далёкого континента и детям об этом рассказать.

Вот так сон мой стал явью. Целый год, наверное, сказка существовала в рукописи. Я читала её ребятишкам на творческих встречах. Но Слонёнок желал попасть в книжку — и постоянно теребил меня этой мыслью, пока не добился своего. Теперь я за него спокойна. Вырвался на волю — живи! Твори добро!»

История слонёнка и его друга, мальчика по имени Лёвушка, начинает своё странствие по свету и наверняка найдёт благодарных слушателей среди ребят. Ждёт ли автор какой-то обратной связи? Некоего отклика? Услышать ответ будет любопытно тем, кто пытается понять, как устроена психика творческого человека, ради чего вообще он берётся за перо, а потом проходит через сложности, связанные с публикацией:

«Я не жду никакого особого отклика. Книги уходят от меня так же, как уходят выросшие дети. И живут своей жизнью. И так же, как с детьми, приятно, когда судьба у них складывается счастливо. Покоя не дают только неизданные произведения. Они теребят меня, требуют моего участия и моей помощи в определении их жизненного пути».

Пришло время пожелать лёгкого пути сказке «Зачем слонёнку уши» и выразить надежду, что ей удастся покорить вершину литературного Олимпа.

Пресс-служба издательства "Союз писателей"

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети