Чтобы стать профессионалом в творческой специальности, «необходимо иметь ярко выраженную генетическую склонность, а потом дополнить её прохождением хорошей школы, при наличии обязательной и редкой работоспособности». Эти слова принадлежат одному из лучших театральных режиссёров России, великому профессионалу своего дела, Марку Анатольевичу Захарову.
Они также применимы к его собственной дороге на вершину театрального и кинематографического Олимпа. К сожалению, Марка Анатольевича не стало 28 сентября. Он совсем немного не дожил до своего дня рождения. Но остались его бессмертные творения, которые будут нести память об их талантливом создателе ещё многим поколениям.
Марк родился в творческой, но очень несчастной семье. Его дед был журналистом, приятельствовал с Гиляровским. Когда началась Первая мировая война, он со старшими сыновьями ушёл на фронт, домой никто из них не вернулся.
Отец Марка Анатольевича учился в кадетском корпусе, когда разразилась революция. Он воспринял новые идеи и вступил в ряды Красной армии. Демобилизовавшись, работал учителем физкультуры. Мать, Галина Сергеевна, с детства мечтающая быть актрисой, училась у Ю. Завадского. Их семейное счастье длилось недолго, через год после рождения Марка отца арестовали и судили по «политической» статье. Приговор — три года и высылка.
Мать, словно жена декабриста, отправилась за ним, оставив сына на попечение бабушки, Софьи Николаевны, которая работала в детском саду.
Во время Великой Отечественной семья жила в эвакуации, а вернувшись в Москву, поселилась в коммунальной квартире. Было голодно, тяжело и бесперспективно. Однако юный Марк не унывал: он заинтересовался работой матери, которая вела драмкружки, и стал посещать занятия. Побывав на спектакле в Театре кукол Образцова, мальчик проникся любовью к профессии артиста и записался в театральный коллектив в доме пионеров, который посещал вместе с Андреем Тарковским.
После школы Марка Анатольевича ждал мучительный выбор профессии. Он хотел поступить в Военно-инженерную академию, но путь туда ему был заказан из-за судимости отца по 58-й, «политической» статье. В МИСИ не прошёл по конкурсу. И тогда мать сказала Марку:
«От судьбы не уйдёшь, и путь у тебя один — в актёры».
Однако в Школе-студии МХАТ его «забраковали». Но Галина Сергеевна взяла подготовку сына в свои руки: с её голоса он разучил «Песню о купце Калашникове» и отрывок из Гоголя. А затем подал документы в ГИТИС. Экзамены Марк Анатольевич успешно сдал.
После учёбы он по распределению оказался в пермском театре, затем вернулся в Москву, где с 1973 года был бессменным руководителем «Ленкома». Его постановки, самая знаменитая из которых «Юнона и Авось», собирали зрителей со всей огромной страны.
Его дебютом в кино стали легендарные «12 стульев», где главную роль сыграл Андрей Миронов. Не менее культовыми являются «Формула любви», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен».
Поклонники Марка Захарова знают, что в свои фильмы он приглашал актёров, с которыми был хорошо знаком по театру, — Олега Янковского, Евгения Леонова, Ирину Купченко, Семёна Фараду, Николая Караченцева. Александр Абдулов для режиссёра вообще был сродни счастливому талисману.
Увы, многие из них ушли раньше своего руководителя. Теперь вот настал и его час...
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,