Тайна поиска героев и воссоздания эпохи в историческом романе

Тайна поиска героев и воссоздания эпохи в историческом романе

Исторический роман — жанр интересный, но вряд ли хоть один автор, рискнувший писать в нём, назовёт его лёгким. Чтобы воссоздать эпоху, в которой сам никогда не жил, необходимо досконально изучить не только факты из учебников, но и особенности людского быта, их речи и ментальности. А это задачка уже для настоящего мастера, можно даже сказать, для учёного, сумевшего переработать огромное количество противоречивого материала, зачастую не слишком достоверного или откровенно лживого. Как тут не погрешить против истины? Не соскользнуть на лёгкий путь, проторённый Александром Дюма и полюбившийся многим его последователям, которым нравится жонглировать фактами ради красного словца?

Летом 2020 года в издательстве «Союз писателей» в рамках программы «Новые имена» была выпущена книга Валентины Карпицкой «Два царя». Она переносит читателя в годы правления Ивана Грозного. Именно в это время начинается повествование, цель которого — пролить свет на странности этого великого государя, а заодно рассказать о человеке, редко упоминаемом в книгах, но сыгравшем значимую роль в истории России, — хане Саин-Булате, принявшем в крещении имя Симеона Бекбулатовича, взявшем под своё начало процветавшую тогда Тверскую область и некоторое время успевшем посидеть на царском троне. Но обо всем по порядку! О том, как создавалась книга, Валентина Карпицкая поведала корреспонденту пресс-службы издательства «Союз писателей».

— Валентина, как давно Вы пишете?

— Писать я стала сравнительно недавно: шестнадцать лет тому назад. До этого я была предпринимателем и не помышляла о литературной деятельности. Новое для меня качество — поэт — для меня самой стало неожиданностью. Когда на меня, так сказать, «свалилось» поэтическое вдохновение, я была в растерянности, не зная, что с этим подарком делать. На моё счастье я встретила Леонида Евгеньевича Нечаева, поэта и прозаика, человека необыкновенной доброты и недюжинного таланта. И он стал моим наставником, большим другом на всю жизнь и соавтором (мы издали совместный сборник стихов «Он и Она», редкий по своему построению, основанному на принципе диалога, перепева). Благодаря Леониду Евгеньевичу я увидела мир глазами творческого человека, и он предстал передо мной в небывалых красках. За шестнадцать лет мною написано более полутора тысяч произведений — это стихи, рассказы, повести. Издано 11 книг. Одна из последних работ — роман «Два царя».

— Как родилась идея создания романа «Два царя»? Кто такой Симеон Бекбулатович — человек, который в Вашей истории играет роль почти столь же значимую, как легендарный Иван Грозный? Почему именно эта личность вдохновила Вас к творчеству?

— Мало кто в Твери, а уж тем более за её пределами, знает о царе всея Руси Симеоне Бекбулатовиче. Кому известно, какая нелёгкая судьба досталась этому замечательному человеку, оставившему после себя светлую память на Тверской земле — прекрасный храм в селе Кушалино?

Меня сразу же заинтересовала эта личность, о которой я узнала от Леонида Евгеньевича. И впервые коснулась биографии этого человека в повести «Светлый разговор» (повесть выиграла грант на губернаторскую поддержку). Но интерес к Симеону Бекбулатовичу не пропал, а только усилился.

Прибегла к интернету, но сведений накопала негусто:

Саин-Булат (после крещ. Симеон Бекбулатович, в монашестве Стефан) — касимовский правитель, хан (1567–1573). Сын Бек-Булат султана, правнук хана Большой Орды Ахмат-хана. Вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 1570-х годов. Был провозглашён Иваном как Царь и великий князь всея Руси в 1575–1576. Великий князь тверской (с 1576).

«Как же так? — подумала. — Царь всея Руси, а сведений о нём практически никаких! Мало того, многие историки насмешливо отзываются об этом монархе, называя его “ничтожной” личностью и марионеткой».

Мне это показалось несправедливым, и я решила самостоятельно во всём разобраться, совершенно не предполагая, какие трудности придётся преодолеть.

— Когда Вы начали собирать информацию, было ли что-то, что стало для Вас совершенно новым и удивило?

— До сих пор историки гадают: что подвигло Ивана Грозного короновать на царство Симеона? Это его решение называют «политическим маскарадом» и ссылаются на ряд причин: внешнеполитическую и экономическую необходимость, на испуг Ивана Грозного после предсказаний волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть» и др. К общему знаменателю так и не пришли. Меня тоже заинтриговал этот поступок Грозного, и я посягнула сама разгадать историческую загадку. Роман «Два царя» — это и есть мой ответ.

— Как проходила работа над романом? По какому принципу воссоздавались характеры персонажей и атмосфера эпохи?

— Это был действительно колоссальный труд! Дело в том, что я не историк по образованию и, в общем-то, никогда особо не увлекалась этим предметом, знала необходимое, то, что знают все. А тут пришлось с головой окунуться в XVI век, изучить политическую и социальную жизнь страны, узнать нравы и обычаи общества (а это сотни документов, житийная литература, летописи, вкладные и кормовые книги, военные хроники и много-много ещё чего!). И не просто рассмотреть личность Иоанна Васильевича Грозного и хронологию его царствования, но и попытаться понять и даже в отдельных случаях оправдать русского царя. Одной из самых трудных для меня задач оказалось освоение военного материала: войн и сражений Грозного. Здесь не только география, но необходимо было представить, как действовали противники, понять причины поражения или победы в той или иной битве. Кроме всего перечисленного нужно было познакомиться и с царским окружением — именитыми боярами, князьями, полководцами, священнослужителями. Ну и конечно, самое главное — Симеон Бекбулатович… Кто он, что он, почему самый подозрительный и недоверчивый из царей, каковым являлся Иоанн Васильевич Грозный, именно ему доверил страну в очень тяжёлое время…

— Можете ли Вы с уверенностью сказать, что все факты, которые собраны в романе «Два царя», правдивые, а не являются плодом авторского вымысла?

— Думаю, да. Готовую рукопись я отдала на прочтение очень компетентному Тверскому историку и археологу, академику Академии наук Петру Дмитриевичу Малыгину. Зная его скрупулёзность, очень боялась за его оценку. Какова же была моя радость и удивление, когда после трёх месяцев тщательной проверки всех исторических фактов, приведённых мною в романе, Пётр Дмитриевич поздравил меня с успехом и признался, что не нашёл к чему придраться, за исключением десятка архаизмов — слов, перекочевавших из 17 века в 16. Роман исторически достоверный.

— Ваша книга читается на одном дыхании, несмотря на стилистические особенности речи, приближенной к старорусской. Это удивительно, что наша современница так полно погрузилась в эпоху Ивана Грозного и сумела передать её в таких тонкостях, будто открыла дверцу между двумя историческими периодами, пригласив читателя последовать за собой в неизведанное прошлое. Уверена, почитатели исторических романов оценят Ваши старания, полюбят героев и захотят узнать больше не только об Иване Васильевиче, Саин-Булате и других персонажах, но и о личностях, сыгравших важные роли в другие века.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети